Ассортиментная программа и ее влияние на выручку
При анализе ассортиментной структуры продукции необходимо сгруппировать изделия по отраслевым сегментам на соответствующие и не соответствующие профилю организации, на основную продукцию и продукцию культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, сравнимую и несравнимую (новую) и др.
Структурные сдвиги, обусловленные потребностями покупателей и заказчиков, техническим прогрессом и экономическими расчетами получают положительную оценку, а обусловленные неорганизованностью в работе, недостатками снабжения и оперативного планирования и управления – отрицательную оценку.
Организациям с большим количеством наименований изделий рекомендуется следующая методика определения общего процента выполнения плана по ассортименту.
1. Выявляется недовыполнение плана по каждой позиции ассортимента:
[Qфi – Qпi / Qпi] *100%
2. Определяется недовыполнение плана по всему ассортименту:
[[Qфi – Qпi / Qпi] *100%] / m
3. Подсчитывается процент выполнения плана по ассортименту:
100% - [[Qфi – Qпi / Qпi] *100%] / m,
где Qфi, Qпi – объем производства i-изделия, соответственно фактически и по плану;
m – число позиций ассортимента.
Невыполнение плана по ассортименту изделий приводит к структурным сдвигам в составе продукции. Сдвиги в структуре продукции влияют на размер выполнения плана по обобщающим показателям производственно-хозяйственной деятельности: выпуска и реализации продукции, производительности труда, себестоимости и прибыли. В связи с этим необходимо изучать изменения в составе выпускаемых изделий и их причины.
Важной задачей анализа объема и динамики продукции является выявление факторов, определяющих эти показатели. Объем произведенной продукции в оптовых ценах определяется количеством изделий, ценой, структурой ассортимента и качеством. Так, изменение цен на изделия – внешний фактор, но для некоторых видов продукции цены устанавливаются самой организацией. Структурные сдвиги в ассортименте анализируют по различным критериям – трудоемкости, фондоемкости, материалоемкости и рентабельности. Применение трудовых измерителей – нормативной заработной платы, совокупной трудоемкости и др. уточняет аналитические расчеты влияния структурных сдвигов по трудоемкости.
Структурные сдвиги в составе продукции требуют особого анализа в условиях деятельности производственных объединений. В различных типах объединений применяют заводской метод учета продукции (без учета внутреннего оборота) и трестовский метод, когда продукция различных организаций суммируется (имеет место повторный счет в составе продукции).
В силу различия организационно-технического уровня филиалов и объединений качественные показатели деятельности отдельных филиалов также различны: значительны колебания в трудоемкости, материалоемкости и рентабельности продукции. Даже незначительные колебания удельных весов продукции различных филиалов ведут к значительным колебаниям обобщающих показателей объединения.
Важным направлением повышения эффективности производства в промышленности является повышение качества производимой продукции. Влияние повышения качества изделий на общий объем производства продукции определяется по разнице между ценой изделий повышенного качества и ценой изделий более низкого качества. Если продукция разделяется по сортам или имеются какие-либо другие градации по качеству и, соответственно, по цене, то влияние изменения качества на объем выпуска продукции определяется с помощью средней взвешенной цены. Порядок ее определения следующий.
1. Определяют плановую и фактическую среднюю цену на изделие с учетом объема выпуска по каждому сорту. Средняя взвешенная арифметическая цена плановой продукции определяется:
Zп =Zi * Qпi / Qпi
Средняя взвешенная арифметическая цена фактически выпущенной продукции определяется:
Zф =Zi * Qфi / Qфi
2. Определяется разница между средней ценой фактически выпущенной продукции и средней ценой запланированной продукции:
Zф - Zп
3. Подсчитывается общее влияние изменения качества на объем выпущенной продукции:
(Zф – Zп) * Qфi,
где Qфi, Qпi – количество выпущенной продукции i-сорта, соответственно фактически и по плану;
Zi – цена за изделие i-сорта.