Анализ объема произведенной продукции
Объем произведенной продукции может быть определен как в стоимостном оценке, так и в натуральных показателях.
Введем следующие обозначения:
Vпр – объем произведенной продукции в стоимостном выражении;
Qпр – объем произведенной продукции в натуральном выражении;
Факторная модель: Vпр = КР × Д × Псм × Вдн,
При проведении факторного анализ объема произведенной продукции необходимо определить влияние на прирост объёма произведённой продукции изменения численности рабочих, количества отработанных дней, продолжительности смены, часовой выработки.
ПРИМЕР: | Таблица 1. |
Показатели | План | Факт | Отклонение | |
абсолютное | Относительное, % | |||
1. Vпр , тыс. руб. 2. КР, чел. 3. Д, дней 4. Псм, час 5. Вчас, руб/час | 2607,72 7,7 5,1 | 2714,59 7,8 5,4 | + 106,87 – 6 – 2 + 0,1 + 0,3 | + 4,09 – 2,1 – 0,86 + 1,29 + 5,88 |
Модель мультипликативного типа, анализ проведем тремя рассмотренными выше методами факторного анализа.
I. Метод цепных подстановок:
1) Определим влияние на прирост продукции изменения численности работающих:
тыс. руб.
Сокращение численности рабочих на 6 человек привело к потере произведенной продукции на 54 тыс. 900 рублей.
2) Определим влияние на прирост продукции изменения количества рабочих дней:
В результате 2-х дневных постоев недополучено 21тыс. 910 руб. продукции.
3) Определим влияние на прирост продукции изменение продолжительности смены:
Увеличение продолжительности смены на 6 минут привело к росту продукции на
32 тыс. 870 руб.
4) Определим влияние на прирост продукции изменение часовой выработки:
Рост среднечасовой выработки на 30 копеек позволил получить дополнительно 150тыс. 810 руб. продукции.
II. Метод абсолютных разниц:
1) Влияние на прирост продукции изменение численности работающих:
2) Влияние на прирост продукции изменение количества рабочих дней:
3) Влияние на прирост продукции изменения продолжительности смены:
4) Влияние на прирост продукции изменения часовой выработки:
III. Метод относительных разниц:
1) Влияние на прирост продукции изменения численности работающих:
2) Влияние на прирост продукции изменения количества рабочих дней:
3) Влияние на прирост продукции изменения продолжительности смены:
4) Влияние на прирост продукции изменения часовой выработки:
Анализ объема реализации
От объема реализации зависят финансовые результаты предприятия, его финансовое положение, платежеспособность и т.д. Следовательно, анализ объема реализации необходимо проводить за каждый месяц, квартал, год.
Первый этап:
В процессе анализа фактические данные по объему реализации сравниваются с базовыми: плановыми, данными предшествующих периодов. При этом первоначально проводят сравнительный вертикальный и горизонтальный анализ, рассчитывают темп роста, относительные и абсолютные отклонения.
Если выручка определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь следующий вид:
ГП н.п.. + ТП = РП + ГП к.п..
где ГП н.п.. – готовая продукция на складе на начало периода;
ТП – выпуск товарной продукции в течение периода;
РП – реализованная продукция в течение периода;
ГП к.п.. – готовая продукция на складе на конец периода;
Валовая продукция – все что произвели, включая НЗП. Факторная модель:
РП = ТП + ГП н.п.. – ГП к.п..
Факторы влияния:
· изменение остатков готовой продукции на начало периода;
· изменение выпуска товарной продукции;
· изменение остатков готовой продукции на конец периода.
Факторный анализ проведем методом цепных подстановок.
1. Влияние изменения выпуска товарной продукции на прирост объема реализации:
DРПТП = DТП
2. Влияние остатков готовой продукции на начало периода на прирост объема реализации:
DРПГП н.п. = D ГПн.п.
3. Влияние изменения остатков готовой продукции на конец периода на прирост объема продаж:
DРПГП к.п. = – D ГПк.п.
Если выручка определяется по оплате отгруженной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь следующий вид:
ГП н.п. + ТП + О н.п. = РП + ГП к.п. + О к.п.
где О н.п. – остатки отгруженной, но неоплаченной продукции на начало периода;
О к.п. – остатки отгруженной, но неоплаченной продукции на конец периода;
Факторная модель в этом случае будет:
РП = ТП + (ГП н.п. – ГП к.п.) + (О н.п. – О к.п.)
Факторы влияния:
1. изменение товарной продукции;
2. изменение остатков готовой продукции на начало и конец периода;
3. изменение выпуска отгруженной, но неоплаченной продукции на начало и конец периода.
Влияние факторов на прирост объема реализации определяется следующим образом:
DРПТП = DТП
DРПГП н.п. = D ГПн.п.
DРПГП к.п. = – D ГПк.п.
DРПО н.п. = D Он.п.
DРПО к.п. = – D Ок.п.
Второй этап анализа реализованной продукции: анализируется выполнение договорных обязательств по поставкам готовой продукции, поскольку их невыполнение может привести к штрафным санкциям, а, следовательно, потере прибыли (т.к. штрафы выплачиваются за счет прибыли).
Кроме того, в условиях конкуренции предприятие в этих случаях может потерять рынок сбыта со всеми вытекающими отсюда последствиями (спад объема реализации ® спад производства).
Третий этап анализа – анализируется выполнение плана поставок за месяц и нарастающим итогом за весь отчетный период в целом по предприятию и в разрезе отдельных потребителей и видов продукции.
Выясняются причины невыполнения плана поставок, дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств.
В процессе анализа необходимо также изучить причины увеличения неоплаченных остатков продукции, отгруженных покупателю.