Принципы поиска и методы подсчета экономических резервов
В теории и практике выделяют следующие принципы поискарезервов:
1. Научный характер поиска резервов.
2. Комплексное и системное изучение, выявление и внедрение экономических резервов.
3. Планомерность и систематичность выявления и внедрения экономических резервов.
4. Выделение «ведущих звеньев», т.е. при определении направлений поиска и внедрении резервов необходимо выделять вопросы, требующие максимального внимания.
5. Предотвращение повторного счета при расчете влияния выявленных резервов на эффективность производства. Например, зачастую при подсчете резервов снижения себестоимости единицы продукции допускают их повторный счет, когда отдельно определяют резервы за счет увеличения объемов производства и за счет недопущения перерасхода средств по каждой статье, т.е. без учета воздействия первого фактора на второй. Известно, что с увеличением объема производства пропорционально увеличиваются только суммы условно-переменных затрат, величина же условно-постоянных не меняется. Поэтому величина отдельных статей затрат на единицу продукции может уменьшаться. Если данный факт не учитывать, то величина резервов снижения себестоимости продукции будет завышена.
6. Обеспеченность резервов необходимыми ресурсами (материальными, финансовыми, трудовыми). Резервы никогда не будут внедрены в производство, если они не имеют базу.
7. Эффективность резервов, т.е. затраты на внедрение выявленных резервов должны окупаться.
Методы подсчета резервов зависят от характера резервов (от того, к какой классификационной группе они принадлежат) и включают использование всех известных способов факторного анализа (метод цепных подстановок, корреляционно-регрессионного анализа и др.). Рассмотрим их применение на конкретных примерах.
1. Способ прямого счетаприменяют в тех случаях, когда известна величина дополнительного привлечения или величина потерь ресурсов. Резерв увеличения выпуска продукции (Р ВП) определяют: дополнительное количество ресурсов (величина потерь ресурсов по вине предприятия) делить на плановую или возможную норму их расхода на единицу продукции.
Пример: по сравнению с пошлым годом дополнительно планируется закупить 600 т сырья, для производства единицы продукции требуется по норме 20 кг сырья.
Решение: дополнительно будет получено 30000 ед. продукции (600 т / 20 кг).
Данный результат можно получить, используя второй вариант расчета, — через материалоотдачу, когда дополнительное количество ресурсов умножают на плановую (возможную) ресурсоотдачу (фондоотдачу, производительность труда и др.). По исходным данным материалоотдача составит 50 ед. (1 т / 20 кг), а значит, дополнительный объем производства составит 30 000ед. (600т х 50ед).
2. Способ сравненияприменяют, когда потери ресурсов или возможную их экономию определяют в сравнении с плановым или нормативным значениями. Методика расчета: сверхплановый расход ресурсов на единицу продукции умножают на фактический объем ее производства и делят на плановую норму расхода.
Пример: для получения единицы продукции фактически затрачено 22 кг сырья при норме расхода 20 кг, фактический объем производства составил 40 000 ед.
Решение: перерасход ресурсов на единицу продукции составляет 2 кг (22 – 20), а на весь объем производства – 80 т (2 кг х 40 000 ед.), дополнительный объем производства составит 4000 ед. (80 000 кг : 20 кг).
Другой вариант расчета: количество перерасходованного сырья умножить на плановую ресурсоотдачу: 80 т х 50 = 4000 ед.
3. Способы детерминированного факторного анализа(цепной подстановки, интегральный метод, абсолютных и относительных разниц).
Пример 1. Способ абсолютных разниц — определить резерв роста выручки, если цена реализации увеличится на 30 руб. при объеме продаж в 20000 ед.
Решение: стоимость товарной продукции возрастет на 60 тыс. руб. (30 руб. х 20 000 ед.).
Пример 2. Способ цепных подстановок. Определить, как изменится коэффициент текучести кадров (Кт). если число уволенных по собственному желанию (Усж) возрастет на 5 чел. Исходные данные: число уволенных по собственному желанию 25 чел., за нарушение трудовой дисциплины (Утд) — 3 чел., среднегодовая численность работников (КР) — 500 чел.
Решение:
Кт = (Усж + Утд)/КР;
Ктпл = (25 + 3)/500 = 0,056;
Ктусл1 = (Усжф + Утдпл) / КРпл — (30 + 3) / 500 = 0,066;
ΔКтусж = Кт усл1 - Ктпл = 0,066 - 0,056 = 0,01.
4. Корреляционно-регрессионный анализ(в частности, множественная и парная корреляция). Значение перед «X» показывает прирост (снижение) результативного показателя при изменении фактора на единицу.
Пример: Насколько увеличится прибыль от продажи продукции (у), если доля продажи рентабельной продукции (х1) увеличится на 4 %, а доля коммерческих расходов в обшей сумме затрат (х2 ) — на 2%.
Корреляционная модель: у = 0,8 + 2,4 х1 — 3,5 х2,
Решение: у = 0,8 + 2,4 х 4 — 3,5 х 2 = 3,4 тыс. руб.
Ответ. В результате воздействия перечисленных факторов величина прибыли возрастет на 3,4 тыс. руб.
5. Расчетно-конструктивный метод— составление модели исходя из известных выявленных реальных экономических резервов.
Пример. Рассчитать резерв роста годовой производительности труда (ГП) при следующих исходных данных: фактический объем производства (ВП) — 2000 тыс. руб., затраты труда (ЗТ) — 500 чел.-ч. Планируется увеличить валовое производство (Р ВП) на сумму 200 тыс. руб. за счет:
· обновления основных средств, приводящего к сокращению затрат труда (P ЗТ) на 50 чел.-ч;
· дополнительного привлечения работников, увеличивающего затраты труда (ДЗТ) на 30 чел.-ч.
Решение:
Р ГП = ГПв-ГПф,
ГПв = (ВПф+Р ВП) /(ЗТф- Р ЗТ+ДЗТ),
ГПф= ВПф/ЗТф.
Р ГП = (2000 + 200) / (500 -50 + 30) - 2000 / 500 = = 4583 - 4000 = 583 руб.
Ответ. Годовая производительность труда под воздействием планируемых изменений возрастет на 583 руб., т.е. каждый работник фирмы обеспечит дополнительный выход товара на указанную сумму.
Для подсчета экономических резервов могут быть использованы и другие способы, в том числе методы экономико-математического программирования, функционально-стоимостный анализ, экстраполяции.
Резервы считают экономически обоснованными, если будут подкреплены комплексом мероприятий по их реализации.
Контрольные вопросы
1. В чем заключается экономическая сущность хозяйственных резервов?
2. По каким признакам классифицируют хозяйственные резервы?
3. Приведите примеры внутрихозяйственных, отраслевых и региональных экономических резервов.
4. В чем отличие между текущими и перспективными резервами?
5. Приведите примеры экономических резервов по стадиям жизненного цикла товара.
6. Резервы какой стадии жизненного цикла товара позволяют предупредить экономические потери?
7. Перечислите принципы поиска экономических резервов.
8. Какие методы могут быть использованы при подсчете экономических резервов?
9. Раскройте сущность и методику расчета способов прямого счета и сравнения. Приведите примеры.
10. Покажите применение корреляционно-регрессионного анализа при подсчете хозяйственных резервов фирмы.
11. Раскройте сущность и приведите пример расчетно-конструктивного метода подсчета экономических резервов.
12. В чем различие формального и неформального подхода поиска резервов?