Зарубежный опыт: развитие банковских услуг
В настоящее время на различных уровнях рассматриваются сложившиеся в мировой практике модели ипотечного кредитования для дальнейшего их внедрения в РК. Среди этих моделей можно выделить американскую двухуровневую модель ипотечного кредитования. Суть ее состоит в том, что ипотечные кредиты, выданные на первичном ипотечном рынке, переуступаются специально созданным агентствам. Причем речь идет об ипотечных кредитах, соответствующих строгим стандартам агентств. Последние могут поступить с полученными ипотечными кредитами различными способами:
- переуступить на вторичном рынке инвесторам;
- сформировать из единообразных ипотечных кредитов пулы и продать вторичным инвесторам эти пулы или права участия в них, выпустить ипотечные ценные бумаги.
За счет формирования пулов ипотек кредитные риски, не покрытые страховкой, гарантиями и т.п., распределяются между всеми составляющими пул кредитами, и соответственно, приобретателями участия в пуле.
При уступке ипотечного кредита банк, выдавший кредит, может оставить за собой право обслуживания его, но это не обязательно.
Государственные организации выдают гарантии по отдельным видам ипотечных кредитов и способствуют получению льготных ипотечных кредитов определенным категориям граждан.
Механизм двухуровневой модели вторичного рынка ипотечного кредитования сложен и требует огромных затрат на свое содержание. Это, в свою очередь, влечет удорожание кредитных средств для заемщика.
Наряду с безусловными положительными сторонами американского опыта существует и ряд недостатков. И самый основной из них - это невозможность четкого и эффективного регулирования построенного по англо-американской модели рынка ипотечного кредитования в рамках континентальной системы права.
Так, в отличие от англо-американского права, континентальное (в том числе и казахстанское) право не знает «дробной» собственности. Система американского вторичного ипотечного рынка основана как раз на «дроблении» права собственности: у жилого дома есть «собственник-владелец» и «собственник-держатель». При этом право собственности ставится выше права проживания владельца заложенного дома.
Кроме того, система вторичного рынка ипотечного кредитования в США в силу особенностей системы права регулируется не только законами, но и обширнейшей судебной практикой, восполняющей пробелы законодательства. В условиях континентальной правовой системы этого достичь невозможно. Поэтому при выработке модели вторичного ипотечного рынка Казахстана и разработке соответствующих механизмов его функционирования следует особо тщательно подбирать правовые конструкции.[34]
Гораздо ближе Казахстану одноуровневая модель вторичного ипотечного рынка Германии, суть которой состоит в том, что банк, выдавший ипотечный кредит, самостоятельно рефинансирует ипотечные кредиты за счет выпуска ценных бумаг облигационного типа - закладных листов. Выпуск и обращение листов регулируются специальным законодательством и отличаются от регулирования выпуска облигаций. Деятельность эмитентов закладных листов, как правило, законодательно ограничена выдачей ипотечных кредитов и иными операциями, характеризующимися невысокой степенью риска. Выпускать ценные бумаги, именуемые «закладной лист», не может ни один эмитент, кроме поименованных в законе. Деятельность ипотечных банков строго контролируется государством и органами банковского надзора. Основными достоинствами такой модели служат ее легкая интегрируемость в национальное законодательство; дешевизна ее организации и контроля над ней по сравнению с двухуровневой моделью; отсутствие необходимости страховать кредитно-финансовые риски, прибегать к услугам рейтинговых агентств, а также отсутствие затрат на выплату агентских вознаграждений обслуживающим кредит банкам и т.п., что в конечном счете существенно снижает стоимость кредита для заемщика. Кроме того, одноуровневая модель более проста в законодательном регулировании. Для ее функционирования, правда, требуется принятие правовых актов на федеральном уровне, но с учетом того, что гражданское, банковское законодательство и законодательство о ценных бумагах отнесены к компетенции РК, непреодолимых препятствий на этом пути нет.
