Теорема о децентрализации
Теорема: если децентрализация не влияет на уровень издержек, то децентрализованное принятие решения в отношении поставки локального общественного блага будет эффективнее централизованного или не будет уступать ему с позиции эффективности. Доказательство. предположим, что население всей страны делится на 2 определенных района. Отдача от масштаба постоянна. Спрос на данное благо индивида второго региона выше, чем первого. В случае децентрализованного принятия решения уровень обеспечения благом определяется из равенства предельных издержек спросу индивида: Q1 и Q2 для первого и второго региона. В случае децентрализованного решения будет выбран средний уровень производства Q0. Именно этот уровень будет предоставлен жителям каждого региона. Площади треугольников 123 и 145 отражают потери благосостояния при централизованном принятии решений. Поскольку в первом регионе индивид готов заплатить за увеличение производства блага от Q1 до Q2 меньше, чем это добавочное количество стоит. А во втором регионе уменьшение потребительского излишка от снижения потребления блага будет меньше, чем экономия на расходах. Т.е. децентрализованное принятие решения приводит к экономии в общественном благосостоянии.
Бюджетная децентрализация предполагает определенную степень автономии местных уровней власти, позволяющую им принимать независимые решения в налогово-бюджетной сфере. Бюджетная децентрализация фактически препятствует выравниванию. Когда органам местного самоуправления предоставляются полномочия по налогообложению или самостоятельному определению структуры расходов, преимуществами нового статуса воспользуются регионы и без того с более высокими уровнями доходов. Эти территории имеют достаточную налогооблагаемую базу для введения новых налогов, отличаются более высокой собираемостью налогов, имеют инфраструктурные возможности, позволяющие предоставлять большее количество социальных услуг, имеют достаточный потенциал для погашения кредитов, то позволяет использовать займы для усиления инвестиционной активности. Все это порождает дальнейший рост дифференциации между богатыми и бедными регионами. Преимущества бюджетной децентрализации. Развитие инициативы местных органов власти и управления, граждан и институтов гражданского общества, различных некоммерческих организаций, лоббирующих интересы и населения и предпринимательства во властных структурах. Социальные преимущества. Экономические преимущества. Бюджетная децентрализация приводит к росту благосостояния граждан, формирует их более осознанную позицию по поводу уплаты налогов, происходит экономически более эффективное расходование средств со стороны местных администраций. Это выгодно для государства: если качество предоставляемых услуг соответствует потребностям граждан, они охотнее платят налоги, т.е. децентрализация должна привести к активизации налоговой политики и к преодолению сопротивления при введении целевых налогов или сборов за пользование. Именно через них люди сами оплачивают социальные услуги, предоставляемые на местах. Они могут требовать подотчетности местных должностных лиц относительно количества и качества предоставляемых услуг. Если людям не нравится порядок предоставления социальных услуг, то они могут лишить ответственных должностных лиц их полномочий. Недостатки бюджетной децентрализации. Превалирование местных интересов над общественными. Дублирование управленческих функций. Рост управленческих расходов. Самое сложное – найти оптимальное сочетание централизации и децентрализации для каждого конкретного момента развития.
Гипотеза Тибу: при наличии большого числа территориальных единиц и интенсивной миграции населения бюджетная децентрализация способствует Парето-улучшениям, поскольку она создает предпосылки для более точного выявления предпочтений индивидов относительно локальных общественных благ. Речь идет о «голосовании ногами», когда индивид, меняя место жительства, подбирает себе самый оптимальный набор локальных общественных благ и налогов на них.