Тема. Финансы реального сектора экономики
Предприятие (организация) - это самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный (учрежденный) в соответствии с действующим законодательством для производства продукции, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. После государственной регистрации предприятие признается юридическим лицом и может участвовать в хозяйственном обороте. Имеет право заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством, отвечающей целям, предусмотренным в Уставе предприятия.
Оно обладает следующими признаками:
· предприятие должно иметь в своей собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество;
· предприятие отвечает своим имуществом по обязательствам, которые возникают у него во взаимоотношениях с кредиторами, в том числе и перед бюджетом;
· предприятие выступает в хозяйственном обороте от своего имени и имеет право заключать все виды гражданско-правовых договоров с юридическими и физическими лицами;
· предприятие имеет право быть истцом и ответчиком в суде;
· предприятие должно иметь самостоятельный баланс и своевременно представлять установленную государственными органами отчетность;
· предприятие должно иметь свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.
Разнообразные виды предприятий и организаций можно классифицировать по различным признакам.
1. По основному стимулу деятельности выделяют два вида организационных структур:
- коммерческие организации, основным стимулом которых является стремление к прибыли;
-некоммерческие организации, не ставящие цели получения прибыли.
2. По масштабности деятельности (размерам):
- корпоративные организации, характеризующие крупные многозвенные структуры, которые могут включать предприятия и организации как коммерческой, так и некоммерческой направленности, и различных сфер деятельности - производство товаров и услуг, торговая и финансовая деятельность;
- крупные самостоятельные предприятия и организации (фактически находятся на грани разделения в зависимости от масштабов, чтобы избежать негативного эффекта с позиции управления). Для современной рыночной экономики малохарактерное явление в отличие от советского периода с его так называемой «гигантоманией», когда создавались очень крупные предприятия, производящие узкий круг продукции;
- средние предприятия и организации, как правило, выросшие из небольших, стремящихся к расширению деятельности;
- малый бизнес (включая индивидуальное предпринимательство) и небольшие организации некоммерческого характера.
3. По назначению готовой продукции:
- производящие средства производства
- производящие предметы потребления;
4. По отраслевому признаку: промышленные предприятия, торговые, транспортные и другие.
5. По организационно-правовой форме и форме собственности:
- государственные и муниципальные унитарные предприятия находятся в государственной и муниципальной собственности (в условиях рыночной экономики образуются только в особо значимых для экономики или общества сферах деятельности);
- хозяйственные товарищества и общества составляют основу рыночной экономики и характеризуют распространение частной собственности;
-производственные, торговые и другие виды кооперативов представляют собой объединение граждан в целях организации определенной деятельности, образуются на паевой основе и находятся в коллективной собственности членов кооператива.
В Российской Федерации организация деятельности юридических лиц регулируется Гражданским кодексом, в который с сентября 2014 года внесены изменения.
Они затрагивают практически все стороны гражданского оборота, начиная с процедуры создания юридических лиц и заканчивая регулированием правоотношений в сфере интеллектуальной собственности.
Основные изменения касаются:
- общих правил о юридических лицах;
- классификации организаций;
- правил реорганизации и ликвидации;
- корпоративного управления.
НОВОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Юридическое лицо – это организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, а также может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и исполнять гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 ГК РФ)
В новой норме имущество стало обособленным, т.е. отдельным, не уточняется форма владения, пользования и распоряжения имуществом.
2. Исключено право фирмы на реализацию личных неимущественных прав.
3. Кроме того, убрано положение, согласно которому юрлицо обязано иметь самостоятельный баланс и смету.
4. Пересмотрен вопрос об учредительных документах. Устав становится единственным учредительным документом любых юридических лиц, за исключением хозяйственных товариществ, которые действуют на основании учредительного договора.
5. Подчеркивается, что юрлицо должно быть зарегистрировано в одной из форм, перечисленных в законе.
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:
1) хозяйственных товариществ и обществ
2) крестьянских (фермерских) хозяйств
3) хозяйственных партнерств
4) производственных кооперативов
5) государственных и муниципальных унитарных предприятий
(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ)
Финансы предприятий, будучи частью общей системы финансовых отношений, отражают процесс образования, распределения и использования доходов на предприятиях различных отраслей народного хозяйства и тесно связаны с предпринимательством, поскольку предприятие является формой предпринимательской деятельности.
