Системы управления персоналом
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ'
Объектом аудита персонала является:
• Экономическая служба предприятия.
• Служба управления персоналом.
• Трудовой коллектив (персонал) организации.
• Менеджмент предприятия.
• Эффективность системы управления персоналом.
Основными задачами аудита персонала являются:
• Выявление проблем в области управления персоналом.
• Оптимизация затрат на управление персоналом.
• Расчет необходимой численности персонала.
• Подбор и отбор персонала.
• Установление соответствия кадровой политики требованиям законодательства.
Основными направлениями аудита персонала являются:
• Социологические.
• Организационно-технологические.
• Социально-социологические.
• Статистические.
• Экономические.
Регулирование аудиторской деятельности осуществляются при помощи:
• Стандартизации процессов проверки.
• Государственных законодательных актов.
• Аудиторского консультирования.
• Аудиторских стандартов.
Основополагающим элементов системы контроллинга на предприятии является:
• Внутренний аудит.
• Управленческий учет.
1 11а основе заданий из фонда Учебно-методического совета по специальности 060200 «Экономика труда».
• Управленческий контроль.
• Стратегический аудит.
Элементами системы внутреннего контроля экономических субъектов являются:
• Управленческий контроль.
• Ситуация на внешнем рынке груда.
• Внутренний аудит.
• Оценка наличия ресурсов.
Способ проведения специальных наблюдений за системой управления персоналом и кадровыми процессами называется:
• Контроллинг персонала.
• Аудит персонала.
• Экспертиза персона/га.
• Мониторинг персонала.
• Анализ кадровой политики.
Функциями контроллинга являются:
• Контроль и координация.
• Регулирование аудиторской деятельности.
• Управленческий учет и планирование.
• Проведение экспертизы.
• Выработка рекомендаций для принятия управленческих решений.
Информация, поставляемая системой контроллинга, должна отвечать следующим требованиям:
• Достоверность.
• Полезность.
• Независимость.
• Экономичность.
• Регулярность.
Признаками классификации аудита персонала являются:
• Способ проведения проверки.
• Периодичность проведения.
• Оптимизация затрат на управление персоналом.
• Уровень проведения.
• Ответственность службы управления персоналом.
Согласно методике анализа видами аудита персонала являются:
• Выборочный.
• Тактический.
• Регулярный.
• Комплексный.
• Общий.
В соответствии с периодичностью проведения различают следующие виды аудита персонала:
• Регулярный.
• Оперативный.
• Выборочный.
• Тактический.
• Панельный.
По способу проведения проверки различают следующие виды аудита персонала:
• Управленческий.
• Панельный.
• Внешний.
• Текущий.
• Внутренний.
По уровню проведения проверки различают следующие виды аудита персонала:
• Внешний.
• Тактический.
• Управленческий.
• Стратегический.
• Оперативный.
Основными направления оценки в ходе аудита персонала являются:
• Кадровые процессы.
• Выработка статистических стандартов.
• Эффективность труда.
• Организационная структура.
• Качественные и количественные характеристики персонала.
Аналитическими методами аудита персонала являются:
• Методы анализа «будущего».
• Математические и статистические методы экономического анализа.
• Метод прогнозирования.
• Причинно-следственный анализ.
• Метод сравнения (сопоставления).
Причинами снижения эффективности аудита персонала являются:
• Потеря цели аудиторского исследования.
• Получение недостоверной информации.
• Снижение прибыли предприятия.
• Выявление ошибок при подборе персонала.
• Упущение существенной информации.
Аудиторское заключение включает в себя следующие части:
• Для всех работников.
• Для линейных менеджеров.
• Для юридической службы.
• Для специалистов службы управления персоналом.
• Для менеджеров управления персоналом.
Направлениями аудита трудовых показателей являются:
• Анализ ресурсов [руда.
• Анализ затрат труда.
• Анализ хозяйственной деятельности.
