Государственное регулирование инновационной деятельности
Лекция №6
Тема 1. 5. Формы и методы регулирования инновационной деятельности
Цель – изучить основы регулирования деятельности в сфере инноваций.
Задачи:
· рассмотреть виды и формы регулирования инновационной деятельности;
· изучить факторы создания благоприятного климата для инноваций.
Вопросы:
1. Регулятивная инновационная деятельность, инновационная политика.
2. Виды и уровни регулирования инновационной деятельности.
3. Пути создания благоприятного инновационного климата и активизации инновационной деятельности.
4. Пути и формы сотрудничества инновационных предприятий, преодоление барьеров.
Регулятивная инновационная деятельность, инновационная политика.
Инновационная деятельность – это сложный вид деятельности, объединяющий в себе производство нового знания (науку), новых товаров (производство), услуг, подготовку кадров (образование), и др. Поэтому важнейшим типом инновационной деятельности является регулятивная инновационная деятельность, т.е. деятельность по поддержанию и развитию связей между различными видами, элементами, компонентами инновационной деятельности.
Регулирование инновационной деятельности осуществляется на различных уровнях,на уровне государства в целом, на уровне региона, на уровне отдельного предприятия, организации, учреждения.
Основными видами регулирования процессов создания и распространения инноваций являются: организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое.
Государственное регулирование инновационной деятельности
Необходимость государственного регулирования инновационных процессов вызвана, во-первых, их все возрастающим значением для экономики и общества в целом, стабилизации экономического развития, укрепления национальной безопасности.
Первый аспект общегосударственного значения инноваций - их влияние на макроэкономические показатели.
Решающее значение для экономического роста сегодня приобретают не экстенсивные факторы(прирост массы используемых в производстве первичных ресурсов — рабочей силы, материальных составляющих, земли), возможность роста выпуска продукции и услуг за счет повышения занятости трудоспособного населения и вовлечения в экономический оборот новых природных ресурсов, которые становятся все более ограниченными, а интенсивных факторов (повышение качества применяемых ресурсов и увеличение степени их использования), рост квалификации кадров и производительности труда, отдачи от материалов и оборудования, которые определяется достижениями науки и техники, передового опыта и степенью их использования в хозяйстве - распространением нововведений. Вклад научно-технического прогресса в прирост ВВП в развитых стран составляет от 75 до 90%.
воздействие на структуру общественного производства, изменения структуры экономики.
влияние на институциональные экономические механизмы.
Появление новых форм собственности, новых механизмов их взаимодействия, управления. Изменяется содержание государственного регулирования.
влияние на социальную стабильность.
Инновационный процесс повышает уровень образования, создает новые высокооплачиваемые рабочие места.
влияние на окружающую среду.
С одной стороны интенсивность процессов обостряет экологическую проблему, с другой только на инновационном пути возможна гармонизация отношений между человеком и природой. Инновационная деятельность способствует уменьшению использования невосполнимых ресурсов, ограничение вредных последствий жизнедеятельности человека.
активизация международного научно технического сотрудничества.
Из за масштабов многие инновационные проекты не под силу осуществить одной стране.
зависимость глобальной конкурентоспособности национальной экономики от уровня развития инновационных процессов.
взаимосвязь уровней научно-инновационного потенциала и национальной безопасности
Во-вторых, необходимость государственного регулирования инновационных процессов вызвана ограниченностью рыночных механизмов в области получения и внедрения научно-технических результатов.
