Потребность в сырье и материалах
.Потребность основного производства в материалах (сырье) на производственную программу
Потребность основного производства в материалах = Σ (нормы расхода данного вида материалов на единицу продукции * планируемый объем ее выпуска в данном периоде) формула1
Потребность в машинно-технических ресурсах В зависимости от норм расчета различают следующие методы расчета потребности в машинно-технических ресурсах: подетальный, поиздельный, по аналогии и по типовым представителям.
При поиздельном и подетальном методах применяются нормы расхода на производство единицы изделия, деталей.
Метод определения потребности по аналогиизаключается в том, что изделия, на которые в период расчета потребности нет норм расхода, приравниваются к аналогичным изделиям, на которые имеются нормы расхода материалов. При этом необходимо учитывать характерные особенности нового изделия, для чего в расчет вводятся поправочные коэффициенты:
Мi=Σ НР аналога*Впл*Кпопр формула2
где i— материал, необходимый для выполнения производственной программы; НР аналога — норма расхода материала на аналогичное изделие, Впл— программа выпуска изделия в плановом периоде; Кпопр— коэффициент, учитывающий особенности потребления материала для производства данного изделия по сравнению с аналогичным.
При большом разнообразии выпускаемой продукции, а также при отсутствии уточненной программы выпуска по каждой позиции производится расчет потребности в материалах на типовое изделие или деталь, норма расхода материала на производство которых явится средневзвешенной для планируемой группы изделий или деталей.
Расчет по фактическому расходу материалов.Если по отдельным видам номенклатуры продукции отсутствуют разработанные нормы расхода в планируемом периоде, потребность в материальных ресурсах рассчитывается исходя из данных о фактическом расхода материалов в предшествующем плановому периоде и удельном снижении его в планируемом году. Расчеты ведутся по формуле:
Мi = Мфакт • Iпп • I нормы, формула3
где Мi — потребность в данном материале на плановый период; Мфакт — фактический расход этого материала в предшествующем аналогичном периоде; Iпп— индекс увеличения или уменьшения производственной программы в плановом периоде по сравнению с предшествующим; I нормы — индекс среднего снижения норм расхода материала в плановом периоде.
Потребность в материальных ресурсах для проведения мероприятий по плану технического и организационного развития предприятия определяется на основе объемов работ по совершенствованию технологии, механизации и автоматизации производства, освоению и внедрению новой техники, объемов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и других планируемых работ и норм расхода материалов на эти цели.
Потребность в материальных ресурсах на ремонт основных фондов определяется исходя из объема основных фондов по состоянию на 1 января года, предшествующего планируемому, утвержденных норм расхода материалов на 1 млн р. стоимости основных фондов и поправочного коэффициента, определяющего потребность данного материала на ремонт вновь введенных орудий труда, производственных и непроизводственных зданий и сооружений.
Потребность в материальных ресурсах на изготовление технологической оснастки и инструмента определяется по следующей формуле:
М инстр=Н расх*К норм расх*ВП план*К тех оснащ формула6
М инстр — потребность в данном виде материала (в соответствующих натуральных единицах) на изготовление оснастки и инструмента в планируемом году; Н расх — норма расхода того же вида материала (в соответствующих единицах) на изготовление оснастки и инструмента в базисном году в расчете на 1 тыс. р. валовой продукции; К норм расх — коэффициент изменения норм расхода материалов на изготовление оснастки и инструмента; этот коэффициент определяется с учетом снижения норм расхода оснастки и инструмента и возможности увеличения централизованных его поставок; ВП план — проектируемый объем валовой продукции в планируемом году, тыс. р.; К тех оснащ— коэффициент повышения технологической оснащенности в планируемом году по сравнению с базисным годом.
11. План по труду и персоналу: содержание, разделы, значение.
План по труду - это емкий и структурированный по разделам директивный документ, разрабатываемый не менее чем на один год и формирующий условия целенаправленного подбора кадров, их включения в производственный и торговый процесс, организацию трудовых отношений на взаимовыгодных условиях.
