Тема 1. Организация процесса кредитования в коммерческом банке

Общие положения

Настоящие – специальные - методические указания конкретизируют общие методические указания по написанию ВКР /1/. Правила оформления ВКР определены в /2/, поэтому здесь они не рассматриваются.

Таким образом, для выполнения ВКР студент должен использовать три типа методических указаний: 1) настоящие специальные методические указания /СМУ/, /Общие методические указания /ОМУ, 1/ и методические указания по оформлению /МУОФ, 2/.

В настоящих специальных методических указаниях рекомендуемую тематику выпускных работ, их структуру, примерное содержание мы приводим, не акцентируя внимание на различиях между дипломными и бакалаврскими работами. В то же время по объёму и уровню проработанности вопросов такие различия естественны. Общие различия между дипломными и бакалаврскими работами:

· в дипломной работе обязательным является подраздел «Расчёт эффективности предложений», исключение составляют работы теоретического характера; для бакалаврских работ расчёт эффективности желателен, но не обязателен.

· объём дипломной работы – число страниц без приложений - должен находиться в диапазоне от 70 до 90, объём бакалаврской работы – от 60 до 70 страниц теста без приложений.

В приложениях А, Б, В приведены рекомендованные темы ВКР, графики проведения работ и аттестации по специальности и направлению для дневной и заочной форм обучения.

Рекомендации по составлению отчёта по преддипломной практике

До начала преддипломной практики студент должен выбрать тему выпускной работы и согласовать её с предполагаемым научным руководителем.

После окончания практики в течение первой недели студент должен представить на кафедру финансов и кредита отчет, подписанный им и руководителями практики от предприятия (организации, банка) и университета. При составлении отчета по практике используются данные предприятия (финансовая, бухгалтерская, управленческая отчетность и другие документы), правовая, методическая и специальная литература, учебные и справочные пособия, активно применяются методы статистические, экономико-математические и другие.

Отчет по практике проверяется и допускается к защите руководителем практики от университета. При наличии замечаний студент обязан устранить их в трехдневный срок и снова представить отчёт руководителю практики.

Структура отчета по преддипломной практике:

· Титульный лист (с печатью предприятия – базы практики);

· Отзыв руководителя практики от университета с указанием достаточности собранного материала для написания выпускной работы и допуска отчета к защите;

· Характеристика руководителя практики от предприятия - в произвольной форме;

· Содержание;

· Введение (цели, задачи и особенности практики, обзор литературы и т.д.);

· Первый раздел - теоретический по теме выпускной работы: обзор литературы, эволюция проблемы и соответствующей теории, позиции различных научных школ (например, отечественной и европейской), позиция автора, методы решения проблемы;

· Второй раздел – практический, пишется на материале, собранном на предприятии – базе практики; в нём даётся общеэкономическая характеристика предприятия, анализ проблемы по теме выпускной работы, намечается направление (одно или несколько), которое будет разрабатываться в будущей выпускной работе;

· Заключение (выводы и предложения по результатам анализа объекта исследования, выявленные проблемы, требующие совершенствования и т.д.;

· Список использованных источников;

· Приложения (наиболее объемные материалы, формы учета и отчетности предприятия).

Отчёт по практике защищается перед комиссией, создаваемой по распоряжению заведующего кафедрой. Защита начинается с доклада студента продолжительностью 6-7 минут. Структура доклада: название предприятия и его краткая характеристика, тема ВКР и какое отражение она получила в отчёте, предложения и наличие-отсутствие трудностей по написанию ВКР.

3 Специализация "Банковское дело"

3.1 Рекомендации по специализации "Банковское дело"

Рекомендуемые темы выпускных работ по данной специализации - см Приложение А1 - посвящены вопросам банковской теории и практики, то есть, деятельности денежно-кредитного института в сфере экономических отношений. Речь идёт о разработке вопросов совершенствования технологии банковских расчетов, активно-пассивных операций, банковского маркетинга, банковского менеджмента и т.п.

Структура выпускной работы по специализации «Банковская деятельность» может состоять из 2-4 разделов, введения, заключения, приложений. Обычно используется структура, состоящая из трёх разделов. Её мы и рассмотрим ниже.

Рекомендации по написаниювведения см в /1/. Здесь добавим: 1) период с 2008 года по настоящее время – это период мирового и финансового кризисов, 2) с июля 2012 года Россия стала членом ВТО – и то, и другое рекомендуется отражать во введении и в выпускной работе в целом.

