Российская Федерация как гарант и кредитор
РФ — гарант. Бюджетный кодекс РФ рассматривает государственную гарантию как способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которых соответственно РФ или субъект РФ — гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дана гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично. Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе. Гарант по государственной гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству (ст. 115).
Согласно Бюджетному кодексу в Законе о федеральном бюджете должны быть установлены верхние пределы государственных гарантий РФ, предоставляемых в валюте РФ и в иностранной валюте. Общая сумма гарантий РФ в валюте РФ включается в состав государственного внутреннего долга, а в иностранной валюте — в состав государственного внешнего долга (ст. 116). При предоставлении гарантии обязательно проверяется финансовое состояние ее получателя.
Традиционно государство гарантирует вклады населения в Сберегательном банке. В последние годы РФ выступает гарантом и по долговым обязательствам различных юридических лиц.
В соответствии с Указом Президента РФ от 23 июля 1997 г. №773 «О предоставлении гарантий или поручительств по займам и кредитам» в целях укрепления финансовой дисциплины, создания обоснованного механизма предоставления гарантий или поручительств Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти по займам и кредитам гарантии или поручительства
1) не предоставляются организациям, имеющим задолженность по платежам в федеральный бюджет либо государственные внебюджетные фонды;
2) предоставление осуществляется на конкурсной основе.
РФ — кредитор. В середине 90-х годов усилилась активность РФ как кредитора на внутреннем рынке. Если ранее предпочтение отдавалось бюджетному финансированию, то в 1994— 1995 гг. происходит перенос силы тяжести на кредитные отношения, которые рассматриваются как, более эффективные, позволяющие сэкономить достаточный объем бюджетных ресурсов. Напротив, деятельность РФ как кредитора на международной арене остается свернутой и в основном ограничивается странами, ранее входившими в состав СССР.
Внутренние кредиты. Бюджетный кодекс РФ различает бюджетные кредиты и бюджетные ссуды.
Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, предусматривающая предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основе.
Бюджетная ссуда — бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.
В качестве заемщиков средств федерального бюджета могут выступать:
1) бюджетные учреждения. Бюджетный кодекс (ст.118) предусматривает, что бюджетные учреждения не имеют права получать кредиты у кредитных организаций и других физических и юридических лиц, за исключением ссуд из бюджета и государственных внебюджетных фондов;
2) государственные и муниципальные унитарные предприятия;
3) юридические лица, не являющиеся государственными или муниципальными унитарными предприятиями и бюджетными учреждениями;
4) органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов.
Способами обеспечения исполнения по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества. Ст. 76 Бюджетного кодекса РФ еще раз подтверждает, что возврат предоставленных юридическим лицам бюджетных средств, а также плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет. Бюджетный кредит может быть предоставлен только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе.
Министерство финансов при подготовке проекта бюджета на соответствующий год определяет объем предоставления организациям кредитов и доводит его до Министерства экономики РФ и Министерства промышленности и торговли РФ не позднее чем за четыре месяца до начала соответствующего финансового года для проведения конкурсного отбора инвестиционных проектов.
При предоставлении проектов на конкурс, кроме документов, предусмотренных Положением об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов бюджета развития РФ, утвержденным постановлением Правительства от 2 ноября 1997 г. №1470, организации представляют в Министерство экономики следующие документы:
1) заключение федеральных органов исполнительной власти о невозможности изготовления на отечественных предприятиях оборудования, аналогичного предполагаемому к закупке по импорту, и о целесообразности закупки его по импорту;
2) финансовые расчеты полного возврата заемных средств с указанием источников обеспечения погашения ссуды;
3) подтверждение наличия у претендента собственных средств для осуществления авансовых платежей.
Ссуды предоставляются под гарантии российских коммерческих банков, поручительство органов власти субъектов РФ, третьих лиц, имеющих устойчивое финансово-экономическое положение, а также под залог высоколиквидных ценных бумаг (эти виды обеспечения могут применяться в различном сочетании в зависимости от оценки риска).
