Показатели жилищного строительства и обеспеченности населения жильем в России
1980 г. | 1990 г. | 1995 г. | 2000 г. | |
Жилищный фонд, млн. кв. м Общая площадь жилья на одного жителя, кв. м Ввод в действие жилых домов, млн. кв. м Число семей, стоявших на учете на получение жилья, млн. Число семей, получивших жилье, млн. | 13,4 59,4 ... ... | 16,4 61,7 9,7 1,3 | 18,1 41,0 7,7 0,7 | 19,3 30,3 5,4 0,3 |
Источник: Российский статистический ежегодник. 2001. М.: Госкомстат России, 2001. С. 200, 202, 439.
Государство сохранило обязательства по отношению к лицам, включенным органами власти и местного самоуправления в очередь на улучшение жилищных условий. Но в качестве приоритетной формы государственного финансирования жилищного строительства стало рассматриваться предоставление безвозмездных субсидий гражданам на приобретение жилья. Субсидии выделяются в зависимости от уровня семейных доходов и степени нуждаемости в улучшении жилищных условий. За последнее десятилетие общее число очередников сократилось с 9,7 млн. в 1990 г. до 5,4 млн. в 2000 г. Правда, частично это сокращение произошло за счет упразднения очередей на предприятиях, передавших свой жилищный фонд в муниципальную собственность. Вследствие сокращения объемов нового строительства темпы продвижения очереди уменьшились. За указанный период доля семей-очередников, ежегодно получающих жилье, в общем числе семей, стоящих в очереди, снизилась с 13 до 4%.
Проблема необеспеченности населения жильем, отвечающим существующим представлениям о нормальных жилищных условиях, стоит весьма остро. В общих квартирах в 1998 г. проживало 4 млн. человек, в общежитиях – 5,8 млн. В 2000 г. 14% жилья в городах не имело водопровода, 16% – канализации, 25% – горячего водоснабжения; 2% жилья было признано ветхим или аварийным и требующим сноса. Число семей, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий, составляло в 2000 г. 11 % общего количества семей.
В мае 1997 г. указом президента России была принята Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации (далее – Концепция). Она предусматривала осуществление в течение семи лет перехода от бюджетного финансирования организаций, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, к оплате этих услуг потребителями в полном объеме при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных семей. Устранение ситуации наличия двух плательщиков за жилищно-коммунальные услуги (государство и население) и превращение потребителя жилищно-коммунальных услуг в единственного субъекта, осуществляющего оплату предоставляемых ему услуг, рассматривалось как необходимое средство развития конкуренции поставщиков услуг в жилищном хозяйстве и в конечном счете повышения его эффективности.
Была введена система федеральных стандартов перехода к новому порядку оплаты жилья и коммунальных услуг:
1) федеральный стандарт социальной нормы площади жилья. Этот стандарт составляет 18 кв. м общей площади жилья на одного члена семьи из трех и более человек, 42 кв. м – на семью из двух человек и 33 кв. м – на одиноко проживающего человека;
2) федеральный стандарт уровня платежей граждан. Этот стандарт определяется в процентах от стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг (содержание и ремонт жилья, включая капитальный, теплоснабжение, водоснабжение, канализация, газоснабжение, электроснабжение) в среднем по всем видам этих услуг. На 1997 г. указанный стандарт был установлен в размере 35%, на 2000 г. - 70%, на 2003 г. -100%;
3) федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе. Этот стандарт рассчитывается исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг. На 1997 г. указанный стандарт составлял 16%, на 2000 г. - 20%, на 2003 г. – 25%;
4) федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья в месяц, устанавливаемый дифференцированно по регионам России с учетом инфляции.
Одновременно была создана система предоставления субсидий гражданам с низкими доходами для оплаты жилищно-коммунальных услуг в пределах социальной нормы жилья и норматива потребляемых коммунальных услуг. В 1999 г. такие субсидии получали 2,5 млн. человек. Кроме того был введен институт государственного и муниципального жилищного фонда социального использования. Это жилье предоставляется по договору социального найма гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Размеры платы за жилье, предоставленное по договору социального найма, ниже, чем в обычном случае найма государственного и муниципального жилья.
Доля населения в возмещении расходов на жилищно-коммунальные услуги стала расти, но не такими быстрыми темпами, как предусматривалось Концепцией. В 1999 г. эта доля составила 56%, в том числе по оплате жилья – 31%, коммунальных услуг – 60%. Доля расходов на жилищно-коммунальные услуги в доходах населения составила в 2000 г. 4,6%.
Важнейшим направлением проводимой реформы является разделение покупателей и поставщиков жилищно-эксплуатационных услуг и создание конкурентной среды в обслуживании жилищного фонда. Происходит организационное разделение заказчиков и подрядчиков. Создаются муниципальные службы заказчика и товарищества собственников жилья. Последние представляют собой объединения собственников жилья (товарищества) в границах единого комплекса недвижимого имущества (кондоминиума). На службы заказчика возлагается ответственность за формирование муниципального заказа на обслуживание объектов жилищного фонда. В тех домах, где жильцы создали товарищество собственников жилья, оно выступает в роли заказчика услуг по эксплуатации этих домов. Выполнение заказа осуществляется на основе договоров, заключаемых с жилищно-эксплуатационными и ремонтными организациями, которые обеспечивают работы по техническому и санитарному содержанию жилья, его ремонту и модернизации. Службы заказчика и товарищества собственников жилья вправе заключать договоры с организациями любой формы собственности. Общее количество организаций, предоставляющих жилищно-эксплуатационные и коммунальные услуги, в 1999 г. превысило 52 тыс. Жилая площадь, обслуживание которой производится организациями, отобранными на конкурсной основе, составляла в 1999 г. уже 20% общего объема жилой площади, обслуживаемой на договорной основе. Проведение конкурсов на выполнение заказов услуг по эксплуатации жилья сопровождалось снижением стоимости услуг до 15–20%.
Вместе с тем имеются значительные трудности во внедрении рыночных отношений в жилищное хозяйство. Медленно идет процесс создания товариществ собственников жилья: в 1999 г. их было всего лишь 3200. Владельцы квартир не проявляют инициативы в их создании, расценивая издержки по организации коллективных действий как слишком высокие, а большинство местных органов власти не приветствует создание таких товариществ. Службы заказчика жилищно-коммунальных услуг сформировались как бюджетные учреждения с закрепленными объектами жилищного фонда. Они не выступают в роли субъектов, предоставляющих услуги владельцам жилья по управлению жилищным фондом и конкурирующих друг с другом за право обслуживания домов.
Незначительна конкуренция и между поставщиками жилищно-эксплуатационных услуг. Муниципальные службы заказчика предпочитают заключать договоры со "своими" муниципальными жилищно-эксплуатационными организациями, с которыми их объединяют развитые сети неформальных социальных связей. Финансовые потоки непрозрачны, а конкурсы нередко имитируются. Победителями конкурсов, в полном соответствии с правилами их проведения, становятся организации, предложившие выполнить заказ за наименьшую сумму. Но при этом отсутствуют механизмы достоверного определения потребности в расходах на обслуживание разнородных объектов жилищного фонда. Предложенная победителем сумма оказывается слабо увязанной с необходимыми затратами на выполнение всех требуемых видов работ. Фактические объемы работ и распределение средств становятся предметом неформальных договоренностей между руководителями местных органов власти, службы заказчика и жилищно-эксплуатационного предприятия. Таким образом, социальные сети и клановые отношения трансформируют внедряемые механизмы финансирования жилищного хозяйства.