• Анализ эффективности груда.
• Анализ социального развития.
Задачами анализа трудовых показателей являются:
• Проверка выполнения плана по труду.
• Проверка обоснованности плановых заданий по трудовым показателям.
• Проверка себестоимости продукции.
• Проверка выполнения бизнес-плана предприятия.
• Проверка организационной структуры предприятия.
Направлениями анализа ресурсов труда являются:
• Оценка затрат на персонал.
• Оценка уровня выполнения норм труда.
• Анализ численности работающих.
• Анализ фондов времени.
• Анализ производительности труда.
Направлениями анализа производительности труда являются:
• Оценка выполнения норм труда.
• Выполнение плана по росту производительности труда.
• Причины сдерживания повышения производительности труда.
• Причины повышения себестоимости выпускаемой продукции.
• Оценка затрат на персонал.
Факторами, способствующими повышению производительности труда, являются:
• Снижение трудоемкости продукции.
• Увеличение трудоемкости продукции.
• Улучшение использования рабочего времени.
• Снижение текучести кадров.
• Рост себестоимости выпускаемой продукции.
Показатели анализа численности и состава работников предприятия являются:
• Социальные аспекты трудовой деятельности.
• Использование рабочего времени.
• Динамика производительности труда
• Изменение средней заработной платы.
• Динамика и причины движения кадров.
Задачами анализа фонда заработной платы при аудите персонала являются:
• Оценка соотношения темпов роста производительности труда и средней заработной платы.
• Проверка отклонений в расходовании фонда заработной платы от плана.
• Оценка уровня выполнения норм труда.
• Определение эффективности применяемых систем премирования.
• Расчет выработки в абсолютных величинах.
При проведении аудита персонала направлениями анализа социального развития являются:
• Анализ трудоемкости продукции.
• Анализ уровня и динамики производительности труда.
• Анализ численности работающих.
• Анализ формирования фонда социального развития и выплат социального характера.
• Анализ использования фонда социального развития и выплат социального характера.
Количественными показателями оценки трудового потенциала при аудите персонала являются:
• Выработка продукции на одного работника.
• Использование рабочего времени.
• Показатели движения персонала.
• Себестоимость выпускаемой продукции.
• Численность персонала.
Направлениями оценки возможности использования человеческого потенциала при аудите персонала являются:
• Оценка результатов работы предприятия.
• Общие условия развития персонала.
• Оценка возможных рисков.
• Оценка рентабельности продукции.
• Качество средств и методов стратегического управления персоналом.
Критериям оценки программы повышении квалификации при аудите персонала являются:
• Влияние обучения на результаты деятельности предприятия.
• Степень освоения знаний и навыков.
• Затраты на обучение персонала.
• Реакция участников.
• Изменение уровня прибыли предприятия.
При изучении возможности продвижения по службе (карьеры) аспектами оценки аудитора являются:
• Проблемы развития карьеры по отдельным группам работников.
• Роль профсоюзов в планировании карьеры.
• Система помощи работникам в планировании карьеры.
• Степень информирования сотрудников о вакантных местах.
Показателями аудита найма являются:
• Отношение стоимости приема и отбора к числу приступивших к работе.
• Затраты на обучение персонала.
• Оценка возможных рисков.
• Время существования вакансии.
• Число заполненных вакансий за счет собственных вакансий в общем количестве.
Миссиями аудита найма являются:
• Оценка степени достижения целей подбора персонала.
• Оценка условий труда.
• Оценка связи политики набора со стратегией фирмы.
• Оценка социального развития предприятия.
• Соблюдение организацией законов, правил и расположений.
Основными показателями при проведения аудита вознаграждений являются:
• Оценка качества информации.
• Оценка средней заработной платы по категориям персонала.
• Оценка квалификации работников.
• Оценка содержательности труда.
Причинами возникновения несчастных случаев, изучаемых при аудите безопасности труда, являются:
• Небезопасные условия труда.