Размер ссуд не должен превышать 40% общего объема финансовых и других ресурсов, определенных условиями конкурса для прошедшего конкурсный отбор проекта. Остальные средства — не менее 60% общего объема финансирования обеспечиваются организацией за счет альтернативных федеральному бюджету источников.
Финансирование инвестиционных проектов некоммерческого характера, связанных с выполнением функций правительства в социальной сфере, может предоставляться организациям в размере 100% общего объема финансирования такого проекта.
Внешние кредиты. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 122)
государственными кредитами, предоставляемыми РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, являются кредиты (займы), по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают долговые обязательства перед РФ как кредитором.
Долговые обязательства иностранных государств перед РФ как кредитором формируют долг иностранных государств перед РФ. Федеральным законом о федеральном бюджете утверждаются:
1) суммы погашения и выплаты процентов по долгам иностранных государств;
2) размер долга иностранных государств на конец финансового года;
3) предельный объем государственных кредитов, предоставляемых иностранным государствам;
4) программа предоставления государственных кредитов иностранным государствам, представляющая перечень кредитов на финансовый год с указанием их получателей, целей и размеров кредитования.
В настоящее время тяжелое финансовое положение не позволяет РФ выступать на мировом рынке в качестве активного кредитора. Однако в 70-х — первой половине 80-х годов СССР играл важную роль на мировой арене в качестве одного из ведущих государств-кредиторов. О размахе такой деятельности, в частности, говорит объем задолженности иностранных заемщиков, не погашенной до сих пор — 90 млрд. руб. (по курсу Госбанка СССР тех лет 1 доллар равнялся 0,67 рубля). Самыми крупными должниками нашей страны являются Куба (более 18 млрд. долл.), Сирия (13,5 млрд. долл.), Вьетнам, Монголия, Афганистан, Ирак, Индия, Йемен, Эфиопия, Алжир, Мозамбик.
Вступление России в члены Парижского клуба кредиторов означает новый этап 'построения ее взаимоотношений с должниками и по-разному расценивается отечественными экономистами. С одной стороны, это означает, что Россия прощает долги других стран, не погашенные за наши поставки так называемой спецтехники — вооружения. Она лишается самостоятельности в решении вопроса о возврате долгов, теряет в очередной раз и деньги, причем немалые. По экспертным оценкам, из 140 млрд. долл. нашей стране удастся вернуть в лучшем случае 2—2,5 млрд. долл. С другой стороны, любая страна, которая подписывает соглашение о реструктуризации задолженности с Парижским клубом, принимает обязательство обслуживать свою задолженность в отношении других официальных кредиторов на условиях, не более выгодных, чем предоставленные Парижским клубом, и это требование всегда жестко контролируется.
Управление государственным долгом в РФ.Высшим органом управления государственным долгом на уровне РФ является Федеральное Собрание, которое устанавливает максимальные размеры как привлечения средств для финансирования бюджетного дефицита, так и кредитования за счет средств бюджета. В соответствии с Конституционным законом «О правительстве» предельный объем выпуска тех или иных ценных бумаг устанавливается Правительством РФ.
Для оптимизации управления внутренними и внешними заимствованиями необходима разработка двух программ: программы государственных внешних заимствований и программы государственных внутренних заимствований. Эти программы представляют собой перечень заимствований на очередной финансовый год с указанием целей, источников, сроков возврата. Программы представляются Федеральному Собранию одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год и подлежат утверждению.
Единственным эмитентом государственных ценных бумаг от лица Федерации является Министерство финансов РФ, которое устанавливает конкретные сроки и объемы выпусков в пределах, определенных Правительством РФ.
