Системный подход в логистике
Системный подход в логистике - это комплексное изучение явлений и объектов как целостных логистич. систем с целью ликвидации несоответствий между интересами и целями всей логистич. системы и ее отдельных элементов, между разными логистич. системами, между логистич. системой и внешней средой.
Системный подход предполагает макро- и микроуровни исследования. На макроуровне логистич. система рассматривается как целое, устанавливаются ее границы и внешние связи со средой ее деят-ти. лишь изучив потребности покупателей, можно понять, какое место занимает или должна занять фирма по отношению к ним. Каждая система состоит из элементов. Микроуровень исследования предполагает изучение внутренней структуры системы, т.е. составляющих ее элементов, их свойств, связей между ними. Важным принципом системного подхода является принцип взаимосвязанности элементов логистич. системы. Связи между элементами могут быть сильными или слабыми, но в любом случае изменение в поведении одних элементов порождает изменения деят-ти других. Следовательно, необходимо учитывать эти последствия.
Системный подход в логистике предполагает обязательный анализ всех составляющих системы товародвижения. Нельзя акцентировать внимание лишь на одном каком-то элементе без учета его взаимосвязей с другими. При этом взаимоотношения элементов логистич. системы должны рассматриваться как направленные на достижение ее общей цели. Именно с точки зрения достижения целей системы должны оцениваться результаты деят-ти ее элементов. Например, склад книжного магазина как самостоятельное подразделение стремится к сокращению своих запасов. Общую оценку можно дать, лишь проанализировав последствия: не привело ли это к сокращению ассортимента в торговом зале, к увеличению случаев отсутствия книг в продаже, т.е. не стал ли книжный магазин как логистич. система работать хуже. При этом кач-во работы книжного магазина как системы мы можем оценить только извне, посмотрев на результаты его деят-ти со стороны покупателей.
Анализ взаимодействия элементов системы дает возможность понять, как возникают системные кач-ва, т.е. кач-ва, несводимые к кач-вам входящих в нее элементов. В этой связи следует остановиться на часто упоминаемом в логистике «синергич. эффекте».
Логистич. синергия - это взаимное усиление связей внутри логистич. системы или между логистич. системами, при котором общий (синергич.) эффект одновременного действия каких-либо факторов превышает сумму эффектов, получаемых при раздельном действии этих факторов.
Синергич. эффект может быть положительным и отрицательным. Положительный эффект может быть получен, например, в результате согласования партнерами по книжному бизнесу своих действий в области информац. логистики. Так, эффект от использования единых форматов электронного обмена данными о книжной продукции значительно превысит сумму отдельных эффектов, полученных каждым предприятием от своих собственных компьютерных разработок в этой области.
В кач-ве отрицательного синергич. эффекта можно привести пример, когда невыполнение обязательств каким-то одним участником логистич. цепи товародвижения влечет за собой сбои в деят-ти всех последующих звеньев. В итоге потери от срыва продаж оказываются значительно большими, чем тот ущерб, с которого начался лавинообразный рост потерь.
ТО, системный подход предполагает изучение логистич. системы в ее взаимодействии с внешней средой, механизма функционирования составляющих ее элементов, системных качеств, появляющихся в результате синергич. эффекта.
Поток как упр-мая сист.
Потоки в логистике– одни или множество объектов (деньги, события и пр.), воспринимаемых как единое целое, существующие, как процесс на определенном временном интервале и измеряемые в абсолютных единицах.
потоки в логистике и их параметры:
1. Начальный пункт потока
2. Конечный пункт потока
3. Траектория пути
4. Длина потока
потоки в логистике и параметры их движения: Скорость, время, интенсивность, плотность.
потоки в логистике и их классификация:
1. по степени непрерывности (непрерывные, дискретные)
2. Регулярность(детерминированные, стохастич.)
3. по стабильности (стабильные, нестабильные)
4. Изменчивость(стационарные, нестационарные)
5. Хар-тер перемещения потока(равномерный, неравномерный)
6. Степень периодичности(периодические, непериодические)
7. по сложности (простые, сложные)
8. по управляемости (управляемые, неуправляемые)
Материальный поток – грузы, ТМЦ, детали, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистич. операций и отнесенные к временному интервалу.
