Тема 4. Потребность, необходимость и возможности корпоративной социальной ответственности
План занятия:
№ п/п | Проводимое мероприятие | Форма работы | Время | Компетенции |
Просмотр видеофильма и дискуссия по его содержанию | Дискуссия, обсуждение | 30 мин | ОК-7 ОК- 13 ПК-8 | |
Анализ конкретных ситуаций | Работа в малых группах, дискуссия | 15 мин | ||
ИТОГО | 45 мин (1 час) |
Методические материалы к практическому занятию:
Цели использования видеофильма:
• актуализировать проблемы корпоративной социальной ответственности;
• мотивировать слушателей к обсуждению этих проблем и поиску возможностей и альтернатив их решения;
• увидеть роль и практическое значение корпоративной социальной ответственности в решении актуальных вопросов деятельности организации;
• определить формы и технологии реализации программ корпоративной социальной ответственности;
• выработать собственную позицию в отношении роли и значения корпоративной социальной ответственности в деятельности организаций;
• сформировать собственную социально-ответственную позицию ведения бизнеса.
Проведение дискуссии
Перед проведением дискуссии необходимо вспомнить правила обсуждения в группе:
• правило очередности;
• правило выступления от первого лица;
• правило уважения к мнению противоположной стороны: не перебивать говорящего, а выслушать его до конца и после высказать свой контраргумент;
• правило активности.
Таким образом, обсуждение предполагает поочередные выступления участников. Но для появления полемики активными должны быть не только выступающие, но и слушатели, которые своими вопросами, оценками, контраргументами и создают необходимый полемический задор, обозначают границы проблемного поля.
Вопросы и задания к практическому занятию:
1. Как вы считаете, может ли комплекс мероприятий, осуществляющийся в рамках программы социальной ответственности бизнеса, использоваться во вред потребителю?
2. Может ли в рамках программ социальной ответственности быть безвредным продвижение торговой марки предприятия, выпускающего алкогольную продукцию?
3. Какую роль играют программы КСО в повышении репутации компании в глазах общественности или правительства?
4. Как вы относитесь к косвенному воздействию продвижения торговой марки алкогольной продукции через программы социальной ответственности на лиц младше 18 лет?
5. Как вы понимаете бескорыстие многих крупнейших гигантов в социально-значимой деятельности? Какую цель они преследуют?
6. В каких случаях программы социальной ответственности могут восприниматься обществом «негативно»? В чем возможные причины?
Подведение итогов занятия
Оценивается работа отдельных студентов и группы в целом по следующим критериям: насколько обучающиеся были активны, проявляли интерес к проблеме, представленной в видеофильме, высказывали разноплановые мысли в обсуждении того или иного вопроса.
Вопросы и задания к практическому занятию:
Каждый студент в качестве домашнего задания изучает основную и дополнительную литературу по изучаемым темам, а также представленный ниже материал для работы в малых группах. В аудитории преподаватель делит студентов на малые группы (3-4 человека), по жребию определяет конкретные организации.
Материал для работы в малых группах:
Ситуация 1: По-своему оригинальный подход по обеспечению экологической ответственности демонстрирует компания «Мак-Дональдс». В числе предметных акций компании выступают показательные уборки школьных помещений.
Ситуация 2: Система управления окружающей средой Северо-западной лесопромышленной компании строится в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 14001-98 и с учётом требований ГИО (GRI). В компании ведётся целенаправленная работа по снижению сбросов, выбросов в окружающую среду и уменьшению количества отходов производства.
Ситуация 3: Природоохранная деятельность компании «ЛУКОЙЛ» и обеспечение в ней промышленной безопасности осуществляются в соответствии с «Системой управления охраной окружающей среды ОАО «ЛУКОЙЛ»» и «Системой управления промышленной безопасностью и охраной труда». В январе 2002 года был проведён первый надзорный аудит указанных систем. По его результатам подтверждено действие сертификатов на соответствие стандартам ISO14001 и OHSAS 18001. На природоохранные мероприятия в 2002 году было направлено около 170 млн. долларов, в том числе капитальные вложения в природоохранные объекты составили более 40 млн. долларов.