Поскольку для нормальной работы рынка необходима уверенность вторичных инвесторов в надежности и ликвидности приобретаемых ими ценных бумаг. В этой связи может потребоваться дополнительное обеспечение таких ценных бумаг, а именно:
- легальная защита прав вторичных инвесторов;
- нормативы по экономической стабильности ипотечных кредиторов и выпускающих ипотечные ценные бумаги юридических лиц;
- система государственной поддержки вторичного ипотечного рынка.
Наличие названных инструментов актуально вообще, а после кризиса, произошедшего осенью 1998 года на отечественном рынке ценных бумаг, в особенности. Поэтому, принимая во внимание сказанное, а также другие не менее важные обстоятельства, оптимальным вариантом для создаваемого казахстанского вторичного ипотечного рынка было бы сочетание указанных двух систем вторичного рынка ипотечного жилищного кредитования.
Для того, чтобы занять достойное место в мировом сообществе, нашей стране неизбежно предстоит ориентироваться на сформированные в мировой экономике нормы и правила, связанные с охраной окружающей среды.
Одной из главных экономических причин наличия практически всех видов загрязнений окружающей среды является получение загрязнителем прибыли без учета последствий. Такое положение будет способствовать загрязнению до тех пор, пока величина санкций за такие действия не превысит уровень прибыли или пока уровень загрязнения не начнет напрямую отражаться на результатах финансово-экономической деятельности конкретного предприятия. Поэтому наиболее эффективное воздействие на рыночные механизмы с целью охраны окружающей среды возможно осуществлять путем целенаправленной государственной политики через банковскую систему, количество предоставляемых услуг которой превысило двести и охватывает широкий спектр клиентов - от домохозяйств до транснациональных корпораций.[35]
Особенно остро проблема охраны окружающей среды и рационального природопользования актуальна для Казахстана с его исключительно выгодным географическим положением, богатыми недрами, развитым транспортом, а также высококвалифицированными учеными, специалистами и рабочими. Однако она превратилась в зону экологического бедствия, характеризующуюся высокой степенью урбанизации и существованием мощных промышленных конгломератов, малопригодными для жизнедеятельности человека.
Предотвращение глобальных экологических последствий от антропогенной деятельности затрагивает прежде всего производителей и потребителей озоноразрушающие вещества, а также производств, требующих выбросов углекислого газа, который в наибольшей степени влияет на нежелательные климатические изменения. Следовательно, с определенного момента перед отечественными производителями будет поставлен серьезный барьер экспорту и импорту товаров, содержащих запрещенные компоненты.
Особого внимания заслуживает предварительная оценка окологичности» финансируемых программ, проектов, технологий для конкретных условий строящихся и действующих предприятий. Привлечение инвестора к гражданской или уголовной ответственности вследствие неучтенных экологических требований, удорожание проекта или увеличение срока его реализации, а также возможное банкротство кредитуемого предприятия - все эти события являются крайне нежелательными для финансовых учреждений. Ведь такие действия связаны с задержкой платежей, падением курса акций кредитуемой компании, увеличением стоимости или срока на реализацию проекта, невозвращением кредита при банкротстве. К тому же, если банк финансирует экологически опасные проекты, его репутация и престиж могут значительно пострадать. [36]
Следовательно, целенаправленная защита банковскими структурами своих финансово-экономических интересов позволит придать природоохранной деятельности профилактическую направленность, прогнозировать ожидаемую техногенную нагрузку на биосферу и принесет ощутимую экономическую выгоду.
Так, по данным Международного банка реконструкции и развития, возможное повышение стоимости проектов, связанных с проведением оценки воздействия на окружающую среду и последующим учетом в рабочих проектах экологических ограничений, окупается в среднем за 5-7 лет, включение природоохранных требований в полном объеме в процедуру принятия решений еще на стадии проектирования оказывается в 3-4 раза дешевле последующей доустановки очистного оборудования, а затраты на ликвидацию экологических последствий от использования неэкологической технологии и оборудования оказываются в 30-50 раз выше тех затрат, которые потребовались бы для разработки экологически чистой технологии и применения экологически совершенного оборудования.
