Управление дебиторской задолженностью. Анализ и оценка дебиторской задолженности
Дебиторская задолженность – сумма долгов, причитающихся предприятию, фирме, компании со стороны других предприятий, фирм, компаний, а также граждан, являющихся их должниками, дебиторами.
Дебиторская задолженность является обязательным элементом функционирования любого предприятия. Любая продажа, которую организация осуществляет в кредит, создает возникновение дебиторской задолженности. Величина дебиторской задолженности зависит от объема реализации в кредит и от срока, на который этот кредит предоставляется; при этом любое увеличение дебиторской задолженности должно быть каким либо способом профинансировано. Существует, например, финансирование дебиторской задолженности при помощи банковского кредита.
Управление дебиторской задолженностью на предприятии означает баланс между максимизацией продаж с помощью коммерческого кредитования и минимизацией риска возникновения просроченных или безнадежных долгов.
Типичные проблемы управления дебиторской задолженностью:
1. Не выстроена система коммерческого кредитования клиентов. Условия предоставления товарного кредита (кредитный лимит, длительность отсрочки, система скидок и надбавок) субъективны и не зависят от ценности клиента для компании.
2. Не проводится оценка кредитоспособности клиентов.
3. В финансовой отчетности нет достоверной и однозначной информации о сроках погашения дебиторской задолженности; соответственно невозможно оперативно отследить ни сумму просроченной задолженности, ни длительность просрочки по каждому клиенту.
4. Анализ оборачиваемости дебиторской задолженности либо не проводится вовсе, либо проводится в целом по группе клиентов, по направлению, по предприятию. Это приводит к размыванию просроченных долгов в общей массе задолженности и искажает фактическую ситуацию на предприятии.
5. Не регламентирована работа с просроченной дебиторской задолженностью.
6. Система мотивации не стимулирует контроль и сбор просроченной дебиторской задолженности.
Анализ дебиторской задолженности рекомендуется осуществлять в разрезах:
1. Общая сумма всей дебиторской задолженности в динамике (на конец января, февраля, марта и т.д.). Характеризует динамику общей суммы денежных средств, вложенных в данный вид актива.
2. Общая сумма всей просроченной дебиторской задолженности в динамике. Характеризует объем потенциального риска.
3. Оборачиваемость всей дебиторской задолженности в динамике. Характеризует эффективность использования данного вида актива в бизнесе.
Первый этап. Проводится общий анализ дебиторской задолженности и формируется общее представление о положении дел на предприятии.
Второй этап. Проводится детальный анализ. Выясняются причины возникновения сложившейся ситуации.
Третий этап. Разрабатывается конкретный план мероприятий, который берется на контроль (ответственные, сроки, результат).
Детальный анализ и контроль дебиторской задолженности осуществляется по:
типам клиентов,
по регионам,
по ответственным менеджерам,
по каждому клиенту.
При анализе дебиторская задолженность разделяется на нормальную и просроченную, с разбивкой по периодам (например, периоды до 30 дней, от 30 до 60 дней, свыше 60 дней).
Показатели оборачиваемости:
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности – показывает, сколько раз собирается дебиторская задолженность в течение отчетного периода.
Чем выше оборачиваемость, тем быстрее инкассируется дебиторская задолженность.
Если из всего объема реализации сложно выделить сумму реализации в кредит, то делается допущение, что все продажи осуществляются в кредит.
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности равен отношению реализации к дебиторской задолженности
Период сбора дебиторской задолженности – обозначает количество дней, в течение которых компания предоставляет товарный кредит. Слишком короткий период означает, что не охвачены покупатели из более рискованной группы.
Средний период сбора дебиторской задолженности равен отношению количества дней в году к коэффициенту оборачиваемости дебиторской задолженности.
Оценка дебиторской задолженности является процедурой, представляющей собой определение рыночной стоимости дебиторской задолженности на дату оценки. Она проводится с учетом сроков её появления, формирования, погашения, а также юридических оснований и прав, на основе которых данная задолженность образовалась, и обремененности задолженности штрафами и пеней в различных случаях.
Оценка дебиторской задолженности проводится в следующих случаях:
· При изучении финансовой эффективности компании;
· При переуступке дебиторской задолженности;
· При обращении в суд для разрешения имущественных споров, конфликтов и взыскания имущества с должника.
