Глава 2 Создание и анализ бизнес-идеи
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | |
Глава 1 Введение в бизнес-планирование | |
1.1 Сущность и процесс бизнес-планирования | |
1.2. Структура бизнес-плана | |
Глава 2 Создание и анализ бизнес-идеи | |
2.1 Характеристика предпринимательской деятельности | |
2.2 Краткая характеристика основных направлений бизнеса | |
2.3 Источники и анализ бизнес-идей | |
Глава 3 Анализ рынка | |
3.1 Этап Анализ маркосреды проекта | |
3.2. Анализ внутренней среды проекта | |
3.3 SWOT-анализ проекта | |
3.4. Анализ конкурентов | |
3.5 Стратегии бизнеса | |
Глава 4 Описание предприятия, проектируемой продукции или предоставляемых услуг | |
4.1 Характеристика продукта проекта | |
4.2. Характеристика предприятия | |
Глава 5 План маркетинга | |
5.1. Общая стратегия маркетинга | |
5.2. Ценообразование | |
5.3 Продвижение продукции | |
5.4. План каналов сбыта товара | |
Глава 6 План производства | |
6.1 Структура плана производства | |
6.2 Расходная часть проекта | |
6.3. Календарный график работ | |
Глава 7 Организационный план | |
7. 1. Юридические вопросы создания и функционирования предприятия | |
7.2. Общегражданско-правовые отношения | |
7.3. Разработка организационной структуры предприятия | |
7.4 Лицензирование деятельности и сертификация продуктов | |
7.5 Лицензирование деятельности предприятия | |
Глава 8 Финансовый план | |
8.1 Доходная часть проекта | |
8.2 Составление плановых финансовых документов | |
8.3 Стратегия финансирования проекта | |
8.4 Анализ безубыточности и график прибыльности проекта | |
8.5 Показатели эффективности проекта | |
8.6. Налоговая нагрузка проекта | |
Глава 9 Оценка и минимизация рисков, анализ чувсвительности проекта | |
9.1 Сущность риска и его минимизация | |
9.2 Анализ чувствительности проекта к изменению его основных параметров | |
Библиография | |
Приложение 1 Тест Д.Кейрси на определение предпринимательских способностей |
Введение
Бизнес-планирование является обязательной дисциплиной для изучения студентами подготовки направления Менеджмента, входящей в блок профессиональных дисциплин. Целью освоения учебной дисциплины бизнес-планирование является формирование компетенций, направленных на умение находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею, способность разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов и т.п.)
Можно выделить три основные причины, почему необходимо планировать бизнес:
1. Процесс бизнес-планирования, включает обдумывание идеи, заставляет предпринимателя объективно, критически и беспристрастно взглянуть на предприятие во всей его полноте. План как хорошо проложенный маршрут, отражающий строгую очередность действий и приоритеты на пространстве ограниченных ресурсов.
2. Бизнес-планирование является тем рабочим инструментом, который при надлежащем использовании поможет эффективно принимать решения, контролировать и управлять предприятием, что в свою очередь является основой успеха.
3. Законченный план бизнеса является средством для ознакомления с идеями других заинтересованных сторон. Хорошо разработанный бизнес-план производит благоприятное впечатление на людей, с которыми предполагается сотрудничать, таких как: инвесторы, банки, совладельцы и служащие. План в полной мере характеризует уровень профессионализма предпринимателя.
Представленное учебное пособие позволяет студенту последовательно знакомиться с основными разделами бизнес-плана и составить собственный по заявленному виду деятельности
Глава 1 Введение в бизнес-планирование
Сущность и процесс бизнес-планирования
.
Бизнес-планирование самостоятельный вид плановой деятельности, представляющий упорядоченную совокупность стадий и действий, связанных с ситуационным анализом окружающей среды, постановкой целей бизнес – планирования, реализацией непосредственного процесса планирования продвижением результатов этого процесса на рынке капитала.
Бизнес-план – это краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства их достижения. Бизнес-план является документом, позволяющим эффективно управлять реализацией бизнес-проекта.
Подготовленный бизнес-план должны отличать: чёткая структура разделов; простота изложения, наглядность и обоснованность представленных материалов; объективность и достоверность используемой информации; обоснованный анализ рисков и трудностей, которые могут помешать его успешной реализации; точность финансовых расчётов; достоверность финансовых показателей и документов.
Задачи бизнес планирования тесно связаны с его участниками:
Сотрудники предприятия:
· Информирование служащих предприятия о целях, задачах и методах их решения.