Ситуация 4: Главным принципом организации работы в компании «Нокиа» является открытость перед своими сотрудниками. То есть каждый служащий компании может в той или иной форме влиять на работу фирмы, как по части проблем экономической безопасности, так и соблюдения общего гражданского и человеческих прав. Стремление компании достичь положительного образа предпринимателя не ограничивается только внешним спросом. Стратегия социально ориентированного развития компании включает также понимание и учёт ожиданий самих служащих компании, как на уровне продвижения продукции, так и в плане предпочтений персонала относительно их занятости. Одним из шагов компании «Нокиа» навстречу своим служащим выступает предоставление им гибкого графика труда, в том числе возможности работать на дому. Уделяется внимание также мерам по обеспечению здоровья сотрудников. Для этого регулярно предлагаются медицинские проверки, рекомендуются различные программы страхования.
Ситуация 5: В российской компании ОАО «Газпром» одним из подходов социальной ответственности перед своими сотрудниками выступает единовременная выплата уходящему на пенсию персоналу от 3 до 10 среднемесячных заработных плат. Кроме того, компания также оказывает финансовую поддержку в приобретении нового жилья в случае переезда пенсионера, сотрудника компании на материк.
Ситуация 6: Подобная практика существует и в компании «Норильский Никель». С начала действия программы более 7000 пенсионеров «Норильского Никеля» смогли переехать на постоянное место жительство на материке.
Ситуация 7: Определённые результаты в плане социального сопровождения своих сотрудников достигнуты в компании АвтоВАЗ. К примеру, для более мягкого перехода сотрудников к пенсионной жизни предприятие осуществляет дополнительное финансирование ветеранов компании из специально образованного негосударственного фонда «Благо». Также ветераны могут воспользоваться предоставляемыми компанией медицинскими и оздоровительными учреждениями акционерного общества. В целом, АвтоВАЗ стремится предельно сократить государственное финансирование медицинского сопровождения сотрудников компании. С этой целью учреждена медицинская страховая компания «АСКО-ВАЗ». Кроме того, сотрудники акционерного общества получают по итогам года компенсацию по всем удерживаемым из заработной платы взносам и отчислениям. И, наконец, силами компании реализовывается программа жилищного обеспечения своих сотрудников. Благодаря выделяемым безвозмездным жилищным субсидиям участвующие в жилищной программе сотрудники комбината могут улучшить свои жилищные условия. Кроме того, компания также инвестирует инженерное устройство выделяемых под жилищное строительство территорий.
Ситуация 8: В числе приоритетных социально ориентированных задач российской компании «ЮКОС» также стоят финансовая поддержка ветеранов компании, улучшение их жилищных условий. Кроме того, большое внимание компания «ЮКОС» уделяет организации отдыха своих сотрудников. В числе наиболее примечательных мест отдыха — расположенный в Сочи курортно-санаторный комплекс «Русь», самарские детские здравницы «Салют» и «Лесная сказка».
Ситуация 9: В компании «Татнефть» в числе приоритетных социальных гарантий выступает обеспечение условий для отдыха как сотрудников компании и членов их семей, так и её ветеранов. В рамках развития программы медицинского страхования, благодаря финансовым отчислениям компании «Татнефть» на оплату медицинских услуг сотрудникам компании, только за первое полугодие 2002 года в различных здравницах РФ укрепили свое здоровье свыше 1,5 тыс. работников компании «Татнефть». Кроме того, много сил тратит компания на развитие физической культуры на своих предприятиях. А в числе приоритетных задач внутреннего развития компании «Татнефть» выступает улучшение уровня образования практически всего кадрового состава акционерного общества. При этом в роли преподавателей нередко выступают специалисты ведущих вузов России и Татарстана. Согласно данным статистики, на развитие учебно-материальной базы подразделений «Татнефти» в период с 1995 по 2001 гг. затрачено 135540 тыс. рублей.
Ситуация 10: В компании «Норильский Никель» главным методом создания условий для успешной работы своих сотрудников в условиях полярного климата выступает пропаганда регулярности занятий спортом. К примеру, на предприятии действуют 107 спортивных сооружений. Традиционно каждый год компания проводит спартакиады среди как трудящихся, так и руководителей и ветеранов компании. Кроме того, спортивные команды трудовых коллективов участвуют в выездных соревнованиях, включая международные. Ещё одним шагом компании «Норильский Никель» в развитии социально значимых программ выступает социальная поддержка сотрудниц компании, ставших матерями. Согласно реализуемой с 1998 года программы «Материнское право» 2707 работниц предприятия смогли уйти в отпуск с сохранением фиксированной материальной помощи до поступления ребёнка в школу.