Основными задачами плана по труду являются:
- выявление потребности в работниках, в том числе по профессиям, специальностям, квалификации, обеспечивающим достижение поставленной цели развития предприятия, используя проектируемую организационную структуру управления, отвечающую поставленным задачам по развитию предприятия;
- выбор эффективных систем мотивации труда, формирующих условия выполнения количественных и качественных показателей плана хозяйственно-финансовой деятельности предприятия;
- обеспечение оптимального соотношения результатов труда и расходов на оплату труда.
Этот комплекс задач, решаемых в плане по труду, очень важен особенно для наукоемких компаний и предприятий сферы услуг, так как именно в этой сфере "кадры решают все": качество предоставляемых услуг, объем реализуемой продукции и услуг, эффективность использования ресурсов. Поэтому при разработке этого плана необходима тщательная оценка кадрового потенциала (как первого этапа планирования), его соответствие решаемым задачам, необходимость и возможность качественного и количественного его изменения (с учетом Трудового кодекса, коллективного договора и других регламентирующих трудовые отношения документов).
Решаемые задачи предопределили и комплекс плановых показателей по труду, а также разделы этого плана.
К показателям плана по труду относятся:
1) объем выработки на одного работника, исходя из нормо-часов, интенсивности загрузки, трудоемкости производства и реализации продукции;
2) количество работников и их квалификационный состав с учетом организационной структуры предприятия, функционального назначения, производительности труда; сменности работы персонала; недельной нормы времени в соответствии с ТК и коллективным договором;
3) коэффициент полезного использования рабочего времени;
Эти показатели обосновываются во взаимоувязке в следующих разделах плана по труду:
- численность и профессиональный состав работников, их квалификация;
- развитие персонала, включая переподготовку кадров и повышение их квалификации с расчетом затрат на эти мероприятия;
- социальное развитие (поощрение) коллектива, по социально-культурным мероприятиям, формирующим корпоративную культуру предприятия.
Эти разделы (планы) обосновываются последовательно с расчетами и корректировками в соответствии с поставленной целью по формированию адекватных решаемым задачам трудовых ресурсов и их эффективному использованию. При обосновании планов учитываются следующие регламентирующие использование трудовых ресурсов документы:
Труд.Кодекс, нормы которого обеспечивают минимальные гарантии в сфере трудовых отношений независимо от вида деятельности и формы собственности предприятия (временные границы рабочего времени, условия труда, обязательность отпуска и другие параметры);
12. Планирование оплаты труда (состав ФОТ и СОТ).
Средства, направляемые на оплату труда, образуют фонд заработной платы фирмы, в который входят фонд оплаты труда (ФОТ) и средства, выплачиваемые из прибыли. Фонд оплаты труда входит в себестоимость продукции (работ, услуг). Величина средств, направляемых на оплату труда из прибыли, зависит от эффективности хозяйственной деятельности.
Для определения планового фонда оплаты труда (фонда заработной платы) применяются следующие методы:
• по достигнутому уровню базового фонда оплаты труда;
• на основе средней заработной платы;
• нормативный;
• поэлементный (прямого счета).
• На основе прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, создается фонд потребления, который используется на коллективные нужды, например финансирование объемов здравоохранения, культуры, а также на индивидуальное потребление (вознаграждение по итогам работы за год, материальная помощь, оплата путевок в санатории и дома отдыха и т. п.).
• Размеры фонда потребления и направления его использования устанавливаются в финансовом плане фирмы. На заработную плату направляется часть фонда потребления. Каждая фирма к выбору направлений использования фонда потребления подходит индивидуально исходя из целей и задач, стоящих перед ней.
• Небольшие фирмы, работающие в отраслях легкой, пищевой, местной промышленности, строительстве, имеющие незначительную массу прибыли, а соответственно небольшой фонд потребления, направляют его на добавки к заработной плате, поскольку уровень заработной платы в этих отраслях ниже, чем в машиностроении и металлообработке.
• Крупные предприятия, имеющие большой хозяйственный оборот и развитую социальную инфраструктуру, значительную часть фонда потребления направляют на оплату услуг, которые оказывают работникам фирмы предприятия и организации инфраструктуры.