• Случайности.
• Внутриколлективные отношения.
• Небезопасные действия работников.
• Обстоятельства жизни.
Нормативными положениями при проведении аудита условий и безопасности труда являются:
• Эргономические рекомендации.
• Санитарные нормы и правила.
• Рекомендации профсоюзов.
• Правила внутреннего распорядка.
• Законодательные акты.
Показателями аудита рабочих мест являются:
• Оценка состояния индивидуального и коллективного труда.
• Текучесть кадров.
• Баланс движения кадров.
• Затраты на адаптацию работников.
• Выявление слабых сторон в области использования персонала.
При нроведешш аудита рабочих мест показателями оценки являются:
• Особенности применяемой технологии.
• Обязанности работника.
• Изменение фонда социального развития
• Сведения об условиях работы.
• Оценка трудоемкости продукции.
Целями стратегического контроллинга являются:
• 11оддержание потенциального успеха.
• Обеспечение прибыльности предприятия.
• Обеспечение ликвидности предприятия.
• Обеспечение выживаемости.
• Проведение антикризисной политики.
Направлениями оперативного контроллинга являются:
• Затраты на производство продукции.
• Экономическая эффективность деятельности предприятия.
• Внешняя среда предприятия.
• Внутренняя среда предприятия.
• Рентабельность деятельности предприятия.
Основными разделами структуры контроллинга персонала являются:
• Постановка целей и задач.
• Планирование затрат на персонал.
• Сбор данных.
• Выработка управленческого решения.
• Проведение антикризисной политики.
Элементами центров затрат являются:
• Центры прибылей.
• Центры регулируемых затрат.
• Центры планируемых затрат.
• Центры произвольных затрат.
• Центры инвестиционных затрат.
Классификационными признаками затрат предприятия на персонал являются:
• Срок окупаемости.
• Источник финансирования.
• Время возмещения.
• Варианты кадровой политики.
• Целевое назначение.
Показателями издержек на содержание персонала являются:
• Доля издержек на персонал в объеме реализации.
• Издержки на одного сотрудника.
• Объем произведенной продукции.
• Бюджет предприятия.
• Издержки на один производительный час.
Основными составляющими издержек на рабочую силу являются:
• Приобретение оборудования.
• Заработная плата персонала.
• Доплаты и надбавки к заработной плате.
• Расширение сферы деятельности.
• Взносы в фонды социального страхования.
Основным отличием управленческого учета от финансового являются:
• Принятие управленческих решений.
• Ориентация на внешних пользователей информации.
• Предоставление релевантной информации.
• Ориентация на внутренних пользователей информации.
• Учет полной себестоимости.
Признаками методов управленческого учета являются:
• Обязанность.
• Степень надежности.
• Объекты учета.
• Характер данных.
• Используемые измерители.
Признаками методов управленческого учета являются:
• Разработка первого варианта бюджетов.
• Принятие управленческих решений.
• Учет полной себестоимости.
• Утверждение бюджетов руководством предприятия.
• Корректировка бюджетов.
Целями составления бюджетов являются:
• Мотивация руководителей на достижение целей организации.
• Выявление потребностей в денежных ресурсах.
• Принятие управленческих решений.
• Разработка концепции ведения бизнеса.
• Учет полной себестоимости.
Составляющими элементами текущего (операционного) бюджета являются:
• Бюджет прибылей и убытков.
• Бюджет реализации.
• Бюджет производства.
• Бюджет капиталовложений.
• Бюджет общепроизводственных расходов.
Направлениями финансового плана являются:
• План коммерческих расходов.
• План капиталовложений.
• Прогнозный баланс.
• План денежных потоков.
• Баланс прибылей и убытков.
Для оценки эффективности управления персоналом и правильности составления бюджетов проводит:
• Аудит персонала.
• Контроллинг персонала.
• Факторный анализ отклонений.
• Анализ трудовых показателей.