Материальный поток и его классификация:
1. Отношение к логистич. системе (внешние, входные, выходные, внутренние)
2. Количественный признак (массовые, крупные, средние, мелкие)
3. Натурально-вещественный состав (одноассортиментные, многоассортиментные)
4. Удельный вес образующих (тяжеловесные, легковесные)
5. Степень совместимости образующих (совместимые, несовместимые)
6. Консистенция грузов (насыпные, навалочные, тарно-штучные, наливные).
Др. потоки в логистике:
1. Информац. поток –совок-ть циркулирующих внутри логистич. системы, между ней и внешней средой, сообщений, необходимых для упр-я и контроля логистич. операций.
2. Финансовый поток – движение финансовых средств внутри логистич. системы, между ней и внешней средой, направленное на достижение эффективного движения определенного материального потока.
3. Поток услуг – особенный вид деят-ти, удовлетворяющий общественные личностные потребности
Подсистема материальных потоков должна обеспечивать в нужное время и в нужном количестве конкретных потребителей материальными ресурсами. Поэтому упр-ние ею осуществляется также в пространстве четырех переменных - временной, количественной, пространственной и качественной.
Типология логистики
В последнее время в сферах производства и обращения произошли существенные преобразования. В производственно-коммерческой деят-ти успешно используются методы снабжения, производства и сбыта базирующиеся на логистике.
Инструментарий логистики имеет универсальный хар-тер, а потому применим во всех сферах предпринимательской деят-ти, вследствие чего логистика стала дифференцироваться по различным направлениям, выявились функциональные и отраслевые логистики. В связи с этим встал вопрос о типологии логистики.
Западные специалисты выделяют логистику, связанную с обеспечением производства материалами (закупочная логистика); производственную логистику; сбытовую (маркетинговую, или распределительную). Выделяют также транспортную логистику, которая, в сущности, является составной частью каждой из трех вышеназванных логистик.
Неотъемлемой частью всех видов логистики является также информац. обеспечение материального потока, что многие авторы называют информац. или компьютерной логистикой.
Структура функциональной логистики будет применима к любой бизнес-логистике, а ресурсные логистики: информационную, финансовую, кадровую, а также транспортную и сервисную можно считать соответствующими обеспечениями конкретных бизнес- и функциональных логистик.
Логистика снабжения состоит из складской логистики и логистики запасов (материалы, сырье); логистика производства включает в себя складскую и логистику запасов (НЗП); логистика распределения (сбытовая логистика) включает в себя складскую и логистику запасов (готовая продукция).
Выделяют 5 основных функциональных областей логистики:
1. Закупочная логистика - решает вопросы связанные с обеспечением предприятия сырьем и материалами. Проводиться анализ среди поставщиков, заключаются договора и контролируется их исполнение. Используется механизм взаимодействия на поставщика в случае нарушения условий поставки и принимаются оперативные меры по исправлению сложившейся ситуации.
2. Производственная логистика - решает задачи создания материальных благ или оказания материальных услуг. Основной объем работ выполняется в пределах территории одного предприятия. Участники производственного процесса взаимодействуют между собой не в результате заключенных договоров, а в результате решений, принимаемых системой упр-я предприятием.
3. Распределительная логистика - решает задачи реализации готовой продукции. Для решения этих задач используют 2 варианта продвижения готовой продукции: реализацией занимаются сами производители и торгово-посреднические предприятия.
4. Транспортная логистика - решает вопросы упр-я материального потока на транспортных участках. Транспортные работы, выполняемые в процессе доведения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя. Транспортные операции, осуществляемые логистикой можно разделить на 2 большие группы, выполняемых:
o Специальными транспортными орг-циями (транспорт общего пользования)
o Транспортом, находящимся в собственности производителя готовой продукции (нетранспортных предприятий)
Информац. логистика - рационализирует орг-цию движения информац. потоков. Информац. системы обеспечивают упр-ние материальными потоками, используя микропроцессорную технику, информац. технологии и др. составляющие процесса информатизации, добиваясь эффективного упр-я информац. потоками. Информац. логистика тесно переплетена со всеми функциональными областями логистики.