Антикризисная инвестиционная политика
Осуществление инвестиционного процесса базируется на соответствующем стратегическом планировании.
Осуществление инвестиционных проектов обычно подразделяют на следующие фазы:
1. прединвестиционную (поиск инвестиционных идей; подготовка проекта; выбор приемлемого варианта проекта);
2. инвестиционную (поиск инвесторов и оформление договоров; техническое проектирование; строительство; обучение персонала; запуск);
3. эксплуатационную (набор мощности; стабилизация производства; расширение; обновление).
В антикризисном управлении, в силу жесткой ограниченности сроков вывода фирмы из неустойчивого состояния, особенную важность имеет ускоренная проработка первой из выше названных фаз. Вторая фаза, особенно на этапе определения инвестора, также имеет ключевое значение, поскольку желающих осуществлять инвестиции в стагнирующую фирму обычно не так много. Центральной частью инвестиционного проекта является бизнес-план. Принятием этого документа завершается первая фаза.
При анализе инвестиционной деятельности необходимо разграничивать капиталообразующие и финансовые инвестиции. В составе капиталообразующих инвестиций наибольший удельный вес составляют капитальные вложения (инвестиции, направленные на создание реального капитала, в основные средства). Кроме них следует выделить инвестиции в нематериальные активы (патенты, лицензии, программные продукты, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и др.), инвестиции в оборотные средства, на приобретение земельных участков и объектов природопользования, затраты на капитальный ремонт.
Причины, обуславливающие необходимость инвестиций, могут различными, но их можно сгруппировать следующим образом: новое строительство, связанное, как правило, с освоением новых видов деятельности реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий; расширение действующих предприятий; расширение действующих предприятий.
Для обеспечения успеха антикризисной инвестиционной политики важно обеспечивать связь между стратегическими и тактическими решениями в области инвестиций. Основной целью антикризисной инвестиционной стратегии государства является структурная перестройка экономики. Реализация государственной антикризисной стратегии должна опираться на ряд предпосылок, к которым относятся: политическая и социально-экономическая стабильность в обществе; наличие законодательной базы для развития инвестиционного процесса, и в том числе совершенствование налогового законодательства; рост реальных налоговых поступлений в бюджет; устойчивость национальной инфляции; прекращение утечки капитала из страны.
Основными целями действий по выведению предприятия из кризиса являются сначала восстановление платежеспособности, предоставление ему возможности дальнейшего ведения деятельности, а затем – вывод на новый уровень развития, повышение конкурентного статуса.
Конкурентный статус рассматривается как позиция предприятия в конкурентной среде, измеритель его положения на рынке, отражающий конкурентоспособность предприятия и характеризующийся уровнем использования имеющихся у него конкурентных преимуществ, базирующихся на адаптивности и инновационности (рис. 10.2).
Конкурентоспособностьфирмы определяется ее способностью выпускать конкурентоспособную продукцию, преимуществом по отношению к другим фирмам данной отрасли. Конкурентоспособность – качественное состояние, предопределяемое совокупностью конкурентных преимуществ во всех сферах деятельности фирмы, а конкурентный статус – количественное выражение конкурентоспособности, характеризующее позицию фирмы на данном рынке относительно других фирм, уровень использования имеющихся конкурентных преимуществ. Конкурентные преимущества – это факторы, обеспечивающие фирме превосходство над конкурентами, основными источниками которых является адаптивность и инновационность.
Адаптивность организации характеризуется ее приспосабливаемостью к условиям внешней и внутренней среды. Необходимость адаптации к внешней среде вызывается постоянно происходящими в ней изменениями, к внутренним изменениям – старением прежде всего таких ресурсов, как персонал и основные средства. Адаптивность характеризует реакцию организации на изменения внешней и внутренней среды, а инновационность составляет основу такой реакции, и представляет собой направленное изменение деятельности на основе освоения новых элементов. Инновационность фирмы связана с различными улучшениями и новшествами во всех областях ее деятельности, которые могут проявляться в виде внедрения новых технологий, в новых конструкциях изделий, в новых производственных процессах, в новом подходе к маркетингу, в новом способе обучения или организации. При этом однажды достигнутое преимущество поддерживается только путем непрерывного поиска других, более эффективных способов ведения бизнеса.
Таким образом, инновации или нововведения являются основой развития предприятий и экономики в целом, и рассматриваются согласно Й. Шумпетеру, разработавшему инновационную теорию экономического развития, как:
· создание новых продуктов или новых качеств у уже существующих продуктов;
· внедрение новых способов производства или коммерческого использования продукта;
· освоение новых рынков сбыта;
· использование новых источников сырья;
· изменение структуры бизнеса.
Инновации, нововведения, изменения касаются всех предприятий, а находящихся в кризисной ситуации – особенно, которые без осуществления перемен просто не выживут. Остановимся на управлении процессом изменений. Прежде всего, необходимо учитывать и исходить из того, что предприятие – социально-экономическая система, изменив один из элементов которой, мы затронем и другие, поэтому антикризисные программы должны предусматривать и охватывать:
· систему целей и комплекс действий во всех взаимосвязанных сферах деятельности предприятия;
· структурные изменения в распределении полномочий и ответственности, механизмах координации и интеграции, организационно-производственном построении предприятия, управленческой иерархии, опасностью которых является разрушение сложившихся социальных моделей;
· технологии и решаемые задачи – процессы и графики работ, оборудование и методы деятельности, стандарты и трудовой процесс, что часто также приводит к разрушению сложившихся социальных моделей;
· персонал – изменение способностей, отношения или поведения людей (параграф 9.3).