• Социологические исследования.
Документ, содержащий общий размер затрат на персонал, их состав по статьям расходов с разбивкой по плановым периодам, называется:
• Прогнозный баланс.
• План денежных потоков.
• Бюджет производства.
• Бюджет на персонал.
• Баланс прибылей и убытков.
Этапами разработки бюджета затрат на содержание персонала являются:
• Утверждение штатного расписания.
• Утверждение бюджета расходов на персонал
• Принятие управленческих решений.
• Сбор информации от руководителей.
• Разработка форматов кадрового планирования.
• Анализ трудовых показателей.
Элементами технологии контроля персонала являются:
• Исследование.
• Предварительный контроль.
• Текущий контроль.
• Оперативный контроль.
• Заключительный контроль.
Видами источников информации для экспертной диагностики управления персоналом являются:
• Прямые.
• Косвенные.
• Оперативные.
• Учетные.
• Внеучетные.
Цели современного аудита заключаются в:
• Выявлении злоупотреблений.
• Определении эффективности внутреннего контроля.
• Осуществлении контроля финансового положения.
• Выявлении недостатков в работе.
• Достижении максимальной эффективности производства.
Персонал организации — это:
• «Кадровая администрация».
• Лица, имеющие трудовые взаимоотношения с работодателем.
• Клиенты организации.
• Кадры.
• Собственники организации.
Сущность метода SWOT состоит в (что лишнее?):
• Выявлении сильных и слабых сторон организации.
• Анализе внешних рисков и возможности их предотвращения.
• Использовании международных стандартов в деятельности организации.
• Соответствии ресурсного потенциала организации требования конкурентной борьбы.
• Анализе ущерба, наносимого организации.
Управленческий аудит — это:
• Проведение администрацией проверки финансовой деятельности организации.
• Анализ расходов организации на содержание управленческого аппарата.
• Исследование управленческих технологий с целью определения их эффективности.
• Обеспечение взаимосвязи количества и качества труда с размером его оплаты.
Стандарты ИСО — это:
• Комплекс международных документов по качеству.
• Нормы, обязательные для применения в любой организации.
• Модель стандартизации систем качества в организации.
Концепция TQM предназначена для:
• Регулирования отношений между производителем и потребителем.
• Внутренних нужд производителя.
• Совокупной оценки работы всей организации.
• Улучшения количественных показателей деятельности организации.
• Повышения устойчивости организации на рынке
Коэффициент интенсивности оборота по приему — это:
• Отношение числа принятых за период работников к их среднесписочному числу.
• Отношение числа выбывших за период работников к среднесписочному их числу.
• Отношение разности числа принятых и выбывших работников к среднесписочному их числу.
• Анализ доходов специалистов кадровых служб.
• Установление связи между политикой набора и стратегией фирмы.
При аудите интеллектуального капитала под ним понимают:
• Совокупность знаний, навыков и творческих способностей работников.
• Систему организации и обеспечения эффективной работы человеческого ресурса.
• Систему отношений с потребителями продукции данной организации.
• Состояние здоровья человека.
• Уровень социальной зрелости и ценностные ориентации работника.
Наиболее простой метод снижения расходов по содержанию персонала:
• Принцип нулевого базисного бюджета.
• Сокращение бюджета.
• Стоимостный анализ накладных расходов.
• Изменение налоговых правил.
• Изменение взносов на социальное страхование.
ОТКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ
• Как осуществляется планирование управленческой работы на уровне организации?
• Каковы инс трументы сбора информации в организации?
• Связь аудита с системой управления организацией.
• В качестве каких двух видов приложения сил можно рассматривать внешнюю среду по отношению к организации?
• Чем прежде всего определяется внутренняя среда организации?
• Какие функции управления персоналом можно выделить?
• В чем суть бенчмаркинга как метода управления?
• Как обеспечить конкурентоспособность персонала организации?