В соответствии с Указом Президента РФ от 29 мая 1998 г. №609 «О дополнительных мерах по снижению финансовой задолженности федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов» в целях обеспечения стабильного и целевого расходования средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, снижения задолженности организаций, финансируемых за счет федерального бюджета, федеральным органам исполнительной власти запрещено привлечение заемных средств путем выпуска государственных ценных бумаг, получения кредитов и займов, кроме случаев, прямо не установленных правительством. Указ также запрещает привлечение заемных средств государственным внебюджетным фондам (кроме пенсионного) путем выпуска ценных бумаг, получения кредитов и займов.
В соответствии с Бюджетным кодексом ЦБ РФ осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно (ст. И 9). При эмиссии каждого выпуска облигаций все суммарные и единичные сертификаты подлежат передаче Минфином на хранение и учет в депозитарий. Функции депозитария выполняет ЦБ РФ или иная организация, уполномоченная им. ЦБ РФ осуществляет по поручению Минфина и за счет средств федерального бюджета выплаты владельцам облигаций при погашении выпуска.
Распоряжением Правительства РФ от 24 июня 1998 г. №857-р Внешэкономбанку переданы права ведения учета операций по обслуживанию и погашению государственных кредитов, предоставленных Правительством РФ правительствам государств — участников СНГ. Задолженность этих государств по ранее выданным им правительством кредитам также передана на баланс Внешэкономбанка.
Исключительно важной и ответственной функцией, осуществляемой правительством совместно с Минфином и ЦБ РФ, является регулирование рынка государственных ценных бумаг.
Меры, используемые для регулирования рынка ценных бумаг могут быть условно разделены на следующие группы:
1) «Пожарные» меры — поднятие ставки рефинансирования, ломбардных ставок, интервенции ЦБ на рынке ценных бумаг и валютном рынке. Эти меры, как показал августовский кризис 1998 г., оказываются действенными лишь короткий промежуток времени — два—три дня.
2) Иностранные заимствования. Для воздействия на рынок достаточно даже не самих заимствований, а только психологической уверенности, что кредиты будут предоставлены. Так, выпуск пятилетних евробондов, размещенный 3 июня 1998 г., был невелик (чуть больше 1 млрд. долл.), но на следующий торговый день доходность ГКО упала на 20 процентных пунктов. Однако привлечение этих средств также является «пожарной» мерой, лишь отодвигающей кризис и не устраняющий его основ.
3) Эффективное и долговременное противодействие дестабилизации национального рынка государственных ценных бумаг возможно только в том случае, если к монетарно-долговременным мерам добавятся меры, выходящие за рамки финансового рынка, а именно: упорядочение налоговой системы и сбора налогов, снижение бюджетного дефицита, а также рост экономики.
Займы территорий
В соответствии с Законом РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации автономных областей, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления», принятого 15 апрели 1993 г. №4807—1, исполнительным органам власти субъектов Федерации было разрешено получать ссуды из иных бюджетов, у коммерческих банков или выпускать займы на инвестиционные цели.
Указанный закон предусматривал, что максимальный размер соотношения общей суммы займов, кредитов, иных долговых обязательств соответствующего бюджета и объема его расходов устанавливается законами РФ. Такая мера вполне оправдана, поскольку опыт развитых стран Запада дает нам многочисленные примеры банкротства отдельных территорий, в том числе и таких крупных городов, как Нью-Йорк. Однако длительное время заемная деятельность территорий в пределах нашего государства законодательно не ограничивалась.
Первые ограничения заемной деятельности субъектов Федерации были установлены указами Президента РФ. Однако они касались только тех субъектов, которые размещали свои заимствования на внешних рынках.
Бюджетный кодекс РФ предусмотрел регулирование заемной деятельности территорий путем введения следующих ограничений.
1) Предельный объем государственного долга субъекта РФ ограничен (точно так же, как и муниципального долга) объемом доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы (ст. 107).
2) Предельный объем заемных средств, направляемых субъектом РФ в течение текущего финансового года на финансирование дефицита бюджета, не должен превышать 30% объема доходов субъекта РФ на текущий финансовый год без учета финансовой помощи из федерального бюджета и привлеченных в текущем финансовом году заемных средств (для муниципальных образований ограничение составляет 15% объема доходов местного бюджета) (cm.111).
