Жека,(1) взгляни в окно – видишь,(2) башенные краны торчат? Они везде торчат,(3) а это вчерашний день строительства,(4) потому что они неповоротливы и неудобны.

13. Среди предложений 5–11 найдите сложноподчинённое предложение с однороднымподчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 46–52 найдите сложноепредложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

15.1.

15.2.

15.3.

Вариант 172

(1) Многие исследователи справедливо отмечают, что судьба Пушкина во многом была определена Пущиным: стоило ему на каком-либо этапе вовлечь поэта в тайное общество, открыть ему цели и намерения заговорщиков, как Пушкин загорелся бы всей душой и круто изменил бы свою жизнь. (2) Пущин не сделал этого в 1817 – 1819 гг. (3) Последний такой шанс представился в Михайловском 11 января 1825 года. (4) Но Пущин скорее всего снова поберёг друга.

(5) Свидание в Михайловском – это вообще один из самых драматичных моментов в жизни товарищей по Лицею. (6) А.И. Тургенев и В.Л. Пушкин предостерегали Пущина от поездки к ссыльному, которая могла бы вызвать неудовольствие властей. (7) Но Пущин непременно хотел повидать Пушкина. (8) Теперь невольно напрашивается мысль, что он провидел будущее и приезжал проститься. (9) Трудно даже представить себе, как успели они за одни неполные сутки о многом переговорить, столько прочитать, столько передумать вместе. (10) Можно понять положение исследователей, которые во что бы то ни стало пытаются выяснить: что же именно было сказано в тот день? (11) Но, сопоставив различные обстоятельства и свидетельства, о многом догадываясь, всё же останавливаются перед неоткрытой тайной. (12) Во всех подробностях об этой беседе знали только двое её участников. (13) Пушкин подробно о ней не рассказывал. (14) Пущин в «Записках» 1858 года тоже далеко не всё мог и не всё хотел сказать.

(15) В тот день, 11 января, читали они и обсуждали «Горе от ума», привезённое Пущиным; Пушкин продиктовал Пущину отрывок «Цыган»; обсуждали «Думы» Рылеева… (16) Не забыт был и Лицей. (17) Пушкин, от всех оторванный, потребовал рассказа о товарищах. (18) И всё же главная тема была та, что раскрывалась не впрямую, а намёками, – о тайном обществе, о будущем России. (19) Пущин привёз Пушкину письмо Рылеева и многое передал от него на словах. (20) Как бы остроумны и талантливы ни были «реконструкции» этой встречи, предпринимаемые пушкинистами, Пушкин и Пущин слишком близкие друзья и слишком самобытные люди, чтобы мы теперь могли догадаться обо всём. (21) Тайна останется.

(В.В. Кунин)

2. Какая мысль отражена в содержании прочитанного текста?

1) Пущин посетил опального поэта в ссылке для того, чтобы рассказать ему о тайном обществе декабристов.

2) Во всех подробностях о беседе лицейских друзей в Михайловском знали только они сами.

3) Целью приезда Пущина в Михайловское было вовлечение Пушкина в антигосударственный заговор.

4) Поездка Пущина в Михайловское вызвала недовольство властей.

Какая мысль отражена в содержании прочитанного текста?

1) Учёным-пушкинистам удалось полностью «реконструировать» последнюю встречу лицейских друзей.

2) Пущин посетил опального поэта в ссылке для того, чтобы рассказать ему о лицейских друзьях.

3) Целью приезда Пущина в Михайловское было вовлечение Пушкина в антигосударственный заговор.

4) Во всех подробностях о беседе лицейских друзей в Михайловском знали только одни они.

3.

4.

5.

6. Какие имена прилагательные являются синонимами слова самобытный в прочитанном тексте (предложение №20)?

1) самостоятельный, оригинальный

2) эгоистичный, самолюбивый

3) высокомерный, надменный

4) проницательный, прозорливый

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.1.

15.2.

15.3.

Вариант 173

(1) Давно мне хочется написать о школе. (2) Книг об этом, и хороших, написано немало, но мне интересно было бы исследовать одну линию в этой огромной теме: что остаётся от учителя, от класса в характере человека. (3) Кроме знаний. (4) В сущности, у каждого взрослого есть свои впечатления, свои воспоминания о школе. (5) Плохие или хорошие. (6) Одни учителя помнятся, другие нет, одни классные товарищи врезались в память, другие забылись. (7) И не всегда это можно объяснить степенью дружбы. (8) Нет, тут действуют иные, глубоко скрытые, очевидно, сложные причины. (9) То же самое происходит с нашими впечатлениями и воспоминаниями об учителях.

(10) Когда учитель ставит отметку ученику, то ведь и ученик одновременно как бы ставит отметку учителю. (11) За справедливость, за объективность. (12) И вместе с отвечающим учеником отметку эту ставит и весь класс. (13) Взаимность эта хорошо известна опытным учителям. (14) Наша любовь к учителям складывалась из таких отметок. (15) Разумеется, не только из них. (16) Любовь рождалась по-разному. (17) Талантливых учителей не так уж много. (18) Талант всегда редкость.

(19) Кроме таланта, есть и другое – есть ещё любимые учителя. (20) Наверное, любимых учителей больше, чем талантливых. (21) Наверное, можно заслужить любовь и не имея отпущенных природой педагогических способностей. (22) Талантливым стать нельзя, а вот любимым стать можно.