· Координация действий всех подразделений предприятия при достижении стратегических целей
· Мотивация сотрудников на выполнение задач предприятия
· Обоснование общих специфических деталей функционирования предприятия в условиях рынка
Внешний менеджмент
· Организационно-управленческая и финансово - экономическая оценка состояния предприятия
· Выявление потенциальных возможностей предприятия, анализ сильных и слабых сторон деятельности
· Формирование инвестиционных целей на планируемый период
· Выработка стратегии и тактики конкурентной борьбы
· Оценка финансовых, трудовых, материальных ресурсов необходимых для достижения стратегических целей предприятия
Инвесторы и контрагенты
· Определение источника финансирования реализации проектов
· Выявление и оценка риска выполнения бизнес-плана
· Расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности.
В современной экономической практике бизнес-план выполняет пять основных функций:
1. Используется для обоснования реализации стратегии бизнеса
2. Позволяет оценить возможности развития новых направлений деятельности, контролировать процессы внутри фирмы
3. Используется для привлечения денежных средств.
4. Привлекает к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые могут вложить в производство собственный капитал или технологию
5. Улучшает информируемость всех сотрудников о предстоящих изменениях, координирует их усилия, создает дополнительную мотивацию персонала путем вовлечения работников в процесс составления бизнес-плана.
Для успешной организации бизнес-планирования в коммерческой организации необходимо наличие четырех обязательных условий, которые тесно связаны между собой и составляют инфраструктуру процесса бизнес - планирования.
Во-первых, необходима методическая база разработки, контроля и анализа исполнения бизнес-плана, а работники финансово-экономических служб должны быть достаточно квалифицированными, чтобы уметь применять данную методику на практике
Во-вторых, необходима информационная база, которая включает:
- экономическую информацию – прогнозные значения процентных ставок, прогноз темпов инфляции и т.д.
- учетную информацию – данные бухгалтерского и управленческого учета
- информацию финансовых органов – учреждений банковской системы, валютной биржи и т.д.
- политическую информацию
- нормативно-правовую информацию – законы, указы Президента и т.д.
В-третьих, процесс бизнес-планирования всегда реализуется через соответствующую организационную структуру и систему управления предприятием.
В-четвертых, необходимы средства автоматизации процесса бизнес-планирования, поскольку в процессе планирования происходит обработка большого количества информации.
Выделяют следующие стадии процесса бизнес-планирования:
· подготовительная, на данном этапе происходит формирование перспективной бизнес-идеи (идея нового продукта или услуги, технического, организационного или экономического решения);
· разработка бизнес-плана, на данной стадии принимают решение о подготовке бизнес-плана, формируется группа разработчиков, определяется система финансового обеспечения;
· продвижение идеи, результатов проекта является сложным процессом передачи содержательных сведений. На данном этапе возможна процедура аудита бизнес-плана внешними инвесторами, которая обычно проходит в 6 этапов: оценка характеристик компании заявителя, анализ отрасли его деятельности, анализ условий инвестиционного соглашения: форма заимствования и возврата кредита, залог, гарантия возврата кредитных средств, анализ последнего баланса организации определение степени его финансовой устойчивости и ликвидности, оценка активов и обязательств, проверка достаточности собственного оборотного капитала, расчет уровня коэффициента покрытия, оценка руководящей команды компании заявителя, выявление особенностей проекта и общий анализ бизнес-плана;
· реализация бизнес-плана охватывает период от принятия решения об инвестировании до начальной стадии практической реализации проекта, Реализовать бизнес-план, значит, выполнить все рабочие задачи компании и вне ее, необходимые для того, чтобы перевести деловой проект в производственную стадию. План реализации бизнес-плана содержит график, объединяющий последовательную схему действий на различных стадиях реализации бизнес-плана.
Практика бизнес-планирования предполагает разработку множества версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т.д. Типовая классификация бизнес-планов по объектам бизнеса представлена на рисунке - 1.
Бизнес-планы согласно приведенной типологии разрабатываются в различных модификациях в зависимости от назначения: по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения), по предприятию в целом (новому или действующему).
Рисунок – 1 Типология бизнес-планов по объектам бизнеса
На практике наиболее часто используются следующие виды бизнес-планов: бизнес-план организации; бизнес-план заявки на кредит; бизнес-план инвестиционного проекта; бизнес-план структурного подразделения; бизнес-план заявки на грант; бизнес-план развития региона; бизнес-план учреждения.