• Оптимальным считается следующее соотношение специальных фондов, создаваемых из чистой прибыли: фонд накопления и резервный фонд 60 %. фонд потребления — 40 % прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Учитывая, что из средств фонда потребления создается дивидендный фонд, который начисляется не всем работникам предприятия, а только акционерам и по своей сути не является заработной платой, а также то, что часть фонда потребления идет на образование паев членов трудового коллектива, на оплату труда расходуется в среднем около 8-80 % чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
• С целью упрощения расчетов плановый фонд заработной платы по кварталам (месяцам) можно распределить пропорционально количеству рабочих дней или планируемого фонда рабочего времени в часах.
• При планировании фонда заработной платы необходимо рассчитать среднюю заработную плату по различным категориям работающих. Расчет ведется на основе планового часового, дневного и месячного (годового) Фондов заработной платы.
• Среднечасовая заработная плата рабочих (ЗПсчр) определяется по формуле:
• ФОТ часовой/плановый фонд времени рабочих, чел-часы
• Среднедневная заработная плата рабочих (ЗПсдр) определяется по формуле:
• ФОТ дневной/плановый фонд времени рабочих, чел-дни
• Среднемесячная(среднегодовая) заработная плата рабочих (ЗПсм) определяется по формуле:
• ФОТ мес(год)/план. Среднеспис. Кол-во рабочих, чел.
• Заканчивается планирование оплаты труда проверочным расчетом на соотношение темпов роста заработной платы и производительности труда, которое рассчитывается по формуле:Кс =iзп/iпр-сти,где iпр-сти— индекс роста производительности труда; iЗП — индекс роста заработной платы в плановом периоде по отношению к базисному.
• Это соотношение должно быть меньше единицы и достигается максимальным использованием всех резервов роста производительности труда. В процессе планирования оплаты труда необходимо контролировать это соотношение. В практике планирования приняты следующие рекомендации. Рост заработной платы на один процент прироста производительности труда по группе технических мероприятий должен находиться в пределах 0,1-0,4%, а по группе организационно-экономических факторов — 0,6-0,9 %. При этом должен повышаться общий уровень заработной платы. Сравнение планового коэффициента с фактическим позволяет судить о степени соблюдения планируемого соотношения темпов роста производительности труда и темпов роста заработной платы в данном периоде.
13. Планирование затрат на производство продукции.
Предприятие в процессе производственно-хозяйственной деятельности затрачивает различные ресурсы: единовременные и текущие.
Единовременные затраты осуществляются в форме инвестиций на различные мероприятия, связанные с расширением и обновлением производства. Они делятся на предпроизводственные затраты и капитальные вложения.
Текущие затраты связаны с производством и реализацией продукции (работ, услуг) . Составной частью текущих затрат является себестоимость продукции.
Целью планирования затрат (себестоимости) является оптимизация текущих затрат предприятия, обеспечивающая необходимые темпы роста прибыли (рентабельности).
Задачи:
1) анализ производственной деятельности с выявлением возможных резервов (экономии)
2) разработка мер по ликвидации нерациональных затрат
3) формирование калькуляции себестоимости отдельных видов продукции
4) определена рентабельность видов продукции и пр-ва
5) базовые расчеты для оптовой и розничной цены
В процессе планирования выполняются следующие расчеты:
• определяется состав затрат, включаемых в себестоимость продукции;
• формируются плановые калькуляции себестоимости отдельных видов продукции;
• составляются плановые сметы затрат на производство и реализацию продукции;
• рассчитывается плановая себестоимость товарной и реализуемой продукции.
При планировании себестоимости используются следующие методы:
Ø ПОФАКТОРНЫЙ- влияние технико –экономических факторов на себестоимость
Ø СМЕТНЫЙ- составляется смета затрат по каждой статье себестоимости либо на dtm объем товарной(валовой и реализуемой продукции)-за рубежом метод называют бюджетированием
Ø МЕТОД КАЛЬКУЛЯЦИЙ
Ø НОРМАТИВНЫЙ- используются нормы и нормативы- при составлении плановых калькуляций и смет затрат
План затрат состоит из следующих разделов:
1)расчет снижения себестоимости продукции (факторный анализ)
2)калькулирование себестоимости видов продукции (работ, услуг)
3)смета затрат на производство- плановая смета затрат на производство продукции составляется с целью определения общей суммы всех плановых затрат предприятия (по экономическим элементам) .Смета затрат на производство и калькуляция себестоимости товарной продукции различаются между собой широтой охватываемых расходов, а также видами их классификации: по экономическим элементам и по калькуляционным статьям.