(23) Как и все, я вспоминаю бывших своих учителей. (24) Кто из них получал нашу любовь? (25) За что? (26) Физику преподавал нам известный профессор З. (27) Он блестяще ставил опыты, он умел сказать доходчиво, образно, и наше «физическое» воспитание было отличным. (28) Но! (29) Но физику мы полюбили раньше, полюбили благодаря молоденькой учительнице Ксении Евгеньевне, вернее, мы полюбили её и через неё уже учебный предмет. (30) Кажется, она преподавала тогда первый год и не очень хорошо сама знала некоторые тонкости, но всё равно мы её любили. (31) Вероятно, за то, что она любила нас, за то, что ей было весело с нами, интересно, за то, что она не скрывала своих промахов и открыто переживала их.

(По Д.А. Гранину)

2. Какая мысль отражена в содержании прочитанного текста?

1) Любовь к учителю возникает тогда, когда ученики чувствуют его искреннюю любовь к ним.

2) Физика – один из самых интересных предметов в школе.

3) Взрослые люди хорошо помнят своих бывших однокласников.

4) К сожалению, о школе мало пишут и мало снимают фильмов.

Какая мысль отражена в содержании прочитанного текста?

1) Проблемы современной школы волнуют прежде всего родителей.

2) Каждый человек талантлив по-своему.

3) Талант в себе можно воспитать.

4) Ученики любят учителя за то, что он искренне любит их.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.1.

15.2.

15.3.

Вариант 174

(1) «Спешите делать добро!» – этот девиз принадлежит замечательному человеку, врачу, истинному христианину Фёдору Петровичу Гаазу (так все называли его в Москве).

(2) В 1828 году к нему обратился князь Голицын, набирая состав московского «Комитета попечительства о тюрьмах». (3) Гааз горячо откликнулся на призыв и был назначен главным врачом московских тюрем. (4) У него началась совсем другая жизнь.

(5) Для того чтобы понять, за что уже не одно столетие поминает Фёдора Петровича Гааза вся громадная Россия, надо знать положение тюрем того времени.

(6) Мрачные, сырые камеры, лишённые чистого воздуха, с земляным или гнилым деревянным полом ниже уровня земли, окна с выбитыми стёклами.

(7) Ещё ужаснее было положение ссыльных на этапе в Сибирь. (8) Путь каторжан совершался в особых кандалах: на толстый железный прут надевалось до 10 наручников, замыкающихся на руках арестантов. (9) Прут соединял различных по возрасту, здоровью, росту, походке и силам людей.

(10) Нанизанные на прут арестанты сбивались с ног, не поспевали друг за другом, слабые тяготили сильных, крепкие негодовали на немощных. (11) С таким положением вступил в борьбу Ф.П. Гааз и вёл её почти 25 лет, до самой кончины.

(12) Но главный подвиг совершил Ф.П. Гааз, когда добился отмены прута.

(13) Следующим по этапу арестантам он раздавал книги, бельё, тёплую одежду, купленную на свои деньги. (14) Разговаривал, ободрял, обещал побеспокоиться о родных. (15) Часто выкупал у помещиков целые семьи, чтобы они могли уйти на поселение вместе с осуждённым. (16) После его смерти оказалось, что он выкупил 74 семьи крепостных.

(17) Всё это вызвало недовольство, раздражение и ироническое отношение людей, считавших, что арестанты не заслуживают сострадания. (18) А Фёдор Петрович говорил: «…Пусть они грешные, пусть есть преступные и даже злодеи, но все они люди... Крещёные люди».

(19) Никого не удивляло, когда видели, что вместе с партией шёл высокий старик во фраке. (20) Все знали, что это – «Фёдор Петрович», «святой доктор» и «Божий человек», так привык звать его народ.

(21) Во все времена года на этой могиле и сейчас лежат цветы — не официальные венки, а живые, чаще всего скромные букетики ландышей, ромашек.

(По В.К. Константиновой)

2. Какая мысль отражает содержание прочитанного текста?

1) В начале XIX века многие люди в России занимались благотворительностью.

2) Назначение Ф.П. Гааза главным врачом не изменило его жизни.

3) Сострадание должно быть главной заповедью врача.

4) Деятельность Ф.П. Гааза горячо одобряли все современники.

Какая мысль отражает содержание прочитанного текста?

1) Стремление спасти ближнего, облегчить его страдания является отличительным качеством настоящего врача.

2) Доктор Гааз хотел прославиться и поэтому совершал благородные поступки.

3) Не все люди достойны милосердия.

4) Хороший врач должен много практиковать и заниматься общественной деятельностью.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.1.

15.2.

15.3.

Вариант 175

(1) Как назвать одним словом то, что представляла собой в 70-е годы ХХ века Оптина Пустынь – одно из святых мест России? (2) Обломки. (3) Всюду остатки красной кирпичной стены, обтаявшие башни древнего монастыря; Владимирская церковь исчезла совсем. (4) Растаяла. (5) От церкви Марии Египетской фактически остался бесформенный остов, обрастающий кустами неприхотливой бузины…

(6) Невольно думается о том, что понятие Родины не слагается из умозрительных рассуждений. (7) Родина складывается из конкретных и зримых вещей, окружающих нас в повседневной жизни: изб, деревень, песен, живописных и архитектурных красот.

