Порядок проверки расчетов по земельному налогу

Характеризуя субъект земельного налога, следует отметить, что субъектный состав правоотношений по уплате земельного налога включает, помимо налогоплательщика, налоговый орган, осуществляющий взимание или взыскание земельного налога, контролирующий соблюдение налогового законодательства в отношении правильности исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в соответствующий бюджет.

Налоговое законодательство предусматривает ответственность Государственных налоговых инспекций за полный и своевременный учет всех налогоплательщиков и проведение документальных проверок по мере возникновения необходимости, но не реже одного раза в два года. Документальные проверки расчетов по земельному налогу осуществляются в соответствии с годовым планом и квартальными графиками проверок.

В первую очередь документальные проверки организуются в отношении юридических лиц, имеющих в собственности, владении или пользовании земельные участки наибольших размеров и большой удельный вес поступлений в бюджеты земельного налога, а также тех юридических лиц, которые обязаны централизованно представлять расчеты налоговым органам по каждому административному району в связи с нахождением в них предметов обложения (отделения железных дорог МПС, органы, уполномоченные управлять автомобильными дорогами субъектов Российской Федерации, производственные объединения по энергетике и электрификации Минтопэнерго и др.)

В ходе документальной проверки устанавливаются площади земельных участков, подлежащих налогообложению, правильность применения ставок налога в зависимости от целевого назначения предоставленных юридическому лицу земель и их местоположения.

Проверка называется документальной, поскольку правильность расчетов земельного налога проверяется по Государственному акту на право собственности на землю, пожизненно наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, а также по свидетельству о праве собственности на землю или свидетельству о бессрочном (постоянном) владении землей. Перечисленные документы содержат данные о площади участков земли, предоставленной в собственность (владение, пользование), чертеж этих земель, их количественную характеристику, список земельных участков с особым режимом использования земель.

Помимо основного документа, подвергающегося контрольной проверке, в налоговой инспекции могут использоваться и иные контрольные материалы, среди которых следует упомянуть:

данные ежегодного отчета комитета по земельным ресурсам и землеустройству "О наличии земель и распределении их по категориям, угодьям, землевладениям, землепользователям и собственникам" (форма N 22);

инвентаризационные дела на жилые дома бюро технической инвентаризации;

землеотводные дела, которые ведутся управлениями архитектуры и градостроительства;

другие материалы.

Документальная проверка проводится с выходом на предприятие, в учреждение, организацию. При проверке с выходом на место, среди прочего, особое внимание уделяется правильности применения ставок земельного налога в связи с возможным наличием объектов, подлежащих налогообложению по разным ставкам.

До начала документальной проверки налоговый инспектор по каждому расчету проводит камеральную проверку. Ее цель - выявление возможных ошибок, допущенных при составлении расчетов земельного налога. В ходе камеральной проверки выясняется, правильно ли показана площадь земельных участков по сравнению с расчетом истекшего года, верно ли применены ставки, исчислены платежи и распределены начисленные суммы по срокам уплаты. Проверяющий подтверждает, что к расчетам приложены необходимые справки, таблицы. Проверка завершается составлением акта, в котором указываются все выявленные нарушения.

Работа налоговых органов по контролю за физическими лицами постоянно активизируется плательщиками земельного налога, число которых непрерывно растет, прежде всего, за счет появления новых землевладельцев в связи с отведением им земельных участков.

Эффективность контрольной деятельности налоговых органов во многом зависит от организации слаженного взаимодействия налоговых органов с земельными комитетами по вопросам передачи информации обо всех случаях отвода и закрепления земель за новыми владельцами. Несвоевременная передача земкомами соответствующих документов приводит к неполному учету налогоплательщиков и соответственно объектов земельного налога.

Наши рекомендации