Плановая смета затрат составляется по следующей структуре:
• материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);
• расходы на оплату труда;
• амортизация основных фондов;
• отчисления на социальные нужды;
• прочие затраты.
Плановая смета затрат на производство помимо определения общей суммы расходов предприятия преследует следующие цели:
Наиболее важной целью является определение плановой производственной себестоимости продукции. Для валовой продукции по этой смете из общей суммы плановых затрат исключаются затраты на работы (услуги), не включаемые в состав валовой продукции. Учитывается изменение остатков расходов будущих периодов: при увеличении остатка этих расходов сумма прироста вычитается из общей суммы затрат на производство, а при уменьшении — прибавляется. Учитывается изменение остатков предстоящих расходов: их прирост прибавляет итогу затрат на производство, уменьшение — вычитается.
Для товарнойпродукции сумма затрат на выпуск валовой продукции уменьшается (увеличивается)на величину себестоимости прироста (уменьшения) остатков незавершенного производства. Для исчисления полной себестоимости товарной продукции к ее производственной себестоимости прибавляются внепроизводственные расходы
Себестоимость реализуемой продукции рассчитывается путем прибавления (вычитания) к себестоимости товарной продукции изменения расходов в остатках нереализованной продукции.
14. Плановая калькуляция единицы продукции (статьи затрат).
Плановая калькуляция себестоимости отдельных видов продукции - расчет затрат по калькуляционным статьям расходов на производство единицы соответствующего вида продукции или услуг в планируемом периоде.
В годовом плане калькуляции составляются на все виды готовой продукции, предусмотренные к выпуску.
В планировании могут применяться следующие объекты калькулирования: отдельные узлы и детали, на заказ, сорт, марка, фаза и др.
Выделяют следующие виды калькуляций себестоимости: фактическая и плановая; сметная- рассчитываются на новые виды продукции ( по проектным нормам расхода материальных и трудовых ресурсов), прямая и обратная, по полным и сокращенным затратам (по статьям переменных издержек). Если за рубежом получило большое распространение расчет соебестоимости на основе сокращенных затрат, то в РБ обязательным является калькулирование себестоимости по полным затратам.
При прямом методе расчета себестоимости продукции издержки включаются в себестоимость по статьям, объединяющим однородные по составу элементы расходов, так и комплексные статьи. В соответствии с законодательством экономическим обоснованием отпускной цены служит плановая калькуляция затрат. Основными статьями затрат, включаемыми в калькуляцию являются: затраты на материалы, топливо, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты за вычетом величины возвратных расходов и сопутствующей продукции; транспортные расходы, расходы по основной заработной плате рабочих; дополнительная заработная плата, включающая дополнительные выплаты компенсационного характера; отчисления в фонд соц. Защиты и Белгосстрах; топливо на производственные нужды; общепроизводственные расходы; общехозяйственные расходы; коммерческие или непроизводственные расходы. Затраты, включаемые в себестоимость продукции (товаров, работ, услуг), рассчитываются по нормам, утверждаемым руководителем предприятия, и нормативам, определяемым в установленном порядке.
При этом транспортные расходы, связанные с поставкой сырья и материалов на предприятие включаются в себестоимость по статье транспортно-заготовительные расходы и определяются, как правило, в процентах от материальных затрат, транспортные расходы по доставке товаров до станции назначения включаются в составе коммерческих расходов (комплексной статьи), а по доставке товаров до станции назначения, в случае если цена сформирована на соответствующих условиях – отдельным элементом цены.
Заработная плата включает сумму выплат по основным окладам и расценкам за выполняемую на условиях повременной или сдельной оплаты труда работу основных производственных рабочих , включая расходы на выплату премий, в размере не более 30% от суммы основных окладов.
Дополнительная заработная плата включает расходы на дополнительные отпуска, надбавки, социальные выплаты, учитываемые в составе себестоимости продукции
Налоги и отчисления, уплачиваемые от фонда заработной платы включают: отчисления в фонд социальной защиты населения по ставке 34% от фонда заработной платы основных рабочих.