(8) Нельзя любить географическую карту, но можно любить родник и тропинку, тихое озеро и родной дом, друзей и родных, учителей и наставников, памятники архитектуры и народные сказки... (9) Да, из любви к конкретным вещам складывается любовь к Родине. (10) Если эта любовь озарена глубоким интересом к истории, то это определяет культуру человека. (11) Будем же действовать, собирая по крохам, по камешку всё, что можно любить и что в целом будет составлять нашу любовь к России, к её истории, культуре...

(12) Когда мы шли по Оптиной Пустыни, я всё думал, что бы такое унести отсюда на память как частичку прошлого. (13) Хотя бы старинный кованый гвоздь, осколок лампады, уголок изразца – мало ли что можно подобрать на святой земле. (14) Лежала бы эта вещь на столе, а я бы знал, что это из Оптиной Пустыни, ощущал бы дыхание прошлого и испытывал укор совести за то, что не научились мы пока беречь культурные ценности…

(15) Я неожиданно споткнулся обо что-то, и неловкое движение ноги выковырнуло из земли... (16) Увы, это не что-то такое, что несёт примету времени и рук человеческих, а довольно крупный (с мужской кулак), почти правильной прямоугольной формы, жёлтый, гладкий камень.

…(17) Он и сейчас лежит у меня на столе. (18) Лежит как напоминание о том, что разорённые памятники старины ждут нашего внимания и просят о помощи.

(По В. Солоухину)

2. Какая мысль противоречит содержанию прочитанного текста?

1) Разорённые памятники старины вызывают щемящее чувство стыда за варварское отношение к культуре.

2) В начале прошлого века Оптина Пустынь представляла собой разорённое место.

3) Любовь к Родине складывается из любви к конкретным вещам, окружающим человека в обыденной жизни.

4) Любовь к Родине проявляется не в словах, а в действиях и поступках человека.

Какая мысль противоречит содержанию прочитанного текста?

1) Разорённые памятники старины требуют повышенного внимания и бережного ухода.

2) В 70 годы XX века Оптина Пустынь была одним из самых ухоженных уголков России.

3) Любовь к Родине выражается прежде всего в ответственности за сохранение её прошлого.

4) Основой культуры человека является его любовь к истории страны, бережное отношение к окружающему.

3.

4.

5.

6. Какие имена прилагательные являются синонимами слова умозрительный (предложение № 6)?

1) абстрактный, отвлечённый

2) аргументированный, доказательный

3) проницательный, умный

4) машинальный, безотчётный

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.1.

15.2.

15.3.

Вариант 176

(1) Архитектура — это драгоценный дар, что создаётся руками человека на века и передаётся по наследству потомкам. (2) Вот почему так важно, каким является современное зодчество, какие памятники архитектуры создаются сейчас и могут ли они в будущем стать частью национальной культуры России.

(3) Каким же требованиям должно отвечать современное произведение архитектуры? (4)Конечно, оно должно быть прочным, удобным, надёжным. (5) Но ещё оно должно быть красивым, доставлять эстетическое удовольствие. (6) За это люди любят то место, где живут. (7) Разве не была любовь ленинградцев к архитектуре своего города частью той великой духовной силы, которая помогла им выстоять и победить в тягчайшие дни блокады?

(8) Всё окружающее человека должно быть прекрасным. (9) Он не хочет видеть вокруг себя плоские и унылые здания, мрачные корпуса промышленных предприятий, плохо освещённых и душных производственных помещений. (10) Человек должен повсюду: на улице, на работе, дома — встречать внимание архитектуры, её чуткое и доброе отношение к миру. (11) Сегодня этого ещё не достигли. (12) Мы часто видим вокруг унылые постройки, бескультурье в озеленении, безобразные элементы украшения города. (13) Много ещё должны мы сделать для того, чтобы наше зодчество стало гордостью современной культуры и чтобы в будущем оно вызвало неподдельный интерес наших потомков.

(14) Современный архитектор должен не только чувствовать тенденции жизни, учитывать практические и эстетические потребности людей, находить наиболее удачное воплощение своих творческих замыслов. (15) Ему нужно строить на века, стараясь предвидеть будущее своего творения, которым должны гордиться потомки.

(16) Конечно, не было такого времени в истории зодчества, когда все произведения архитектуры становились бы памятниками культуры. (17) Создание шедевров — удел немногих художников. (18) Но я убеждён: что-то непременно удастся и нам. (19) И после нас останутся ансамбли и сооружения, к которым с почтением отнесутся потомки и которыми будет гордиться Россия.

(По М. Бочкареву)

2. Какая мысль противоречит содержанию прочитанного текста?

1) Произведения архитектуры должны радовать, доставлять эстетическое удовольствие.

2) Современные архитекторы несут ответственность за то, что передают потомкам как культурное наследие.

3) Воплощая свои творческие замыслы, современный архитектор не должен ориентироваться на практические потребности людей.

4) Архитектура современных городов ещё далека от эстетических идеалов и не всегда приносит пользу и радость человеку.

Какая мысль противоречит содержанию прочитанного текста?

1) Архитектура современных городов полностью отвечает запросам людей и их эстетическим потребностям.

2) Далеко не все произведения зодчества со временем становятся памятниками национальной культуры.

3) Архитектор несёт ответственность за то, что передаёт потомкам как культурное наследие.