Роль финансов предприятий состоит в следующем:
1. В ходе распределения и перераспределения НД (НБ) на уровне предприятий они обеспечивают сферу материального производства необходимыми финансовыми ресурсами и денежными средствами для непрерывного процесса расширенного воспроизводства.
2. Распределяя и перераспределяя НД (НБ) на общегосударственном уровне, финансы предприятий обеспечивают формирование финансовых ресурсов страны, используемых для образования бюджета и внебюджетных общественных фондов.
3. На уровне производственных коллективов с помощью финансов формируются такие денежные фонды, как фонды оплаты труда и материального стимулирования, осуществляются программы социального развития коллективов предприятий.
4. Финансы предприятий служат важным инструментом экономического стимулирования, контроля за экономикой страны и управления ею.
5. Финансы предприятий могут служить важным инструментом государственного регулирования экономики. С их помощью осуществляется регулирование воспроизводства производимого продукта, обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства на основе оптимального соотношения между средствами, направленными на потребление и на накопление. Финансы предприятий могут использоваться для регулирования отраслевых пропорций в рыночной экономике, способствовать ускорению развития отдельных отраслей экономики, созданию новых производств и современных технологий, ускорению научно-технического прогресса.
Финансы предприятий связаны непосредственно с производством и отражают закономерности развития экономики, они являются категорией, входящей в состав экономического базиса.
Таким образом, финансы предприятий представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих в процессе производства, распределения и использования ВВП и НД и связаны с образованием, распределением и использованием на предприятии денежных фондов целевого назначения.
Особенности финансов предприятий (Отличие частных финансов от государственных):
1. Организация финансовых потоков на предприятии носит самостоятельный и более рискованный характер. Государство устанавливает лишь определенные рамки формирования финансовых потоков на этом уровне финансовой системы (взаимоотношения с бюджетом, правила ведения бухгалтерского учета), при этом выбор сфер деятельности, поставщиков сырья и покупателей готовой продукции, разработка и реализация своей финансовой политики находятся в ведении собственников и управленческого персонала предприятия или организации. Финансовой основой деятельности органов власти всех уровней являются в основном бюджеты, поэтому структура их финансов отражается в структуре бюджетной системы, которая включает три уровня (федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты). Т.е. государственные и муниципальные финансы имеют строго регламентированный характер формирования и использования своих финансовых ресурсов (бюджет).
2.Частное финансовое хозяйство является по своей сути добровольным. Предприниматель в любой момент может прекратить свою деятельность, если сочтет ее нерентабельной, а государство этого сделать не может (государственное носит принудительный характер).
3. Основным источником формирования доходов предприятий и организаций выступают результаты собственной деятельности (поступления от продажи выпущенной продукции или услуг), что обусловливает их естественное стремление к росту доходов (исключением выступают общественные организации, формирующие свои финансовые ресурсы за счет их концентрации из различных источников (добровольные взносы участников, пожертвования и т. д.). Формирование финансовых ресурсов осуществляется преимущественно в виде налоговых поступлений, имеющих принудительную и обязательную основу, что способствует наполнению бюджетов соответствующими финансовыми ресурсами.
4. В частном хозяйстве основная цель деятельности прибыльность, увеличение доходов (основной стимул в организации денежных потоков - экономический), а государство должно собирать доходную часть только для того, чтобы покрыть необходимые расходы и не должно изымать у субъектов больше средств, чем ему необходимо.
5. В частном секторе: предприятия при планировании исходят из имеющихся доходных источников, затем распределяя их на расходы. В государственных финансах расходы имеют первостепенное значение и определяют доходы. Осуществляя расходы, государство реализует свои функциональные обязанности, т.е. расходы это задания, которые нужно выполнить, а доходы это средства для их покрытия.
6. Целевые характеристики использования полученных доходов предприятиями в основном связаны с обеспечением собственной текущей и будущей деятельности и благосостояния собственников и работников.
Таким образом, с одной стороны, предприятия и организации обеспечивают удовлетворение материальных, культурных и других потребностей общества, осуществляя свою непосредственную деятельность по выпуску товаров и оказанию услуг, а с другой - преследуют и собственные интересы, получая соответствующие доходы от реализации. При этом использование финансовых ресурсов направлено в первую очередь на собственные интересы, и лишь во вторую - на общественные за счет уплаты налогов, благотворительности и т.д, Государственные (муниципальные) финансы отличает общественная направленность целей использования финансовых ресурсов, что связано с законодательным закреплением за органами власти определенных полномочий, которые направлены на реализацию экономических, социальных и политических интересов общества и отдельных его граждан.
