Страхование и внешнеторговый контракт.

Страхование позволяет осуществить защиту от различных убытков, связанных с транспортировкой груза, являющегося предметом купли-продажи по внешнеторговому контракту, и обеспечивает безопасность торговых сделок.

Внешнеторговые сделки являются основным видом операций по экспорту и импорту товаров и имеют ряд особенностей экономического и правового характера по сравнению со сделками, заключаемыми на внутренние поставки товаров. Международно-правовые нормы, регулирующие положение сторон внешнеторговой сделки, закрепляются в межгосударственных торговых договорах, соглашениях об экономическом сотрудничестве, международных актах и конвенциях. Так, при совершении внешнеторговых операций экспортерами и импортерами стран-участников должны учитываться положения Конвенции ООН «О договорах международной купли-продажи товаров» (Венская конвенция).

В условиях рыночных отношений внешнеторговые сделки осуществляются в договорной форме. Договоры оформляются в виде внешнеторгового контракта, определяющего права и обязанности сторон, а также их ответственность. Внешнеторговый контракт имеет ряд разделов, в том числе «Страхование». Существенными условиями раздела «Страхование» являются объект страхования, страховые риски, объем страховой ответственности.

Комплекс основных положений контракта, обязанностей импортеров и экспортеров, вытекающих из него, получил название базисных условий контракта, или базисных условий поставки. Возможные риски при осуществлении внешнеторговых сделок отражены в базисных условиях поставки товаров.

Базисные условия поставки товаров в договорах купли-продажи систематизированы Международной торговой палатой в справочном издании «Инкотермс - 2000» (публикация № 560).

Цель «Инкотермс - 2000» заключается в том, чтобы предоставить свод международных правил толкования наиболее распространенных торговых терминов в сфере внешней торговли. С момента их создания в 1936 г. они корректировались в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990, 2000 гг. За эти годы в правила вносились изменения и дополнения, учитывающие складывающую практику международной торговли. «Инкотермс - 2000» учитывает развитие зон беспошлинной торговли, возрастающее значение электронной связи в торговых сделках и изменения в практике перевозок.

Использование «Инкотермс - 2000» зависит от согласия участников контракта. Если условия сделки не совпадают с условиями «Инкотермс - 2000», предпочтение отдается положениям, зафиксированным в контракте.

В соответствии с Международными правилами «Инкотермс - 2000» определяются такие важные условия экспортно-импортной сделки, как момент перехода риска потери или повреждения товара и распределение затрат между продавцом и покупателем.

Базовые термины «Инкотермс - 2000» делятся на четыре группы. Группа Е «Отправление» - продавец предоставляет товар покупателю непосредственно в согласованном месте, обычно на предприятии.

Группа F «Основная перевозка не оплачена» - продавец обязуется предоставить товар в распоряжение перевозчика, который обеспечивается покупателем и указывается продавцу. Соответствующие данному условию договора называют договорами отгрузки. Группа С «Основная перевозка оплачена» - продавец обязуется заключить договор перевозки за свой счет, но без принятия на себя риска случайной гибели или повреждения товара, а также каких-либо дополнительных расходов после погрузки. Соответствующее условие данной группы должно сопровождаться указанием пункта, до которого продавец обязан оплатить транспортные расходы.

Группа D «Прибытие» - продавец несет все расходы и принимает на себя все виды рисков до момента доставки в страну назначения. Условия данной группы называют договорами прибытия (табл.1).

Таблица 1

Классификация базисных условий поставок товаров

Названия условий Вид транспорта
крат­кое на английском на русском языке  
Группа Е «Отправление»    
1 EXW Ex Works Франко-завод Любой вид
Группа F «Основная перевозка не оплачена»
FCA Free Carrier Франко-перевозчик Любой вид
FAS Free Alongside Ship Свободно вдоль борта судна Морской, внутренний водный
FOB Free On Board Свободно на борту Морской, внутренний водный
Группа С «Основная перевозка оплачена»
CFR Cost and Freight Стоимость и фрахт Морской, внутрен­ний водный
CIF Cost, Insurance and Freight Стоимость, страхо­вание и фрахт Морской, внутрен­ний водный
CPT Carriage Paid To Перевозка оплаче­на до Любой вид
CIP Carriage and Insur­ance Paid To Перевозка и страхо­вание оплачены до Любой вид
Группа D «Прибытие»
DAF DeUvered At Fron­tier Поставка на границе Любой вид
DES Delivered Ex Ship Поставка с судна Морской, внутренний водный
DEQ Delivered Ex Quay Поставка с пристани Морской, внутренний водный
DDU Delivered Duty Un­paid Поставка без опла­ты пошлины Любой вид
DDP Delivered Duty Paid Поставка с оплатой пошлины Любой вид

По способу перевозки грузов условия «Инкотермс — 2000» могут быть применимы:

· для всех видов транспорта (EXW, FCA, CPT, CIP, DAF, DDU, DDP);

· для морского и внутреннего водного транспорта (FAS, FOB, CFP, CIF, DES, DEQ).