3) Предельный объем расходов на обслуживание долга субъекта РФ не должен превышать 15% объема расходов его бюджета (аналогичные ограничения установлены и для муниципалитетов).
Если при исполнении бюджета субъекта РФ нарушаются второе или третье ограничения и субъект РФ не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств Бюджетный кодекс допускает применение следующих мер:
§ назначение ревизии бюджета субъекта РФ;
§ передачу исполнения бюджета субъекта РФ под контроль Министерства финансов РФ;
§ принятие других мер, предусмотренных законодательством (аналогичные меры предусмотрены и для муниципальных образований.
К государственным заимствованиям субъектов РФ относятся займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства субъекта РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в валюте обязательств.
Совокупность долговых обязательств субъекта РФ образует государственный долг субъекта РФ. Формы долговых обязательств субъекта РФ соответствуют формам долговых обязательств РФ.
Порядок выпуска и размещения ценных бумаг субъектами Федерации регулируется Федеральным законом «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 г. №136-ФЗ. Государственными ценными бумагами субъекта РФ признаются ценные бумаги, выпущенные от имени субъекта РФ.
Направление использования денежных средств, привлекаемых в результате размещения ценных бумаг, эмитированных субъектами Федерации, и порядок их расходования устанавливаются законами субъектов Федерации.
Эмитентом ценных бумаг субъекта РФ выступает орган исполнительной власти субъекта Федерации, к функциям которого в соответствии с законодательством субъекта РФ отнесено составление и/или исполнение бюджета субъекта Федерации.
Внутренние займы территорий.Все внутренние займы территорий по источникам получения средств можно разделить на две группы: займы у юридических и физических лиц и займы у федерального бюджета.
1. Заимствования у юридических и физических лиц в основном реализуются через выпуск субфедеральных ценных бумаг. По состоянию на конец 1997 г. из 89 субъектов Федерации эмиссию собственных ценных бумаг осуществили 60.
Не у всех субъектов, вступивших на путь региональных заимствований, все проходило гладко уже с самого начала. За исключением займов Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Нижегородской областей неудачи большинства местных властей заключались в том, что им не удавалось разместить выпуски целиком, что, во-первых, корректировало в нежелательную сторону ожидаемый объем бюджетных поступлений, а, во-вторых, не позволило местным администрациям реализовать программы, под которые и осуществлялись заимствования. Наконец, многие столкнулись с трудностью своевременного погашения долговых обязательств, что дестабилизировало финансовый рынок.
Среди причин неудач займов субъектов РФ можно выделить следующие:
1) отсутствие мониторинга по изучению емкости регионального рынка;
2) недостаточно профессиональное размещение;
3) давление со стороны более конкурентоспособных федеральных ценных бумаг;
4) региональная замкнутость при размещении займов и отсутствие выхода на сопредельные территории;
5) параллельное использование нескольких инструментов заимствования (облигаций и векселей), рассеивающих активность инвесторов.
Положение еще более осложнилось в 1997—1998 гг. Построенная по принципу рефинансирования краткосрочных заимствований система выпуска ценных бумаг большинства субъектов РФ не имела резервов для погашения облигаций из собственных источников. В результате в условиях последовательного повышения процентных ставок, продолжающегося на рынке с октября 1997 г., регионы вынуждены были продолжать заимствования по рыночным ставкам. В августе 1998 г. подавляющее большинство регионов приостановило аукционы по размещению облигаций.
2. Важным источником пополнения бюджетов субъектов РФ являются средства федерального бюджета, предоставляемые на возвратной и возмездной или безвозмездной основе.