Государственные финансовые ресурсы удовлетворяют общественные потребности, а частные индивидуальные.
7. Различен подход к контролю над финансовой деятельностью государства и предприятий. Проверяя предприятия, контролирующие органы контролируют в основном доходы, а, проверяя государственный сектор, они акцентируют основное внимание на расходах. При условии выполнения определенных законами обязательств, предприятия имеют право приобретать любые товары и услуги за счет прибыли. Основным же нарушением в бюджетной сфере является нецелевое расходование средств. Это справедливо, поскольку неудачно вложив капитал предприниматель рискует собственными средствами, а чиновник - средствами налогоплательщиков.
К финансовым отношениям, определяющим содержание данной категории, принято относить денежные отношения, возникающие в процессе расширенного воспроизводства, а именно:
1. между предприятиями и другими субъектами хозяйствования;
2. между предприятиями и бюджетной системой;
3. между предприятиями и финансово-кредитной системой;
4. внутри различных объединений предприятий;
5. внутри предприятия.
Финансовые отношения с другими предприятиями и организациями включают в себя отношения с поставщиками, покупателями, строительно-монтажными и транспортными организациями, почтой и телеграфом, внешнеторговыми и другими организациями, таможней, предприятиями, организациями и фирмами иностранных государств.
Самая большая по объему денежных платежей группа - это отношения предприятий друг с другом, связанные с реализацией готовой продукции и приобретением материальных ценностей для хозяйственной деятельности. Роль этой группы финансовых отношений первична, так как именно в сфере материального производства создается национальный доход. И организация этих отношений оказывает самое непосредственное влияние на конечные результаты производственной деятельности, предприятия.
Объективный характер финансовых отношений, возникающих при осуществлении хозяйственной деятельности, не исключает их государственного регулирования. Это касается налогов, сборов, других обязательных платежей, взимаемых с предприятий и влияющих на величину прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, порядка начисления амортизации, формирования финансовых результатов хозяйственной деятельности и образования финансовых резервов. Поэтому во вторую группу можно отнести" отношения предприятий с бюджетной системой.
Отношения предприятий с финансово-кредитной системой - это, во-первых, финансовые отношения предприятий с банками, которые строятся как в части организации безналичных расчетов, так и в отношении получения и погашения краткосрочных и долгосрочных кредитов и процентов по ним. Организация безналичных расчетов оказывает непосредственное влияние на финансовое положение предприятий. Кредит является источником формирования оборотных средств, расширения производства, его ритмичности, улучшения качества продукции, способствует устранению временных финансовых трудностей предприятий.
Во-вторых, это отношения со страховым звеном финансовой системы, которые состоят из перечислений средств на социальное и медицинское страхование, а также страхование имущества предприятий. Также к данной группе относятся и финансовые отношения предприятий с фондовым рынком, которые предполагают операции с ценными бумагами.
Финансовые отношения предприятий с вышестоящими организациями включают отношения по поводу образования и использования централизованных денежных фондов, которые в условиях рыночных отношений являются объективной необходимостью. Финансово-промышленные группы создаются, как правило, с целью объединения финансовых усилий предприятий в направлении развития и поддержки производства, получения максимального финансового результата. Особенно это касается финансирования инвестиций, пополнения оборотных средств, финансирования импортных, операций, научных исследований, в том числе и маркетинговых. Внутриотраслевое перераспределение денежных средств, как правило, на возвратной основе играет важную роль и способствует оптимизации средств предприятий.
Финансовые отношения внутри предприятия включают отношения между филиалами, цехами, отделами, бригадами и т. д., отношения с рабочими и служащими, а также с акционерами и инвесторами предприятия. Отношения между подразделениями предприятия связаны с оплатой работ и услуг, распределением прибыли, оборотных средств и др. Роль их состоит в установлении определенных стимулов и материальной ответственности за качественное выполнение принятых обязательств. Отношения с рабочими и служащими - это выплата заработной платы, премий, пособий, материальной помощи, а также взыскание штрафов за причиненный ущерб, удержание налогов. Отношения с акционерами и инвесторами - это выплата процентов и дивидендов по акциям или инвестициям в предприятие.