В ходе оценки дебиторской задолженности изучается финансовое состояние дебитора, права требования, по которому она сформирована, сроки погашения, и, если таковая есть, просрочка, а также наличие обеспечения исполнения денежного обязательства и потенциальный спрос на рассматриваемую дебиторскую задолженность.
Также оценка дебиторской задолженности учитывает, что при достижении задолженности 30% размера от реальных активов, она начинает существенно влиять на формирование и дальнейшее состояние показателей экономической деятельности компании, а также на определение рыночной стоимости бизнеса, акций и отдельных активов компании.
Еще нужно отметить, что дебиторская задолженность не является товаром, и поэтому не может свободно распространяться на рынке. Продаваться она может только в случае уступок прав требования, а стоимость у данного фактора появляется только после появления потребительской стоимости. Она определяется на основании документов, по которым подтверждается дебиторская задолженность, описываются её основные свойства и суммы, права требования и обязательства.
13. Кредиторская задолженность: понятие, виды, типы.
Кредиторская задолженность - задолженность организации другим организациям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, в том числе собственным работникам, образовавшаяся при расчетах за приобретаемые материально-производственные запасы, работы и услуги, при расчетах с бюджетом, а также при расчетах по оплате труда.
Ответственность, предусмотренная за уклонение от возврата кредиторской задолженности, регулируется законодательными актами страны.
Выделяют такие виды кредиторской задолженности, как задолженность перед персоналом организации; перед налоговой инспекцией; перед внебюджетными фондами; перед прочими кредиторами, поставщиками и подрядчиками.
Кредиторская задолженность может быть и просроченной, то есть не соответствовать установленным нормам и приемлемой. Просроченная кредиторская задолженность возникает в случае отсутствия на расчетном счете предприятия финансовых средств или при отказе банка выдавать кредит для оплаты товарно-материальных ценностей.
Наличие кредиторской задолженности организации, предприятия значительно снижает показать ликвидности и платежеспособности при оценке финансового состояния предприятия.
14. Финансовый менеджер: ключевые компетенции, должностные обязанности.
Финансовый менеджер должен знать:
· Законодательные и нормативные правовые документы, определяющие требования к финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
· Состояние и перспективы развития финансовых рынков и рынков сбыта продукции (товаров, услуг, работ).
· Принципы организации финансовой работы на предприятии.
· Порядок составления финансовых планов, прогнозных балансов и бюджетов денежных средств, планов реализации продукции (товаров, услуг, работ), планов по прибыли.
· Систему финансовых инструментов, обеспечивающих управление финансовыми потоками.
· Основы управления собственным капиталом предприятия.
· Методы оценки финансовых активов, доходности и риска.
· Основы управления оборотным капиталом, модели формирования собственных оборотных средств.
· Принципы определения предпринимательского риска.
· Порядок краткосрочного и долгосрочного кредитования предприятия, привлечения инвестиций и заемных средств, использования собственных средств.
· Правила выпуска и процедуру приобретения ценных бумаг.
· Порядок распределения финансовых ресурсов, определения эффективности финансовых вложений.
· Принципы финансового контроля.
· Порядок и формы финансовых расчетов.
· Принципы и методы налогообложения.
· Способы уплаты налогов и сборов.
· Налоговую систему.
· Характеристику основных налогов и сборов РФ.
· Стандарты финансового учета и отчетности.
· Бухгалтерский учет.
· Средства вычислительной техники, телекоммуникаций и связи.
· Основы трудового законодательства.
Должностные обязанности.
Финансовый менеджер:
Управляет финансовыми средствами предприятия с целью получения прибыли.
Разрабатывает проекты перспективных и текущих финансовых планов, прогнозных балансов и бюджетов денежных средств.
Разрабатывает нормативы оборотных средств и проводит мероприятия по ускорению их оборачиваемости.
Разрабатывает мероприятия по управлению структурой капитала и определяет цену капитала.
Анализирует финансово-экономическое состояние предприятия и результаты его деятельности.
Проводит мероприятия, направленные на обеспечение платежеспособности предприятия, предупреждение образования и ликвидацию неиспользуемых материально-технических ресурсов, повышение рентабельности производства, увеличение прибыли, снижение издержек на производство и реализацию продукции (товаров), укрепление финансовой дисциплины.
Обеспечивает выполнение финансового плана и бюджета, плана по прибыли и другим финансовым показателям.
