Самостоятельная работа студентов
Содержание дисциплины, структурированное по темам с указанием часов и видов учебных занятий
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | ||||
ЛЗ | ПЗ | ЛР | СРС | |||
Понятие и значение римского права | ||||||
Источники римского права | ||||||
Гражданский процесс в римском праве | ||||||
Субъекты римского права | ||||||
Семейные правоотношения | ||||||
Вещное право | ||||||
Право собственности | ||||||
Права на чужие вещи | ||||||
Обязательственное право | ||||||
Договоры как источники обязательств | ||||||
Обязательства как бы из договоров | ||||||
Обязательства из деликтов и квазиделиктов | ||||||
Наследственное право | ||||||
Всего |
Программа дисциплины
Темы лекционных занятий
№ | Тема ЛЗ | Содержание ЛЗ | Кол-во часов | Кол-во баллов | Методы |
Тема 1 Понятие и значение римского права | 1 Понятие римского права и его значение для современной юриспруденции 2 Периодизация римского права 3 Отличие частного права от права публичного. | Лекция-визуализация | |||
Итого |
Темы практических занятий
№ | Тема ПЗ | Содержание ПЗ | Кол-во часов | Кол-во баллов | Методы |
Тема 6 Вещное право | 1 Общее учение о вещах. 2 Понятие и виды владения. 3 Установление и прекращение владения. 4 Защита владения. | доклады студентов с последующим обсуждением. Работа в малых группах | |||
Тема 7 Право собственности | 1 Понятие права собственности. 2 Виды права собственности 3 Общая собственность. 4 Приобретение права собственности 5 Защита права собственности. 6 Прекращение права собственности. | доклады студентов с последующим обсуждением. Работа в малых группах | |||
Тема 8 Права на чужие вещи | 1 Понятие прав на чужие вещи. 2 Понятие и виды сервитутов: 2.1 Земельные сервитуты (servitutes praediorum) 2.2 Личные сервитуты (servitutes personarum) 3 Эмфитевзис и суперфиций. 4 Залог и его формы. | доклады студентов с последующим обсуждением. Работа в малых группах | |||
Тема 9 Обязательственное право | 1 Понятие и содержание обязательства. (obligatio) 2 Основания возникновения обязательств. 3 Стороны в обязательстве 4 Исполнение обязательства. 5 Ответственность за неисполнение обязательства. 6 Прекращение и обновление обязательства. | доклады студентов с последующим обсуждением. Работа в малых группах | |||
Итого |
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине.
Самостоятельная работа студентов
Тема СРС | Содержание СРС | Форма контроля | Кол-во часов | Кол-во баллов |
Тема 1 Понятие и значение римского права | 1 Составьте логическую схему по темам: 1 Периодизация римского права. 2 Роль римского права в истории права и его значение для современной юриспруденции. 2 Составьте словарь терминов (глоссарий) по данной теме Подготовка к семинарскому занятию | Проверка схемы и глоссария | ||
Тема 2 Источники римского права | 1 Решите казус по данной теме: Римский гражданин Флавий приобрел у перегрина Стикха 10 быков. Но вскоре они начали болеть. Флавий решил обратиться в суд, считая, что Стикх продал ему некачественный товар. Нормами какого права должне быть урегулирован данный спор: jus gentium, jus civile, jus praetorium ? Подготовка к семинарскому занятию | Проверка решения казуса | ||
Тема 3 Гражданский процесс в Римском праве | Решите казус по данной теме: 1 Авл Агерий взял в долг сроком на 3 года у Нумерия Негидия в 23 г. н.э. 3000 сестерциев. Но в 25 г.н.э. Нумерий Нигидий получил назначение в Египет императорским чиновником. И пробыл там до 35 г. н.э.По возвращении в Рим он потребовал у Авла Агерия вернуть долг. Но последний отказался, ссылаясь на давность лет. Необходимо определить процессуальные действия для разрешения данного спора. 2 Установите правильные ответы из нижеперечисленных вариантов ответов: процесс посредством «наложения руки», процесс посредством жертвы, процесс-пари 3 «Я утверждаю, что ты мне по твоему торжественному обещанию должен…и я спрашиваю: дашь или оспариваешь» 4 «Чтобы ты оплатил мне долг…и я накладываю руку» 5 «Требую ответа, на каком основании ты выставляешь претензии?» Подготовка к семинарскому занятию | Проверка решения казуса и задания | ||
Тема 4 Субъекты римского права | Решите казус по данной теме: 1 Торговец Марий купил у 17-летней Юлии золотое украшение, редкое по качеству работы, за цену обычного золотого украшения, чем выиграл около 25 % от стоимости. Отец Юлии, узнав о сделке, потребовал вернуть вещь, поскольку сделка была совершена без его ведома. Как и каким образом будет разрешен возникший спор? 2 Великий римский поэт Публий Овидий Назон попал в немилость к императору Октавиану Августу. Император приказал Овидию навсегда покинуть Рим и отправиться в изгнание в Скифию. Назовите юридические последствия изгнания. Подготовка к семинарскому занятию | Проверка решения казусов | ||
