Тема 5. Бюджетное устройство и бюджетная система Республики Беларусь
1. Понятие бюджетного устройства. Бюджетная система и ее построение.
2. Принципы построения бюджетной системы Республики Беларусь
3. Республиканский бюджет и местные бюджеты
1. Понятие бюджетного устройства. Бюджетная система и ее построение.
Бюджетный кодекс Республики Беларусь дает следующее определение бюджетной системы: «Бюджетная система Республики Беларусь – регулируемая законодательством совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов Республики Беларусь, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Республики Беларусь».
В бюджетной системе присутствуют бюджеты различных видов и уровней.
Республика Беларусь — унитарное государство с двухуровневой бюджетной системой которая включает республиканский бюджет и местные(областные, районные, городские, сельские и поселковые) бюджеты. Соответственно, консолидированный бюджет республики состоит из республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и бюджета города Минска.
Так, в соответствии со ст. 1 Конституции "Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство" и имеет двухуровневую бюджетную систему:
– первый уровень – республиканский бюджет, который является основным финансовым планом формирования и расходования денежных средств для обеспечения функций республиканских органов управления и обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение;
– второй уровень – местные бюджеты, которые предназначены для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
Все бюджеты Республики Беларусь существуют самостоятельно и не входят своими доходами и расходами в вышестоящие бюджеты.
В соответствии с территориальными уровнями местных Советов бюджеты делятся на:
1. бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения));
2. бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения));
3. бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г.Минска) (рис.).
Вместе с тем для определения направлений единой бюджетной политики государства и ее эффективности, выявления общих тенденций в развитии доходной части и направлении государственных расходов бюджеты отдельных регионов включаются в общий бюджет региона, государства в целом. Такой бюджет носит название консолидированного бюджета.
Бюджетный кодекс Республики Беларусь под консолидированным бюджетом понимает свод бюджетов на соответствующей территории без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.
Консолидированный бюджет района состоит из бюджетов сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района, и районного бюджета.
Консолидированный бюджет области состоит из консолидированных бюджетов районов, бюджетов городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областного бюджета.
Консолидированный бюджет Республики Беларусь состоит из республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска.
Консолидированный бюджет сектора государственного управления Республики Беларусь состоит из консолидированного бюджета Республики Беларусь, бюджетов государственных внебюджетных фондов, средств от приносящей доходы деятельности (внебюджетные средства) бюджетных организаций.
Необходимо отметить, что консолидированный бюджет выполняет функцию объединения бюджетных показателей территории. В нем находят отражение результаты разработки и реализации бюджетно-финансовой политики в регионе, условия сбалансированности доходов и расходов в целом. Консолидированный бюджет позволяет оценивать и совершенствовать финансовые отношения между звеньями бюджетной системы с целью повышения эффективности использования бюджетных средств, обеспечения соответствия бюджетного механизма проводимой бюджетной политике на конкретном этапе развития государства. Показатели консолидированного бюджета используются для расчетов финансовых норм и нормативов, применяемых в бюджетном планировании.
Таким образом, названные бюджеты являются некой чисто учетной категорией и используются финансовыми органами с целью бюджетного планирования и мониторинга ситуации в сфере бюджетной деятельности. Такой объединенный бюджет законодательными органами не утверждается и используется для аналитических и статистических целей.
2.Принципы построения бюджетной системы Республики Беларусь
3.
До 2009 г. бюджетная система Республики Беларусь основывалась на принципах единства, полноты, самостоятельности, реальности и гласности. С введением Бюджетного кодекса принципы были унифицированы в соответствии с российскими и в настоящее время законодательно закреплены в следующем составе:
1. единства;
2. полноты отражения доходов и расходов бюджетов;
3. сбалансированности бюджетов;
4. гласности;
5. самостоятельности бюджетов;
6. эффективности использования бюджетных средств;
7. общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
8. достоверности бюджетов;
9. адресности и целевого назначения бюджетных средств;
10. ответственности участников бюджетного процесса.
1. Принцип единства означает, что бюджетная система Республики Беларусь обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности.
2. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает, что все доходы и расходы бюджетов, определенные законодательством, подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и полном объеме.
3. Принцип сбалансированности бюджетов означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета государственные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
4. Принцип гласности означает открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год, решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, а также опубликование в установленном порядке в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов (кроме сведений, отнесенных к государственным секретам).
5. Принцип самостоятельности бюджетов обеспечивается наличием у бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета, а также правом соответствующих государственных органов в порядке, установленном законодательством, определять направления расходов, самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.
6. Принцип эффективности использованиябюджетных средств означает, что при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных целей с использованием минимального объема бюджетных средств или достижения максимального результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
7. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, за исключением:
− расходов государственных целевых бюджетных фондов;
− целевых средств, полученных из бюджетов других уровней бюджетной системы Республики Беларусь;
− государственных займов;
− добровольных взносов;
− средств фондов предупредительных (превентивных) мероприятий;
− средств бюджета в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;
− средств бюджета за пределами территории Республики Беларусь;
− иных случаев, предусмотренных Президентом Республики Беларусь и (или) законами, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
8. Принцип достоверности бюджетов означает, что бюджеты формируются на основе обоснованных прогнозных макроэкономических показателей социально-экономического развития Республики Беларусь, соответствующей административно-территориальной единицы Республики Беларусь.
9. Принцип адресности и целевого назначения бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с направлением их на финансирование конкретных целей.
10. Принцип ответственности участников бюджетного процесса заключается в том, что каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия (бездействие) на каждой стадии бюджетного процесса.
Таким образом, все принципы построения бюджетной системы функционируют в их единстве и взаимосвязанности и обеспечивают проведение единой бюджетной политики государства через республиканский и местные бюджеты.
3.Республиканский бюджет и местные бюджеты
Республиканский бюджет выполняет особую роль в финансовом обеспечении реализации государством его функций. Ряд государственных расходов в силу их объема, значимости, условий финансирования и других причин могут обеспечиваться только из республиканского бюджета.
Речь идет прежде всего о расходах на национальную оборону, международную деятельность, обслуживание государственного долга, взносах в международные организации, расходах на обеспечение деятельности государственных органов общего назначения, судебной власти, правоохранительной деятельности, органов госбезопасности, а также расходах по финансированию ряда важнейших государственных программ и учреждений, состоящих на финансировании республиканского бюджета.
В связи с особым статусом республиканского бюджета его доходная часть формируется из наиболее значимых и регулярно поступающих источников, таких как налог на добавленную стоимость, акцизы, доходы от внешнеэкономической деятельности, налоги на доходы и прибыль и другие.
Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных (за- крепленных) доходов и налогов, отчислений от общереспубликанских доходов и налогов, дополнительных источников доходов, устанавливаемых местными Советами, дотаций, субвенций из республиканского бюджета. Минимальный размер местных бюджетов определяется на основе норматива бюджетной обеспеченности на одного жителя, иных социальных нормативов исходя из текущей экономической ситуации в регионах республики. Особенностью местных бюджетов является высокий уровень расходов на социально-культурные мероприятия (около 50 %). Средства местных бюджетов расходуются на капиталовложения по объектам, относящиеся к коммунальной собственности, на региональные мероприятия по социальной защите населения, содержание местных органов управления, благоустройство городов и т. д.
Различия в структуре доходов и расходов республиканского и местных бюджетов отражают их предназначение и роль. Основная нагрузка по финансированию организаций социальной сферы ложится на местные бюджеты. В этом контексте правомерно еще раз акцентировать внимание на значимости местных бюджетов не только как финансовой основы функционирования органов местного управления и самоуправления, но и как финансового механизма реализации в регионах государственной экономической и социальной политики.