4) Современное архитектурное произведение должно быть не только комфортным, прочным и надёжным, но и эстетически ценным.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.1.

15.2.

15.3.

Вариант 177

(1) Многое в жизни начинается с учителя. (2) И не только с его собственной любви к предмету, но и с умения передать эту любовь и увлечённость каждому ученику. (3) Конечно, школьник испытывает множество влияний: семья, улица, товарищи, средства массовой информации – всё оказывает воздействие на его душевный мир. (4) Но школа может оказаться сильнее всех этих влияний по одной уже только возможности вести постоянное и планомерное коллективное воспитание.

(5) Когда я учился в гимназии в городе Ревеле (ныне Таллин), наш учитель Алексей Николаевич Веселовский из четырёх уроков литературы в неделю один посвящал самостоятельно подготовленным нами стихотворениям или отрывкам из прозаических и драматических произведений. (6) Сейчас я думаю, что это был замечательный педагогический приём. (7) Необходимость продемонстрировать знание литературы заставляла нас много читать, знакомиться с произведениями, которые не входили в учебную программу, открывать для себя новых авторов. (8) Уже в то время каждый из нас начал проявлять собственный вкус и собственное понимание пьесы или романа.

(9) У каждого из нас развивался естественный дух соревнования: каждый ученик старался показать самостоятельно подготовленный отрывок как можно лучше, чтобы заслужить одобрение старого учителя, который всегда очень ревностно и с огромной личной заинтересованностью относился к тому, что мы делали.

(10) В результате такого педагогического метода Алексею Николаевичу удалось привить нам любовь к литературе, привычку знакомиться с классическими и новыми произведениями, а она всегда отличает каждого культурного человека, независимо от его профессии.

(По М.И. Царёву)

2. Какая мысль отражена в прочитанном тексте?

1) Самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывает семья.

2) Ученикам нетрудно было заслужить одобрение учителя на уроках.

3) На уроках литературы следует изучать только те произведения, которые вызывают интерес у школьников.

4) Многое в жизни человека начинается с учителя.

Какое утверждение противоречит содержанию прочитанного текста?

1) Воспитанием личности ребёнка занимается только школа.

2) Учитель литературы воспитывает у детей любовь к предмету, потребность читать, что необходимо каждому человеку.

3) Привычка читать художественную литературу осталась на всю жизнь.

4) Ученики старались заслужить одобрение учителя, читая произведения, не входившие в учебную программу.

3.

4.

5.

6. Укажите синонимы слова ревностно (предложение № 9)?

1) несправедливо, придирчиво

2) заботливо, бережно

3) бесстрастно, равнодушно

4) горячо, страстно

7.

8. В каком из предложений имеется составное глагольное сказуемое?

1) 1 2) 3 3) 5 4) 9

В каком из предложений имеются составные глагольные сказуемые?

1) 2 2) 5 3) 6 4) 7

9.

10.

11.

12.

13.

14. Сколько частей в сложном предложении № 9?

1) 3 2) 4 3) 5 4) 6

Какая характеристика предложения №10 является верной?

1) простое

2) сложноподчинённое

3) бессоюзное сложное

4) сложносочинённое

15.1.

15.2.

15.3.

Вариант 178

(1)Тема «Словом можно убить, словом можно спасти» – вечная в своей актуальности. (2)Газету мы читаем, радио слушаем, телевидение и видим, и слышим, но всё это текст, живущий язык. (3)И меня очень беспокоит языковая ситуация, которая складывается в СМИ (средствах массовой информации).

(4)Утрачиваются лучшие традиции российской журналистики. (5)Если вы возьмёте публикации начала ХХ века, то увидите, что очень известные журналисты, публицисты умели писать и хлёстко, и едко, и колко, и иронично, но не используя той лексики, которая по определению ассоциируется в сознании нормального носителя русского языка с представлением об оскорблении деловой репутации, унижении чести и достоинства человека, организации или дела.

(6)В СМИ выплёскиваются тонны компромата, который я не могу ни с чем сравнить, кроме того, что изрыгает из себя чересчур много выпивший человек. (7)Но, простите, пьяница травит сам себя, а здесь-то всё это исторгается миллионными тиражами на страницах, радиоволнах и телеэкранах! (8)Если раньше СМИ являлись неким ориентиром литературных норм языка и пользовались безграничным доверием, то теперь абсолютная вседозволенность и безнаказанное употребление в публичной речи бранной, нецензурной, обидной лексики становятся нормой языкового поведения для наших детей и подростков, влияют на формирование языковой культуры и, соответственно, жизненной этики. (9)Вот что меня очень страшит.

(10)Говорю об этом не случайно. (11)Сейчас готовится новый закон о СМИ. (12)Думаю, что в нём можно было бы прописать обязанности журналиста по отношению к русскому языку. (13)Как к национальному достоинству, как к государственному языку и как к средству массовой информации, которое выполняет ещё и воспитательно-образовательную функцию. (14)Журналист должен чётко знать и помнить, что по действующему законодательству он подлежит наказанию, если использует в своих материалах оскорбительную, нецензурную лексику.

(15)Журналист в качестве главного рабочего инструмента использует слово. (16)И поскольку, как сказал поэт, «словом можно предать, и продать, и купить, слово можно в разящий свинец перелить», хотелось бы, чтобы слово журналистское не превращалось в такой разящий свинец.