Таким образом, и с позиции охраны окружающей среды, и с точки зрения экономических выгод ориентация на минимизацию вреда окружающей среде должна быть повсеместна - от возникновения замысла до его реализации и воссоздания состояния окружающей среды после завершения хозяйственной деятельности в рамках этого проекта.
Деятельность Национального банка и финансовых структур всех форм собственности должно стать содействие становлению и развитию рынка экологических работ и услуг - экологического предпринимательства. К этой важной сфере следует отнести следующие основные направления социальной и хозяйственной деятельности общества:
- разработка и внедрение экологически безопасных и ресурсосберегающих технологий;
- производство средозащитной техники и приборов для контроля и повышения качества окружающей среды;
- производство экологически благоприятных потребительских товаров;
- использование вторичных ресурсов;
- развитие и использование рекреационных ресурсов - курортных, спортивно - оздоровительных, туристических;
- оказание экологических услуг - экологический мониторинг, экологическое аудирование, экологическое воспитание, просвещение и образование.
Зарубежный опыт показывает, что при помощи экологических фирм предприятия разрешили проблемы использования отходов, превратив их в сырье для других отраслей, найдя более эффективные методы их очистки, переработки или утилизации. Ежегодно экологическими фирмами оказывается услуг на 200-230 млрд. долл., и этот показатель имеет устойчивую тенденцию к росту на 4-15% ежегодно, в зависимости от видов предоставляемых услуг.[37]
Активной и целенаправленной должна стать позиция банковских структур в процессе приватизации в Республике Казахстан. Это дает уникальную возможность улучшить экологические характеристики не только большого числа субъектов производительной деятельности, но даже целых секторов экономики. Учет экологического фактора при приватизации должен разрешить противоречие, заключающееся в совершенствовании природоохранной деятельности и улучшении состояния окружающей среды при недопущении неприемлемых для будущих владельцев расходов. До процесса приватизации, пока права собственности находятся у государства, следует выяснить причины и степень возникшего экологического кризиса на каждом конкретном предприятии и решить вопрос о мере и методах ответственности всех причастных.
К вопросу о компенсации природоохранных затрат и (или) содействию в решении этой проблемы нужно подходить индивидуально, в зависимости от масштабов предприятий, методов приватизации, экологического состояния региона, реальной и потенциальной опасности приватизируемого предприятия и на основании результатов проведенного экологического аудита.
Поэтому авторами предлагается конкретный механизм учета экологического фактора в процессе приватизации, содержащий следующие концептуальные подходы, зависящие от характера деятельности предприятия в постприватизационный период:
- создание целевого фонда для решения неотложных экологических проблем, образованного путем включения их стоимости в цену приватизируемого объекта - при сохранении на предприятии в обозримом будущем ассортимента традиционной продукции на основании существующих технологий, материалов, сырья;
- уменьшение величины стоимости предприятия на сумму предотвращенного ущерба (фактического и потенциального), узаконив неуклонное выполнение взятых обязательств в оговоренные сроки в комплексе с осуществлением технического преобразования предприятия в целом.
Исследования и расчеты, произведенные на примере конкретных промышленных предприятий различных регионов Казахстан показали, что применение предложенных механизмов учета экологического фактора приведет к изменению оценочной стоимости приватизируемого целостного имущественного комплекса в пределах 1-2%3. Таким образом, существенного влияния на рыночную стоимость предприятия такие изменения не окажут, а послужат расширению числа потенциальных покупателей, гарантированному решению существующих экологических проблем и минимизации вероятности экологических катастроф в будущем. Поэтому, наряду с такими традиционными задачами государственной политики в области приватизации, как получение доходов от продажи предприятий, обеспечение занятости, содействие региональному экономическому развитию, ожидаемые налоговые поступления в будущем, эта политика должна включать и совершенствование природоохранной деятельности и рационального природоиспользования.