Разрабатывает методы регулирования финансовых результатов производственной деятельности предприятия (определение оптимальных вариантов формирования элементов себестоимости производства, распределения затрат, ценообразования, пр.).
Управляет активами предприятия (финансирование текущей производственной деятельности; инвестиции, направляемые предприятием на техническое развитие (реконструкцию, обновление и ремонт оборудования, выпуск новых видов продукции, строительство зданий и сооружений, пр.); финансовые инвестиции (приобретение ценных бумаг, создание дочерних предприятий, пр.); маневрирование временно свободными денежными средствами; реорганизация, ликвидация, реализация отдельных объектов имущественного комплекса предприятия).
Определяет источники финансирования производственно-хозяйственной деятельности предприятия (бюджетное финансирование; краткосрочное и долгосрочное кредитование; выпуск и приобретение ценных бумаг; лизинговое финансирование; привлечение заемных и использование собственных средств, пр.), анализирует возможности их использования и разрабатывает схемы их использования.
Визирует предложения о размещении средств, получении кредитов, использовании иных источников финансирования и представляет их на рассмотрение руководителю предприятия.
Устанавливает деловые связи с коммерческими банками и другими кредитными учреждениями, лизинговыми компаниями, другими организациями.
Обеспечивает целевое использование собственных и заемных средств.
Подготавливает банковские документы на все виды платежей по обязательствам предприятия.
Осуществляет инвестиционную политику предприятия и управления активами предприятия, определяет оптимальную их структуру, подготавливает предложения по замене, ликвидации активов, управляет портфелем ценных бумаг.
Проводит анализ и оценку эффективности финансовых вложений.
Обеспечивает:
· своевременное поступление доходов;
· оформление в установленные сроки финансово-расчетных и банковских операций;
· оплату счетов поставщиков и подрядчиков;
· погашение займов;
· выплату процентов, заработной платы рабочим и служащим;
Обеспечивает оперативное финансирование, выполнение расчетных и платежных обязательств, своевременное отражение происходящих изменений в платежеспособности предприятия, отслеживает состояние собственных средств.
Проводит расчеты прибыли от реализации выпускаемой продукции, использования основных средств, а также проведения операций, непосредственно не связанных с основной деятельностью предприятия.
Принимает решения о распределении прибыли по следующим направлениям: финансирование производства, исходя из производственных планов; выплата дивидендов; выплата заработной платы; погашение задолженности, в т.ч. в государственный бюджет; реализация социальных программ; пр.
Проводит работу по: расчетам налогов на прибыль и иных налогов; планированию и управлению минимизацией налогов; перечислению налогов и сборов в государственные и местные бюджеты, в государственные внебюджетные социальные фонды.
Анализирует исполнение смет, оперативную и бухгалтерскую отчетность по финансовой деятельности предприятия.
Осуществляет контроль за:
· выполнением планов производства и реализации продукции (товаров);
· прекращением производства продукции, не имеющей сбыта;
· правильным расходованием денежных средств.
Организует учет движения финансовых средств и подготавливает отчеты для руководителя предприятия (коллективного органа правления, общего собрания учредителей (акционеров)) по проблемам финансирования, администрирования и другим финансовым вопросам.
Обеспечивает правильность составления отчетной документации и достоверность информации, содержащейся в ней.
Выполняет функцию координатора и советника руководителя предприятия по финансовым вопросам.
15. Финансовые решения: понятие, технология принятия, условия реализации.
Финансовые решения – это решения, имеющие отношение к денежным обязательствам и акционерному капиталу компании (например, решение о выпуске облигаций).
Любой процесс принятия финансового решения должен включать следующие шесть этапов:
Этап 1: Формулирование цели.
Тому, кто принимает решение, следует ясно представлять себе, какого именно результата он хочет достичь.
Этап 2: Определение возможных направлений действий.
Необходимо осознать возможные направления действий. При этом следует учитывать все ограничения свободы действий, накладываемые законом или другими силами, не подконтрольными лицу, принимающему решение. Чтобы принимать обоснованные решения, необходимо постоянно изыскивать возможности, позволяющие наилучшим образом достичь поставленных целей. В контексте финансов бизнеса это означает выявление новых объектов для инвестирования, а также средств, необходимых для того, чтобы их профинансировать. Такие возможности не всегда очевидны, и компаниям следует постоянно их искать. Компания, не делающая этого, почти наверняка придет в упадок, а благоприятные возможности будут использованы более передовыми конкурентами.