(По М. Горбаневскому)

2. Какое высказывание противоречит точке зрения автора?

1) СМИ – это язык в действии.

2) Сто лет назад ситуация со средствами массовой информации была угрожающей.

3) Многие современные журналисты не соблюдают профессиональную этику.

4) Журналистское слово не должно разить наповал, быть грубым, оскорбительным.

3. В каком предложении используется метафора?

1) 6 2) 8 3) 12 4) 14

4.

5.

6.

7. Из предложений 2, 3 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

8. Среди предложений 8 – 16 найдите сложное предложение, одна из частей которого является односоставным определённо-личным предложением. Напишите номер этого предложения.

9. Среди предложений 1 – 7 найдите предложение с обособленным уточняющим дополнением. Напишите номер этого предложения.

10.

11.

12.

13. Среди предложений 10 – 16 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением частей. Напишите номер этого предложения.

14.

15.1.

15.2.

15.3.

Вариант 179

(1)Ветви берёзы за моим окном медленно оживали после долгих морозов. (2)Однажды утром к дереву подошёл сосед. (3)Он пробуравил в стволе длинным буром глубокую дыру. (4)Вбил в кору желобок из нержавеющей стали так, чтобы из него капал сок. (5)И сок закапал. (6)Светлый, как слёзы, и чистый, как смерть.

– (7)Это же не ваша берёза, – сказал я соседу.

– (8)Но и не ваша, – ответил он мне.

(9)Да, она стояла за моим забором. (10)Она была не моя и не его, а общая или, точнее, ничья, и поэтому он мог её губить, а я не мог ему запретить.

(11)Он перелил из банки в стаканчик светлую кровь берёзы и маленькими глотками выпил её.

– (12)Мне сок нужен, – сказал он. – В нём глюкоза

(13)Он пошёл к себе, оставив у берёзы трёхлитровую банку, чтобы в ней собиралась глюкоза. (14)Капли быстро, одна за одной, падали, как из водопроводного крана, когда он неплотно прикрыт. (15)Сколько же он пробил капилляров, если так обильно льёт сок! (16)Может быть, она стонала? (17)Может быть, боялась за свою жизнь? (18)Я ничего этого не знал. (19)Я мог её только жалеть.

(20)Но через неделю рану затянуло коричневым. (21)Это она сама себя вылечила. (22)И как раз в это время у неё стали набухать почки. (23)И полезли из них зелёные язычки. (24)Тысячи. (25)Из каждой почки вылез язычок.

(26)Я глядел на этот зеленоватый туман и радовался. (27)Она была мне нужна, эта берёза. (28)Я привык к тому, что она всегда стояла перед моим окном, и в этом верном постоянстве было то, что помогало мне находить хорошее настроение. (29)Да, она была нужна мне, хотя я-то ей был совершенно не нужен. (30)Она прекрасно обходилась без меня, как и без любого подобного мне.

(По С. Воронину)

2. Какая мысль осталась вне поля зрения автора?

1) Трудно защищать деревья, когда они никому не принадлежат.

2) Раны у берёз довольно быстро затягиваются.

3) Природа помогает человеку восстанавливать хорошее настроение.

4) Берёзовый сок, являющийся источником ценной для человеческого организма глюкозы, добыть очень сложно.

3.

4.

5.

6.

7.

8. Среди предложений 12–25 найдите односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения.

9. Среди предложений 13–30 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

10.

11.

12.

13. Среди предложений 9–15 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным цели. Напишите номер этого предложения.

14.

15.1.

15.2.

15.3.

Вариант 180

(1)Каждый раз, приступая к работе над новой книгой, я испытываю боязнь перед пустынной белизной чистого листа бумаги, который может стать или не стать началом первой главы нового романа. (2)Невыносимо трудно нащупать нужную интонацию вещи, ритм. (3)А без этого не стоит писать: всё будет сухо, добротно, но с тупыми нервами. (4)Как возникает ритм и интонация – ответить сложно. (5)Это уже вопрос стиля, всего комплекса средств выражения, что особенно разительно отличает одного писателя от другого. (6)Стиль же вырабатывается только трудом. (7)Чтобы происходило некое чудо, то есть оживление написанных тобою страниц, нужно быть в литературе волом. (8)Писатель порой испытывает ощущение одиночества и оголённости в тот момент духовного и физического опустошения, когда поставлена последняя точка в рукописи. (9)Тогда возникают самоуничтожающие сомнения и даже чувство беззащитности: что в твоей книге – правда или эмпирическое правдоподобие? (10)Лучшие книги остаются в голове писателя, а те, что написаны, только наполовину вылились на бумагу, потеряв цвета, запахи, краски, оттенки настроения. (11)В процессе работы - при переносе воображения на бумагу – потери чудовищные. (12)И эти потери порой приводят в отчаяние.