Наиболее распространены четыре основных типа торговых сделок от риска морской перевозки, обозначаемых аббревиатурами: CIF, CFR, FOB и FAS.

По условию сделки CIF (Cost, Insurance and Freight) - «Стоимость, страхование и фрахт» продавец обязан заключить договор перевозки товаров, оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный порт назначения, застраховать груз, предоставить покупателю страховой полис или иное доказательство страхового покрытия.

По условиям сделки CFR (Cost and Freigh) - «Стоимость и фрахт» продавец должен заключить за свой счет договор морской перевозки до места назначения, указанного в контракте, и доставить груз на борт судна в пределах установленного срока, оплатить расходы и фрахт.

Сделки FOB (Free On Board) - «Франко-борт» получили свое название от английского выражения «свободно на борту». По условиям этого вида сделок продавец обязан погрузить товар на борт судна, нести риски потери или повреждения товара до момента перехода товара через поручни судна в порту отгрузки. Передача рисков покупателю происходит после того, как товар попадет на борт корабля в порту погрузки.

Условия сделки FAS (Free Alongside Ship) - «Свободно вдоль борта судна» предусматривают передачу рисков покупателю после того, как товар размещен вдоль борта судна, указанного покупателем в порту погрузки. Продавец обязан организовать доставку груза до порта, доставить груз вдоль борта судна, обозначенного покупателем, и уведомить покупателя в срок о доставке груза в указанное место. По условию FAS на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта.

Чтобы исключить возможные споры и претензии, правила «Инкотермс - 2000» фиксируют переход риска от продавца к покупателю. В некоторых случаях риск может перейти от продавца к покупателю еще до того, как продавец выполнил свои обязательства по поставке, если покупатель не выполнил зависящие от него действия, от которых зависит доставка товаров продавцом; произошло непринятие поставки покупателем.

Обязательства относительно страхования содержатся при поставке грузов на условиях CIP и CIF, которые требуют от продавца обеспечить страхование в пользу покупателя. Согласно данным условиям продавец должен застраховать товар и нести расходы по страхованию. В других случаях стороны сами решают, хотят ли они обеспечить страховое покрытие и в каком размере. Согласно оговоркам Института лондонских страховщиков страхование осуществляется с «минимальным покрытием» (условие С), со «средним покрытием» (согласно условию В) и с «наибольшим покрытием» (по условию А).

По условию CIP (Carriage and Insurance Paid) - «Перевозка и страхование оплачены до...» продавец обязан оплатить расходы, связанные с перевозкой товара до названного места назначения. Это значит, что на покупателя возлагаются все риски и любые дополнительные расходы, возникающие с момента такой поставки. Продавец заключает договор страхования и оплачивает страховую премию. От продавца требуется обеспечение страхования с минимальным покрытием в соответствии с правилами «Инкотермс - 2000». В случае если покупатель желает иметь страхование с большим покрытием, он должен либо специально договориться об этом с продавцом, либо сам принять меры по заключению дополнительного страхования.

В соответствии с Международными правилами «Инкотермс - 2000» страхование должно быть произведено у страховщика, пользующегося хорошей репутацией. При заключении внешнеторгового контракта стороны выбирают условия страхования в зависимости от способа транспортировки и вида товара с учетом распределения риска.

Контрольные вопросы.

1. Что представляет собой страхование внешнеэкономических рисков?

2. назовите виды страхования внешнеэкономической деятельности.

3. Какова нормативно-правовая база осуществления страхования внешнеэкономической деятельности?

4. В чем особенности страхования внешнеторговой деятельности?

5. Что является объектом страхования экспортных кредитов?

6. Какие риски включаются в покрытие по договорам страхования экспортных кредитов?

7. Какие факторы оказывают влияние на выбор метода страхования валютных рисков?

8. Что понимается под хеджированием?

9. В чем особенность страхования контейнеров?

10. В чем суть базисных условий поставки и каким образом отражены вопросы страхования во внешнеторговом контракте?

Тема 10. Организация работы страхового концерна ЗАО Страховая компания «AIG Россия»

Студент должен

знать:

- организацию работы ЗАО Страховая компания «AIG Россия»;

уметь:

- оформлять страховые договоры (полисы) ЗАО Страховая компания «AIG Россия» по различным видам страхования.