Накладные расходы (общепроизводственные и общехозяйственные) могут включаться единой комплексной статьей на малых и средних предприятиях, или в разрезе общецеховых, общепроизводственных и общехозяйственных на крупных предприятиях. Их величина определяется путем определения коэффициента накладных расходов либо по отношению к заработной плате основных работников, или по отношению к материальным расходам за предшествующий период (квартал).
Сумма перечисленных выше расходов представляет собой производственную себестоимость. Полная себестоимость производства единицы продукции определяется как сумма производственной себестоимости и непроизводственных расходов, включаемых в себестоимость. Непроизводственные расходы в свою очередь определяются в % к полной себестоимости за предшествующий период.
Структура плановой калькуляции зависит от отраслевых особенностей. Полная себестоимость продукции может, например, включать следущие калькуляционные статьи расходов:
1) сырье и материалы;
2) возвратные отходы (вычитаются);
3) топливо для технологических целей;
4) энергия для технологических целей;
5) основная заработная плата производственных рабочих;
6) дополнительная заработная плата производственных рабочих;
7) отчисления на социальные нужды;
8) расходы на подготовку и освоение производства;
9) расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;
10)общепроизводственные расходы;
11)общехозяйственные расходы;
12)потери от брака (в пределах норм);
13)прочие производственные расходы;
14)внепроизводственные расходы.
Кроме того, в зависимости от отраслевых особенностей производства в установленном порядке могут предусматриваться дополнительные статьи, например покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги кооперированных предприятий, транспортно-заготовительные расходы и др.
В данной структуре статьи расходов 1 — 10 образуют цеховую себестоимость изделия. Прибавив к ним статьи 11, 12 и 13, получим производственную себестоимость, а прибавив к последней статью 14 — полную себестоимость.
Для сопоставления плановых калькуляций себестоимости единицы изделия необходимо предварительно подготовить спецификацию на сырье, материалы, покупные полуфабрикаты.
15. Бизнес-план предприятия (разделы, назначение, роль в системе планирования).
При переходе к рыночным отношениям особая значимость стала придаваться бизнес-планам. Мировая практика свидетельствует, что бизнес-план разрабатывается для выработки стратегии предприятия, оценки его финансового положения, определения потребности в инвестициях, привлечения финансовых средств и потенциальных партнеров. Он нужен всем: банкирам, инвесторам проекта, руководителю и сотрудникам предприятия,чтобы знать перспективы и проверить идеи на реальность. Зарубежные бизнесмены давно осознали, что без бизнес-плана нельзя начинать сколько-нибудь стоящее коммерческое мероприятие. Банкирам, потенциальным инвесторам и партнерам бизнес-план нужен для оценки финансовой и экономической эффективности намечаемых предприятием мероприятий, реальности получения желаемой прибыли и возврата кредиторам вложенных в этот проект средств. Руководству предприятия бизнес-план помогаетразобраться в перспективе своего бизнеса, предвидеть возможность изменения и проблемы в будущем, контролировать текущие операции.
Бизнес-план — документ, в котором анализируются возможности для начала или расширения бизнеса в какой-либо конкретной ситуации и дает четкое представление о том, каким образом менеджмент данной компании намерен использовать эти возможности. На микроуровне — уровне предприятия, организации (фирмы) объектами прогнозирования и планирования являются:
§ спрос,
§ производство продукции (выполнение услуг),
§ потребность в материальных и трудовых ресурсах,
§ расходы производства и реализации продукции,
§ цены,
§ доходы предприятия,
§ его техническое развитие.
Результаты прогнозов являются основой для принятия управленческих решений .Субъекты прогнозирования и планирования — планово-финансовые органы предприятия, маркетинговые и технические отделы.
Планы-прогнозы разрабатываются как в целом по предприятию, так и по его структурным подразделениям: цехам, участкам, службам.