С одной стороны, в настоящее время инновации - средство увеличения прибыли предприятий за счет лучшего удовлетворения рыночного спроса, снижения производственных издержек по сравнению с конкурентами. С другой стороны, рыночные механизмы затрудняют получение научно-технических результатов и внедрения инноваций в хозяйственную практику за счет:
необходимости значительных капиталовложений, концентрации средств на: масштабные исследования (необходимость в высокооплачиваемых научных кадрах, междисциплинарность науки в инновациях), реализацию нововведений, техническое переоснащение производства, экспертизу и патентование;
стремления к стабильному извлечению сверхприбыли за счет монопольного обладания научно-техническими достижениями;
большой неопределенности и инновационного риска. Инновационный риск может быть технологическим, связанным с неудачей проекта с технической стороны; хозяйственным — превышения величины требуемых ресурсов над имеющейся в распоряжении хозяйствующего субъекта; коммерческим — с неопределенностью конъюнктуры рынка; динамическим — с возможностью значительного изменения общеэкономической среды за время реализации проекта;
высокая стоимость новых видов продукции и услуг часто делает их недоступными для массового потребителя. Отсутствие внешней «подкачки» платежеспособного спроса может исказить реальную потребность и затормозить распространение инноваций, имеющих важное значение для экономики.
А так же существуют инновационные процессы, которые вообще не могут осуществляться на коммерческой основе: фундаментальные научные исследования, результаты которых, как правило, не могут быть коммерциализированны.
Структура НИОКР включает в себя фундаментальные исследования, прикладные исследования и опытно-конструкторские разработки. Фундаментальные исследования направлены на получение знаний, составляющих основу целых научных областей, на выявление наиболее существенных закономерностей, их результаты обычно невозможно непосредственно использовать на практике, но они выступают в качестве генератора идей, открывают пути в новые области. Затраты на фундаментальные исследования - велики, а получение результата, используемого в дальнейших научных исследованиях составляет лишь 5%. Эти исследования, как правило, финансируются за счет государственного бюджета. Однако в конечном счете большинство инноваций связано с успехами фундаментальной науки.
Успешные фундаментальные исследования развиваются в прикладные исследования, результаты, которых в дальнейшем можно практически использовать (85-90 %). Финансируются они уже не только за счет госбюджетных средств, но и за счет коммерческих организаций.
Опытно-конструкторские работы – это применение результатов прикладных исследований для создания образцов новой техники, материалов, новой производственной технологии, переход от лабораторных условий к промышленному производству, 95-97% из них заканчиваются применением результатов на практике.
Сюда же относятся инновации в областях и видах деятельности, направленных на удовлетворение потребностей общества в целом (оборона, охрана правопорядка, экология и т. д.), в тех областях, которые финансируются за счет государственных средств (здравоохранение, образование.).
Государство осуществляет организационное, экономическое, финансовое регулирование инновационной деятельности. Способствует созданию благоприятного инновационного климата через координации инновационной деятельности путем разработки и реализации инновационной политики. Перед государством стоит задача определения общих стратегических ориентиров инновационных процессов, предвидения основных параметров инновационной деятельности, ее направлений, видов, объектов, последствий и т.п. На государственном уровне составляются инновационные прогнозы, разрабатывается стратегия, определяющая приоритетные направления инновационной деятельности, разрабатывается государственная программа инновационного развития на пять а то и десять лет. Например, результатом Государственной программы нновационного азвитя Республики Беларусь на 2007-2010 стало строительство МКРСК «Минск-Арена».
На уровне государство осуществляется и организационное регулирование, оно заключается в формировании и содействии развитию научно-инновационной инфраструктуры, обеспечении деятельности информационных систем — одного из основных каналов распространения нововведений, оказание инноваторам юридических, деловых, консультационных услуг. Информационная поддержка заключается, в основном в обеспечении свободы доступа к информации о приоритетах государственной политики в инновационной сфере, о завершенных научно-технических исследованиях.
Государство зачастую выступает посредником между инновационными субъектами, оказывая им помощь в поиске партнеров, заключении сделок под государственные гарантии и т. п.
На уровне государства осуществяется и кадровое обеспечение инноваций, подготовка будущих специалистов для инновационной деятельности, ориентация содержание программ обучения в государственных учебных заведениях как на развитие творческого потенциала генераторов инноваций так и сбалансированности универсальных и специальных знаний и представлений о коммерциализации инноваций.
Государство способствует и развитию малого инновационного предпринимательства, формирует благоприятные условия для образования и успешного функционирования малых высокотехнологичных организаций, оказывая им государственную поддержку на начальном этапе деятельности.