Различными исследователями предлагаются отличные друг от друга модели организационных изменений. Одной из наиболее известных является модель Л. Грейнера, включающая шесть фаз.
Фаза 1 – Давление и пробуждение. Менеджмент должен осознать необходимость изменений, прочувствовать давление грядущих перемен (со стороны внешних или внутренних факторов) и пробудиться к соответствующим действиям.
Фаза 2 – Вмешательство со стороны и переориентация. Менеджмент может чувствовать необходимость перемен, но быть не способным проанализировать проблемы. Необходимо привлечение внешних консультантов, независимых специалистов, способных объективно оценить ситуацию и переориентировать менеджеров с тем, чтобы они поняли действительные причины необходимости перемен, переменили свою точку зрения.
Фаза 3 – Диагностика и осознание. Определение истинных причин проблем, требующих изменений, на базе собранной с нижних уровней управления информации.
Фаза 4 – Выбор решения и поддержка нового курса действий. Поиск новых и уникальных решений проблемы и обеспечение поддержки тех, кто будет реализовывать эти решения.
Фаза 5 – Эксперимент и поиск. Серьезные изменения сначала опробываются на отдельных участках, выявляются возможные препятствия, а затем производится их внедрение в больших масштабах. При этом определяется, в какой степени изменения позволят исправить ситуацию, как они воспринимаются работниками и как можно их усовершенствовать.
Фаза 6 – Усиление уверенности и принятие новых методик. Предполагает мотивирование людей к принятию изменений, убеждение их в том, что изменения будут полезны лично им.
Антикризисное управление не имеет и не может иметь иной основы, чем поиск, отбор и внедрение новых форм, методов, сфер ведения бизнеса, поскольку ранее использовавшиеся подходы себя уже не оправдывают и привели к кризису.
65. Денежные доходы предприятий и финансовые результаты их хозяйственной деятельности.
Общий финансовый результат хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете определяется на счете Прибылей и убытков путем подсчета и балансирования всех прибылей и убытков за отчетный период. Хозяйственные операции на счете Прибылей и убытков отражаются по кумулятивному (накопительному) принципу, т.е. нарастающим итогом с начала отчетного периода.
Другим принципом определения финансовых результатов является использование метода начисления, а не кассовый способ. По этой причине прибыль (убыток), показанные в отчете о финансовых результатах, не отражают реального притока (оттока) денежных средств предприятия в результате его хозяйственной деятельности. Для восстановления реальной картины о величине финансового результата деятельности предприятия как приросте (или уменьшении) стоимости его капитала, образовавшегося в процессе его хозяйственной деятельности за отчетный период, необходимы дополнительные корректирующие расчеты.
На счете Прибылей и убытков финансовые результаты деятельности предприятия отражаются в двух формах:
1) как результаты (прибыль или убыток) от реализации продукции, работ, услуг, материалов и иного имущества, с предварительным выявлением их на отдельных счетах реализации;
2) как результаты, не связанные непосредственно с процессом реализации, так называемые внереализационные доходы (прибыли) и потери (убытки). Внереализационные доходы и потери прямо отражаются по кредиту и дебету счета Прибылей и убытков без предварительной записи на каких-либо иных счетах.
Существенное влияние на финансовые результаты и использование прибыли оказывает правильная группировка затрат предприятия в соответствии с действующими принципами налогообложения прибыли:
расходы, включаемые в затраты на производство;
расходы и потери, подлежащие отнесению на счет Прибылей и убытков;
расходы, осуществляемые за счет целевых поступлений и за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль;
прочие расходы предприятия.
Номенклатура статей по каждой группе расходов определяется “Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли” (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г., №552 и №661 от 12 июля 1995 г.), Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, Инструкцией о порядке заполнения форм годового бухгалтерского отчета предприятия, инструкциями Государственной налоговой службы Российской Федерации, Государственного таможенного комитета Российской Федерации и др.
Прибыль - важнейший показатель, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия. Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности. По прибыли определяются доля доходов учредителей и собственников, размеры дивидендов и других доходов. По прибыли определяется также рентабельность собственных и заемных средств, основных фондов, всего авансированного капитала и каждой акции. Характеризуя рентабельность вложений средств в активы данного предприятия и степень умелости его хозяйствования, прибыль является наилучшим мерилом финансового здоровья предприятия. Чтобы управлять прибылью, необходимо раскрыть механизм ее формирования, определить долю каждого фактора ее роста или снижения. Основными показателями прибыли являются:
общая прибыль (убыток) отчетного периода — балансовая прибыль (убыток);
прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг);
прибыль от финансовой деятельности;
прибыль (убыток) от прочих внереализационных операций;
налогооблагаемая прибыль;
чистая прибыль.