Толчком к созданию нового предприятия или расширению (реконструкции) существующего могут послужить: новый продукт, услуга, технология; внедрение мероприятий, позволяющих сделать услугу лучше, цену ниже, продукт надежнее или улучшить какие-либо другие потребительские свойства; незаполненная рыночная ниша, район, где отсутствует какой-либо вид обслуживания или не полностью удовлетворен спрос; освоение других видов деятельности.
В любом из перечисленных случаев необходимо составление бизнес-плана, который призван дать целостную системную оценку перспектив инвестиционного проекта.
Составлению бизнес-плана должен предшествовать анализ финансовой деятельности предприятия, рынка и технико-экономического исследования различных альтернатив развития предприятия па основе общепринятых международных стандартов.
На основе проведенного анализа и исследований формируется стратегия производства и сбыта продукции. Для принятия решения необходимо иметь достоверную и достаточную информацию. В связи с этим повышается роль прогнозов, требуются расширение системы и совершенствование методов прогнозирования, применяемых в практике, с целью повышения точности прогнозных расчетов и реальности проекта.
Прогнозирование будущего развития предприятия — самый значительный и сложный этап подготовки бизнес-плана, поскольку на основе результатов прогнозных расчетов будущего изменения рынка, издержек, цен, прибыли определяются рамки проекта и требуемые ресурсы.
При прогнозировании показателей бизнес-плана целесообразно использовать систему методов: экспертные оценки, методы экстраполяции, факторные модели, методы оптимизации, нормативный метод.
Особая значимость должна придаваться прогнозированию спроса па продукцию (услуги), издержек производства и цеп. Необходимо проводить исследования внутреннего и мирового рынков, осуществлять анализ эластичности спроса.
Для разработки бизнес-планов рекомендуется применять пакеты программ. В мировой практике наибольшее распространение получила методология по технико-экономическим исследованиям и обоснованию инвестиционных проектов, разработанная специалистами организации но промышленному развитию при ООН. Широко применяются программные продукты COMFAR, PROJEKT EXPERT и др. Эти программы позволяют выполнить полный расчет эффективности проекта.
16. Структура бизнес-плана предприятия и его содержание.
Резюме. В нем четко и лаконично излагается суть проекта. Раскрывается аспект деятельности предприятия (выпуск продукции, выполнение услуг). Показывается, чем будущая продукция будет отличаться от продукции конкурентов и почему покупатели захотят приобрести именно ее. В конце резюме должны быть приведены основные финансовые результаты проекта: сведения о прогнозных объемах продаж, прибыль, уровень рентабельности, затраты и источники финансирования проекта, срок окупаемости затрат и возвращения банковского кредита, предполагаемая форма гарантии по кредиту (залог, государственные гарантии с указанием имеющихся решений, гарантии местных органов, банков и другие). В резюме следует подчеркнуть инвестиционную привлекательность, надежность, своевременность и техническую новизну проекта. Резюме готовится после завершения работы над основными разделами бизнес-плана.
В разделе "Описание предприятия" указываются отраслевая принадлежность, цель бизнес-плана (дерево целей), вид и номенклатура продукции, мощность предприятия и место его размещения, ориентация проекта, график его осуществления, основные мероприятия по разработке проекта.
Раздел "Продукция и услуги" содержит информацию о продукции (ее особенности, какие потребности она будет удовлетворять), новизне решения технических, технологических, потребительских и других проблем. В нем дается сравнительный анализ продукции конкурентов. Показывается, какие преимущества получает производитель ипотребитель предлагаемой продукции. Отражаются основные показатели качества продукции и организация ее сервисного обслуживания, защита ее особенностей или технологий ее изготовления патентами или авторскими свидетельствами, цена продукции и затраты на производство, примерная величина прибыли, которую будет приносить каждая единица товара.
В разделе "План маркетинга" должен быть представлен анализ рынка — ключевого звена для определения масштабов инвестиционной и производственной программы, производственной мощности, требуемой технологии и выбора места осуществления проекта. Отражаются степень изучения рынка и принципиальные схемы сбыта продукции. Различают два вида информации о рынке: общая рыночная информация и конкретная информация об определенном сегменте рынка (группа потребителей продукта). Анализ рынка осуществляется по этапам. На первом этане определяется целевой рынок для проекта, дается описание и анализ структуры этого рынка. На втором этапе анализируются потребители и сегментация рынка (кто, сколько и когда покупает, каковы мотивы покупки, количество и частота покупки, где совершают покупку и т.д.). Следует выделить вариант наиболее эффективного производства продукции и ее реализации, отразить принципиальные подходы к реализации стратегии сбыта.