В последнее время приобретает все большее распространение предоставление средств федеральным бюджетом на возвратной и платной основе бюджетам территорий. Такие кредиты предоставлялись, в частности, в виде товарного кредита на поставку горюче-смазочных материалов, во исполнение Указа Президента РФ от 8 июля 1997 г. №690 «О мерах по ликвидации задолженности по выплатам заработной платы работникам бюджетной сферы и денежного довольствия военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел РФ» и в соответствий с другими нормативными актами.
В свою очередь Бюджетный кодекс РФ предусмотрел предоставление бюджетных ссуд на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при -исполнении бюджета субъекта РФ в качестве одной из форм оказания финансовой помощи субъекту Федерации.
Предоставление бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета субъекта РФ, предполагает выделение (ст. 137 БК РФ) средств на финансирование кассовых разрывов, обусловленных сезонным характером затрат либо сезонным характером поступлений доходов. Средства могут предоставляться на срок до шести месяцев на возмездных и безвозмездных условиях.
В случае, если эти ссуды не погашены до конца финансового года, непогашенная задолженность покрывается за счет средств других форм финансовой помощи, оказываемой бюджету данного субъекта Федерации. Если такие формы помощи не предоставляются, оставшаяся задолженность погашается за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, зачисляемых в бюджет данного субъекта РФ.
В последние годы все более острой становится проблема непогашения ссуд, полученных из федерального бюджета субъектами РФ. В качестве опыта решения этой проблемы можно привести Постановление Правительства РФ от 26 мая 1997 г. №635, которым был утвержден «Порядок оформления и реализации задолженности субъектов РФ федеральному бюджету по товарному кредиту 1996 г.». В соответствии с этим постановлением задолженность субъектов РФ по не погашенной до 20 марта 1997 г. бюджетной ссуде, предоставленной в 1996 г. субъектам РФ в виде товарного кредита на поставку горюче-смазочных материалов и комбикормов, переоформляется с их согласия в ценные бумаги субъектов РФ для последующей реализации их по рыночной стоимости.
Субъектам РФ рекомендовалось предусмотреть следующие условия эмиссии:
§ номинал стоимости облигации установить в размере 10 млн. руб.;
§ облигации выпускать с купонным доходом в размере 10%;
§ срок обращения не более трех лет.
Минфин РФ после получения облигаций субъектов РФ в счет погашения задолженности по товарному кредиту 1996 г. (при погашении задолженности в расчет принимается номинальная стоимость облигации независимо от цены ее последующей продажи Минфином) осуществляет продажу облигаций на аукционе или в режиме текущих продаж, проводимых среди банков и профессиональных участников рынка ценных бумаг, с привлечением посредников по организации торгов, отобранных Минфином на условиях тендера.
Внешние займы территорий. Разрешение на выпуск внешних займов территориями было предоставлено Указом Президента РФ от 4 апреля 1997 г. №304 «О выпуске внешних облигационных займов органов исполнительной власти гг. Москвы, Санкт-Петербурга и Нижегородской области». В соответствии с этим Указом приказом Министерства финансов РФ от 8 апреля 1997 г. №32н утверждены стандарты эмиссии внешних облигационных займов органов исполнительной власти гг. Москвы, Санкт-Петербурга и Нижегородской области.
В соответствии с этими стандартами устанавливается порядок эмиссии и государственной регистрации внешних облигационных займов органов исполнительной власти гг. Москвы, Санкт-Петербурга и Нижегородской области (далее внешние займы субъектов РФ).
1. Государственной регистрации подлежат внешние займы субъектов РФ, удовлетворяющие одновременно следующим критериям:
§ общий объем всех видов заимствований каждого субъекта РФ в пределах бюджетного года не превышает 30% объема собственных доходов бюджета этого субъекта;
§ расходы на погашение и обслуживание всех видов долговых обязательств каждого из этих субъектов РФ не превышают 15% собственных доходов бюджета этого субъекта;
§ получение субъектом РФ кредитного рейтинга в соответствии с международными стандартами от не менее чем двух ведущих международных рейтинговых агентств.
