Расходы консолидированного бюджета Республики Беларусь на социальную политику, млрд руб

Структура социальной политики Год
% %
Социальная защита 518,8 641,5 12,9 1071,6 2857, 9 17,9
Пенсионное обеспечение 1283,1 1585,2 31,9 2198,7 5991,0 37,5
Помощь семьям, воспитывающим детей 1,0 1,0 0.02 1,3 4, 7 0,02
Молодежная политика 15,7 13,8 0,3 18,3 52, 4 0,3
Содействие занятости населения 113,4 106,6 2,1 112,9 238, 5 1,5
Помощь в обеспечении жильем 1453,1 1911,3 38,5 3268,7 3453, 5 21,6
Другие вопросы в области социальной политики 669,8 709,5 14,3 928,1 3387, 2 21,2
Итого: 4054,9 4968,9 7599,6 15985,2

Расходы консолидированного бюджета Республики Беларусь на социальную политику (без ФСЗН),%

Показатель Год  
                 
Расходы на социальную политику:
% ВВП 2,70 2,76 2,55 2,96 3,05 2,77 2,47 2,56 2,26
% к объему расходов бюджета 5,75 5,54 6,46 8,20 9,38 9,57 8,39 8,15 7,76
                     

Расходы но подразделу 01 «Социальная защита» составили 17,9 % общего объема затрат. Эти средства направлялись на содержание:

• государственных детских домов, детских деревень и городков, детских социальных приютов;

• домов-интернатов для престарелых и инвалидов;

• домов-интернатов для детей-инвалидов;

• территориальных центров социального обслуживания населения;

• специальных домов-интернатов для престарелых и инвалидов;

• специальных домов для ветеранов, престарелых и инвалидов.

На подраздел 02 «Пенсионное обеспечение» приходится долее трети всех расходов на социальную политику, причем они полностью финансируются из республиканского бюджета.

Ассигнования из республиканского бюджета имеют строго целевую назначение и предполагают следующие страховые выплаты:

• Социальные пенсии;

• Пенсии военнослужащим срочной службы и членам их семей;

• Частичную компенсацию выплаты пенсий за особые заслуги перед Республикой Беларусь;

• Частичную компенсацию выплаты пенсий за выслугу лет работникам государственного аппарата;

• Компенсацию 50% расходов на выплату пособий семьям, воспитывающим детей от 3 до 16 (18) лет.

По подразделу 03 «Помощь семьям, воспитывающим детей» учитывается финансирование мероприятий по поддержке семей с детьми, улучшению положения женщин-матерей, укреплению их социальной защиты. Система социальных пособий, гарантий и льгот семьям, воспитывающим детей, в Республике Беларусь признана одной из самых эффективных среди стран СНГ.

Значимой формой социальной поддержки семей с малолетними детьми является обеспечение бесплатным питанием детей первых двух лет жизни. При рождении тройни и более детей бесплатное питание предоставляется независимо от совокупного дохода семьи. Такие семьи также имеют право на бесплатную услугу няни до исполнения детям трех лет. Малообеспеченные семьи, воспитывающие несовершеннолет­них детей, получают адресную социальную помощь в виде ежеме­сячного или единовременного пособия. В системе материальной помощи семьям с детьми государство также использует льготы по налогообложению, оплате содержания детей в детских дошкольных учреждениях, оплате учебников и учебных пособий, удешевлению питания школьников, устанавли­вает надбавки к пособиям по безработице.

Финансирование мероприятий по подразделу 04 «Молодежная политика» осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, а также из иных источников, не запре­щенных законодательством .Почти 80 % расходов на молодеж­ную политику финансируются из республиканского бюджета. Среди других источников — специальные фонды, в том числе по под­держке талантливой и одаренной молодежи.

По подразделу 05 «Содействие занятости населения» отражают расходы в связи с трудоустройством граждан, созданием служб занятости. Программа предусматривала решение следующих задач:

• содействие нанимателям в структурной перестройке эконо­мики и повышение эффективности занятости населения на основе модернизации и обновления рабочих мест;

• вовлечение в экономическую деятельность незанятых граж­дан;

• интеграцию целевых групп населения, нуждающихся в соци­альной поддержке, в трудовую сферу;

• обеспечение занятости населения в малых городах и районах с устойчиво высоким уровнем безработицы, в сельской местности;

• закрепление уровня регистрируемой безработицы в 2011 г. в пределах 1,2—1,5 % численности экономически активного насе­ления.

Наряду со средствами бюджета источником финансирования запланированных мероприятий стали средства ФСЗН.

Государственным органам, ведающим вопросами труда, заня­тости и социальной защиты населения, вменялось в обязанность:

• содействие нанимателям в структурной перестройке органи­заций;

• обеспечение условий для трудоустройства работников, высво­бождаемых в связи с реструктуризацией производств, за счет созда­ния рабочих мест и развития малого предпринимательства;

• осуществление опережающих мер по профессиональной пере­подготовке работников, находящихся под угрозой увольнения.

По подразделу 06 «Помощь в обеспечении жильем» отражает­ся предоставление льготных кредитов для граждан в рамках про­граммы льготного кредитования строительства жилья, в которой участвуют крупнейшие банки Беларуси.

Социальное обеспечение — процесс осуществления социальной защиты населения, основанный на системе материальной поддерж­ки граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации вслед­ствие старости, инвалидности, потери кормильца и по другим при­чинам, признанным законодательством.

Социальное страхование — установленная, контролируемая гарантированная государством система обеспечения, поддержки престарелых, нетрудоспособных граждан за счет государственного целевого внебюджетного Фонда социальной защиты населения.

Социальная помощь реализуется в виде выплаты социальных пособий за счет бюджетных средств нетрудоспособным гражданам и лицам, имеющим на иждивении детей. При этом размер выплат зависит от доходов малообеспеченных семей и учитывает такой критерий, как установленный в государстве бюджет прожиточного минимума (БПМ).

Важное место в системе социальной защиты каждого государства занимает социальное обслуживание, направленное на поддержание жизнедеятельности людей, не способных удовлетворять свои повседневные потребности без посторонней помощи, а именно: детей; людей преклонного возраста; инвалидов; тяжелобольных; людей, находящихся в состоянии сильной депрессии; бездомных.

Причем социальное обслуживание одино­ких пожилых граждан и ветеранов организовано не по заявитель­ному, а по выявительному принципу.

Таким образом, государством осущест­вляется многовекторная социальная политика, обеспечивающая реальную социальную защиту граждан. Однако в условиях ограни­ченности финансовых ресурсов государству нелегко поддерживать все новые социальные программы и систему социального обеспече­ния. Следовательно, первостепенное значение приобретает поиск новых подходов к организации системы социальной защиты граж­дан, привлечение дополнительных источников финансирования.

Наши рекомендации