Рекомендации по написанию первого раздела ВКР. Первый раздел является теоретическим. Здесь излагаются – в зависимости от темы ВКР - вопросы: новые формы банковского кредитования в РФ; совершенствование организации и проведения активно-пассивных и комиссионных операций банка; развитие методической базы банковской деятельности; управление финансовой устойчивостью; улучшение расчетно-кассового обслуживания; создание банковских пулов; совершенствование банковского менеджмента и маркетинга и т.п.

Рассматривая проблемы, необходимо предлагать прогрессивные приемы и методы развития банковского дела, которые должны базироваться на последних теоретических положениях кредита, ссудного процента, инфляции, денежно-кредитного регулирования, автоматизации банковских процессов, передового отечественного и зарубежного опытов.

Например, по теме "Совершенствование работы с активами банка" могут быть рассмотрены новые методические положения оценки рисков кредитных вложений, расширение кредитного (залогового) обеспечения ссудополучателей, организация контроля за процессами кредитования и возврата кредита.

Если тема работы затрагивает поиск путей совершенствования управления банковской деятельности, то возможно рассмотрение программного аспекта банковского регулирования, финансового мониторинга, налогового планирования, автоматизации управленческих операций, бюджетирования работы банка и других направлений развития кредита.

Управление банковской деятельностью требует отражения таких преобразований, как создание условий для направления кредитных ресурсов в производственный сектор, переориентация кредитного портфеля на среднесрочное и долгосрочное кредитование, повышение финансовой устойчивости банков и других мероприятий. Эти положения характеризуют макроуровень регулирования и должны проявляться в конкретной финансово-экономической работе каждого коммерческого банка.

Предложения для достижения перечисленных задач могут быть разработаны и на уровне самого банка. Здесь могут быть предложены механизмы стимулирования достижения цели с помощью льготного налогообложения банков, улучшения информационно-аналитической работы в банке, планирования на основе портфельных ограничений и другие методы

При совершенствовании, например, методической базы расчета издержек и выручки банка можно рассмотреть различные методы и приемы калькулирования себестоимости банковской продукции, планирования выручки в условиях неопределенности и различных видов рисков.

Структура банковских издержек может быть рассмотрена по различным признакам классификации: вид перечисления, функциональное возникновение, зависимость от степени занятости (загруженности банка) и др. Может быть разработана методическая база калькулирования себестоимости отдельных видов деятельности и операций, обслуживания отдельных банковских счетов, работы структурных подразделений банка.

Одним из путей дальнейшего развития расчетов конкретного банка может быть предложена система корреспондентских счетов по обслуживанию своих клиентов. Для этого на основе анализа географии и трафика платежей клиентов следует предложить и обосновать формирование корреспондентской сети, которая будет способствовать повышению оперативности расчетов, привлекательности банка и росту прибыльности его работы.

Во втором разделе работы проводится анализ финансово-экономических результатов деятельности банка, его организационной структуры управления, места и роли банка в системе кредитных учреждений региона, слабые и сильные стороны банка, возможности и угрозы со стороны внешней среды. Для этого анализируется отчетный баланс банка, структура и динамика активов и пассивов, значение и динамика банковских нормативов и их соответствие требованиям ЦБ, показатели ликвидности и финансовой устойчивости. Учитывая кризисные процессы 2008-2012 годов, необходимо остановиться на финансовом положении банка после начала финансового и экономического кризиса.

Особенно подробно следует остановиться на анализе той стороны банковской деятельности, которая определена темой ВКР. Именно результат этого анализа послужит основой для написания следующего – третьего – раздела. Обычно этому посвящается последний подраздел второго раздела.

Третий раздел. Его содержание рекомендуем раскрывать в форме трёх подразделов. Первый - разработка предложений по совершенствованию проблем, выявленных во втором разделе, в деятельности коммерческого банка. Второй подраздел - разработка программы (проекта) внедрения предложений (затраты, доходы, исполнители, сроки, ответственные и т.п.). Третий подраздел - эффективность от внедрения предложений: экономическая, социальная, управленческая и др.

Например, если во втором разделе анализировалась деятельность банка на валютном рынке, то здесь можно привести предложения по рекомендуемой структуре конверсионных срочных операций, техническое задание на разработку механизма адаптации структуры к изменениям валютного рынка, оценить эффективность предложений. Сложность подобной задачи можно на порядок снизить, если ограничиться условным примером.

Если в соответствии с темой во втором разделе анализировались организационно-управленческие аспекты банковской деятельности, то в данном разделе следует рассмотреть реализацию предложений по организационной структуре, по технологиям расчетно-кассового обслуживания, контрольно-административной деятельности, автоматизации банковских операций, по другим организационно-управленческим формам деятельности банка.