Тема 5 Семейные правоотношения | Решите казус: 1 Какой статус получал ребенок, родившийся от брака римского гражданина и перегринки? Составьте сравнительную таблицу: 2 «Отличие брака сum manu mariti от брака sine manu» 3 «Отличие узаконения от усыновления» Решите казус: Сын крупного хлеботорговца Эмилий, получив наследство, стал вести широкий образ жизни. Он приобретал предметы роскоши, почти ежедневно устраивал пиры с друзьями, которых одаривал богатыми подарками, не уделяя хозяйству должного внимания. Могли ли родственники воспрепятствовать такому поведению? Подготовка к семинарскому занятию | Проверка решения казусов | ||
Тема 6 Вещное право | 1 Сделайте следующее задание: Распределите вещи по группам согласно имеющейся в римском праве классификации вещей: пшеница, воздух, бочка воды, дрова, деньги, городской театр, вода в реке, фрукты, деньги, полученные как проценты по займу, приусадебный участок у определенного дома, золотое украшение, корабль, часы, лошадь, жеребенок. Подготовка к семинарскому занятию Подготовка к коллоквиуму | Проверка выполненно- го задания | ||
Тема 7 Право собственности | 1 Проведите сравнительный анализ права владения и права собственности. 2 Составьте классификацию способов утраты права собственности. 3 Решите казус: Скульптор получил заказ от некого Тиция изготовить его бюст из материала заказчика. Но вместо этого он изготовил бюст императора, за который ему заплатили большую сумму. Однако Тиций потребовал передать скульптуру ему. Скульптур отказался, предложив Тицию возместить стоимость материала. Как должен быть разрешен спор по Юстинианому законодательству? 4 Составьте презентацию по теме (не менее 25 слайдов) Подготовка к семинарскому занятию | Проверка письменной работы, просмотр презентации | ||
Тема 8 Право на чужие вещи | 1 Составьте логическую схему по теме: «Виды прав на чужие вещи» 2 Решите ситуацию: Ветви плодоносящих деревьев, растущих на земле, принадлежащей Аппию, нависают над земельным участком его соседа Элкиноя, и созревшие плоды зачастую падают на землю Элкиноя. Кому должны принадлежать эти плоды? Как регулируют эту ситуацию законы XII таблиц. Подготовка к семинарскому занятию | Проверка составления схемы, решения ситуации | ||
Тема 9 Обязательственное право | 1 Составьте логическую схему по теме: «Замена лиц в обязательстве» 2 Составьте словарь терминов (глоссарий) по соответствующей теме. 3 Составьте презентацию по теме (не менее 20 слайдов) Подготовка к семинарскому занятию | Проверка Составления схемы, глоссария, просмотр слайдов | ||
Тема 10 Договоры как источники обязательств | Решите казусы: 1 Клавдий оставил Юлию на хранение воз жердей. Однако Юлий использовал жерди как опору для виноградных лоз в своем винограднике. Может ли Клавдий вернуть свои жерди? 2 Теренций арендовал у Семптилия дом сроком на пять лет. Через три года Семптилий продал дом Марку. Марк предложил Теренцию освободить дом, поскольку он с ним никаких договоров не заключал. Как будет разрешен данный спор? 3 Пятеро друзей заключили договор товарищества для организации торговли с Египтом. Через год один из них решил выйти из дела, остальные продолжили свою деятельность на тех же условиях. Какое количество договоров товарищества здесь имело место? Подготовка к семинарскому занятию | Проверка решения казусов | ||
Тема 11 Обязательства как бы из договоров | 1 Определите, что из данных ситуаций относиться к получению по безнравственным основанием, а что является противоправным основанием: А) Предоставление имущества за обещание воздержаться от деликта Б) Взимание больших процентов по долгу, чем это установлено в законе Подготовка к семинарскому занятию | Проверка письменной работы | ||
Тема 12 Обязательства из деликтов и квазиделиктов | 1 Составьте логическую схему по теме: «Виды деликтов в римском праве» 2 Составьте словарь терминов (глоссарий) по данной теме Подготовка к семинарскому занятию | Проверка логической схемы, глоссария | ||
Тема 13 Наследственное право | 1 Решите казус: Римский гражданин Марий перед смертью составил письменное завещание, зарегистрированное в протоколе суда, следующего содержания: «Я, Марий Тертулиан, после моей смерти оставляю моему старшему сыну Павлу дом в Риме с флигелем и приусадебным участком в 16 югеров и всей утварью стоимостью 15 тысяч сестерциев, и Павел должен предоставить право пожизненного проживания во флигеле моему другу Юлию; среднему сыну Марку переходит гончарная мастерская со всем оборудованием и рабами, работавшими там, общей стоимостью 8000 сестерциев; младшему сыну – Продию пусть перейдет поле и виноградники площадью 500 югеров общей стоимостью 11 тыс. сестерциев» Однако после смерти отца Марк отказался признать завещание и потребовал передела наследства. Как должен разрешиться спор в соответствии с римскими нормами? Подготовка к семинарскому занятию Подготовка к коллоквиуму Подготовка к экзамену | Проверка решения казуса | ||