Происходит и институциональное обеспечение инновационных процессов на уровне государства, за счет создания государственных организаций и подразделений, выполняющих НИОКР и осуществляющих нововведения в отраслях государственного сектора (оборона, здравоохранение, образование и т.д.).
Оказывает государство и содействие распространению в экономике организационных структур, наиболее эффективных с точки зрения продуцирования и внедрения инноваций (крупные корпорации, малый бизнес и т. п.).
На уровне государства происходит и регулирование социальной и экологической направленности инноваций. Поддержка инновации, обеспечивающих социальную стабильность, поддержание экологического равновесия, а так же предотвращение и нейтрализация негативных воздействий, связанных с научно-техническим прогрессом.
К организационной формой государственного регулирования инновационной деятельности относится и повышение общественного статуса инновационной деятельности, путем государственной пропаганды научно-технических достижений и инноваций, морального поощрения инноваторов, присвоение им государственных званий, учреждение государственных наград, обеспечение их социальной защиты.
Именно на государственном уровне происходит и регулирование международных аспектов инновационной деятельности, именно государство стимулирует международную научно-техническую и инновационную кооперацию, оказывает содействие интеграционным процессам в инновационной сфере, регулирует международный трансфер инноваций.
Экономическая формагосударственного регулирования инновационной деятельности заключается вактивизация предпринимательства, развития рыночных отношений, поощрениие конкуренции и пресечение недобросовестной конкуренции, в проведении налоговой политики и политики ценообразования, способствующих росту предложения на рынке инноваций. Так же государство может предоставлять финансовые субсидии и льготы участникам инновационных процессов, осуществлять государственное страхование инновационных рисков. Стимулировать инновационную активность путем установления санкций за выпуск-устаревшей продукции или использование устаревших технологий.
Финансовое регулированиена государственном уровне осуществляется путемфинансирования инновационной деятельности, направление в инновационную сферу государственных ресурсов, выделение прямых госинвестиций для реализации инновационных программ и проектов, важных для общественного развития, но не привлекательных для частных инвесторов. Осуществляется финансовая поддержка государством инновационных проектов, включенных в ГПИР и отдельных значительных проектов в высокотехнологичных сферах.
Особое внимание государство уделяет поддержке фундаментальных исследований, являющихся базой для инноваций, а также имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки.Задача государства во многом состоит в создание благоприятного инновационного климата, обеспечении приоритета инновационной деятельности, от которого в экономике во многом зависит конкурентоспособность страны на мировом рынке, который отчасти определяется структурой, объемом и характером проводимых НИОКР.
Финансовое регулирование инновационной деятельности на уровне государства может осуществляться путем предоставление дотаций, льготных кредитов, гарантий иностранным инвесторам, принимающим участие в инновационной деятельности, снижения для них отчислений налогов, формированием специальных фондов и содействием аккумулированию ресурсов в частных, акционерных, смешанных, общественных, совместных (международных) структурах.
Государство может концентрировать как финансовые средства, так и требуемые для осуществления инноваций интеллектуальные, материально-технические ресурсы.
Нормативно-правовое регулированиена уровне государства осуществляется путемсоздание правовой базы инновационных процессов и законодательных условийдля активизации инновационной деятельности, регулирующей правовые основы взаимоотношений субъектов инновационной деятельности и представляющих гарантии охраны прав и интересов создателей научно-технической продукции и инноваторов, прав на объекты интеллектуальной собственности. Законодательной базы регулирующей и способствующей распространению международных стандартов и сертификатов.
Регулирование инновационной деятельности на уровне отдельного предприятия или организации имеет те же формы, что и на уровне государства и региона.
Организационное регулирование на уровне предприятия - это форма осуществления НИОКР, поиск эффективных формы сотрудничества между организациями, осуществляющими различные этапы инновационного процесса.