Наибольшее количество вопросов реализации в работе должно быть уделено оперативному управлению вбанке, объекты которого включают: активные операции, пассивные операции, комиссионные операции, планово-экономическая работа, финансово-учетная работа, автоматизация банковских операций, корреспондентские отношения, юридическая деятельность.

Планово-экономическая работа может реализовываться в рациональной ценовой политике банка, в сегментации рынка его финансовых услуг, в стратегическом планировании и грамотном оперативном руководстве банком, в правильном бюджетировании работы банка, в других направлениях.

Работа по расчетно-кассовому обслуживанию может включать совершенствование технологии проведения расчетов, рациональную организацию инкассации денежных средств, автоматизацию банковских расчетов, эксплуатацию различных программных средств по расчетно-кассовой деятельности.

В качестве прогрессивных форм обслуживания клиентов третий раздел может быть посвящен детальной разработке технологии расчетов банка с помощью пластиковых карт (типа "Виза", "Мастер-Кард", "Золотая корона"). Особую актуальность такие формы банковских услуг приобретают при расчетах юридических и физических лиц на автозаправочных станциях, при расчетах за бытовые услуги.

3.2 Примеры структур выпускных работ по специализации "Банковское дело"

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

Общие положения

Настоящие – специальные - методические указания конкретизируют общие методические указания по написанию ВКР /1/. Правила оформления ВКР определены в /2/, поэтому здесь они не рассматриваются.

Таким образом, для выполнения ВКР студент должен использовать три типа методических указаний: 1) настоящие специальные методические указания /СМУ/, /Общие методические указания /ОМУ, 1/ и методические указания по оформлению /МУОФ, 2/.

В настоящих специальных методических указаниях рекомендуемую тематику выпускных работ, их структуру, примерное содержание мы приводим, не акцентируя внимание на различиях между дипломными и бакалаврскими работами. В то же время по объёму и уровню проработанности вопросов такие различия естественны. Общие различия между дипломными и бакалаврскими работами:

· в дипломной работе обязательным является подраздел «Расчёт эффективности предложений», исключение составляют работы теоретического характера; для бакалаврских работ расчёт эффективности желателен, но не обязателен.

· объём дипломной работы – число страниц без приложений - должен находиться в диапазоне от 70 до 90, объём бакалаврской работы – от 60 до 70 страниц теста без приложений.

В приложениях А, Б, В приведены рекомендованные темы ВКР, графики проведения работ и аттестации по специальности и направлению для дневной и заочной форм обучения.

Рекомендации по составлению отчёта по преддипломной практике

До начала преддипломной практики студент должен выбрать тему выпускной работы и согласовать её с предполагаемым научным руководителем.

После окончания практики в течение первой недели студент должен представить на кафедру финансов и кредита отчет, подписанный им и руководителями практики от предприятия (организации, банка) и университета. При составлении отчета по практике используются данные предприятия (финансовая, бухгалтерская, управленческая отчетность и другие документы), правовая, методическая и специальная литература, учебные и справочные пособия, активно применяются методы статистические, экономико-математические и другие.

Отчет по практике проверяется и допускается к защите руководителем практики от университета. При наличии замечаний студент обязан устранить их в трехдневный срок и снова представить отчёт руководителю практики.

Структура отчета по преддипломной практике:

· Титульный лист (с печатью предприятия – базы практики);

· Отзыв руководителя практики от университета с указанием достаточности собранного материала для написания выпускной работы и допуска отчета к защите;

· Характеристика руководителя практики от предприятия - в произвольной форме;

· Содержание;

· Введение (цели, задачи и особенности практики, обзор литературы и т.д.);

· Первый раздел - теоретический по теме выпускной работы: обзор литературы, эволюция проблемы и соответствующей теории, позиции различных научных школ (например, отечественной и европейской), позиция автора, методы решения проблемы;

· Второй раздел – практический, пишется на материале, собранном на предприятии – базе практики; в нём даётся общеэкономическая характеристика предприятия, анализ проблемы по теме выпускной работы, намечается направление (одно или несколько), которое будет разрабатываться в будущей выпускной работе;

· Заключение (выводы и предложения по результатам анализа объекта исследования, выявленные проблемы, требующие совершенствования и т.д.;

· Список использованных источников;

· Приложения (наиболее объемные материалы, формы учета и отчетности предприятия).