Ситуация 11: А в компании «Славнефть» в числе социально значимых для сотрудников акционерного общества мероприятий выступает организация пунктов горячего питания для персонала: как в дневное, так и в ночное время. При этом сотрудники питаются либо бесплатно, либо за счёт дотаций из бюджета компании. Кроме того, все сотрудники компании имеют возможность получения льготных путёвок на отдых и санаторно-курортное лечение в различных пансионатах и здравницах. При этом большое внимание компания уделяет организации круглогодичного отдыха и для детей своих сотрудников. Более того, определённой популярностью среди работников «Славнефти» пользуется ежегодная зимняя спартакиада среди персонала акционерного общества.
Ситуация 12: Существенное внимание социальному сопровождению ветеранов компании уделяется в акционерном обществе «Северсталь». Благодаря учреждённому негосударственному пенсионному фонду «Шексна-Гефест», только в 2000 году более 3000 бывших работников комбината стали получать дополнительную негосударственную пенсию за счёт средств компании. Кроме того, все пенсионеры предприятия могут поправить свое здоровье в медицинских и оздоровительных учреждениях акционерного общества.
Ситуация 13: Социальная политика Магнитогорского металлургического комбината делает акцент на обеспечении его сотрудников комплексом поливитаминов с микроэлементами. При этом руководство комбината стремится улучшить показатели производственных факторов непосредственно на рабочих местах.
Ситуация 14: В числе приоритетных направлений социальной поддержки сотрудников ОАО «ГАЗ» можно назвать: постоянное повышение средней заработной платы, дополнительное финансирование ветеранов завода из специально образованного негосударственного пенсионного фонда, реализация системы специального дополнительного фирменного образования для сотрудников комбината. К примеру, только по сравнению с 2000 годом средняя заработная плата сотрудника комбината выросла в три раза.
Ситуация 15: В целях пропаганды здорового образа жизни, компания «Кока-Кола» выступает активным участником поддержки международного кубка «ФИФА».
Ситуация 16: Ещё одним примером поддержки спорта выступает компания «Мак-Дональдс». Только в Великобритании на поддержку развития футбола выделено 31,5 млн. долларов средств компании. Кроме того, компания выступает активным участником развития программ по предотвращению наркомании. Примером может служить опыт социальной работы компании в Гватемале.
Ситуация 17: Традиционным стало участие компании «ЮКОС» в проведении авто- и мотогонок, а также футбольных матчей. Кроме того, заметную роль в развитии международных спортивных мероприятий стало проведение с участием компании «ЮКОС» соревнования по биатлону в Ханты-Мансийске. Компания «ЮКОС» также уделяла много внимания развитию инфраструктуры для занятий спортом.
Ситуация 18: Заметную роль в развитии оздоровительных и культурных программ приобрел Новолипецкий металлургический комбинат, став участником построенного в Липецкой области детского лагеря «Прометей», соорганизатором помощи в развитии социально направленных программ лагеря. На протяжении последних лет лагерь является лидером в сфере детского отдыха и здоровья, входит в четвёрку крупнейших детских оздоровительных комплексов страны.
Ситуация 19: Активным организатором развития спортивной жизни выступает и компания АВТОВАЗ. Созданный в 1998 году автомобильный клуб «Лада-Автоспорт» выступает полномочным представителем компании АВТОВАЗ, формирует сборные команды Волжского автозавода по таким видам спорта как: ралли, кольцевые гонки, кросс, марафон, трек. Кроме того, в 1976 году основана хоккейная команда «Лада-Автоваз». Сборные команды стали участниками соревнований как российского, европейского, так и зарубежного уровня.
Ситуация 20: Примером российской практики поддержки бизнесом развития здравоохранения может выступить совместное строительство диагностического центра администрацией Ярославской области и компанией «Славнефть».