Из наиболее известных зарубежных страховщиков в России были представлены следующие American International Group (AIG, США), Allianz (ФРГ), AGF (Франция), Zurich Financial Services (Швейцария), Munich Re Group (ФРГ), Swiss Reinsurance (Швейцария).

Быстрый рост на российском страховом рынке демонстрирует страховая компания AIG, которая осуществляет свою деятельность в более чем 130 странах и юрисдикциях. Компании, входящие в «Америкэн интернэшнл групп», предоставляют своим клиентам - частным корпорациям, общественным организациям и физическим лицам - ши­рокий спектр услуг по страхованию имущества и ответственности, жизни и здоровья через крупную сеть офи­сов и представительств. В США компании AIG являются крупнейшими андеррайтерами в области коммерческого ипроизводственного страхования, а «AIG-Американ Дженерал» (AIG American General) является лидером по страхованию жизни. Компании группы AIG являются лидерами по предоставлению услуг в области пенсионных накоплений, финансовых услуг и управлению активами по всему миру. AIG предоставляет финансовые услуги в таких областях, как авиационный лизинг, финансовые продукты, управление инвестициями и ценными бумагами. В растущем международном потребительском кредитовании «Америкэн интернэшнл групп» лидирует компания «Америкам Дженерал Файнэнс» (American General Finance). AIG так -же ведет свои операции в области пенсионного страхования через такие компании, как AIG Sun America и AIG VALIC, и занимает лидирующие позиции в области управления активами для индивидуальных и групповых инвесторов с возможностью инвестирования в акции, инструменты с фиксированной доходностью, альтернативные инвестиционные инструменты и недвижимость.

В 1994 г. ЗАО «Страховая компания AIG Россия» получила лицензию на ведение операций в России и в 1997 г. начала операции по страхованию жизни под брендом AIG Life. Согласно правилам российского законодательства, требующего разделения рискового страхования и страхования жизни, в мае 2004 г. была зарегистрирована новая специализированная компания «Закрытое акционерное общество страховая и перестраховочная компания», которая занимается рисковым страхованием. «АИГ страховая и перестраховочная компания» входит в состав «Америкэн интернэшнл групп» и полностью принадлежит компании AIG Europe S.A. ЗАО «АИГ страховая и перестраховочная компания» имеет филиал в Санкт-Петербурге.

Компания предоставляет широкий спектр страховых продуктов, в том числе полисы страхования имущества и ответственности, полисы страхования от несчастных случаев и другие страховые продукты и услуги российским компаниям и частным лицам, а также иностранным компаниям в России. Основные продукты по страхованию включают в себя страхование имущества, гражданской ответственности, финансовых и энергетических рисков, грузов, автомобилей, имущества физических лиц, страхование от несчастных случаев, корпоративное страхование выезжающих за рубеж и перестрахование. «АИГ страховая и перестраховочная компания» оказывает страховые услуги крупнейшим и наиболее известным российским компаниям, а также целому ряду крупных иностранных и международных организации, действующих в России. «АИГ страховая и перестраховочная компания» связана с глобальной сетью AIG. Кроме того, «АИГ страховая и перестраховочная компания» заключает различные соглашения о совместном страховании и перестраховании с другими российскими страховыми компаниями, что позволяет ей предоставлять страхование больших и сложных рисков и обеспечивать своим клиентам и надежную и высокопрофессиональную страховую защиту. Несмотря на определенные успехи, необходимо отметить, что иностранными страховщиками бизнес в России расценивается как очень рисковый, и здесь не последнюю роль играет колоссальная бюрократическая машина, препятствующая иностранному инвестированию страховой бизнес России. И самое главное, необходимы модернизация страхового дела, сокращение издержек, повышение инвестиционной привлекательности, качества страховых продуктов, усиление конкурентоспособности. Все это является полем деятельности страховых компаний на перспективу и позволит совершенствовать российскую практику обеспечения финансовой устойчивости портфеля страховых услуг.

Контрольные вопросы.

1. Охарактеризуйте деятельность иностранных страховщиков на российском рынке.

2. Каковы перспективы развития страхового рынка России.

Литература.

1. Страхование. Теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит»/Н.Н. Никулина, С.В. Березина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 511 с.

2. Страхование: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»/Ю.Т. Ахвеледиани. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 543 с.

3. Теория и практика страхования. Учебное пособие- М.: Анкил, 2005 – с.704.

4. Страховое дело: Учебник для нач. проф. образования/Л.А. Орланюк-Малицкая, Л.О. Алексеев, В.В. Аленичев и др.; Под ред. Л.А. Орланюк-Малицкой. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 208 с.

5. Басаков М.И. Страхвоание: 100 экзаменационных ответов / Экспресс-справочник для студентов вузов. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 256 с.

Наши рекомендации