(13)С детских лет у меня сложился образ писателя – человека чуткого, доброго, умного, совершенно необыкновенного: он всё знает о жизни, о людях, и сам он некий маг, кладезь человеческих судеб и чувств. (14)Он обладает тайной – обыкновенными печатными знаками создавать мир, который для тебя реальнее реального. (15)Когда в институтские годы я познакомился с Паустовским, я увидел в нём счастливый облик писателя и человека, близкий к образу чародея, созданного моим детским воображением. (16)Этот замечательный писатель – олицетворение человеколюбия, добра и благородства. (17)Сейчас, пожалуй, нет в нашей литературе другого мастера, который вырастил бы так много учеников. (18)Сколько неизвестных талантов он впервые отметил, скольким он привил любовь к тяжелейшему писательскому труду! (19)Что касается славы, денег, шума и эстрадного успеха, то именно Паустовский всегда внушал нам, своим ученикам, ту самую осторожность, которая необходима, когда в подкованных сапогах идёшь по льду. (20)Всё чересчур оглушающе-шумное и броское проходит, и остаются книги, и только книги, помогающие людям жить и быть людьми.

(Ю.Бондарев)

2. Какое высказывание противоречит содержанию текста?

1) Писателю необходимо упорно трудиться, чтобы добиться реалистичного отражения действительности.

2) Писатель – человек необыкновенный – он знает о людях и жизни всё.

3) Творческая личность всегда испытывает ощущение одиночества.

4) Паустовский привил многим своим ученикам любовь к тяжелейшему писательскому труду.

3.

4.

5.

6.

7. Из предложения 10 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

8. Среди предложений 1–4 найдите односоставное безличное. Напишите номер этого предложения.

9.

10. Среди предложений 9–13 найдите простое предложение, осложнённое водной конструкцией. Напишите его номер.

11.

12.

13.

14. Среди предложений 8–12 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите его номер.

15.1.

15.2.

15.3.

Вариант 181

(1)Задумаемся над таким вопросом: почему весь мир изучает английский язык? (2)В первую очередь потому, что Америка стала в глазах многих эталоном национального успеха, она смогла предложить всему миру свою идеологию, завоевав весь мир продукцией голливудской «фабрики грёз» и популярной музыкой. (3)Это не значит, что нам сейчас нужно соревноваться с США в выпечке «гамбургеров» или сочинении «поп-хитов» – это было бы заведомо проигрышной игрой на чужом поле. (4)Нам нужно найти, а точнее – вернуть своё поле, своё культурное и духовное пространство, на котором мы сможем предложить миру нечто такое, в чём другим будет трудно конкурировать с нами. (5)В конце концов, историческая состоятельность любой нации измеряется не только и не столько степенью её материального благополучия, сколько тем вкладом, который она вносит в мировую культуру.

(6)Ведь, скажем, в Западной Европе столь резкого падения интереса к России и русскому языку, как в странах бывшего социалистического лагеря, за эти годы не отмечалось. (7)Мотивация людей, изучающих русский язык, как правило, одинаковая: «Хотим приобщиться к культуре Достоевского, Толстого, Чехова». (8)Причина эта замечательная, и нужно всячески поощрять такое стремление. (9)Вот только есть тут один нюанс, который не может не настораживать: ведь это всё классики XIXили, в лучшем случае, – начала XX века. (10)Безусловно, их роль далеко не исчерпана за минувшее столетие: они и по сей день олицетворяют расцвет русской культуры. (11)Однако симптом всё-таки довольно тревожный: мне кажется, современная Россия также должна предложить меняющемуся миру нечто актуальное, но в то же время не выходящее за рамки её традиции, её исторически определённой ниши, которая и делала бы её привлекательной в глазах иностранцев. (12)Не страшно, если наши поп-звёзды не будут в мировых хит-парадах. (13)Хуже, если духовные элиты всего мира более не будут искать в нас подлинной высокодуховной альтернативы. (14)А это уже зависит в первую очередь от нас, от того, как мы дорожим нашим культурным даром.

(15)По мере укрепления наших позиций в мире, развития экономики и внешних связей с миром будет неизбежно расти и интерес к России. (16)Уже сейчас в Европе – Западной и Восточной – прослеживается довольно устойчивая тенденция к увеличению численности изучающих русский язык на нефилологических факультетах: юридических, экономических, медицинских, естественнонаучных – в качестве второго или третьего иностранного языка. (17)Этот процесс можно наблюдать во многих странах, с которыми Россия поддерживает хорошие деловые, научные и культурные связи.

(18)Пора искать ответ на другой вопрос: что я лично могу сделать для того, чтобы желающих изучать русский язык становилось в мире всё больше и больше?

(По К.И. Косачёву)

2. Какое из утверждений не соответствует содержанию текста?

1) Проблемы, поднятые русской классической литературой XIX века, по-прежнему актуальны.

2) Для многих людей в мире США является эталоном национального успеха.

3) В европейских вузах сейчас сокращается число студентов разных специальностей, изучающих русский язык.

4) Вклад нации в общечеловеческую историю определяется её культурным наследием.

3.

4.

5.

6.

7. Укажите вид связи в словосочетании УКРЕПЛЕНИЯ ПОЗИЦИЙ (предложение 15).

8.

9. Среди предложений 1–5 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

10.

11.

12.

13. Среди предложений 5–10 найдите сложное предложение, в состав которого входит безличное предложение. Напишите номер этого сложного предложения.

14. Среди предложений 6–14 найдите сложные предложения с бессоюзной и союзной подчинительной связью. Напишите номера этих предложений.

15.1.

15.2.

15.3.