Ситуация 21: А в компании «Северсталь», кроме строительства медицинских учреждений, большое значение уделяется развитию комплексных оздоровительных программ. К примеру, в рамках разработанной с участием «Северстали» комплексной программы «Здоровье» проведена координация действий местных медсанчастей, управления промышленной безопасности, отдела рабочего снабжения, руководителей и профсоюзных организаций цехов, физкультурных организаций.
Ситуация 22: В числе оздоровительных программ компании «Хьюлетт-Паккард» выступает её участие в поддержке вдов носителей СПИДа. Реальным примером служит опыт взаимодействия с жителями Танзании.
Ситуация 23: Ещё одним примером поддержки социальных проектов служит компания «Форд». К примеру, в 2002 году на поддержку различного рода социально-значимых проектов, в том числе и здравоохранение, из фонда компании было выделено 83,8 млн. долларов.
Ситуация 24: Инновационным подходом к развитию здравоохранения в обществе выступил опыт фармацевтической компании «Пфайцер». Кроме лекарственного обеспечения малоимущих граждан, компания уделяет большое значение личной демонстрации здорового образа жизни её сотрудниками.
Ситуация 25: Необычным по своему содержанию выступает подход компании «Нескафе» к социально ориентированным проектам. На фоне обильной рекламы продукции компании обозначены и ограничения по безвредному для здоровья объёму употребляемого напитка.
Ситуация 26: Ещё одним примером неординарности подхода по реализации социально значимых проектов выступает опыт компании «Будвайзер». На фоне растущих объёмов продаж пивоваренной продукции за последние 20 лет на развитие рекламных кампаний по предотвращению пьянства среди несовершеннолетней молодежи из фонда компании выделено свыше 465 млн. долларов.
Ситуация 27: Особенностью поддержки социально ориентированных оздоровительных программ компании «Оракл» выступает привлечение её руководством своих служащих в качестве участников специализированных олимпийских игр, как пример для подражания широкой общественности. Примером послужили спортивные мероприятия во Франции. Кроме того, в качестве вклада в укрепление экологической безопасности, ответственности перед обществом, служащими компании ликвидируются мусорные завалы выведенных из эксплуатации заводов.
Ситуация 28: В числе основных мер компании «Кока-Кола» по поддержке развития образовательного уровня общества — обеспечение литературой малоимущих студентов.
Ситуация 29: Благодаря поддержке компании «Хьюлетт-Паккард» мексиканское правительство получило 1000 персональных компьютеров для развития программы дистанционного обучения.
Ситуация 30: Ещё дальше пошла компания «Майкрософт». Для поддержки развития образования силами корпорации разрабатываются специальные программные системы для разных слоев населения. Не составляют исключения и граждане с отклонениями в развитии.
Ситуация 31: Не осталась в тени компания «Ай-Би-Эм». Обеспечить студентов высокотехнологичным оборудованием — основное предложение компании по улучшению качества образования будущих специалистов. Кроме того, поддержка технической базы для роста эффективности и скорости научных исследований — ещё одна её заслуга.
Ситуация 32: Практические предложения творческого подхода к преподаванию в школе — один из подходов компании «Дисней» в проявлении социальной ответственности. На сегодняшний день преподаватели школ могут позаимствовать целый ряд предложений по тематикам уроков, контрольным вопросам, освещаемым в специализированных журналах компании. Специально предусмотренные компанией «Дисней» фонды способствуют проявлению интереса учителей к развитию дополнительных подходов к обучению детей. Интерес детей к обучению компания развивает через выпускаемые видеоматериалы, где знаменитые спортсмены демонстрируют подходы к изучению школьных предметов. В поле зрения находятся и родители учащихся. Здесь компания привлекает специалистов для поддержки усилий родителей в развитии детей. Кроме того, она активно поддерживает развитие образования в малоимущих семьях, обеспечивая родителей специальной литературой для совместного чтения с детьми.
Ситуация 33: А в компании «Мак-Дональдс» развитие детей рассматривают через должное информирование взрослых. В качестве основного механизма поддержки компанией должного уровня информированности общества выступают бесплатные интернет-уроки для взрослых граждан.