Разработка нового продукта, проведение НИОКР, зачастую высоко затратна и рискованна, требует дорогостоящего ресурсного обеспечения, и что бы снизить затратность, получить более выгодный и дешевый доступ к разнообразным и спецефичным ресурсам, необходимым для осуществления всего цикла инновационного процесса, предприятия стремятся разделить долю затрат и риска, сотрудничая с научно-исследовательскими организациями, университетами и другими инновационными предприятиями и организациями. Высшие учебные заведения и научно-исследовательские организации выступают в качестве важных стратегических партнеров многих компаний в осуществлении инновационной деятельности.
Сотрудничество с научно-исследовательскими организациями, высшими учебными заведениями дает инновационному предприятию доступ к новым технологиям, знаниям и навыкам, получить доступ к новым технологиям, возможность идти в ногу с новыми разработками. Для предприятия это и возможность воспользоваться знаниями и навыками высококвалифицированных консультантов, совместно разрабатывать новые технологии. Так же Вузы предоставляют научно-исследовательские услуги и мощности по гораздо более низким ценам, чем коммерческие исследовательские организации.
В свою очередь научно-исследовательские организации стремятся найти заинтересованных в результатах их деятельности предприятия, нуждающиеся в новых продуктах и технологиях. Для научно-исследовательских организаций и университетов это огромная возможность удовлетворить необходимость в практической апробации теории, предоставить рабочие места для выпускников университетов.
Но помимо взаимных выгод это сотрудничество имеет и определенное количество недостатков и сложностей. Вузы не всегда должным образом оценивают коммерческие аспекты и проблемы промышленников, у них зачастую разные исследовательские приоритеты, различные взгляды на временные показатели и университетские исследования проводятся не с той степенью неотложности, как это обычно необходимо для компаний, различный подход к интеллектуальной собственности и в большинстве университетов акцент делается на публикации результатов исследований, а у предприятий - на патентовании. Так же определенную сложность может вызывать процедура получения информации о том, какие исследования проводятся в университетском секторе (не все исследования в университетах предназначены для практического либо коммерческого использования).
Сотрудничеств должны быть выгодны как университетам, так и компаниям – сделать его таковым одна из задач управления инновационной деятельностью.
С целью облегчить и сделать это сотрудничество взаимовыгодным используются различные форм, например:
специальные гранты для предприятий, призванные субсидировать зарплаты выпускников первые 2 года. Малые и средние предприятия могли бы получить значительные выгоды от передачи знаний и навыков выпускников вузов, магистров, аспирантов, имеющих ученые степени, но они не берут их на работу, опасаясь, что специалисты перейдут на работу в другие организации из-за невозможности выплаты высокой зарплаты и предоставления интересной работы;
специальные схемы преподавания,позволяющие старшекурсникам и аспирантам работать по специальным инновационным проектам в компаниях и организациях. Выгода Использование подобных схем способствует процессу трансфера технологий в компании, снижению затрат на труд (труд студентов и аспирантов обходится компании в большинстве случаев недорого) и получение студентами и аспиранты, работая по проекту (2 года) ценного практического опыта.
Во Франции система под названием Конвенции по технологическим исследованиям высшей школы – CORTECHS объединяет будущего специалиста, обладающего новыми технологическими знаниями, компанию, которая готова взять его на работу либо по инновационному проекту, либо по краткосрочному контракту; центр качества, который от имени Министерства научных исследований выплачивает компании единовременную сумму, покрывающую половину заработка молодого специалиста, включая страховку. Результатом работы такой системы стало цифра в 94% таких специалистов остающихся работать в компании постоянно.
творческие отпуска- годичные отпуска преподавателей для научной работы. Благодаря таким отпускам компания может использовать знания и опыт университетского персонала; Вузы получить истинное представление о потребностях производства, практической деятельности и исследованиях в отраслевой среде. Они могут служить стимулом для возникновения и развития новых идей как на производственных предприятиях, так и в Вузе, что может привести к их совместным инновационным проектам.