Этап 3: Сбор данных, относящихся к принятию решения.
Необходимо рассмотреть каждое из возможных направлений действий и выявить относящуюся к нему информацию. Не все данные о конкретном способе действий важны.
Этап 4: Оценка данных и выработка решения.
На этом этапе сравнивают существующие возможности, используя существенные данные таким образом, чтобы выделить то направление действий, которое будет наилучшим для достижения поставленных целей.
Этап 5: Осуществление принятого решения.
Бессмысленно тратить время и преодолевать трудности, принимая эффективное решение, если не предпринять действий по обеспечению его реализации. Такие действия не ограничиваются необходимыми мерами по вступлению в силу принятого решения, но включают контроль над ним на протяжении всего его цикла жизни. Должны быть предприняты шаги, которые гарантируют или будут стремиться гарантировать осуществление запланированных мер.
Этап 6: Мониторинг результатов принятия решения.
Принятие эффективного решения требует тщательного мониторинга результатов предыдущих решений. В широком смысле это объясняется двумя причинами:
· Полезно оценить надежность прогнозов, на основе которых принималось решение. Если прогноз оказался неудачным, то лица, принимающие решения, должны задуматься о том, можно ли повысить его надежность, используя различные методы и базы данных. Несомненно, поздно улучшать уже принятое и осуществленное решение, но такая практика позволит в будущем повысить качество принимаемых решений.
· Если решение на практике оказалось плохим по той или иной причине, в том числе из-за непредвиденных изменений рыночной среды, мониторинг должен это показать; в результате могут быть рассмотрены изменения, способные улучшить положение вещей. Это не означает, что первоначальное решение будет отменено. К сожалению, мы не можем изменить прошлое, но нередко можем предпринять шаги, ограничивающие отрицательный эффект принятия неэффективного решения.
На практике большая часть процесса мониторинга финансовых решений осуществляется с помощью системы бухгалтерского учета, в частности, посредством рутинных процедур контроля бюджета.
16. Финансовые риски: определение и классификация. Сущность и задачи управления финансовыми рисками.
Финансовые риски – это риски, возникающие вследствие деятельности на финансовых рынках.
Банк России предлагает следующую классификацию финансовых рисков:
· кредитный риск;
· страновой риск;
· рыночный риск;
· процентный риск (в других документах Банка России включаемый в состав рыночных рисков);
· риск потери ликвидности;
· операционный риск;
· правовой риск;
· риск потери репутации;
· риски неправомерных и некомпетентных решений работников банка.
Управление финансовыми рисками предприятия представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации рисковых финансовых решений, обеспечивающих всестороннюю оценку различных видов финансовых рисков и нейтрализацию их возможных негативных финансовых последствий.
Основные задачи управления финансовыми рисками, направленные на реализацию его главной цели:
· Выявление сфер повышенного риска финансовой деятельности предприятия, генерирующих угрозу его финансовой безопасности.
· Всесторонняя объективная оценка вероятности наступления отдельных рисковых событий и связанных с ними возможных финансовых потерь.
· Обеспечение минимизации уровня финансового риска по отношению к предусматриваемому уровню доходности финансовых операций.
· Обеспечение минимизации возможных финансовых потерь предприятия при наступлении рискового события.
17. Методы снижения финансовых рисков: диверсификация, страхование, хеджирование.
Диверсификация представляет собой процесс распределения капитала между различными объектами вложения, которые непосредственно не связаны между собой.
Диверсификация позволяет избежать части риска при распределении капитала между разнообразными видами деятельности. Например, приобретение инвестором акций пяти разных акционерных обществ вместо акций одного общества увеличивает вероятность получения им среднего дохода в пять раз и соответственно в пять раз снижает степень риска. Диверсификация является наиболее обоснованным и относительно менее издержкоемким способом снижения степени финансового риска.
Диверсификация позволяет снижать отдельные виды финансовых рисков: кредитный, депозитный, инвестиционный, валютный.
Основные виды диверсификации, используемые для снижения финансовых рисков:
· диверсификация финансовой деятельности фирмы;
· диверсификация портфеля ценных бумаг;
· диверсификация программы реальных инвестиций, осуществляемых фирмой;
· диверсификация покупателей;
· диверсификация депозитного портфеля фирмы;
· диверсификация валютной корзины;
· диверсификация финансового рынка.