Бизнес-план организации - это программа развития на предстоящий плановый период с указанием необходимых и достаточных социально-экономических показателей для обоснованного привлечения необходимых объемов инвестиций и ресурсов. В нем на первый план выступают задачи эффективного использования имеющихся ресурсов и детализации бюджетов. Поэтому в таком бизнес-плане основное внимание уделяется текущему состоянию дел, финансовому плану, бюджету движения денежных средств, бюджету доходов и расходов.
Бизнес-план заявки на кредит разрабатывается с целью получения заемных средств от организации-кредитора или банковского кредита. Он обычно разрабатывается в виде технико-экономического обоснования (ТЭО), его основная задача - показать, что его разработчик является грамотным менеджером и может представить заявку в форме, требуемой банком, и, самое главное, сможет гарантировать минимальный риск вложений.
Бизнес-план инвестиционного проекта излагает результаты маркетингового исследования, обосновывает стратегии освоения рынка, предлагает конечные экономические и финансовые результаты.
Бизнес-план структурного подразделения (например, центра финансового учета) - это изложение плана его деятельности. Это отдельная часть бизнес-плана всей компании, поэтому часть разделов, относящихся к управленческому анализу и анализу внешней среды, может в нем отсутствовать. Здесь основной упор делается на плане и последовательности проводимых мероприятий, а также финансовом планировании.
Бизнес-план заявки на грант составляется для получения инвестиций из государственных бюджетов различных уровней и/или различных отечественных, зарубежных фондов с целью решения социально-экономических проблем и сопровождается обоснованием прямых и косвенных экономических, социальных, научно-технических преимуществ для общества при условии выделения средств или ресурсов под предлагаемый проект.
Бизнес-план развития региона определяет перспективы социально-экономического развития региона с обоснованием объемов финансирования соответствующих программ для органов, наделенных бюджетными полномочиями.
Бизнес-план учреждения (государственного, негосударственного) - это обоснование перспектив и значимости его (например, вуза, поликлиники, школы, научно-технического центра и т; д.) социально-экономического развития для общества. При этом, определяется потребность в ресурсах по плановым периодам.
Следует подчеркнуть, что не существует стандарта на разработку бизнес-плана, и ни один юридический документ пока еще не закрепляет обязательности подготовки бизнес-плана из-за различия целей бизнеса и бесконечного множества вариаций среды, в которой он действует. В то же время решение вопроса о выделении бюджетных инвестиций, предоставлении банковских кредитов осуществляется только при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития предприятия на определенный период.
В процессе создания бизнес-плана важное значение имеют выбор конкретной методики разработки бизнес-плана, глубина и временной горизонт его проработки, вариативность закладываемых в него решений, объем и наличие прилагаемых документов. Всё это, во многом, зависит от ряда факторов, среди которых можно назвать величину предполагаемых инвестиций по конкретному предпринимательскому проекту и специфику потенциального инвестора (его интересы, специализацию, психологию, опыт инвестирования, национальную принадлежность). В данном случае не так важен выбор самой методики, сколько то, чтобы разработанный документ содержал бы обязательные разделы, в которых подробно рассматривались конкретные аспекты бизнес-плана, исходная и итоговая информация (показатели) были достоверными, обоснованными и базировались на документальных источниках и расчетах.
Бизнес-план дает представление о том, как предприятие в своей деятельности будет учитывать специфику своего региона, производственные возможности региональных промышленных предприятий и имеющиеся у них товарные запасы; объем и структуру предлагаемого поступления товаров из других регионов страны, дальнего и ближнего зарубежья; трудовой и интеллектуальный потенциал самого предприятия.
Объем бизнес-плана зависит от цели его составления. Внутренний бизнес-план (для внутрифирменного использования) не регламентируется ни по объему, ни по структуре разделов. Бизнес-план, представляемый с целью получения больших или средних объемов инвестиций (кредитных ресурсов) должен включать приблизительно от 50 до 80 страниц. Имеется в виду его общий объем, который включает основные приложения (уставные документы, бухгалтерский баланс, и другое.) Как правило, в указанный объем не включаются приложения, дополняющие бизнес-план и подтверждающие его реальность.
Чтобы написать качественный бизнес-план, необходимо проанализировать огромный объем информации по всем бизнес-областям. При этом следует учитывать, что с развитием современных информационных и коммуникационных технологий объем такой информации будет постоянно увеличиваться. Этому же будет способствовать процесс развития самого конкретного бизнеса. Поэтому при разработке крупных проектов рекомендуется подготовить два варианта бизнес-плана. Первый вариант (официальный) - предназначается для потенциальных инвесторов или соинвесторов (предполагаемых партнеров или учредителей) представляет описание общей цели предлагаемого бизнес-проекта. Он может содержать три возможных варианта развития событий: оптимистический, пессимистический и реальный (оптимальный).
