Контроль исполнения бюджета

Недостаточно составить правильный бюджет, необходимо еще организовать его реализацию и контроль исполнения. Про­исходит это следующим образом.

Во-первых, финансовый директор, которому подразделение сдает проект бюджета расходов на персонал, имеет право потре­бовать от ответственного лица обоснования денежных сумм.

Во-вторых, при выписке любого счета на тот или иной вид услуг директор по персоналу всегда отслеживает величину де-

нежных средств, находящихся в рамках бюджета. С этой целью при оплате счета предусмотрено обязательное наличие визы фи­нансиста, подтверждающей правомерность оплаты. В случае, ко­гда появляются незапланированные ранее платежи, необходимо получить разрешительную визу у генерального директора. И только после этого финансовый директор начинает искать необ­ходимые средства.

В-третьих, по окончании месяца, квартала или года представ­ляется отчет по затратам. Если по какой-либо статье затрат имеет­ся перерасход денег в текущем месяце, возможно, произойдет пе­рераспределение денежных средств в последующий период.

Процедура планирования может осуществляться в 4 этапа со­гласования, причем срок планирования на следующий год — ав­густ — сентябрь.

Первый этап

Ответственному за затраты по местам их возникновения дает­ся обзор текущего года (месяцы с 1 по 7). Из этих формуляров затрат по местам их возникновения (см. условный пример табл. 33) он видит соответственно по отдельным видам затрат:

• годовой бюджет;

• фактические расходы за прошлый год;

• плановые издержки на текущий год;

• фактические издержки на текущий год;

• процентные отклонения.

Он получает на руки детальную смету издержек производст­ва, чтобы ему была понятна каждая операция, систематизиро­ванная по видам издержек и находящая отражение в бухгалтер­ской документации (табл. 34).

Основой для планирования на предстоящий год являются фактические издержки за первое полугодие текущего года. Их экстраполируют на последующий год, причем в них содержатся ожидаемые изменения во втором полугодии.

Дополнительно берутся индексы, математически фиксирую­щие внешние и внутренние факторы влияния на деятельность ор­ганизации на следующий год (например, процент инфляции, по­вышения тарифных ставок). В итоге имеется предложение по

бюджету на следующий год. Этот чисто математический прогноз издержек, сделанный на ЭВМ, должен быть скорректирован по отдельным видам издержек в соответствии с представлениями от­ветственного за издержки по местам их возникновения (табл. 35).

Второй этап

Результаты планирования ответственного за издержки по местам их возникновения передаются на следующий уровень

управления. Его руководитель с привлечением для этого собст­венных специалистов корректирует предоставленные материалы.

Третий этап

Результаты планирования от руководителей структурных под­разделений представляются правлению для принятия решения.

Четвертый этап

Одобренный бюджет по отдельным местам возникновения издержек, подразделенный в соответствии с видами издержек, предоставляется в распоряжение ответственных за издержки по местам их возникновения. Эти издержки в принципе остаются

стабильными в течение одного года, если правление на основа­нии непредвиденных экономических изменений не примет иного решения. Если в течение года оказывается, что какая-либо статья издержек недостаточна и, следовательно, бюджет должен быть превышен, руководителю структурного подразделения нужно в кратчайший срок представить ходатайство на превышение рас­ходов. Не разрешается занижение бюджета по одному виду из­держек засчитывать вместе с превышением бюджета по другому виду.

42. Принципы аудита персонала

Принципы аудита: независимость, профессионализм, профессиональная этика. Принципы аудита

1. Независимость. Основополагающий принцип аудита – его независимость. «Аудитор не зависит тогда, когда он свободен от контроля или влияния с чьей-либо стороны». Независимость обеспечивается:

– финансовой независимостью, аудитор выполняет работу на платной основе с заранее оговоренной достойной оплатой;

– административной независимостью, аудитор не подчиняется клиенту;

– политической независимостью, невозможность клиента влиять на решение аудитора, используя политическую власть;

– эмоциональной независимостью, аудитор принимает объективные решения независимо от его чувств к представителям организации клиента.

Независимость аудиторов и аудиторских фирм регулируется Постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 г. № 482 «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации». В этом постановлении установлено, что аудиторские фирмы осуществляют свою деятельность при условии, что в уставном капитале доля, принадлежащая аттестованным аудиторам, составляет не менее 51%.

2. Профессионализм. Аудитор обязан владеть необходимым объемом знаний и навыков, которые позволяют квалифицированно и качественно оказывать аудиторские услуги. Профессионализм требует:

– быстрого реагирования на изменяющуюся ситуацию – чтобы аудитор «… быстро реагировал на неожиданные события и осваивался в незнакомых условиях, проводил исследования до тех пор, пока у него не останется сомнений в существовании (или отсутствии) значительных нарушений, предусмотрительно инструктировал своих помощников и проверял их работу»;

– доказательности – аудитор должен собрать и оценить достаточное количество сведений, чтобы иметь возможность принять обоснованное решение;

– общения с людьми – аудитор должен обладать навыками по общению с людьми, обмену опытом, нахождению нужной информации;

– квалифицированного проведения аудита – аудитор должен квалифицированно проводить анализ и синтез информации, разрабатывать более совершенные методы и модели изменения действующего положения по изучаемой проблеме, преодолевать сопротивление предлагаемым изменениям;

– нахождения правильного решения – аудитор должен уметь распознавать причины и тенденции их возникновения, найти правильное решение, постоянно следить за научной литературой по оцениваемой проблеме, иметь свой собственный взгляд на исследуемую проблему.

Таким образом, профессиональный аудитор должен хорошо знать теорию и практику аудита, законодательные и нормативные акты, иметь профессиональную подготовку, опыт, квалификацию, что позволит распознавать нарушения установленных норм и нормативов, быть информированным о последних исследованиях оцениваемой проблемы.

3. Профессиональная этика (этика поведения). Кроме требований человеческой этики, аудиторы должны следовать требованиям профессиональной этики и выполнять свои обязанности:

– с проявлением высоких профессиональных и моральных принципов;

– в интересах общества;

– честно;

– объективно, независимо;

– строго соблюдая профессиональные стандарты;

– постоянно улучшая качество услуг.

Таким образом, основными принципами аудита являются независимость, профессионализм и этика поведения.

Наши рекомендации