Надежной превентивной мерой избежания техногенных аварий и экологических катастроф и перспективной сферой деятельности банковских структур должно стать экологическое страхование. Целью создания системы обязательного и добровольного экологического страхования потенциально опасных промышленных объектов является компенсация убытка, образующегося у всех потерпевших и самого страхователя в результате аварийного загрязнения окружающей природной среды, экономическое стимулирование предотвращения аварий у страхователя, что достигается уменьшением издержек на проведение противоаварийных работ за счет страховщика. Экологическое страхование может развиваться в следующих основных направлениях:
- распределение ответственности по вероятным рискам аварийного загрязнения окружающей среды;
- создание гибкой системы страхования в отношении объектов, деятельность которых сопряжена с относительно высоким экологическим риском, но существующей неопределенностью в оценке последствий деятельности конкретного предприятия - источника экологических нарушений;
- страхование инвестиций в экологически рискованные проекты.[38]
Система экологического страхования должна предусматривать дифференцированные тарифы, а ставки взносов определяться на основании величин возможных убытков, причиняемых третьим лицам и самому предприятию в результате страхового события и их частоты, выявленных, исследованных и систематизированных в процессе экологического аудирования.
Практическое осуществление экологических требований может быть различным, что приводит к использованию разнообразных схем кредитования. Так, например, переход на выпуск косметических и медицинских аэрозолей на основании экологически безопасного и более дешевого сырья — пропанбутана принесет ощутимую экономическую прибыль и значительное повышение репутации и конкурентоспособности выпускаемой продукции. А выпуск холодильников на использовании озонобезопасногохлодона потребует дополнительных расходов, которые будут компенсированы со временем за счет уменьшения экологических платежей, затрат на утилизацию отслужившей свой срок продукции и расширения числа покупателей.
Для принятия решения и определения тактики и стратегии банков в области охраны окружающей среды при реализации конкретного проекта необходимо проведение исследования всех аспектов его прямого и косвенного влияния на состояние окружающей среды и здоровье человека — экологического аудирования — экономического инструмента, включающего в себя экономические факторы защиты окружающей среды, при помощи которого возможен выбор оптимального варианта природоохранных мероприятий; экономическая оценка намечаемых технических и технологических усовершенствований; четко организованный информативно-аналитический контроль за состоянием и степенью эксплуатации средозащитной техники.
Исходя из поставленных задач независимого исследования всех аспектов хозяйственной деятельности промышленного предприятия любой формы собственности для определения прямого и косвенного воздействия на изменение окружающей среды с целью приведения природоохранной деятельности в соответствие с требованиями законодательства и нормативных актов Казахстана, оптимизации использования природных ресурсов, снижения и упорядочения энергопотребления, уменьшения отходов, предотвращения аварийных сбросов, выбросов и техногенных катастроф.
Экологический аудит предупреждает ситуацию, когда экологические проблемы являются головной болью лишь руководства предприятия, которое на свой страх и риск вынуждено скрывать негативные последствия производственной деятельности до предела, за которым сокрытие этих последствий станет практически невозможным, а устранение может повлечь за собой судебные разбирательства и экономические санкции.[39]
Но самостоятельное решение перечисленных выше экологических проблем банковским структурам конечно не под силу, особенно в условиях социально-экономического кризиса переходного периода и далекого от совершенства налогового законодательства. И льготные кредиты под экологические проблемы в рыночных условиях от них никто требовать не вправе, так как это посягательство на банковские доходы, на возможность их роста и повышения конкурентоспособности. Банки могут стать активными проводниками государственной политики в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, согласованной на уровне законодательной и исполнительной власти.
Экологизация кредитной политики должна основываться на принципе «кредитной нейтральности», предполагающем, что льготное кредитование экологически надежных предприятий должно компенсироваться за счет экономических санкций в виде повышенного процента кредитования экологически надежных производств.