Отчёт по практике защищается перед комиссией, создаваемой по распоряжению заведующего кафедрой. Защита начинается с доклада студента продолжительностью 6-7 минут. Структура доклада: название предприятия и его краткая характеристика, тема ВКР и какое отражение она получила в отчёте, предложения и наличие-отсутствие трудностей по написанию ВКР.

3 Специализация "Банковское дело"

3.1 Рекомендации по специализации "Банковское дело"

Рекомендуемые темы выпускных работ по данной специализации - см Приложение А1 - посвящены вопросам банковской теории и практики, то есть, деятельности денежно-кредитного института в сфере экономических отношений. Речь идёт о разработке вопросов совершенствования технологии банковских расчетов, активно-пассивных операций, банковского маркетинга, банковского менеджмента и т.п.

Структура выпускной работы по специализации «Банковская деятельность» может состоять из 2-4 разделов, введения, заключения, приложений. Обычно используется структура, состоящая из трёх разделов. Её мы и рассмотрим ниже.

Рекомендации по написаниювведения см в /1/. Здесь добавим: 1) период с 2008 года по настоящее время – это период мирового и финансового кризисов, 2) с июля 2012 года Россия стала членом ВТО – и то, и другое рекомендуется отражать во введении и в выпускной работе в целом.

Рекомендации по написанию первого раздела ВКР. Первый раздел является теоретическим. Здесь излагаются – в зависимости от темы ВКР - вопросы: новые формы банковского кредитования в РФ; совершенствование организации и проведения активно-пассивных и комиссионных операций банка; развитие методической базы банковской деятельности; управление финансовой устойчивостью; улучшение расчетно-кассового обслуживания; создание банковских пулов; совершенствование банковского менеджмента и маркетинга и т.п.

Рассматривая проблемы, необходимо предлагать прогрессивные приемы и методы развития банковского дела, которые должны базироваться на последних теоретических положениях кредита, ссудного процента, инфляции, денежно-кредитного регулирования, автоматизации банковских процессов, передового отечественного и зарубежного опытов.

Например, по теме "Совершенствование работы с активами банка" могут быть рассмотрены новые методические положения оценки рисков кредитных вложений, расширение кредитного (залогового) обеспечения ссудополучателей, организация контроля за процессами кредитования и возврата кредита.

Если тема работы затрагивает поиск путей совершенствования управления банковской деятельности, то возможно рассмотрение программного аспекта банковского регулирования, финансового мониторинга, налогового планирования, автоматизации управленческих операций, бюджетирования работы банка и других направлений развития кредита.

Управление банковской деятельностью требует отражения таких преобразований, как создание условий для направления кредитных ресурсов в производственный сектор, переориентация кредитного портфеля на среднесрочное и долгосрочное кредитование, повышение финансовой устойчивости банков и других мероприятий. Эти положения характеризуют макроуровень регулирования и должны проявляться в конкретной финансово-экономической работе каждого коммерческого банка.

Предложения для достижения перечисленных задач могут быть разработаны и на уровне самого банка. Здесь могут быть предложены механизмы стимулирования достижения цели с помощью льготного налогообложения банков, улучшения информационно-аналитической работы в банке, планирования на основе портфельных ограничений и другие методы

При совершенствовании, например, методической базы расчета издержек и выручки банка можно рассмотреть различные методы и приемы калькулирования себестоимости банковской продукции, планирования выручки в условиях неопределенности и различных видов рисков.

Структура банковских издержек может быть рассмотрена по различным признакам классификации: вид перечисления, функциональное возникновение, зависимость от степени занятости (загруженности банка) и др. Может быть разработана методическая база калькулирования себестоимости отдельных видов деятельности и операций, обслуживания отдельных банковских счетов, работы структурных подразделений банка.

Одним из путей дальнейшего развития расчетов конкретного банка может быть предложена система корреспондентских счетов по обслуживанию своих клиентов. Для этого на основе анализа географии и трафика платежей клиентов следует предложить и обосновать формирование корреспондентской сети, которая будет способствовать повышению оперативности расчетов, привлекательности банка и росту прибыльности его работы.

Во втором разделе работы проводится анализ финансово-экономических результатов деятельности банка, его организационной структуры управления, места и роли банка в системе кредитных учреждений региона, слабые и сильные стороны банка, возможности и угрозы со стороны внешней среды. Для этого анализируется отчетный баланс банка, структура и динамика активов и пассивов, значение и динамика банковских нормативов и их соответствие требованиям ЦБ, показатели ликвидности и финансовой устойчивости. Учитывая кризисные процессы 2008-2012 годов, необходимо остановиться на финансовом положении банка после начала финансового и экономического кризиса.