2. Выпуск внешнего займа субъекта РФ осуществляется по решению законодательного (представительного) органа власти соответствующего субъекта РФ.
3. Эмитентом ценных бумаг от имени органа исполнительной власти субъекта РФ может выступать уполномоченный орган, отвечающий за составление и/или исполнение бюджета субъекта РФ.
4. Размещение внешних займов субъектов РФ до их государственной регистрации в Министерстве финансов РФ не допускается.
5. Доходы от выпуска ценных бумаг, в соответствии с действующим законодательством, зачисляются в доходы соответствующих бюджетов.
6. Процедура эмиссии внешних займов субъекта РФ включает следующие этапы:
§ решение органа законодательной (представительной) власти о предельном объеме эмиссии ценных бумаг;
§ утверждение органом исполнительной власти субъекта РФ условий выпуска внешнего займа;
§ •утверждение эмитентом решения о выпуске ценных бумаг;
§ получение необходимых разрешений ЦБ РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — ЦБ РФ и Государственного таможенного комитета РФ;
§ регистрация решения о выпуске ценных бумаг в Минфине РФ;
§ для документарной формы выпуска — изготовление сертификата ценных бумаг;
§ размещение ценных бумаг;
§ утверждение эмитентом и представление отчета об итогах выпуска ценных бумаг в Минфине РФ.
Дальнейшими Указами Президента РФ действие Указа №304 распространено на выпуск внешних облигационных займов органов исполнительной власти Республики Коми, Ленинградской, Орловской и Самарской областей, Московской и Свердловской областей, Красноярского края, Челябинской области, Татарстана.
В соответствии с Указом Президента РФ от 9 июня 1998 г. №696 «О порядке выпуска органами исполнительной власти субъектов РФ внешних облигационных займов» в целях обеспечения рационального использования финансовых средств, получаемых субъектами Федерации путем привлечения внешних источников финансирования дефицита бюджета субъектов РФ путем размещения займов на международных рынках допускаются субъекты:
§ соблюдающие требования к объему заимствований и объему расходов на погашение и обслуживание всех видов долговых обязательств, а также условия выполнения обязательств по погашению внешних заимствований, установленные Указом от 8 апреля 1997 г. №304;
§ предоставившие одновременно с проспектами эмиссий внешних облигационных займов сведения о доходах и расходах своих бюджетов, о размерах дефицита и источниках его финансирования за три последних года, предшествующие эмиссии;
§ обеспечивающие исполнение своих бюджетов в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством.
Министерство финансов РФ при подготовке и размещении таких займов должно исходить из приоритета заимствований Федерации, а орган исполнительной власти субъекта РФ обязан получить разрешение на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала.
Бюджетный кодекс РФ предусматривает наделение правом осуществлять государственные внешние заимствования только субъектов РФ, бюджеты которых не получают помощь на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности (ст. 103).
Вопросы для повторения
1 Как вы понимаете термин «государственный кредит»?
2 Объясните функции государственного кредита и их реализацию на практике.
3Назовите основную классическую форму государственного кредита.
4 Перечислите признаки, по которым осуществляется классификация займов.
5 Объясните, почему промышленно развитые страны стремятся к сокращению бюджетного дефицита и соответственно к уменьшению объема государственных заимствований?
6 Охарактеризуйте заемную деятельность РФ: а) на внутреннем рынке ценных бумаг; б) на внешнем рынке.
7Поясните термин «государственная гарантия».
8Сравните два термина — «бюджетные кредиты» и «бюджетные ссуды».
9 Охарактеризуйте меры, принимаемые Правительством РФ, для регулирования рынка государственных ценных бумаг.
10 Расскажите, как предусматривается регулирование заемной деятельности территорий в Бюджетном кодексе РФ.
ГЛАВА
Расходы бюджета
Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих задач и функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.
Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная — их величину.
Конкретные виды бюджетных расходов определяются рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления" бюджетных средств и т.д. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.