Взаимоотношения государственного заказчика с поставщиками.
Работа государственного заказчика с поставщиками имеет два периодныхаспекта:
1) храткосрочный период — текущий аспект управления поставщиками, связанный с заключением и исполнением государственных контрактов. Сюда обычно относят:
а) управленческие действия по организации заключения государственного контракта, в частности:
• подготовку договоров;
• подготовку иной документации;
• организацию необходимых информационных потоков;
• организацию государственных торгов или иных процедур по отбору поставщиков);
212
Разработка программы снабжения государственной организации-заказчика на предстоящий бюджетный год | |
1. | |
поиск потенциальных поставщиков и их информирование | |
,, | |
подготовка договорных условий государственных контрактов | |
, Работа с поставщиками по уже заключенным государственным контрактам |
б) управление собственно отношениями обмена по результатам выбора поставщика, в частности:
• заключение контракта;
• поставку товара;
• оплату товара;
• организацию требуемых информационных потоков.
2) долгосрочный период — это управление поставщиками безотносительно к собственно текущим договорным отношениям. данный управленческий аспект обычно включает:
• формирование отношений государственного заказчика с поставщиками;
• развитие этих отношений;
• прекращение отношений с поставщиками, которые не выполнили условия государственного контракта и перешли в разряд (включены в реестр) недобросовестных поставщиков.
Портфель поставщиков и ведение реестров поставщиков по государственным контрактам. Терм и ы «портфель» сей ч ас довольно часто используется в различных экономических областях, когда требуется агрегировать многие разнохарактерн ые предметы. Вместо термина «портфель» поставщиков можно использовать термин «база» или <реестр» поставщиков.
В данном случае понятие «портфель» поставщиков подразумевает не просто их перечень с каким-то заданным набором показателей (сведений), как это характерно для реестров, а некую «абстрактную» сумму всевозможных отношений государственного заказчика с поставщиками, т.е. в этом случае набор информации, включаемой в такого рода портфель, потенциально ничем не ограничивается.
Портфель поставщиков имеет место как в целом по отношению к государственному заказчику, так и по отношению к группам закупаемых товаров и услуг.
Согласно закону обязательным является ведение реестра недобросовестных поставщиков, которое возложено на государствен н ы й орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти.
Реестр недобросовестных поставiци ков включает сведения:
• об участниках, уклонившихся от заключения государственного контракта;
• о поставщиках, с которыми государственные контракты были расторгнуты в связи с существенным нарушением ими принятых на себя обязательств.
213
данного рода сведения включают пять их типов:
• сведения, идентифицирующие поставщика (наименование, местонахождение и т.п.);
• сведения о способе размещения государственного заказа, в процессе которого участник отклонился от заключения государственного контракта;
• сведения о государственном контракте, от исполнения которого отклонился участник торгов (предмет договора, цена, сроки исполнения);
• причины расторжения государственного контракта и дата расторжен ня;
• дата внесения соответствующих сведений в данный реестр. Сведения заносятся в данный реестр обычно в кратчайшие сроки — согласно закону в среднем в течение трех дней. Перечисленные пять типов сведений хранятся в реестре в течение двух лет со дня их внесения в реестр, а затем исключаются из него.
Информация, содержащаяся в данном реестре, является доступной для всех на официальном сайте Российской федерации без взимания платы.
Управление портфелем поставщиков.Управление портфелем поставщиков, как уже видно из сравнения понятий портфеля и реестра поставщиков, включает не только чисто информационные процессы, т.е. сбор и сведения о поставщиках, но и осуществление необходимых контрактов с поставщиками, когда это необходимо по самой сути государственного логистического процесса. Тем не менее существуют более-менее очевидные правила такого рода управленческого процесса:
1) рационализация количества поставщиков, с которыми государственный заказчик ведет свою закупочную деятельность. Теоретически в процессе государственного торга может участвовать любое число участников-продавцов, но на практике по многим причинам (в том числе и в связи с высокой затратностью сил и времени и проблематичностью правильной и своевременной подготовки всевозможных документов для участия в торгах) круг потенциал ьных участников государственного торга всегда сильно ограничен. Поэтому задача государственного заказчика состоит в поддержании какого-то разумного числа потенциальных поставщиков-участников, т.е., с одной стороны, нежелательности их сокращения ниже какого-то числа, так как тогда конкурентность закупок будет снижаться, а с другой стороны, нежелательности их слишком большого расширения, так как в этом случае:
214
а) затраты самого государственного заказчика на организацию торгов будуг сильно возрастать:
б) будет возрастать и риск неисполнения госконтракта или иных неблагоприятных для заказчика последствий, т.е. будет увеличиваться вероятность заключения контракта с непроверенным поставщиком, который может нанести тот или иной вред государственному заказчику;
2) ведение характеристик поставщиков:
а) ведение портфеля прежних и текущих поставщиков. Наиболее полно характеристики поставщиков могут отслеживаться по тем поставщикам, которые уже участвуют в процессах поставки, т.е. с которыми ранее заключались государственные контракты;
б) ведение портфеля характеристик поставщиков, которые принимали участие в торгах. Иначе говоря, следует сохранять те сведения, которые обязаны подавать все участники государственного торга независимо от того, с кем из них в конечном итоге был заключен государственный контракт. Во-первых, полезность этой информации состоит в том, что она, накапливаясь в пределах нескольких лет, может всегда быть использована в аналитических и «предупредительных» целях. Во-вторых, эта информация может помогать «улучшать» условия государственного контракта для будущих поставок путем включения в него каких-то более рациональных условий из числа тех, которые предлагаются участниками рынка;
в) деление поставщиков по их главным характеристикам прежде всего:
• на поставщиков, пользующихся льготами по закону, и конкурирующих поставщиков;
• поставщиков по типам товаров: поставщики товаров и услуг для текущих нужд, поставщики техники и оборудования, строительные поставщики, поставщики услуг сервиса и обслуживания, запчастей;
• поставщиков, субпоставщиков и поставщиков для субпоставщиков;
3) совершенствование порядка выбора поставщиков по государственному заказу. данный порядок выбора достаточно полно описан в законе о государственных закупках. Но это вовсе не исключает того, что он требует тех или иных усовершенствований с течением времени или в условиях того или иного рынка товаров и услуг для государственной организации;
215
4) установление оперативных связей с поставщиками. Эта связь очевидно необходима при исполнении государственного контракта, но наличие хороших связей необходимо и в том случае, когда возникает необходимость смены поставщика по государственному контракту по тем или иным причинам. В данном ракурсе речь всегда идет о двух типах связей:
• наличие технической связи;
• наличие связей между руководством государственного заказчика и руководством поставщика, данный тип связи имеет, естественно, несколько более важное значение, ибо только такого рода связи гарантируют, что взаимоотношения между заказчиком и поставщиком будут развиваться благоприятно для обеих сторон государственного контракта;
5) поошренае поставщиков. данный элемент процесса управления поставщиками теоретически не вызывает возражений, хотя в практическом плане именно для государственной организации он может быть не всегда легко вьтполним. Поошрение, видимо, должно иметь преимущественно «моральный» или имиджевый характер, лучшей формой которого было бы присвоение отличившемуся поставщику титула «государственный поставщик», «почетный государственный поставщик» и т.п. (рис. 71).
Рис. 71. Составные части процесса управления портфелем поставщиков со стороны
государственного заказчика
Интеграционные процессы в процессе государственных закупок.
В данном случае имеется в виду неразрывная связь государствен-
Рационализация количества поставщиков
Установление оперативных связей с поставщиками
216
Поощрение поставщиков по государственному контракту |
(присвоение статуса государственного поставщик |
НЫХзакупок с процессом создания и производства закупаемого государственным заказчиком товара (услуги).
Суть интеграции в этом случае состоит в том, что, с одной стороны, поставщик самостоятельно ничего не производит, он создает товар соответственно конкретному заказу покупателя, но, с другой стороны, и государственный заказчик не совсем волен в определении своего заказа, ибо имеются многочисленные границы технического и экономического (финансового) порядка, в которые он должен уложиться, а потому даже в процесс выработки проектНЫХ требований по товару он все равно должен советоваться с потенциальными производителями.
В целом интеграционные процессы при государственных закупках возможны на двух этапах:
• на этапе разработки самого закупаемого продукта;
• на этапе производства закупаемого продукта.
Взаимосвязь типа закупаемого товара и типа поставщика.Теоретически закупаем ые товары (работы, услуги) государственный заказчик должен увязать с типами поставщиков, с которыми ему предстоит работать. Данная взаимосвязь может иметь следующий примерный вид:
• 1-й тип закупок: простой поставщик — второстепенные (несущественные) товары и услуги;
• 2-й тип закупок: квалифицированный поставщик — основные товары и услуги;
• З-й тип закупок: интеграционный поставщик — продукция, производимая по предварительному государствен ному заказу.
Данное разделение товаров и поставщиков в процессе государственных закупок основывается на разном порядке размещения государственного заказа.
Первый тип государственных закупок имеет место в двух случаях:
• когда величина государственного заказа ниже границ проведения государственного торга. В этом случае государственная организация выходит на рынок как простой покупатель и покупает нужный ей товар в упрощенном процедурном порядке у известных рыночных поставщиков, минуя конкурсные процедуры выбора поставщика. Здесь качество товара совершенно стандартно («как для всех»), а цена та, что имеется на рынке;
217
• до известного предела данный тип закупок включает и закупки товаров у единственного поставщика, особенно если речь идет о закупках у естественных монополий (вода, газ, электроэнергия и др.). В этом случае закупаемый товар «прост» по определению и столь же «прост» и сам его поставщик, поскольку он всецело находится под контролем государства и связанные с ним риски минимальны по определению.
