Система показателей, характеризующих финансовое состояние коммерческих и некоммерческих организаций
Система показателей, характеризующих финансовое состояние коммерческих и некоммерческих организаций.
Система финансового анализа - краеугольный камень планирования и управления в любой уважающей себя компании. Классические аналитические процедуры используются наравне с уникальными методиками, разработанными для отдельных отраслей, фирм и под конкретные запросы топ-менеджеров.
Многое из аналитического инструментария современных финансистов пришло из далекого советского прошлого. В условиях контролируемых цен в административно-командной системе анализ рентабельности был несколько оторванным от реальности занятием, но именно он стал первым инструментом, который начали использовать все российские бизнесмены, порой даже не подозревая, как это называется по-научному.
Советские экономисты на промышленных предприятиях всегда занимались анализом затрат и смет. Сегодня этот анализ проводят сотрудники финансовых служб торговых и сервисных компаний. Только сумма расходов сопоставляется не с общей суммой затрат, а с суммой доходов, как это принято во всем мире. Вопрос о том, сколько копеек из каждого рубля, полученного от клиента, бизнес тратит на ключевые виды ресурсов - персонал, сырье, энергию, логистику, маркетинг, - очень быстро выходит на передний план. Объясняется это просто: как только рынок вступает в фазу зрелости, повышается конкуренция, снижается рентабельность продаж, а значит, оптимизация расходной части становится одним из непременных условий выживания и развития бизнеса компании.
Развитие рыночных отношений обусловило повышение роли финансов в целом и отраслевых финансов в частности, в том числе и в торговле. Финансы торговых предприятий стали основным показателем, характеризующим конечные результаты их деятельности. Поэтому забота о финансах является отправным моментом деятельности любого субъекта хозяйствования.
Переход к рыночной экономике потребовал новых подходов к управлению финансами как в целом по стране, так и в торговле. Управление финансовыми потоками на предприятиях предполагает регулярный анализ финансового состояния предприятия и постепенное отслеживание тенденций его изменения как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе.
Среди экономистов нет единой точки зрения по вопросу определения понятия «финансовое состояние».
Существуют мнения, что финансовое состояние предприятия:
· совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов;
· совокупность показателей, отражающих способность предприятия погасить свои долговые обязательства;
· экономическая категория, отражающая финансовые отношения субъекта рынка и его способность финансировать свою деятельность по состоянию на определенную дату;
· характеристика финансовой конкурентоспособности предприятия (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами;
· реальные и потенциальные финансовые возможности фирмы как партнера по бизнесу, объекта инвестирования капитала, налогоплательщика;
· способность финансировать свою деятельность, характеризующаяся обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормальной производственной, коммерческой и других видов деятельности предприятия, целесообразностью и эффективностью их размещения и использования, финансовыми взаимоотношениями с другими субъектами хозяйствования, платежеспособностью и финансовой устойчивостью;
· финансовое состояние предприятия выражается в соотношении структур его активов и пассивов, т. е. средств предприятия и их источников и др.
Изучение литературы по данному вопросу показывает, что в определениях финансового состояния чаще всего упоминаются размещение и использование финансовых ресурсов. Авторы выделяют и такие параметры, как наличие финансовых ресурсов, платежеспособность, конкурентоспособность, устойчивость, взаимоотношения с другими хозяйствующими субъектами, надежность, кредитоспособность, возможности (потенциал) предприятия, мобильность средств и пр.
Обобщая различные трактовки, можно сформулировать следующее определен
60 Особенности решения социальных вопросов в кризисной ситуации в современных российских условиях.
Управление персоналом – часть менеджмента, связанная с людьми и их отношениями внутри предприятия. Оно применимо не только к промышленности или коммерции, но и ко всем сферам занятости и направлено на достижение эффективности и справедливости. Причем одно не может быть без другого, т.к. в организационном процессе участвуют и мужчины и женщины, составляющие кадры предприятия, одновременно побуждая каждого делать все для успеха фирмы, обеспечивая справедливые условия найма.
Управление персоналом как вид деятельности – это управление живым трудом, людьми, наиболее сложным и перспективным, потенциально неисчерпаемым ресурсом предприятия, в решающей степени определяющим эффективность деятельности, конкурентоспособность и выживаемость организации. Специфика этой сферы управления определяется следующими свойствам и персонала: системность как отдельного работника, так и группы, общности. Отсюда наличие и проявление у всех субъектов организации системных свойств
(целостность, автономность, адаптивность, слабая моделируемость и прогнозируемость поведения и т.п.); подверженность влиянию не только производственных условий, но и условий внешней среды и внутренних факторов; вероятностный характер прогнозов поведения, причем вероятность прогноза поведения обычно невелика; любое управленческое воздействие на персонал - это взаимодействие, вызывающее активность, комплекс динамических, физических и психических процессов, как у субъекта воздействия, так и у объекта; несовершенство методов выявления закономерностей поведения; наличие, как правило, значительного, но сложно выявляемого потенциала; решающее влияние, которое деятельность персонала оказывает на результаты организации в целом; сочетание в процессе признаков и объекта и субъекта управления; зависимость поведения и свойств персонала от ситуации и ее субъективной оценки; зависимость результатов деятельности от организации труда работников и коммуникаций; склонность к образованию других систем, например, групп, что ведет к появлению новых факторов поведения, повышению и снижению эффективности труда и еще более усложняет управление; необходимость специальных знаний для управления людьми, причем объем этих знаний и опыта для прогнозирования поведения никогда не будет достаточным: человек меняется всю жизнь, элементы его поведения не всегда известны и выявляемы, их действие зачастую неожиданно. Это же относится и к нашим собственным качествам: мы и сами для себя часто представляет загадку. Многие современные руководители по незнанию упускают те выгоды для предприятия и самого руководителя, которые можно дополнительно получить при умелом использовании всех элементов потенциала работников.