Вариант 182

(1)Мои родители часто ездили в командировки, а я оставался с бабушкой — маминой мамой. (2)В неблагополучных семьях родители, уехав из дому, вообще не присылают писем, в благополучных пишут примерно раз или два в неделю — мы с бабушкой получали письма каждый день. (3)Мои родители соблюдали строгую очерёдность: одно письмо — от отца, другое — от мамы. (4)Порядок ни разу не нарушился. (5)В конце письма неизменно стояла дата, а чуть пониже было написано: «8 часов утра». (6)Значит, отец и мама писали после своей утренней пробежки и перед работой.

— (7)Фантастика! — сказала однажды бабушка. — (8)Хоть бы раз перепутали очередь!..

(9)Я не мог понять: восторгается она моими родителями или в чём-то их упрекает? (10)Я-то восхищался ими, поскольку мы часто восхищаемся поступками, на которые сами не способны.

(11)Конечно, бабушка была счастлива за свою дочь, гордилась её мужем, то есть моим отцом, но она, как и я, редко следовала тем правилам, к которым нас с ней стремились приучить.

(12)Например, мама и отец старались закалить нас. (13)Но мы с бабушкой не желали обтираться ледяной водой, вставать по воскресеньям ещё раньше, чем в будни, чтобы идти на лыжах или в поход. (14)Мы сознавали, что нечётко делаем гимнастику.

(15)Вообще, мои родители то и дело обвиняли нас обоих в нечёткости: мы нечётко сообщали, кто и когда звонил маме или отцу по телефону, нечётко выполняли режим дня.

(16)Проводив маму с отцом в очередную командировку, мы с бабушкой тут же, как заговорщики, собирались на экстренный совет. (17)Невысокая, сухонькая, с коротко подстриженными волосами, бабушка напоминала озорного мальчишку. (18)А этот мальчишка, как говорили, сильно смахивал на меня. (19)И не только внешне.

— (20)Ну-с, сколько денег откладываем на кино? — спрашивала бабушка.

— (21)Побольше! — говорил я.

(22)И бабушка, любившая ходить в кино, как и я, откладывала побольше, а экономились деньги потом на обедах.

(23)С точки зрения родителей, мы с бабушкой поступали неразумно и были неправильными людьми, и это нас объединяло.

(По А. Алексину)

2. Как характеризует героя-рассказчика и его бабушку информация, заключённая в предложениях 12—15?

1) Бабушка и внук — безвольные люди, которых невозможно приучить к чему-либо полезному.

2) Бабушка и внук — люди, не желающие жить по рациональным правилам и схемам.

3) Бабушка и внук — безответственные люди, не заботящиеся ни о себе, ни о своих близких.

4) Бабушка и внук — люди, не стремящиеся ни к физическому, ни к умственному развитию.

В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?

1) (1) Мои родители часто ездили в командировки, а я оставался с бабушкой — маминой мамой. (2) В неблагополучных семьях родители, уехав из дому, вообще не присылают писем, в благополучных пишут примерно раз или два в неделю — мы с бабушкой получали письма каждый день.

2) (5) В конце письма неизменно стояла дата, а чуть пониже было написано: «8 часов утра». (6) Значит, отец и мама писали после своей утренней пробежки и перед работой.

3) (12) Например, мама и отец старались закалить нас. (13) Но мы с бабушкой не желали обтираться ледяной водой, вставать по воскресеньям ещё раньше, чем в будни, чтобы идти на лыжах или в поход.

4) (17) Невысокая, сухонькая, с коротко подстриженными волосами, бабушка напоминала озорного мальчишку. (18) А этот мальчишка, как говорили, сильно смахивал на меня.

Почему герой-рассказчик «восхищался» своими родителями?

1) Герой-рассказчик видел в родителях положительные качества, которыми сам не обладал.

2) Родители рассказчика были людьми, способными научить тому, как избежать любых проблем.

3) Герой-рассказчик знал, что родители сделают для него всё.

4) Родители рассказчика были уважаемыми людьми, сделавшими быструю карьеру.

Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему герой-рассказчик, говоря о себе и бабушке, употребляет выражение «мы с бабушкой», а не «я и бабушка» или «бабушка и я»?»

Такое выражение говорит …

1) об искренней привязанности бабушки и внука друг к другу, об их товарищеских отношениях.

2) о том, что мнение бабушки в семье было законом, особенно для внука.

3) о том, что автор-рассказчик большую часть свободного времени вынужден был проводить с бабушкой.

4) об исключительном внешнем сходстве автора-рассказчика и его бабушки.

Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему семья героя-рассказчика представлялась ему сверхблагополучной?»

1) Родители рассказчика ездили в заграничные командировки значительно чаще, чем это бывает в других семьях.

2) Несмотря на занятость, родители рассказчика следили за своим здоровьем, регулярно делали зарядку, бегали по утрам.

3) Уехав куда-либо, родители рассказчика писали домой чаще, чем это принято в благополучных семьях.

4) Бабушка рассказчика искренне гордилась достижениями его родителей, их размеренным образом жизни.

3.

4.

5.

6.

7. Замените словосочетание ПОСЛЕ УТРЕННЕЙ ПРОБЕЖКИ (предложение 6), построенное на основе связи согласования, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 12.

9. Среди предложений 1—5 найдите предложение собособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 15—19 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

10. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.

Конечно,(1) бабушка была счастлива за свою дочь,(2) гордилась её мужем,(3) то есть моим отцом,(4) но она,(5) как и я,(6) редко следовала тем правилам,(7) к которым нас с ней стремились приучить.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 1.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Например,(1) мама и отец старались закалить нас. Но мы с бабушкой не желали обтираться ледяной водой,(2) вставать по воскресеньям ещё раньше,(3) чем в будни,(4) чтобы идти на лыжах или в поход. Мы сознавали,(5) что нечётко делаем гимнастику.