Направления инвестирования денежных средств предприятия могут быть различными, связанными как с основными видами деятельности предприятия по производству продукции (работ, услуг), так и с чисто финансовыми вложениями. Для получения дополнительных доходов предприятия вправе приобретать ценные бумаги других предприятий и государства, вкладывать средства в уставный капитал других предприятий и банков. Временно свободные средства предприятия могут обособить из общего денежного оборота и поместить в банк на депозитные счета и т. д. Кроме того, предприятия могут объединять финансовые ресурсы в рамках совместной деятельности в различных хозяйственных ассоциациях.
Финансы предприятий выполняют те же функции, что и финансы, распределительную и контрольную.
Под распределительной функцией финансов предприятий следует понимать осуществление ими своей деятельности в процессе распределения валового внутреннего продукта, национального дохода и национального богатства.
С помощью финансов государство осуществляет распределение валового продукта в стоимостной форме. В связи с этим становится возможным и необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного воспроизводства.
Под контрольной функцией финансов предприятий следует понимать внутренне присущую им способность объективно отражать и тем самым контролировать состояние экономики предприятия, отрасли, всего народного хозяйства и активно воздействовать на их деятельность. Финансы предприятий посредством своих финансовых категорий (прибыли, рентабельности и др.) реализуют присущую им контрольную функцию. Так, размер прибыли, уровень рентабельности производства определяют степень результативности хозяйственной деятельности данного субъекта. Наличие внереализационных убытков и потерь свидетельствует о бесхозяйственности в работе предприятия.
Посредством финансов систематически контролируются выполнение производственных планов и соблюдение режима экономии в использовании материальных и трудовых ресурсов общества. Контроль посредством основных финансовых показателей осуществляется внутри предприятия, во взаимоотношениях предприятия с другими предприятиями, с вышестоящей организацией и с финансово-кредитными учреждениями. Внутри предприятия контролируются количество и качество труда, использование основных и оборотных фондов, образование и использование поощрительных фондов и др. Контроль во взаимоотношениях между предприятиями проводится при оплате поставляемых товаров, оказанных услуг и выполненных работ, соблюдении договорных условий. Хозяйственная деятельность предприятий и объединений контролируется также в процессе выполнения обязательств перед бюджетами всех уровней и финансирования из бюджетов, при получении и возврате банковских ссуд.
В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.
Контрольная функция способствует выбору наиболее рационального режима производства и распределения валового продукта и национального дохода на предприятии и в народном хозяйстве.
Функции финансов выступают во взаимосвязях и взаимообусловленности. Распределительная функция создает условия, при которых предприятие и отрасль, соблюдающие планово-финансовую дисциплину, могут, бесперебойно осуществлять свою хозяйственную деятельность и выполнять финансовые обязательства, контрольная функция дает возможность своевременно выявлять нарушения в деятельности и принимать меры к их устранению.
Важнейшей стороной финансовой деятельности предприятий является формирование и использование различных денежных фондов. Через них осуществляется обеспечение хозяйственной деятельности необходимыми денежными средствами, а также расширение производства; финансирование научно-технического прогресса; освоение и внедрение новой техники; экономическое стимулирование; организация расчетов с бюджетом и банками.
При организации предприятие должно иметь уставной фонд, или уставной капитал, за счет которого формируются основные фонды и оборотные средства.
Уставной капитал - основной источник собственных средств предприятия. Источниками образования уставного капитала могут быть: акционерный капитал, паевые взносы, собственные средства предпринимателя, долгосрочный кредит, бюджетные средства и др. Сумма УК акционерного общества отражает сумму выпущенных им акций, а государственного и муниципального предприятия - величину уставного капитала. Увеличить (уменьшить) уставной капитал можно за счет выпуска в обращение дополнительных акций (или изьятия из обращения какого-то их количества), а также путем увеличения (уменьшения) номинала акций.
Размер УК зависит от организационно-правовой формы организации и, соответственно, регулируется законом о данном виде юр лица. Например, минимальный уставный капитал открытого общества должен составлять не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации общества, а закрытого общества - не менее стократной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату государственной регистрации общества.
К «добавочному капиталу» относятся:
результаты переоценки ОФ; эмиссионный доход АО (доход от продажи акций сверх их номинала); безвозмездно полученные денежные и материальные ценности на производственные цели; ассигнования из бюджета на финансирование капитальных вложений; средства на пополнение ОС.
Резервный капитал - денежный фонд предприятия, образуемый за счет отчислений прибыли. Предназначен для покрытия убытков, а в АО также для погашения облигаций общества и выкупа его акций.