создание специальных структур для трансфера (передачи) технологий при Вузах, которые организуют разработку и защиту ценных новых технологий и делают их доступными для компаний. Это дает дополнительную прибыль университету и заработки его персоналу, а компаниям помогает найти инновационные продукты и технологии.
научные форумы (конференции, симпозиумы, съезды и т.п.), технопарковые структурыи информационно-технологические системы также могут активно использоваться Вузами для развития их сотрудничества с промышленными компаниями.
Развитие инновационной деятельности осуществляется также в процессе сотрудничества различных инновационных компаний между собой.
Данное сотрудничество дает предприятиям возможность разделения затрат и инновационных рисков между всеми участниками, осуществляемого в рамках сотрудничества инновационного проекта. Создания союзов, альянсов, многоуровневых компаний (холдингов, консорциумов и т.п.), приносит значительную пользу в случае, когда компания в процессе своей инновационной деятельности сталкивается с проблемой технического, коммерческого либо финансового характера, которую не может решить в одиночку.
Французская компании Renault Motor Company при проведении НИОКР в области новых материалов для автомобилестроения Renault сотрудничает с 6 партнерами из Италии, Норвегии, Швейцарии и Нидерландов, которые являются ведущими производителями новых материалов. Цели - предвидеть решения относительно защиты окружающей среды, удовлетворить потребности в более экономичной машине, увеличить спектр предлагаемых типов кузова без увеличения инвестиций либо затрат производственных процессов. Прогнозируется, что многие разработки новых технологий найдут более широкое применение в других отраслях (при производстве железнодорожных вагонов, домашних электроприборов и т.д.).
Сотрудничество может основываться и на передаче технологических знаний, каких-либо результатов инновационной деятельности одной компанией другой, взаимопомощи. Например, передача на взаимовыгодных условиях побочных результатов НИОКР, которые не попадют в продуктовый ряд компании, либо приносят слишком малый доход по сравнению с затратами на их разработку. Так поступила в свое время английская компания ICI, желая трудоустроить своих сотрудников, в услугах которых компания уже не нуждалась, а европейская нефтяная компания ElfAcquilaine сделала, содействие развитию малых и средних инновационных предприятий одним из пунктов своего корпоративного плана.
Конечно же совместная деятельность, естественно, подразумевает и совместные риски, и совместные будущие прибыли, что усложняет процесс интеграции и развития сотрудничества между предприятиями. Имеются и другие сложности в осуществлении и развитии эффективного сотрудничества.
Основными препятствиями на пути развития кооперации инновационных компаний являются:
• недостаток знания: передача технологий между организациями - это средство диффузии знаний. Если персонал компании, которая нуждается в новых идеях, испытывает недостаток технологических знаний, то она не может использовать предлагаемые при передаче технологии;
• недостаток понимания: многие организации, особенно малые, не знают, какая технология может им помочь.
• недостаток средств (ресурсов) может препятствовать организации разработки повой технологии либо финансирования создания нового продукта;
• недостаток общих интересов: это зачастую ведет к недостаточной мотивации по соглашению и согласованию различных мнений;
• конфликт интересов: даже если существуют отличные взаимосвязи, сотрудничество между конкурирующими компаниями может оказаться неэффективным;
• недостаток доверия: если существует дефицит доверия в начале совместного проекта, то шансы на успешное сотрудничество малы;
• плохие коммуникации: зачастую очень сложно поддерживать взаимную информированность, осмысливать процессы, цели и направления общей инновационной деятельности.
Сделать это сотрудничество возможным и взаимовыгодным – одноа из задач нновационного менеджмента.
Важными составляющими информационной поддержки и развития кооперационных связей в инновационной сфере являются:
• электронные биржи и базы данных по научно-исследовательским разработкам, объектам интеллектуальной собственности, в том числе созданным за счет бюджетных средств, по услугам сопровождения инновационной деятельности и др.;
• системы многоуровневого непрерывного образования в инновационной сфере, разработка и реализация программ дополнительного образования в области инновационного менеджмента;
• организация и государственная поддержка проведения инновационной выставочно-ярмарочной деятельности в различных регионах.