13.

14. Среди предложений 8—12 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

15.1.

15.2.

15.3.

Вариант 183

(1)Однажды вечером я сидел во дворе и ждал маму. (2)Она задерживалась.

(3)И вот уже стали зажигаться в окнах огоньки, и мне захотелось есть, а мамы всё не было.

(4)И в это время во двор вышел Мишка. (5)Он сел рядом и взял в руки мой самосвал.

— (6) Ого! — сказал Мишка. — (7)Где достал? (8)Дашь мне его домой?

(9)Я сказал:

— (10) Нет, не дам: это подарок.

(11)Мишка надулся и отодвинулся от меня. (12)На дворе стало ещё темнее, а мама всё не шла.

(13)Тут Мишка говорит:

— (14)Не дашь, значит, самосвал?

(15)И протянул мне коробочку от спичек. (16)Я взял её, открыл и сперва ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зелёный огонёк, как будто я держал сейчас в руках крошечную звёздочку.

— (17) Что это такое, Мишка?

— (18) Это светлячок. (19)Хорош?

— (20) Мишка, — шёпотом сказал я, — бери насовсем мой самосвал, а мне отдай эту звёздочку, я её домой возьму...

(21) Мишка схватил мой самосвал и убежал. (22)А я остался со своим светлячком, глядел на него и никак не мог наглядеться: какой он зелёный, словно в сказке, и как он хоть и близко, на ладони, а светит, словно издалека... (23)И я слышал, как стучит моё сердце. (24)И я не мог ровно дышать, и хотелось плакать.

(25)Я долго так сидел, забыв про всех на белом свете.

(26)Но тут пришла мама, и я очень обрадовался, и мы пошли домой. (27)А когда стали пить чай и я совсем успокоился, то сказал:

— (28)Я, мама, променял свой самосвал. (29)На светлячка! (30) Вот он, в коробочке живёт. (31)Погаси-ка свет!

(32)В комнате стало темно, и мы стали вдвоём смотреть на бледно-зелёную звёздочку.

— (33) Это волшебство! — сказала мама. — (34)Но как ты решился отдать свой самосвал за этого червячка?

— (35) Да как же ты не понимаешь?! (36)Я так долго ждал тебя, и мне было так скучно, а этот светлячок оказался лучше любого самосвала на свете. (37)Ведь он живой! (38)И светится!..

(По В. Драгунскому)

*Виктор Юзефович Драгунский (1913–1972) – писатель-прозаик, автор рассказов для детей.

2. В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?

1) (4) И в это время во двор вышел Мишка. (5) Он сел рядом и взял в руки мой самосвал.

2) (11) Мишка надулся и отодвинулся от меня. (12) На дворе стало ещё темнее, а мама всё не шла.

3) (21) Мишка схватил мой самосвал и убежал. (22) А я остался со своим светлячком, глядел на него и никак не мог наглядеться: какой он зелёный, словно в сказке, и как он хоть и близко, на ладони, а светит, словно издалека...

4) (26) Но тут пришла мама, и я очень обрадовался, и мы пошли домой. (27) А когда стали пить чай и я совсем успокоился, то сказал…

Почему герою-рассказчику «хотелось плакать», глядя на светлячка?

1) Герою-рассказчику при более близком рассмотрении не понравился светлячок.

2) Герой-рассказчик — плаксивый от природы мальчик, не умеющий сдерживать свои эмоции.

3) Герой-рассказчик глубоко переживал красоту живого чуда — светлячка.

4) Герою-рассказчику было жаль светлячка, которого поместили в тесный коробок.

Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему, говоря о соседском мальчике, рассказчик называет его не Мишей или Михаилом, а Мишкой?»

Такая форма имени говорит о том, что …

1) герой-рассказчик и этот мальчик — ребята примерно одного возраста, приятели.

2) герой-рассказчик намного старше этого мальчика, поэтому относится к нему свысока.

3) герой-рассказчик и этот мальчик принадлежат к конкурирующим группам ребят, живущим в окрестностях одного двора.

4) герой-рассказчик и этот мальчик — соседи, которые никак не могут поладить между собой.

Как характеризует маму героя-рассказчика информация, заключённая в предложениях 33—34?

1) Мама героя экономна и бережлива, поэтому считает, что отдавать дорогие игрушки нельзя, и не одобряет поступка сына.

2) Мама героя — равнодушный к красоте человек, поэтому она не видит разницы между игрушкой и светлячком.

3) Мама героя требовательна и строга, поэтому она раздосадована непослушанием сына.

4) Мама героя — человек тонкой души: она умеет чувствовать прекрасное и понимает сердечные порывы сына.

3.

4. Из предложений 21—22 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от ударения.

5. Из предложения 22 выпишите наречие, которое образовано приставочно-суффиксальным способом и в котором правописание суффикса зависит от приставки.

6. Замените слово СПЕРВА в предложении 16 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 31.

9. Среди предложений 1—5 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

10.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 3.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.

Но тут пришла мама,(1) и я очень обрадовался,(2) и мы пошли домой. А когда стали пить чай и я совсем успокоился,(3) то сказал:

Наши рекомендации