Фонд накопления - средства, отчисляемые из ЧП и направляемые на развитие производства.
Амортизационный фонд, предназначенный для простого воспроизводства основных фондов.
Фонд потребления создается за счет отчислений от ЧП и направляется на выплату дивидендов (в АО), единовременных поощрений, материальной помощи, на оплату дополнительных отпусков, питание, проезд на транспорте и другие цели.
Валютный фонд формируется на предприятиях, получающих валютную выручку от экспортных операций или покупающих валюту для импортных операций.
Кроме рассмотренных выше постоянных денежных фондов, предприятия периодически создают оперативные денежные фонды. Дважды или один раз в месяц на предприятии формируется фонд для выплаты заработной платы. Обычно один раз в год (реже - один раз в квартал) должен быть образован фонд для выплаты акционерам дивидендов по акциям. Периодически предприятие организует фонд для платежей в бюджет различных налогов.
Поскольку финансы предприятий как отношения являются частью экономических отношений, возникающих в процессе хозяйственной деятельности, принципы их организации определяются основами хозяйственной деятельности предприятия.
В условиях перехода к рыночной экономике предприятия осуществляют свою деятельность на основе полного коммерческого расчета и самофинансирования, нацеленного на обязательное получение достаточной прибыли. Коммерческий расчет означает экономическую самостоятельность предприятия и ответственность за результаты работы.
Таким образом, осуществление финансовой деятельности предприятия основано на реализации следующих основных принципов:
Самостоятельность. Его реализация обеспечивается тем, что хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности после выполнения обязательств перед государством самостоятельно определяют свои расходы, источники финансирования, направления вложение денежных средств с целью получения прибыли. Коммерческие организации и предприятия с целью получения дополнительной прибыли могут осуществлять финансовые инвестиции краткосрочного и долгосрочного характера в форме приобретения ценных бумаг других коммерческих организаций, государства, участия в формировании уставного капитала другого хозяйствующего субьекта, хранения денежных средств на депозитных счетах коммерческих банков. Однако сказать о полной финансовой самостоятельности хозяйствующих субьектов в процессе формирования финансовых ресурсов и использования принадлежащих им денежных средств нельзя. Государство регламентирует отдельные стороны их деятельности (налоги, начисление амортизации).
Принцип самоокупаемости и самофинансирования Реализация этого принципа - одно из основных условий предпринимательской деятельности и обеспечивает конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Самофинансирование означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и, при необходимости, банковских и коммерческих кредитов. В настоящее время не все предприятия и организации способны полностью реализовать этот принцип. К ним относятся отдельные предприятия городского пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, сельского хозяйства, оборонной промышленности, добывающих отраслей.
Принцип заинтересованности - объективная его необходимость диктуется основной целью предпринимательской деятельности - получением прибыли. Реализация этого принципа может быть обеспечена достойной оплатой труда, оптимальной налоговой политикой государства, соблюдением экономически обоснованных пропорций в распределении чистой прибыли на потребление и накопление.
Принцип ответственности - означает наличие определенной системы ответственности за результаты финансово-хозяйственной деятельности. Финансовые методы реализации этого принципа различны для отдельных хозяйствующих субъектов, их руководителей и отдельных работников. В целом для хозяйствующего субъекта этот принцип реализуется через пени и неустойки, штрафы, взимаемые при нарушении договорных обязательств (сроки, качество продукции), несвоевременности возврата краткосрочных и долгосрочных ссуд, погашения векселей, нарушении налогового законодательства, а также в случае неэффективной деятельности путем применения к данному хозяйствующему субъекту процедуры банкротства.
Принцип обеспечения финансовых резервов - необходимость формирования финансовых резервов и других аналогичных фондов связана с предпринимательской деятельностью, которая всегда сопряжена с риском. В условиях рыночных отношений последствия риска ложатся непосредственно на предпринимателя, который добровольно и самостоятельно на свой страх и риск реализует разработанную им программу. По Законам «Об АО» и «О совместных предприятиях» обязаны создавать резервный фонд.
Контроль. Деятельность предприятия затрагивает интересы работников, партнеров, бюджета, банков, поэтому они в разной форме контролируют финансы предприятия. Работники и акционеры контролируют с помощью ревизионной комиссии; государство – с помощью НС, банки – перед выдачей кредита и пр.