Анализ объема произведенной продукции

Объем произведенной продукции может быть определен как в стоимостном оценке, так и в натуральных показателях.

Введем следующие обозначения:

Vпр – объем произведенной продукции в стоимостном выражении;

Qпр – объем произведенной продукции в натуральном выражении;

 
  Анализ объема произведенной продукции - student2.ru

Факторная модель: Vпр = КР × Д × Псм × Вдн,

При проведении факторного анализ объема произведенной продукции необходимо определить влияние на прирост объёма произведённой продукции изменения численности рабочих, количества отработанных дней, продолжительности смены, часовой выработки.

ПРИМЕР: Таблица 1.
Показатели План Факт Отклонение
абсолютное Относительное, %
1. Vпр , тыс. руб. 2. КР, чел. 3. Д, дней 4. Псм, час 5. Вчас, руб/час 2607,72 7,7 5,1 2714,59 7,8 5,4 + 106,87 – 6 – 2 + 0,1 + 0,3 + 4,09 – 2,1 – 0,86 + 1,29 + 5,88

Модель мультипликативного типа, анализ проведем тремя рассмотренными выше методами факторного анализа.

I. Метод цепных подстановок:

1) Определим влияние на прирост продукции изменения численности работающих:

Анализ объема произведенной продукции - student2.ru

Анализ объема произведенной продукции - student2.ru тыс. руб.

Сокращение численности рабочих на 6 человек привело к потере произведенной продукции на 54 тыс. 900 рублей.

2) Определим влияние на прирост продукции изменения количества рабочих дней:

Анализ объема произведенной продукции - student2.ru

Анализ объема произведенной продукции - student2.ru

В результате 2-х дневных постоев недополучено 21тыс. 910 руб. продукции.

3) Определим влияние на прирост продукции изменение продолжительности смены:

Анализ объема произведенной продукции - student2.ru

Анализ объема произведенной продукции - student2.ru

Увеличение продолжительности смены на 6 минут привело к росту продукции на

32 тыс. 870 руб.

4) Определим влияние на прирост продукции изменение часовой выработки:

Анализ объема произведенной продукции - student2.ru

Рост среднечасовой выработки на 30 копеек позволил получить дополнительно 150тыс. 810 руб. продукции.

II. Метод абсолютных разниц:

1) Влияние на прирост продукции изменение численности работающих:

Анализ объема произведенной продукции - student2.ru 2) Влияние на прирост продукции изменение количества рабочих дней:

Анализ объема произведенной продукции - student2.ru

3) Влияние на прирост продукции изменения продолжительности смены:

Анализ объема произведенной продукции - student2.ru 4) Влияние на прирост продукции изменения часовой выработки:

Анализ объема произведенной продукции - student2.ru

III. Метод относительных разниц:

1) Влияние на прирост продукции изменения численности работающих:

Анализ объема произведенной продукции - student2.ru

2) Влияние на прирост продукции изменения количества рабочих дней:

Анализ объема произведенной продукции - student2.ru 3) Влияние на прирост продукции изменения продолжительности смены:

Анализ объема произведенной продукции - student2.ru

4) Влияние на прирост продукции изменения часовой выработки:

Анализ объема произведенной продукции - student2.ru

Анализ объема реализации

От объема реализации зависят финансовые результаты предприятия, его финансовое положение, платежеспособность и т.д. Следовательно, анализ объема реализации необходимо проводить за каждый месяц, квартал, год.

Первый этап:

В процессе анализа фактические данные по объему реализации сравниваются с базовыми: плановыми, данными предшествующих периодов. При этом первоначально проводят сравнительный вертикальный и горизонтальный анализ, рассчитывают темп роста, относительные и абсолютные отклонения.

Если выручка определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь следующий вид:

ГП н.п.. + ТП = РП + ГП к.п..

где ГП н.п.. – готовая продукция на складе на начало периода;

ТП – выпуск товарной продукции в течение периода;

РП – реализованная продукция в течение периода;

ГП к.п.. – готовая продукция на складе на конец периода;

Валовая продукция – все что произвели, включая НЗП. Факторная модель:

РП = ТП + ГП н.п.. – ГП к.п..

Факторы влияния:

· изменение остатков готовой продукции на начало периода;

· изменение выпуска товарной продукции;

· изменение остатков готовой продукции на конец периода.

Факторный анализ проведем методом цепных подстановок.

1. Влияние изменения выпуска товарной продукции на прирост объема реализации:

DРПТП = DТП

2. Влияние остатков готовой продукции на начало периода на прирост объема реализации:

DРПГП н.п. = D ГПн.п.

3. Влияние изменения остатков готовой продукции на конец периода на прирост объема продаж:

DРПГП к.п. = – D ГПк.п.

Если выручка определяется по оплате отгруженной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь следующий вид:

ГП н.п. + ТП + О н.п. = РП + ГП к.п. + О к.п.

где О н.п. – остатки отгруженной, но неоплаченной продукции на начало периода;

О к.п. – остатки отгруженной, но неоплаченной продукции на конец периода;

Факторная модель в этом случае будет:

РП = ТП + (ГП н.п. – ГП к.п.) + (О н.п. – О к.п.)

Факторы влияния:

1. изменение товарной продукции;

2. изменение остатков готовой продукции на начало и конец периода;

3. изменение выпуска отгруженной, но неоплаченной продукции на начало и конец периода.

Влияние факторов на прирост объема реализации определяется следующим образом:

DРПТП = DТП

DРПГП н.п. = D ГПн.п.

DРПГП к.п. = – D ГПк.п.

DРПО н.п. = D Он.п.

DРПО к.п. = – D Ок.п.

Второй этап анализа реализованной продукции: анализируется выполнение договорных обязательств по поставкам готовой продукции, поскольку их невыполнение может привести к штрафным санкциям, а, следовательно, потере прибыли (т.к. штрафы выплачиваются за счет прибыли).

Кроме того, в условиях конкуренции предприятие в этих случаях может потерять рынок сбыта со всеми вытекающими отсюда последствиями (спад объема реализации ® спад производства).

Третий этап анализа – анализируется выполнение плана поставок за месяц и нарастающим итогом за весь отчетный период в целом по предприятию и в разрезе отдельных потребителей и видов продукции.

Выясняются причины невыполнения плана поставок, дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств.

В процессе анализа необходимо также изучить причины увеличения неоплаченных остатков продукции, отгруженных покупателю.

Наши рекомендации