• Какие требования к аудиту персонала вытекают из философии TQM?
• В чем заключается миссия аудитора?
• ЛИТЕРАТУРА
• Адамов В. Е„ Ильенкова С. Д., Сиротина Т. П., Смирнов С. Л. Экономика п статистика фирм. М.: Финансы и статистика, 1996.
• Анализ и моделирование трудовых показателей на предприятии: Учеб. пособие / Под. ред. А. И. Рофе. М.: МИК, 2000.
• Ахалкаци О. В. Аудит учета расчетов по оплате труда / Под ред. В. И. Подольского. М.: ЮНЙТИ, 2004.
• Бурцев В. В. Организация системы внутреннего контроля коммерческой организации. М.: Экзамен. 2000.
• Веснин В. Р. Практический менеджмент персонала. М.: Юристь, 1998.
• Данилевский 10. А. Общий аудит. М.: Бухгалтерский учет, 1995.
• Десслер Г. Управление персоналом. М.: БИНОМ. 1997.
• Дмитриев О. В. Стратегия развития контроллинга на предприятиях оборонно-промышленного комплекса: Монография / Под ред. В. В. Бандурина. М.: Граница, 2005.
• Иванцевич Дж. М., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления. М.: Дело, 1995.
• Карташова Л. В., Никонова Т. В., Соломанидина Т. О. Организационое поведение. М.: ИНФРА-М. 2000.
• Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный, научно-практический) / Под ред. К. Я. Ананьевой. М.: Омега-Л, 2002.
• Контроллинг как инструмент управления предприятием / Под ред. Н. Г. Данилочкиной. М.: ЮНИТИ, i999.
• Кулинцев И. И. Экономика и социология труда. М.: Центр экономики и маркетинга. 1999.
• Майер Э. Контроллинг как система мышления и управления. М.: Финансы и статистика, 1993.
• Максютов А. А. Бизнес-план предприятия: формирование бюджета. М.: Приор, 2003.
• Манн Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих / Пер. с нем. М.: Финансы и статистика, 1992.
• Международные стандарты аудита / Пер. с англ. New York: IFAC, 1999.
• Мескон М. X., Альберт М., Хедоцри Ф. Основы менеджмента / 11ер. с англ. М.: Дело, 1992.
• Никонова Т. В., Сухарев С. А. Управленческий и кадровый аудит / Под ред. Ю. Г. Одегова. М.: Экзамен, 2001.
• Одегов Ю. Г. Управление персоналом в структурно-логических схемах. М.: Альфа-Пресс, 2008.
• Литература
• Одегов Ю. Г., Журавлев П. В. Управление персоналом: Учебник для вузов. М.: Финстатинформ, 1997.
• Одегов Ю. Г., Карташова Л. В. Управление персоналом, оценка эффективности: Учеб. пособие. М.: Экзамен, 2002.
• Одегов Ю. Г., Никонова Т. В. Аудит и контроллинг' персонала: Учеб. пособие. М.: Экзамен, 2004.
• Основы аудита / Под ред. Я. В. Соколова. М.: Бухгалтерский учет. 2000.
• Разработка сбалансированной системы показателей: Практическое руководство / Под ред. А. М. Гершуна и Ю. С. Нефедьевой. М.: МАГ-Консалтинг, 2004.
• Робертсон Дж. Аудит / Пер. с аигл. М.: Финансы и статистика, 1993.
• Севрук М. А. Экономический анализ в условиях самостоятельности предприятий. М.: Финансы и статистика, 1989.
• Управление персоналом: Учебник / Под ред. А. Я. Кнбанова. М.: ИНФРА-М, 2001.
• V Управление персоналом: Энциклопедия слов / Под ред. А. Я. Кнбанова. М., 2008.
• Уткин Э. А. Управление фирмой. М.: АКАЛИС, 1996.
• Федченко А. А. Анализ заработной платы: Учебно-методическое пособие. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 2000.