Об особой роли банков в системе интегрированного финансирования защиты окружающей среды свидетельствует опыт Польши. Там в 1991 году был создан коммерческий Банк защиты окружающей среды, специализирующийся на предоставлении займов по более низкой, чем коммерческая, ставке процента и в более длительном периоде отсрочки на природоохранные программы нефтехимических и энергетических предприятий, для развития муниципалитетов, фирм и домашних хозяйств, осуществляющих строительство по очистке сточных вод, утилизации промышленных отходов, разработку и внедрение энергосберегающих технологий и т.д. Акционерами банка являются Национальный и Провинциальные Фонды защиты окружающей среды и управления водой, институты по защите окружающей среды, промышленные предприятия, органы местного самоуправления и частные лица. Этот банк, работающий на прибыль, соответствует критериям надежного и наиболее быстро развивающегося. По своему балансу и уровню доходов находится в первой двадцатке (из 70 исследованных) крупнейших польских банков. Политическая решимость двигаться ускоренными темпами в направлении совершенствования стратегии и тактики охраны окружающей среды и реформирование рыночных механизмов их финансирования позволили Польше за четыре года повысить долю экологических инвестиций в ВНП с 0,7% до общеевропейских стандартов - 1,4.[40]
Таким образом, экологические проблемы являются актуальными не только для развития банковского бизнеса, но и для обеспечения социально-экономического прогресса в целом. Предложенные и рассмотренные основные концептуальные направления формирования эколого-экономической стратегии и тактики финансовых структур позволяют использовать опыт и достижения передовых стран мира в сложных и специфических условиях перехода от административно-командной системы к рыночным отношениям, исключают дополнительную нагрузку на государственный бюджет в ходе реализации конкретных экологических программ, будут не только содействовать стабилизации и улучшению состояния окружающей среды, но и способствовать выходу наших стран из глубокого социально-экономического кризиса.
Кредитная система Казахстана, как уже упоминалось раньше, состоит из двух уровней. В отличие от всех западных кредитных систем, особенно от США, второй уровень является самым слаборазвитым элементом кредитной системы.
Например, в США на коммерческие банки приходится 30-35% активов кредитно-финансовых учреждений страны. В Казахтсане же этот процент намного выше и составляет примерно КО-85° о. Это связано с тем что, банки работают в областях, они могут получить высокую прибыль.
В связи с этим возинкаег проблема долгосрочного кредитования и, в частности и. кредитования недвижимого имущества - ипотеки. Банков, занимающихся ипотечным кредитованием в различных областях, будь то ипотека жилья воздушного или железнодорожного транспорта, в Казахстане практически нет. Эти функции берут на себя коммерческие банки, которые являются, по сути, универсальными банками. В этой связи отсутствуют и различные модели ипотечного кредитования, то есть сроки, проценты, гарантии и т.д., которые являлись бы оптимальными не только для банка, но и для его клиентов. Если учесть, что на базе ипотечного кредита выпускаются еще и ценные бумаги, то отсутствие отлаженной системы ипотечного кредитования отражается и на рынке ценных бумаг. То есть из сказанного выше следует, что банки имеют в экономике двойное значение: как социальные институты, обеспечивающие долгосрочные земельные кредиты, и как эмитенты закладных листов, являющихся наиболее защищенными средствами вложения капитала и приносящих проценты.[41]
В банковской системе ипотечному кредитованию принадлежит отдельное место. На наш взгляд, решением данной проблемы должны заниматься специализированные кредитно-финансовые организации банковского и небанковского типа. Это объясняется тем, что ипотечное кредитование предполагает наличие большого объема финансовых средств с распределительными и перераспределительными потоками. Для обслуживания такой финансовой системы необходимы постоянные исследования, расчеты, меры по решению правовых аспектов, чтобы этот механизм постоянно и слаженно работал. Если бы отдельные финансовые институты кредитной системы, занимающиеся ипотечным кредитованием, занимались еще и специализацией на определенных видах кредитов или заемщиках, это было бы эффективнее для кредш ион системы в целом, поскольку для разных кредитно-финансовых операций можно было бы создагь определенные финансовые рынки с даннымн условиями работы на них. Что позволило бы концентрировать финансовые потоки и более четко прослежнвать их от одного оператора финансового рынка к другому, а также повышать (поставив определенную минимальную планку финансовой операции) объем финансовых операций. Причем это необходимо сделать немедленно.