Диверсификация финансовой деятельности фирмы, которая предусматривает использование альтернативных возможностей получения дохода от различных финансовых операций, непосредственно не связанных друг с другом. В таком случае, если в результате непредвиденных событий одна из финансовых операций окажется убыточной, другие операции будут приносить прибыль.
Диверсификация портфеля ценных бумаг, которая позволяет снижать инвестиционные риски, не уменьшая при этом уровень доходности инвестиционного портфеля.
Диверсификация программы реального инвестирования. В области формирования реального инвестиционного портфеля фирме рекомендуется отдавать предпочтение программам реализации нескольких проектов, относительно небольшой капиталоемкости, перед программами, состоящими из единственного крупного инвестиционного проекта.
Диверсификация покупателей товаров (работ, услуг) фирмы, которая направлена на снижение кредитного риска, возникающего при коммерческом кредитовании.
Диверсификация валютной корзины фирмы, которая предусматривает выбор нескольких видов валют в процессе осуществления фирмой внешнеэкономических операций, что дает возможность минимизировать валютные риски.
Диверсификация финансового рынка, которая предусматривает организацию работ одновременно на нескольких сегментах финансового рынка. Неудача на одном из них может быть компенсирована успехами на других.
Диверсификация – это рассеивание инвестиционного риска. Однако она не может свести инвестиционный риск до нуля. Это связано с тем, что на предпринимательство и инвестиционную деятельность хозяйствующего субъекта оказывают влияние внешние факторы, которые не связаны с выбором конкретных объектов вложения капитала, и, следовательно, на них не влияет диверсификация.
Внешние факторы затрагивают весь финансовый рынок, т.е. они влияют на финансовую деятельность всех инвестиционных институтов, банков, финансовых компаний, а не на отдельные хозяйствующие субъекты. К внешним факторам относятся процессы, происходящие в экономике страны в целом, военные действия, гражданские волнения, инфляция и дефляция, изменение процентных ставок по депозитам, кредитам в коммерческих банках, и т.д. Риск, обусловленный этими процессами, нельзя уменьшить с помощью диверсификации.
Таким образом, риск состоит из двух частей: диверсифицируемого и недиверсифицируемого риска.
Диверсифицируемый риск, называемый еще несистематическим, может быть устранен путем его рассеивания, т.е. диверсификации.
Недиверсифицируемый риск, называемый еще систематическим, не может быть уменьшен диверсификацией.
Причем исследования показывают, что расширение объектов вложения капитала, т.е. рассеивания риска, позволяет легко и значительно уменьшить объем риска. Поэтому основное внимание следует уделить уменьшению степени недиверсифицируемого риска.
Страхование финансовых рисков представляет собой защиту имущественных интересов предприятия при наступлении страхового события (страхового случая) специальными страховыми компаниями (страховщиками) за счет денежных фондов, формируемых ими путем получения от страхователей страховых премий (страховых взносов).
В процессе страхования предприятию обеспечивается страховая защита по всем основным видам его финансовых рисков - как систематических, так и несистематических. При этом объем возмещения негативных последствий финансовых рисков страховщиками не ограничивается - он определяется реальной стоимостью объекта страхования (размером страховой его оценки), страховой суммы и размером уплачиваемой страховой премии.
Хеджирование – техника страхования от риска убытков из-за неблагоприятного изменения процентных ставок, валютных курсов, цены товара путем использования срочных сделок. Вместо страхования предпринимательского риска у страховщика с уплатой страхового взноса участник рынка (хеджер) одновременно с прямой сделкой заключает противоположную (обратную) сделку на равную сумму. Продавец покупает фьючерсные контракты на тех же условиях, что и сделка на продажу. Покупатель товара с поставкой в будущем продает фьючерсные контракты. По истечении срока сделки продавец продает купленные контракты, а покупатель их выкупает. Если продавец потеряет (на прямой сделке) от изменения цен в сторону повышения, то он выиграет как покупатель фьючерсов (хеджирование покупкой - длинный хедж), а покупатель соответственно выигрывает при снижении цен (хеджирование продажей - короткий хедж).
Хеджирование страхование цены товара от риска, либо нежелательного для продавца падения, либо невыгодного покупателю увеличения путем создания встречных валютных, коммерческих, кредитных и иных требований и обязательств.