• Хруцкий В. Е., Сизова Т. В.. Гамаюнов В. В. Внутрифирменное бюджетирование: Настольная книга по постановке финансового планирования. М.: Финансы и статистика, 2002.
• Хьюберт К. Рамперсад. Универсальная система показателей деятельности / Пер. с англ. 2-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
• Шеремет А. Д., Суйц В. II. Аудит: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2001.
• Экономика труда и социально-трудовые отношения ,/ Под ред. Г. Г. Ме- ликьяна, Р. П. Колосовой. М.: Изд-во МГУ, 1996.
• Canadian Human Resource Management. McGraw-Hill Ryerson Limited, 1990.
• PerettiJ.-M. Ressources Humaines. Paris: Vuibert Gestion, 1991.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение - 3
Часть 1. ЛУДИТ ПЕРСОНАЛА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 9
Организация как объект аудита 9
Аудит как форма диагностического исследования 26
Классификация аудиторской деятельности 52
Направления аудита 61
Совершенствование системы управления организацией посредством тотального управления качеством (TQM) 65
Часть 2. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АУДИТ 91
Цели и задачи управленческого аудита 91
Организационные основы управленческого аудита 98
Процесс управленческого аудита 100
Сбор информации 102
Анализ и синтез информации 108
Аудиторское заключение 115
Часть 3. МЕТОДОЛОГИЯ АУДИТА ПЕРСОНАЛА 124
Персонал и кадровая политика организации 124
Диагностика работы с персоналом 132
Персонал в системе управления качеством 139
Место аудита в системе управления персоналом организации 152
Философия аудита персонала 160
Уровни проведения аудита персонала 168
Исследовательские подходы к аудиту персонала 192
Инструментарий проведения аудита персонала 219
Последовательность проведения аудита персонала 236
Часть 4. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА АУДИТОРА ПО ПЕРСОНАЛУ 246
Анализ трудовых показателей как основа аудита персонала 246
Аудит рабочих мест 267
Аудит найма 284
Аудит увольнений 294
Аудит вознаграждений 306
Аудит условий и безопасности труда 337
Аудит интеллектуального капитала 343
Аудит персонала в неустойчивых организациях и на кризисных предприятиях 369
Лудит работы служб управления персоналом 381
Социальный аудит и социальная ответственность бизнеса 396
Часть 5. КОНТРОЛЛИНГ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ 435
Контроллинг: основные понятия, цели и задачи 435
Затраты на персонал и их структура 474
Бюджетирование работы с персоналом как инструмент контроллинга 496
Анализ и контроллинг издержек на персонал 520
Заключение 538
Приложения
Об утверждении формы бланка лицензии на осуществление аудиторской деятельности. Приказ Минфина России от 1 апреля 2002 г.
№ 26н 544
Об утверждении формы бланка квалификационного аттестата аудитора. Приказ Минфина России от 25 апреля 2002 г. № 34н 546
Схема организации и проведения внутреннего аудита системы управления персоналом 548
Структура семейства стандартов ИСО 9000 551
Стандарты серии ИСО 9000 552
Информационная карта участника конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности» 554
Примеры процедур контроля качества для аудиторской фирмы 558
Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты. Постановление Госкомстата России от 27 апреля 2001 г 574
Примеры структур отчетов 576
Виды кадровой документации 582
Основные направления и показатели, используемые при проведении аудита персонала .-. 592
Среднесписочная численность работников 605
Анализ численности и состава работников 615
Анализ движения кадров 622
Анализ использования рабочего времени и нормирования труда .... 625
Анализ динамики и уровня производительности труда 631
Показатели результатов труда руководителей и специалистов 638
Анализ использования фонда заработной платы 640
Показатели использования персонала 642
Показатели результативности труда 645
Определение потребности в персонале 649
Математическое обеспечение системы управления персоналом 654
Тестовые задания 656
Литература 668
671
Учебное издание