Для обоснования выбранной стратегии необходимо дать оценку внешней среды предприятия: рынка труда, инфляции, технологии, продукции, конкуренции, общей оценки рынка, насыщенности рынка товарами-конкурентами, покупательной способности, ценовых ограничений, спроса и его формирования (масштаб и структура совокупного спроса и но отдельным сегментам), возможностей изменения потребительских свойств товара, культурных национальных особенностей, налогового законодательства и др.
Необходимо собрать информацию о своих возможных конкурентах, их товаре, уровне качества и основных характеристиках продукции, уровне цен продукции конкурентов, их политике цен, объеме и условиях продаж, доходах, внедрении новых моделей, технологическом сервисе, а также определить крупнейшего производителя аналогичной продукции.
Особая значимость должна придаваться стратегии маркетинга. Необходимо решить такие проблемы: как будет реализовываться продукция — через собственные фирменные магазины или через оптовые торговые организации; как будут определяться цепы па продукцию и какой предполагается уровень рентабельности; реклама и средства на нее; как предусматривается добиваться постоянного роста объема продаж — за счет расширения района сбыта или за счет поиска форм привлечения покупателей (стимулирование продаж); как будет организована служба сервиса и сколько на это потребуется средств.
На основе маркетинговых исследований осуществляются прогнозы спроса на продукцию, цен, издержек, прибыли, ресурсов. Проводятся многовариантные расчеты по производству продукции для принятия оптимального решения.
В разделе "Научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы" на основе анализа и учета всех внешних и внутренних факторов описываются оптимальные рамки проекта, обосновывается его выбор, приводится перечень компонентов проекта (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ), определяются соответствующие технологии, технологические процессы, которые предлагается использовать, виды и качество требуемого оборудования и машин, источники и пути приобретения (лизинг, закупки, собственное производство). Оборудование классифицируется на производственное, вспомогательное, подсобное, запчасти и инструмент.
Раздел "Производственный план" должен показать, что экономический потенциал предприятия способен обеспечить производственнуюпрограмму. Необходимо объективно оцепить уровень экономического потенциала и возможности его качественного изменения в процессе выполнения проекта. В нем дается оценка уровня технологического потенциала предприятия, выделяемые группы технологического оборудования, которые будут задействованы в производственном цикле. Особое внимание следует обратить на вопросы материально-технического обеспечения проекта. Целесообразно представить альтернативные варианты поставки материальных ресурсов, оборудования. В этом разделе дается также характеристика трудового потенциала. Представляются данные по кадровому обеспечению предприятия, включая вопросы набора, обучения и переподготовки кадров. Обращается внимание на уровень управленческих кадров, консультантов. Важное значение имеют также вопросы правовой защиты производства, сертификации, патентоведения, лицензирования, защиты торговой марки и др.
В разделе ''Организационный план управления предприятием" приводится организационная схема предприятия, квалификационные требования (какие специалисты, какого профиля, с каким образованием, опытом и заработной платой понадобятся для успешного ведения дел), обосновывается необходимость привлечения специалистов (на постоянную работу или в качестве совместителя), т.е. в нем кратко освещается проблема производственного менеджмента. Следует обратить внимание на гибкость системы управления в случае изменения рыночных условий, объема производства или сбыта продукции. В нем целесообразно представить принципиальную схему принятия решений по управлению. Система управления должна быть оптимальной как по затратам, так и по эффективности.
Раздел "Реализация проекта" отражает стадии осуществления проекта от принятия инвестиционного решения до начала производства, выполнения услуг, включая такие этапы как заключение коп-трактов, разработку документации проекта, строительство объектов и пуск производства. Определяются финансовые последствия стадии реализации проекта с целью обеспечения его достаточными средствами как до начала производства, так и после него. Осуществляется выбор вариантов финансирования (собственные средства, акционерный капитал, кредит). Обязательным условием является участие собственного капитала предприятия в осуществлении проекта. Для оценки операций по инвестированию необходимо подготовить оптимальную программу и график реализации проекта, показать, когда можно ожидать полного возврата вложенных средств и получения дохода на них.
