КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ. 1. Мескон М. X., Альберт М., Хедоури Ф

«МЕНЕДЖМЕНТ»

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Мескон М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: «Дело», 1992-702 с.

2. Кабушкин Н. И. Основы менеджмента: Учеб. пособие - Мн.: Новое знание, 2001. - 336 с.

3. 3. Менеджмент (конспект лекций). - М.: «Издательство ПРИОР», 2000. - 192 с.

4. Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. - 501 с.

5. Менеджмент организаций. Учебное пособие. Румянцева 3. П., Соломатин Н. А., Акбердин Р. 3. и др. - М.: ИНФРА-М. 1995. 432 с.

6. Шипунов В. Г., Кишкель Е. Н. Основы управленческой деятельности: управление персоналом, управленческая психология, управление на предприятии. Учеб. для сред. спец. учеб, заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2000. -304с.: ил.

7. Семенова И. И. История менеджмента: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 222 с.

8. Погорелова Ю. В. Конфликты и переговоры. Практическое руководство для менеджеров. Серия «1000 секретов успеха». Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997. -192с.

9. Основы управления персоналом: Учеб. для вузов / Б. М. Генкин, Г. А. Кононова, В. И. Кочетков и др.; Под ред. Б. М. Генкина. - М.: Высш. шк., 1996. - 383 с.: ил

ВАРИАНТ 6

1. Социально-психологические методы управления, их характеристика.

2. Мотивация трудовой деятельности. Потребности и вознаграждение.

3. Ваша фирма благополучно миновала все экономические кризисы и ее финансовое положение отличное. Но Вы заметили, что прежний энтузиазм и рвение подчиненных угасли, а впереди – международная выставка и Вам как никогда нужна сплоченная профессиональная команда. Какими способами ВЫ поднимите упавший дух команды.

Методические указания

При ответе на первый вопрос необходимо обратить внимание, что социально-психологические методы можно разделить на две группы методов. Первая группа социальные методы – направлены на коллектив в целом. Вторая группа – психологические методы – воздействуют на отдельную личность.

При ответе на второй вопрос указать сущность мотиваций и их роль в повышении эффективности организации. Потребности как основа мотивации; первичные и вторичные потребности. Содержательные и процессуальные теории мотивации.

ВАРИАНТ 7

1. Структура управления. Виды структур. Характеристика линейной и функциональной структуры.

2. Контроль и его виды.

3. Составьте сравнительную характеристику различных стилей управления (автократический, демократический, либеральный).

Методические указания.

Первый вопрос – определение организационной структуры управления. Основные элементы структуры управления. Основные принципы построения организационных структур. Линейная и функциональная структура. Их достоинства и недостатки.

Второй вопрос – контроль, понятие и сущность; этапы контроля: выработка стандартов и критериев, сопоставление с реальными результатами, коррекция. Правила контроля и виды: предварительный, текущий, заключительный. Необходимые условия успешности контроля – демократичность и гласность.

ВАРИАНТ 8

1. Линейно-функциональная структура управления, ее характеристика.

2. Особенности труда руководителя. Требования к менеджеру.

3. В новом коллективе Вы столкнулись с такой ситуацией: Ваш подчиненный, подчеркивая свою исключительность, игнорирует Ваши указания или делает все по-своему. Каковы Ваши действия?

Методические указания

Первый вопрос – определение организационной структуры управления. Основные элементы структуры управления. Основные принципы построения организационных структур. Линейно-функциональная структура. Ее достоинства и недостатки.

Второй вопрос. Менеджер – профессия или призвание? Роль менеджера в организации: сбор и распространение информации, межличностное общение, принятие решений. Уровни управления. Специфика деятельности руководителей высшего, среднего и низового звена. Эффективность деятельности менеджера. Основные требования к менеджеру в рыночной экономике.

ВАРИАНТ 9

1. Стратегическое планирование.

2. Стиль управления. Виды стилей, их характеристика.

3. В новой организации Вы приступили к работе в качестве начальника отдела, однако Ваши подчиненные ожидали на этом месте увидеть другого человека и Ваше назначение восприняли негативно. Обстановка накалена: когда Вы заходите в комнату, все сразу умолкают, Ваши поручения выполняют с неохотой. Что Вы предпримете?

Методические указания.

Первый вопрос – необходимость и сущность стратегического (перспективного) планирования. Определение миссии организации. Факторы и критерии выбора миссии. Выбор целей, их конкретность, измеримость, временная определенность, достижимость. Долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные цели. Понятие «дерева» целей и принципы его построения. Анализ внешней среды. Анализ сильных и слабых сторон. Анализ стратегических альтернатив и выбор стратегии.

Второй вопрос – понятие стиля управления. Виды стилей в зависимости от личных черт характера: автократический, демократический, либеральный. Двухмерная трактовка стилей. Управленческая решетка.

ВАРИАНТ 10

1. Организация и проведение деловых бесед, совещаний, приемов, телефонных разговоров.

2. Технология принятия управленческого решения.

3. Вы приступили к новой работе только неделю назад, неожиданно возникла проблема, которую, как Вам кажется самостоятельно решить, Вы не можете. Обращаться за советом к более опытным коллегам Вам не хочется, так как боитесь потерять авторитет в их глазах и показаться несамостоятельным. Как Вы поступите?

Методические указания.

Первый вопрос – правила ведения бесед, совещаний. Планирование проведения данных мероприятий. Факторы повышения эффективности делового общения. Техника телефонных переговоров. Фазы делового общения: начало беседы, передача информации, аргументирование, опровержение доводов собеседника, принятие решения.

Второй вопрос – Методы принятия решения. Уровни принятия решений: рутинный, селективный, адаптационный, инновационный. Этапы принятия решения: установление проблемы, выявление факторов и условий, разработка решений, оценка и принятие решения.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

1. Сущность и задачи менеджмента.

2. Эволюция науки управления. Основные теории управления.

3. Принципы управления А. Файоля. Современные принципы управления.

4. Функции менеджмента.

5. Процесс мотивации, современные теории мотивации.

6. Система методов управления.

7. Экономические методы управления, сущность, значение и содержание.

8. Организационно-распорядительные методы управления, сущность, значение и содержание.

9. Социально-психологические методы управления, сущность, значение и содержание.

10. Организация – открытая система. Внешняя и внутренняя среда.

11. Структура управления. Виды структур, их характеристика. Принципы выбора структуры управления.

12. Цели управления. «Дерево целей».

13. Управленческое решение. Виды решений, требования к решениям.

14. Технология принятия управленческого решения.

15. Требования, предъявляемые к менеджеру.

16. Качества и способности менеджера.

17. Стиль руководства, виды стилей.

18. Характеристика автократического стиля.

19. Характеристика демократического стиля.

20. Характеристика либерального стиля.

21. Понятие коллектива, его признаки, функции коллектива. Формальная и неформальная структура коллектива.

22. Формирование коллектива. Этапы развития коллектива. Роль руководителя в развитии коллектива.

23. Морально-психологический климат коллектива. Факторы его определяющие.

24. Конфликты, виды конфликтов, причины конфликтов.

25. Стадии развития конфликтов, способы разрешения конфликтов.

26. Организация личной работы руководителя, планирование работы.

27. Подготовка и проведение совещаний, деловых бесед.

28. Подготовка и проведение телефонных разговоров.

Наши рекомендации