Ситуация 34: А в фармацевтической компании «Мерск» одним из принципов социально-ориентированного развития образовательного процесса в обществе выступило совмещение академического курса студентов с организуемыми компанией экспериментальными исследованиями в области биомедицины. Данный подход стимулирует интерес студентов к дальнейшему обучению, помогает учащимся лучше оценить свои карьерные предпочтения.
Ситуация 35: Активное участие в поддержке развития образовательного процесса принимает компания «Ситибанк». К примеру, в рамках учреждённой компанией специальной программы поддержки преподавателей факультета менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета участники конкурса из числа преподавательского состава вуза могут получить специально выделенные из фонда «Ситигрупп» денежные премии. Кроме того, компания продолжает оказывать целенаправленную поддержку детским учреждениям Санкт-Петербурга. В числе показательных примеров — реабилитационный центр для детей, школа-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии.
Ситуация 36: Отличительной особенностью компании «Дженерал электрик», как участника поддержки роста качества образовательного процесса в обществе, выступило участие компании в организации и развитии сети внеклассных комнат. Здесь учащиеся могут получить дополнительные знания и навыки в области связи, реализовать свои интересы в этой области. Подобными проектами по обеспечению плавного перехода между академической обстановкой и рабочей средой через развитие сети классных комнат занимается компания «Форд».
Ситуация 37: Среди показательных социальных проектов компании «Джи-Пи Морган»: создание специальных программ по поддержке художественных галерей, оказанию помощи в развитии художественных проектов.
Ситуация 38: Ещё одним показательным примером поддержки культурного развития общества выступил опыт компании «Самсунг». Поддержка объектов культурного наследия, развитие программ культурного развития детей (фотовыставки, фестивали живописи) — только некоторые примеры социально ответственной политики этой компании. Кроме того, компания активно участвует в развитии международных образовательных программ по обмену студентами, оказывает помощь в образовании детей из малоимущих семей. При этом ей учреждены корейская версия нобелевских премий в шести областях научного исследования.
Ситуация 39: В числе российских примеров подобного взаимодействия выступает нефтяная компания «Лукойл». На её счету оказываемое содействие государственному Кировскому областному художественному музею им. Васнецовых, Архангельскому государственному музею деревянного зодчества и народного искусства «Малые Карелы», государственному Русскому музею и т.д.
Ситуация 40: А компанией «ЮКОС» только на сегодняшний день осуществляется строительство двух крупных объектов культуры в гг. Нефтеюганске и Пыть-Яхе на общую сумму 120 млн. рублей. Силами компании «ЮКОС» также была оказана помощь в развитии творческих коллективов. Многие самодеятельные группы получили возможность показать свой талант как в российской столице, так и за рубежом. В их числе фольклорный ансамбль «Забавушка» из Самары, чей успех был отмечен во Франции и в Китае. Кроме того, созданный компанией «ЮКОС» фонд «Открытая Россия» способствует культурному и образовательному развитию людей молодого и среднего возраста. Особенностью социально ориентированной работы компании «ЮКОС» с молодёжью выступили специализированные Юкос-классы. Главная цель последних — обеспечить школьников дополнительными знаниями и навыками для последующего успешного планирования их карьеры, получения предметных знаний по основам экономики, менеджмента.
Ситуация 41: А в Тюменской нефтяной компании на регулярной основе осуществляется помощь ряду общественных организаций и национально-культурным центрам. В их числе — Храм Рождества Христова в г. Нижневартовске, Свято-Никольская богадельня в г. Рязани. Свято-Екатерининский мужской монастырь в г. Москве. Кроме того, благодаря поддержке акционерного общества, на регулярной основе в Нижневартовске проводятся концерты звёзд российской эстрады, проходят выступления местных музыкальных коллективов. В результате оказанной ТНК помощи государственному Дарвиновскому музею была успешна проведена акция по дополнительному образованию московских школьников. Кроме того, Тюменская нефтяная компания успешно развивает шефство над целой группой социально значимых некоммерческих объектов. В их числе — интернат для отстающих в развитии детей в г. Нижневартовске, Воскресная школа при храме Рождества Христова в г. Нижневартовске, Центр реабилитации для детей с ограниченными возможностями в г. Нижневартовске, детский дом № 50 в г. Москве. При поддержке ТНК также успешно развиваются программы поддержки образования. К примеру, в результате старта программы компьютерного образования молодежи «Окно в открытый мир» в Саратовской области оборудовано несколько специализированных интернет-классов. Более того, благодаря поддержке ТНК проводимой Саратовским госуниверситетом благотворительной акции «Книги помогают видеть мир», 500 слабовидящих детей получили специальные развивающие книги.