"Финансовый план" является одним из важнейших разделов бизнес-плана. В нем отражаются как инвестиционные, так ипроизводственные расходы (полные и на единицу продукции). Состоит он из ряда подразделов: план по прибыли; движение денежных потоков; анализ безубыточности, рентабельности, финансовый анализ отдельных видов продукции, чувствительности проекта к различным изменениям (влияние изменения цен на реализуемую продукцию, переменных и постоянных издержек и инвестиционных затрат на финансовую жизнедеятельность проекта); риск и намечаемые меры по его снижению (необходимо указать факторы риска и вероятность их возникновения). При этом следует указать, в какой степени проект подвержен воздействию непредсказуемых факторов, насколько данный проект можно рассматривать в качестве падежного капитала. На основе таблиц прогнозируемого движения наличности, сведений о предполагаемых прибылях и убытках и общих балансов па весь период эксплуатации проекта необходимо рассчитать: срок окупаемости; чистый дисконтированный доход; внутреннюю норму доходности.
Финансовая оценка проекта осуществляется на основе таких критериев, как чистый дисконтированный доход,внутренняя норма прибыли, период погашения задолженности.
В перечень документов, представляемых заемщиком для рассмотрения просьб о финансировании проекта за счет средств иностранных кредитов, входят следующие документы: технико-экономическое и финансовое обоснование проекта; финансовый прогноз деятельности заемщика на весь период реализации кредита, в котором должны быть указаны оценочные данные по росту объема реализации продукции, услуг, цены, прибыль, другие финансовые показатели и их обоснование, которые показывали бы, что заемщик действительно может реализовать проект и погасить свою задолженность в установленный срок. Такие же документы понадобятся для привлечения партнеров по совместным предприятиям, чтобы обеспечить поступление акционерного капитала.
Отражаются предполагаемый объем продаж, себестоимость продукции, возможные варианты приобретения сырья и реализации продукции.
Необходимо учитывать инфляционные процессы. Инфляция оказывает влияние на инвестиции, оборотный капитал, производственные издержки, объем продаж. Воздействие инфляции на эти элементы различное, так как объем продаж, уровень заработной платы, цен : на оборудование, услуги будут возрастать различными темпами. Особенно сильное воздействие инфляции проявляется в тех случаях, когда проект осуществляется несколько лет. Поэтому как инвестиционные, так и производственные издержки следует корректировать на фактор инфляции.
В разделе "Юридические аспекты" указывается форма ведения дел, т.е. речь идет о форме и правовом статусе организации: частное владение, кооператив, государственное предприятие, совместное предприятие, акционерное общество и др.
Вопросы к государственному экзамену
по дисциплине «Планирование на предприятии»
для студентов 4 курса дневного отделения и студентов 5 курса заочного отделения на базе среднего специального образования, 5 курса на базе среднего образования
специальности «Экономика и управление на предприятии»
Учебный год
1. Стратегическое планирование: сущность, функции, преимущества и недостатки.
2. Типы стратегий предприятия.
3. Показатели и методы оценки риска в планировании.
4. Методы снижения риска при обосновании плановых решений.
5. Содержание и структура тактического планирования.
6. Планирование продаж: сущность плана, технология обоснования плановых решений по объему продаж, оценка конкурентоспособности продукции.
7. Методика планирования производственной программы предприятия.
8. Планирование потребности в материально-технических ресурсах предприятия.
9. План по труду и персоналу: содержание, разделы, значение.
10. Планирование оплаты труда (состав ФОТ и СОТ).
11. Планирование затрат на производство продукции («шахматка»).
12. Плановая калькуляция единицы продукции (статьи затрат).
13. Бизнес-план предприятия (разделы, назначение, роль в системе планирования).
14. Структура бизнес-плана предприятия и его содержание.
15. Бизнес-план предприятия (порядок разработки, назначение, участники).
Утверждены на заседании кафедры экономики
19.09.2013 протокол № 2
Зав.кафедрой экономики В.Л.Гурский