Второй - является внутренним рабочим документом предпринимателя (предназначается для внутреннего использования) и служит аналитическим материалом для принятия окончательного решения по осуществлению конкретных мероприятие направленных на разработку и реализацию нового проекта.
Структура бизнес-плана
Рассмотрим основные правила оформления и структуру бизнес-плана. Состав, структура и объем бизнес-плана определяется спецификой деятельности, размером предприятия и целью составления бизнес-плана. Поэтому чем крупнее предприятие, тем сложнее, полнее и обоснованнее будет разработка бизнес-плана. Бизнес-план небольшого предприятия значительно проще по составу, структуре и объему, чем бизнес-план крупного производства.
Обложка (титульный лист)
Будет лучше, если обложка сделана на фирменной бумаге, с эмблемой и логотипом фирмы. В то же время необходимо сделать обложку как можно проще. Укажите следующую информацию:
1. Данные о предприятии:
- название предприятия;
- юридический адрес предприятия;
- номера телефонов и телефаксов (если таковые имеются);
- e-mail;
- Ф.И.О. лица, с которым можно контактировать по данному вопросу.
2. Деловая часть: описание целей, потенциальных возможностей и перспектив.
3. Размер необходимых инвестиций - текущие и ожидаемые потребности.
4. Если возможно, укажите поручителей.
При оформлении бизнес-плана не следует заполнять страницы большими объемами текста, таблиц и графиков, иначе это может оттолкнуть пользователя (например, потенциального инвестора). Поэтому необходимо распечатать бизнес-план только с одной стороны листа либо через 1,5 интервал, либо небольшими абзацами через 1 интервал, пропуская между ними 1,5-2 интервала. Основной текст лучше сделать 12-14 размера шрифта Times New Roman или Arial. Заголовки выделите или подчеркните. Лучше оформить бизнес-план либо в твердый переплет, либо в специальную папку с пружинками и прозрачной обложкой. В содержании бизнес-плана необходимо перечислить все пункты бизнес-плана с указанием страниц по тексту.
Структура бизнес-плана
Не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана. Обычно в нем предусматриваются разделы, в которых раскрываются основная идея и цели бизнеса, характеризуется специфика продукта предприятия, дается оценка рынка и устанавливается стратегия поведения на определенных рыночных сегментах, определяется организационная и производственная структура, формируются финансовые аспекты проекта, включая стратегию финансирования и предложения по инвестициям, описываются перспективы роста предприятия.
Кратко перечислим и раскроем основные пункты бизнес-плана:
1. Резюме
После титульного листа и содержания бизнес-плана следует резюме. При написании ему следует уделить особое внимание. Этот раздел может быть написан только после завершения работы над самим бизнес-планом, но при этом обычно помещается в начале бизнес-плана.
Резюме - это часть бизнес-плана, с которой знакомятся в первую очередь и которая в определенном смысле представляет собой «визитную карточку» проекта. По сути, это единственная часть бизнес-плана, которую инвесторы будут читать наиболее внимательно. Поэтому следует убедиться, что резюме можно прочесть за несколько минут.
В резюме необходимо в нескольких пунктах раскрыть бизнес-план в сжатой форме, при этом обязательно отметив:
- основные задачи бизнес-плана;
- привлекательность бизнеса;
- перспективные оценки будущих прибылей и объемов продаж;
- процедуры возврата займов и кредитов инвесторам;
- размер требуемого капитала.
Такое резюме производит определенный обзор всего бизнес-плана в быстро читаемом виде. Не следует пренебрегать этим разделом - именно он показывает потенциальным инвесторам целевую направленность бизнес-плана.
2. Анализ рынка
Данный раздел подготавливает пользователя к лучшему пониманию предмета бизнес-планирования и на сколько проект вписывается в общую картину отрасли деятельности, к которой относится бизнес. Раздел обязательно должен включать следующие пункты:
- тенденции развития отрасли;
- основные потребители продукции,
- основные рынки сбыта (в т.ч. сегменты рынка, их размер и месторасположение, перспективы на будущее),
-возможности роста бизнеса;
- описание новых продуктов, разработок и услуг на рынке;
- факторы, влияющие на деятельность (например, сезонность, уровень жизни населения и пр.),
- основные тенденции и прогнозируемые изменения на основных рынках сбыта;
- результаты анализа рынка;
- рыночную стратегию развития предприятия.