Рассмотрим наиболее распространенные приемы хеджирования.
1. Форвардный контракт – соглашение о купле-продаже товара или финансового инструмента с поставкой и расчетом в будущем.
2. Фьючерсный контракт (фьючерс) – вид ценных бумаг, нацеленный на получение выигрыша от изменения цен, привязанный к конкретному месяцу исполнения, свободно обращающийся на фондовом рынке.
3. Своп (обмен) – договор между двумя субъектами по обмену обязательствами или активами с целью улучшения их структуры, снижения рисков и издержек. Суть его состоит в том, что стороны перечисляют друг другу лишь разницу процентных ставок от оговоренной суммы, называемой основной.
4. Опцион – контракт, заключенный между двумя сторонами, одна из которых выписывает и продает опцион, а вторая приобретает его и получает тем самым право в течение оговоренного в условиях опциона срока:
1) исполнить контракт, т.е. либо купить по фиксированной цене определенное количество базисных активов у лица, выписавшего опцион (опцион на покупку), либо продать их ему (опцион на продажу);
2) отказаться от исполнения контракта;
3) продать контракт другому лицу до истечения срока его действия.
Операция РЕПО – договор о заимствовании ценных бумаг под гарантию денежных средств или о заимствовании средств под ценные бумаги; иногда его называют также договором об обратном выкупе ценных бумаг. Прямая операция РЕПО предусматривает, что одна из сторон продает другой пакет ценных бумаг с обязательством купить его обратно по заранее оговоренной цене. Обратная покупка осуществляется по цене, превышающей первоначальную цену.
18. Финансовое планирование (стратегическое, долгосрочное, краткосрочное) и финансовое прогнозирование.
Финансовое планирование – это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.
Стратегическое финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, является главной формой реализации целей предприятия. Охватывает период 3–5 лет. Период от 1 года до 3 лет носит условный характер, так как зависит от экономической стабильности и возможности прогнозирования объемов финансовых ресурсов и направлений их использования. В рамках стратегического планирования определяются долгосрочные ориентиры развития и цели предприятия, долгосрочный курс действий по достижению цели и распределению ресурсов. Ведется поиск альтернативных вариантов, осуществляется выбор лучшего, и на его основе стоится стратегия предприятия.
Долгосрочное финансовое планирование является планированием «осуществления». Охватывает период 1–2 года. Основывается на разработанной финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовой деятельности. Данный вид финансового планирования заключается в разработке конкретных видов текущих финансовых планов, которые дают возможность предприятию определить на предстоящий период все источники финансирования ее развития, сформировать структуру ее доходов и затрат, обеспечить ее постоянную платежеспособность, а также определить структуру ее активов и капитала предприятия на конец планируемого периода.
Результатом текущего финансового планирования является разработка трех основных документов: плана движения денежных средств; плана отчета о прибылях и убытках; плана бухгалтерского баланса.
Основной целью построения этих документов является оценка финансового положения предприятия на конец планируемого периода. Текущий финансовый план составляется на период, равный 1 году. Это объясняется тем, что за 1 год в основном выравниваются сезонные колебания конъюнктуры рынка. Годовой финансовый план разбивают поквартально или помесячно, поскольку в течение года потребность в денежных средствах может меняться и в каком-то квартале (месяце) может оказаться недостаток финансовых ресурсов.
Краткосрочное (оперативное) финансовое планирование дополняет долгосрочное, оно необходимо в целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов. Финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите.
Финансовое прогнозирование представляет собой исследование конкретных перспектив развития финансов субъектов хозяйствования и субъектов власти в будущем, научно обоснованное предположение об объемах и направлениях использования финансовых ресурсов на перспективу. Финансовое прогнозирование выявляет ожидаемую в перспективе картину состояния финансовых ресурсов и потребности в них, возможные варианты осуществления финансовой деятельности и представляет собой предпосылку для финансового планирования. К основной цели финансового прогнозирования, осуществляемого для научного обоснования показателей финансовых планов и способствующего выработке концепции развития финансов на прогнозируемый период, можно отнести оценку предполагаемого объема финансовых ресурсов и определение предпочтительных вариантов финансового обеспечения деятельности субъектов хозяйствования, органов государственной власти и местного самоуправления.