Финансовый контроль в Средние века

В период Римской империи институт финансового контроля был введен в странах Европы и получил широкое распространение.

К 10-11 векам относят появление термина «аудит» для обозначения процедур контроля. Слово "аудит" происходит от латинского "audio" (слышать, слушает, соответственно "auditor" - тот, кто слушает, или тот, кого слушают). Точно происхождение этого термина применительно к контролю неизвестно. По одной из версий, поскольку в те времена грамотных людей было немного, все процессы, в том числе судебные, велись путем публичных выступлений, «заслушивая» каждого выступающего (отсюда, наверное и «слушания», т.е. публичное выступление с докладом, отчетом), и аудиторами называли тех, кто подтверждал выступление «такой-то говорит верно», или «такой-то действительно сказал то-то», то есть «заверял» его слова. По другой версии, «слушали» аудитора как сведующего в делах человека, на чье слово можно было положиться.

Родина аудита в современном понимании аудита как финансового контроля считается Великобритания. Во времена завоевания Англии был установлена римская система управления, которой уже известны были процедуры государственного контроля бюджета, и которая сохранялась и развивалась и в дальнейшем.

Одними из древнейших англоязычных учетных документов, которые дошли к нашим временам, являются упоминания об аудите в архиве Казначейства Англии и Шотландии 1130 г., также есть данные о существовании аудита с 1299 г. и до 1324 г., когда королевским указом были назначены аудиторы в некоторых графствах.

Первый в мире законодательный акт, который регулировал деятельность аудиторов, по мнению историков был выдан в 1285 году королем Англии Эдвардом I. Соответственно этому акту предоставлялись определенные привилегии аудиторам, которыми были не только лица из числа доверенных слуг сеньоров, но и некоторые категории гражданских служащих.

В 1324 г. королевским указом Джон де Пакеслей и двое его товарищей были назначены для аудита в графствах Оксфорд, Беркшир, Южный Эмптон, Уилтс, Самсет и Дорсет. В специальном нормативном документе - "Tretyce of Husbandry" - определялись требования к аудитору, суть которых состояла в том, что ему надлежит быть преданным и благоразумным, знать свое дело.

В соответствии с "Tretyce of Husbandry" целью первых обязательных проверок было независимое рассмотрение бухгалтерских записей и отчетов. Аудит предусматривал лишь тщательную сверку фактов с документами и другими данными. Поэтому работа аудиторов этого периода состояла в детальной проверке каждой хозяйственной операции. Концепция выборочной проверки как аудиторской процедуры еще была неизвестной. Как правило, аудит проводился для заказчика (дворянина, короля) отдельным лицом, а в случае общественного объявления его результатов - комиссией. Аудиторы того времени еще не имели профессионального статуса, хотя уже и были обязаны проводить проверку честно, со знанием дела, с надлежащим вниманием и уважением к интересам лица, которое их пригласила. Независимость аудитора достигалась с помощью его назначения "заказчиком" и запретом любых частных контактов между ним и лицом, которое проверялось.

Наибольшую известность приобрело упоминание об аудиторах, как доверенных лицах, в одном их произведений Уильяма Шекспира:

Коль в честности моей вы усомнились

Или в умении вести дела,

Аудиторов почтенных созовите,

Чтобы меня проверить.

«Тимон Афинский», акт II, сцена 2

Перевод Б. Пастернака

В средние века в Европа финансовый контроль также развивался, хотя термин «аудит» применялся не так широко. Например, высший орган финансового контроля во Франции был создан королем Филиппом V Длинным в 1318 году и получил название Палаты счетов.

В ряде документов XIII века встречаются упоминания об аудиторах и аудите в Италии, а французское сочинение об управлении имуществом, написанное в том же столетии, рекомендовало ежегодно проводить аудит счетов.

В «Трактате о счетах и записях» (1494 г.) Лука Пачоли писал: «Доброе дело сделали, когда за наблюдения за ними (неисправными маклерами и бухгалтерами) назначили лицо, которому поручили расследовать, хорошо или дурно ведутся книги в этих учреждениях[6].

По доброму обычаю различных местностей, в которых я побывал, следует книги представить в известное бюро для купцов… Когда почерк, которым велись книги вначале, заменяется впоследствии другим, то и об этом следует заявить вышеназванному бюро.. Работник бюро записывает все в специальных реестрах, а именно, что ты такого-то числа принес те или другие книги, обозначенные таким знаком лица, от имени которого они ведутся, такого-то названия, из которых одна имеет столько, а другая столько-то листов и которые будут вестись тобой или господином таким-то; … Тот же работник запишет все это своей рукой от имени бюро на первом листе твоих книг, тем самым удостоверит их, в подтверждение чего приложит печать бюро; теперь, если бы случилась надобность предъявлять книги суду, они считаются официально зарегистрированными.

Обычай этот достоин высокой похвалы, как и те местности, где он практикуется; ибо бывают многие, которые держат двоякие книги, показывая одни покупателю, а другие — продавцу..».

Официальной датой создания специального органа государственного финансового контроля в России принято считать 1656 год, когда Указом Алексея Михайловича Романова 10 марта 1656 г. был учрежден Приказ Счета Большой казны (Счетный Приказ). Основной причиной создания Приказа исследователи считают расходы на ведение военных действий, объем которых был столь велик, что отсутствие системного контроля за ними стало просто непозволительным для государства. Счетный Приказ вел учет доходов и расходов государства по книгам и документации других центральных приказов и земельных учреждений, требовал отчетов от местных финансовых органов.

К основным характеристикам финансового контроля на данном историческом этапе можно отнести:

1) появление термина «аудит» для процесса финансового контроля; появление аудитора как профессии;

2) выделение процесса последующего контроля из учетного цикла, придание ему самостоятельного статуса.

Наши рекомендации