Второй тип государственных закупок касается основной массы закупаемых товаров и услуг. Это товары, которые, как правило, уже имеются в торговой сети и потому закупаются в текущем порядке без каких-то отсрочек или растягивания на существенные сроки времени исполнения государственных контрактов. Данный тип государствен ных закупок осуществляется на основе проведения государственных торгов государствен ны ми заказчиками.
Третий тип государственных закупок касается только товаров (услуг), которые должны быть произведены по государственному заказу на согласованных условиях по качеству и срокам поставки. Данный тип государственных закупок тоже осуществляется на конкурентной основе, как и второй тип закупок, но его отличие состоит в двух моментах:
1) во-первых, сам процесс закупки такого рода продукции обычно состоит из двух типов конкурсов или, по сути, представляет собой двухэтапный торг:
• конкурс по выбору проекта закупаемого продукта;
• конкурс по выбору производителя (поставщика) продукта, создаваемого на основе отобранного проекта;
2) во-вторых, состав участников данного типа закупок принципиально отличается от состава участников второго типа государственных закупок, так как всегда резко ограничен и по числу таких участников (в этом случае «торговцев» уже практически не бывает, а только непосредственные исполнители), и по стратегическому характеру этих участников (обычно это крупные компании, которые устойчивы к любым рыночным колебаниям) (рис. 72).
Взаимосвязь государственного заказчика с поставщиками через электронные сети.Электронная система Интернет активно используется в процессе государственных закупок в двух направлениях:
• для обмена информацией между государственными заказчиками и поставщиками;
• для размещения государственных заказов (или вообще для закупок товаров) (рис. 73).
218
Тип _________ Тип
закупаемого товара поставщика
закупок
Второстепенный I Простой поставщик 1
товар 1 1
тип_
Товар естественной 14 ‚ Государственная
монополии 1 1 монополия
Торговый ти _________
этапныйтрг__Ч Основные 1 1 Квалифицированный
товары и услуги (отобранный)
поставщик
апн ый торг т как товар
Интеграционный
поставщик
заказываемь
по проекту __________________
Рис. 72. Взаимосвязь типа закупок, типа товара и типа поставщика в государственной
логистике
Рис. 73. Использование Интернета в процессе государственных закупок
В настоящее время с помощью Интернета можно закупать товары, которые удовлетворяют наиболее общие потребности государственных заказчиков, включая всевозможные расходные материалы для электронной техники, многие запасные части и т.п.
Не представляется возможным закупать через Интернет сложное оборудование, многие типы машин, товары, которые требуют своего изготовления, работы, многие услуги.
Важной проблемой интернет-торговли является процесс доставки купленного товара. Покупка осуществляется практически мгновенно, а вот процесс поставки товара может растяги ваться во времени, если продавец находится территориально далеко от покупателя и не имеет складских мощностей в месте нахождения покупателя.
5.4. ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Ценовые особенности государственных закупок:
• замена цены товара на цену государственного контракта;
• определение цены закупаемого государством товара, который отсутствует на рынке.
Цена государственного контракта есть:
• общая стоимость покупки по данному договору;
• сумма бюджетных средств, выделенных по смете на закупку данного рода товаров и услуг.
Специфика цены государственного контракта — это предельная цена в процессе государственных закупок.
Цена государственного контракта подобна цене единичного товара, если предметом этого контракта является единственный товар.
Цена государственного контракта относительно независима от цены единичного товара, если предметом контракта является группа закупаемых товаров.
Цена государственного контракта и цена товара практически совпадают, если предметом контракта является специфический товар (системы вооружений и тп.).
Цена специфически государственного товара есть результат ее согласованного расчета по определенной модели цены контракта.
Основные типы моделей цены специфического товара:
• модель неизменной цены;
• модель затрат;
220
• модель «фиксированные затраты плюс прибыль (вознаграждениеЬ<;
• модель «фактические затраты плюс вознаграждение<;
• другие.
Особенности государственного ценообразования.Процесс ценообразования в государственной логистике имеет специфические особенности, отличные от ценообразования на рынке частных продавцов и покупателей. Эти особенности есть результат того, что государственная организация — представитель государства (государственной собственности) на рынке, но не частный собственник ни денег, ни товаров.
Особенности ценообразования в процессе государственных закупок:
• замена цены покупаемого товара (услуги) на «цену государственного контракта»;
• конструирование самой цены товара.
Первая особенность касается закупок государственными организациями любых товаров и услуг, имеющихся на рынке, так сказать, для всеобщего употребления. В этом случае государственный покупатель абсолютно ничем не отличается от всех остальных рыночных покупателей в том смысле, что он покупает те же товары и услуги, что и они, но в качестве его «субъективной» цены товара выступает уже стоимость всего государстве н ного контракта.
Вторая особенность связана с тем, что государственный покупатель является одновременно специфическим, поскольку ему для исполнения своих функций необходимы не только те же товары, которые нужны обычным людям как покупателям, но и специфические товары, которые не являются товарами для любых других потребителей на рынке, а потому и не производятся в обычном порядке. Это различного рода системы вооружений и связанные с ними иные продукты труда. Условно назовем такие товары «государственными» (рис. 74).