3. Описание предприятия, проектируемой продукции или предоставляемых услуг
В этом разделе необходимо подробно описать:
- продукцию или комплекс услуг;
- способность удовлетворять рыночные потребности;
- уникальные преимущества по сравнению с продукцией или услугами конкурентов;
- жизненный цикл продукта (услуг);
- торговые секреты, патенты, авторские права;
- исследовательские и конструкторские работы (если они ведутся или планируются в будущем);
- описание предприятия, его организационно-правовой формы;
- структуру основных и оборотных средств предприятия;
- общую потребность в капитале.
4. План маркетинга, где необходимо описать
- стратегию продвижения товаров на рынок (маркетинговая стратегия);
- выявление условий снабжения и производства продукции;
- каналы сбыта продукции;
- организацию сбыта продукции;
- рекламную политику;
- ценообразование на продукты (услуги).
5. Производственный план
В данном разделе дается описание следующих ключевых моментов вашего бизнеса:
Определение потребности в ресурсах:
- производственное и/или торговое помещение (размер и местоположение);
- производственные мощности;
- оборудование и оснастка;
- персонал;
- капитал;
Планирование потребности в оборотных средствах:
- сырье и материальные ресурсы;
- топливо и энергия;
- инструменты;
Описание:
- технологии;
- сущности технологического процесса (можно вынести в приложение к бизнес-плану);
- схемы производственных потоков (откуда и как будут поступать на предприятие все виды сырья и комплектующих изделий, в каких цехах и как они будут перерабатываться в продукцию, как и куда эта продукция будет поставляться с предприятия);
Календарный план (увязывает все необходимые работы, исполнителей и сроки выполнения).
6. Организационный план, который включает разделы
Структура предприятия:
:- организационно-правовая форма;
- организационная структура (отражает кто и чем будет заниматься, взаимодействие служб друг с другом, координация и контроль их деятельности);
Управление:
- группа управления (их образование, опыт и стаж работы, автобиографии, функции, права и обязанности, полезность и необходимость на предприятии);
- присутствие консультантов;
- методы управления.
Персонал:
- структура и штатная численность персонала;
- права, обязанности и основные функции работников;
- средняя заработная плата;
- требования при найме работников;
- социальные гарантии, льготы.
Вопросы создания и регистрации предприятия, получения разрешительной документации
Вопросы правовой защиты бизнеса
7. Финансовый план
Данный раздел призван обобщить материалы, полученные в результате всей предыдущей работы и представить их в стоимостном выражении.
Раздел включает:
- баланс активов и пассивов;
- план доходов и расходов о прибылях и убытках;
- план движения денежных средств;
- график достижения безубыточности;
- показатели эффективности проекта;
- сумма привлекаемого капитала;
8. Оценка и страхование риска, анализ чувствительности проекта
Данный раздел, как правило, включает:
а) определение всех типов рисков, которые могут возникнуть в процессе деятельности предприятия (пожары, землетрясения, забастовки, политическая нестабильность, инфляция, изменения в налоговом законодательстве, колебания валютных курсов), а также их источников и момента возникновения;
б) решение задачи по снижению рисков и потерь (указываются организационные меры профилактики рисков, разрабатываются меры по сокращению этих рисков и потерь, приводится программа страхования от рисков).
В случае создания современной системы коммерческого страхования в бизнес-планах указываются типы страховых полисов, и на какие суммы планируется их приобрести (в производственной или торговой деятельности предприятия существует возможность застраховать любой шаг от неудачи, начиная от покупки помещения и заканчивая поставкой некачественного сырья или простоем оборудования).
в) проводится анализ чувствительности проекта к снижению доходов и росту расходов, которые обуславливает осуществление рисковых мероприятий.
9. Приложения
В качестве заключения к бизнес-плану необходимо добавить приложения. Желательно, чтобы приложений было не больше, чем листов в основной части бизнес-плана, иначе это может произвести не очень благоприятное впечатление на будущего инвестора.
Данный раздел бизнес-плана может включать следующие документы:
- библиографию;
- примечания по тексту;
- статьи, вырезки из информационных источников, тематические отчеты;
- биографии;
- графики;
- чертежи;
- копии контрактов и соглашений;
- рекомендации.
Глава 2 Создание и анализ бизнес-идеи