Особенно подробно следует остановиться на анализе той стороны банковской деятельности, которая определена темой ВКР. Именно результат этого анализа послужит основой для написания следующего – третьего – раздела. Обычно этому посвящается последний подраздел второго раздела.

Третий раздел. Его содержание рекомендуем раскрывать в форме трёх подразделов. Первый - разработка предложений по совершенствованию проблем, выявленных во втором разделе, в деятельности коммерческого банка. Второй подраздел - разработка программы (проекта) внедрения предложений (затраты, доходы, исполнители, сроки, ответственные и т.п.). Третий подраздел - эффективность от внедрения предложений: экономическая, социальная, управленческая и др.

Например, если во втором разделе анализировалась деятельность банка на валютном рынке, то здесь можно привести предложения по рекомендуемой структуре конверсионных срочных операций, техническое задание на разработку механизма адаптации структуры к изменениям валютного рынка, оценить эффективность предложений. Сложность подобной задачи можно на порядок снизить, если ограничиться условным примером.

Если в соответствии с темой во втором разделе анализировались организационно-управленческие аспекты банковской деятельности, то в данном разделе следует рассмотреть реализацию предложений по организационной структуре, по технологиям расчетно-кассового обслуживания, контрольно-административной деятельности, автоматизации банковских операций, по другим организационно-управленческим формам деятельности банка.

Наибольшее количество вопросов реализации в работе должно быть уделено оперативному управлению вбанке, объекты которого включают: активные операции, пассивные операции, комиссионные операции, планово-экономическая работа, финансово-учетная работа, автоматизация банковских операций, корреспондентские отношения, юридическая деятельность.

Планово-экономическая работа может реализовываться в рациональной ценовой политике банка, в сегментации рынка его финансовых услуг, в стратегическом планировании и грамотном оперативном руководстве банком, в правильном бюджетировании работы банка, в других направлениях.

Работа по расчетно-кассовому обслуживанию может включать совершенствование технологии проведения расчетов, рациональную организацию инкассации денежных средств, автоматизацию банковских расчетов, эксплуатацию различных программных средств по расчетно-кассовой деятельности.

В качестве прогрессивных форм обслуживания клиентов третий раздел может быть посвящен детальной разработке технологии расчетов банка с помощью пластиковых карт (типа "Виза", "Мастер-Кард", "Золотая корона"). Особую актуальность такие формы банковских услуг приобретают при расчетах юридических и физических лиц на автозаправочных станциях, при расчетах за бытовые услуги.

3.2 Примеры структур выпускных работ по специализации "Банковское дело"

Тема 1. Организация процесса кредитования в коммерческом банке

Введение.

1. Теоретические основы механизма кредитования.

1.1. Организационно-экономические основы выдачи и погашения ссуд.

1.2. Анализ кредитоспособности заёмщика.

1.3. Методы кредитования и формы ссудных счетов.

2. Анализ кредитного процесса в ОАО «Банк-Сервис».

2.1. Технико-экономическая характеристика банка.

2.2. Анализ финансовых показателей банка.

2.3. Анализ действующей системы кредитования.

3. Совершенствование организации процесса кредитования ОАО «Банк-Сервис».

3.1. Предложения по совершенствованию организации процесса кредитования.

3.2. Программа внедрения предложений по совершенствованию процесса кредитования.

3.3. Оценка экономической эффективности от внедрения программы.

Заключение.

Список использованных источников.

3.2.2 Тема 2. Ценообразование на банковские услуги в регионе

Введение.

1. Формирование цен на банковские услуги.

1.1. Сущность цены на банковские услуги.

1.2. Анализ действующего механизма формирования цен.

1.3. Исследование ценообразующих факторов на банковские услуги.

2. Анализ эффективности функционирования банков в Калининградском регионе на примере ОАО «Банк-1» и ООО «Банк-2».

2.1. Анализ результатов деятельности банков.

2.2. Анализ тарифов на услуги, оказываемые банками.

2.3. Анализ механизмов ценообразования на банковские услуги.

3. Совершенствование механизма ценообразования на банковские услуги.

3.1. Разработка предложений по совершенствованию механизма ценообразования на банковские услуги.

3.2. Разработка программы внедрения предложений в ОАО «Банк-1».

3.3. Оценка экономической эффективности от внедрения предложений.

Заключение.

Список использованных источников.

Наши рекомендации