Ситуация 42: Также большое внимание развитию образования в обществе уделяет компания «Славнефть» . Заключив соглашения с рядом российских ВУЗов, компания выплачивает отличившимся студентам именные стипендии, а лучшим выпускникам — предоставляет приоритетное право трудоустройства на предприятиях компании.
Ситуация 43: Активным вкладом компании «Бэ-Эм-Вэ» в развитие социально значимых проектов выступает её финансовая помощь в проведении уличных фестивалей. Кроме того, группа издала множество материалов по индивидуальному подходу работы с талантливыми детьми.
Ситуация 44: А в компании «Оракл» развитие социально ориентированных программ образовательного и культурного развития общества видят через организацию интеллектуальных соревнований. В числе проводимых акций — привлечение студентов для участия в интеллектуальном соревновании по разработке образовательных вебсайтов. Кроме того, компания ведёт разработку целого семейства образовательных программ, задача которых — повышать компетентность участников развития через использование информационных технологий интернета.
Ситуация 45: Российским примером работы с молодыми талантами выступила компания ОАО «Сургутнефтегаз». Построенная при помощи компании детская музыкальная школа в г. Сургуте позволила собрать сотни одарённых детей. Многие из них уже стали лауреатами региональных и российских конкурсов юных музыкантов. В числе общероссийских социально значимых проектов компании выступают оказываемая помощь в сохранении и пополнении шедевров государственной Третьяковской галереи, благотворительное сотрудничество с театром им. Вахтангова.
Ситуация 46: А в компании «Татнефть» в числе социально значимых мероприятий — поддержка и развитие местных религиозных традиций, укрепление культурного наследия. За последние годы нефтяники построили и отреставрировали более 30 мечетей и православных храмов. Кроме того, компания «Татнефть» финансирует различные благотворительные программы. В качестве примера могут выступить созданный компанией фонд духовного возрождения «Рухият» и фонд «Милосердие».
Ситуация 47: В числе результатов социально ориентированной работы компании «Мак-Дональдс» — гватемальский опыт поддержки специализированных программ по укреплению дружбы между детьми, независимо от национальной принадлежности, развитию патриотизма.
Ситуация 48: А в компании «Хонда» дополнительное развитие учащихся школ видят в учреждённом корпорацией профессиональном центре развития. Здесь, по мнению разработчиков, дети могут совместить обычную школьную программу с изучением и обслуживанием сообщества с учётом уникальности жилой окружающей среды. При этом центр также даёт возможность преподавателям школ развивать собственные творческие учебные планы с учётом потребностей отдельно взятых школ.
Ситуация 49: Особенностью компании «Меррил Линч» выступила организация специализированного центра по дополнительному образованию детей. При этом специфика дополнительного образования состоит в обучении детей принципам ответственности перед обществом (личная заинтересованность школьника в посещении центра достигается через учёт получаемых в центре баллов в общем школьном рейтинге учащегося).
Ситуация 50: А в компании «Сони» активно развивается программа по обмену студентами различных стран. В качестве примера может выступить десятилетняя программа, предусматривающая обмен детьми из средних школ Японии и США.
Задания:
1. Изучите предложенный материал.
2. Проанализируйте предложенный материал.
3. Проведите сравнительный анализ предложенного материала с теоретическими знаниями, полученными на лекционных занятиях.
4. Определите источники КСО.
5. Определите направление КСО.
6. Определите вид КСО.
7. Сгруппируйте предложенный материал по конкретным организациям.
8. Составьте перечень стейкхолдеров каждой конкретной организации.
9. Определите «реагирующая» или «стратегическая» корпоративная социальная ответственность реализуется в каждой конкретной организации.
10. Сформулируйте принципы построения системы КСО каждой конкретной организации.
11. Покажите роль корпоративной социальной ответственности в антикризисном развитии каждой конкретной организации.
12. Как вы понимаете бескорыстие многих крупнейших гигантов в социально-значимой деятельности? Какую цель они преследуют?