Показатели финансовых результатов предприятий
Содержание
С.
Глава 1. Теоретическая часть: Статистика финансов предприятия. 3
1.1. Показатели финансовых результатов предприятий. 3
1.2. Показатели финансовой устойчивости предприятий. 8
Глава 2. Практическая часть. 122
2.1. Выборочное наблюдение. 12
2.2. Группировка. 14
2.3. Построение ряда динамики. 18
2.4. Характеристика используемых статистических показателей. 18
2.5. Расчет структурных средних величин, абсолютных и относительных показателей вариации. 222
2.6. Расчет ошибки выборки. 26
Список литературы.. 31
1. Теоретическая часть: Статистика финансов предприятия
Показатели финансовых результатов предприятий
Финансовая деятельность предприятий всех видов, в том числе и малых, характеризуется рядом важных показателей.
Финансовые ресурсы — это денежные средства предприятия (собственные и привлеченные), находящиеся в его распоряжении и предназначенные для выполнения финансовых обязательств и осуществления затрат для производства.
Ключевым показателем финансового состояния предприятия, характеризующим конечные результаты торгово-производственного процесса, является прибыль в форме денежных накоплений, представляющих собой разность между доходами от деятельности предприятия и расходами на ее осуществление. Прибыль — один из основных источников доходов федерального и местного бюджетов, основная цель предпринимательской деятельности. При стабильных ценах динамика прибыли отражает изменение эффективности производства. От размера полученной прибыли зависит финансовое положение предприятия, возможность формирования фондов развития производства и социальной защиты, материального поощрения работников.
Прибылью характеризуется абсолютный эффект, или конечный результат хозяйственной деятельности предприятий всех видов. При этом используется система показателей прибыли (убытка), существенно различающихся по величине, экономическому содержанию, функциональному назначению. Базой для всех расчетов служит балансовая прибыль — основной финансовый показатель производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Для целей налогообложения определяется расчетный показатель валовая прибыль, а на его основе — прибыль, облагаемая налогом, т. е. облагаемая прибыль. Остающаяся в распоряжении предприятия после внесения налогов и других платежей в бюджет часть балансовой прибыли называется чистой прибылью предприятия.
Балансовая прибыль (убыток) — конечный результат деятельности предприятия, отражаемая в балансе предприятия и на счетах бухгалтерского учета. Она рассчитывается суммированием прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг), иных материальных ценностей и доходов (расходов) от внереализационных операций:
Пб = Пр +Ппр +Пвнер.
где Пб — балансовая прибыль (убыток);
Пр — прибыль от реализации продукции (работ и услуг);
Ппр — прибыль от прочей реализации, включающей реализацию основных фондов и другого имущества, нематериальных активов, ценных бумаг и т.п.;
Пвнер - прибыль (доход) от внереализационных операций (сдача имущества в аренду, долевое участие в деятельности других предприятий и др.).
Здесь вполне возможен как положительный результат (+), так и отрицательный (—) даже при благоприятных итогах работы.
Основная, преобладающая часть балансовой прибыли, — это прибыль от реализации готовой продукции, сдачи заказчиком выполненных работ и услуг.
На основе балансовой прибыли определяется валовая прибыль. Валовая прибыль в отличие от балансовой не отражается в балансе предприятия и на счетах бухгалтерского учета. Это расчетный показатель, специально определяемый для целей налогообложения.
Чистая прибыль представляет разность между балансовой прибылью и сумой платежей в бюджет из прибыли.
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции по оптовым ценам предприятия (за вычетом налога на добавленную стоимость и акцизов) и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции:
Пр =р*q - Z
где р — цена единицы продукции;
Z — затраты на производство единицы продукции;
q — объем продукции.
Прибыль от реализации основных фондов и иного имущества предприятия определяется как разница между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции. Поскольку индекс инфляции официально не установлен, указанный порядок расчета не применяется, и прибыль от реализации основных фондов определяется как разница между продажной и остаточной стоимостью. При этом первоначальная стоимость имущества не применяется к основным фондам, нематериальным активам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам.
Соотношение между бухгалтерской прибылью и чистой экономической прибылью выглядит следующим образом:
Чистая экономическая = Бухгалтерская Неявные
Прибыль прибыль - издержки
Если издержки превосходят доход, то фирма несет убытки. Ситуация, когда доход равен издержкам (экономическая прибыль равна нулю), вполне удовлетворительна для фирмы, поскольку все ресурсы приносят выгоду, по крайней мере, не меньшую, чем они бы приносили, если бы их использовали наилучшим альтернативным путем.
Показатели прибыли характеризуют абсолютный финансовый эффект хозяйственной деятельности предприятия. Для объективной оценки конечных результатов деятельности предприятия, возможности сравнительного анализа определяется относительный размер прибыли, который принято называть рентабельностью или прибыльностью.
Различают три показателя рентабельности: общая рентабельность предприятия, рентабельность реализованной продукции, рентабельность капитала.
Общая рентабельность предприятия определяется по формуле:
где П – сумма прибыли; ОСср - среднегодовая стоимость основных средств; ОбСср – средние за год остатки оборотных средств.
Показатель рентабельности предприятия характеризует размер прибыли на один рубль стоимости производственных фондов (основных и оборотных средств).
Если исчисленное значение R больше единицы, предприятие считается рентабельным, если меньше — убыточным, если равно единице — безубыточным.
Повышению рентабельности предприятия способствует увеличение прибыли на основе роста производства и реализации продукции, снижения ее себестоимости, лучшего использования машин и оборудования, экономного расходования сырья и материалов, предупреждения неоправданных расходов, сокращения потерь и простоев, повышения производительности труда.
Рентабельность реализованной продукции детализирует общий показатель рентабельности и рассчитывается как отношение прибыли (Пр), полученной от реализации продукции (работ, услуг), к затратам на ее производство:
где Ц - цена единицы продукции; С - себестоимость единицы продукции.
Уровень рентабельности продукции (работ, услуг) показывает прирост средств, которые получены в изучаемом периоде в результате эффективности текущих затрат: зависит от цен на сырье, качества продукции, производительности труда, материальных и других затрат на производство.
Средний уровень рентабельности продукции можно представить как сумму произведений рентабельности отдельных видов продукции и структуры затрат на реализованную продукцию:
r = rt *dj
где rt — уровень рентабельности отдельных видов продукции; dj — удельный вес затрат на производство и реализацию отдельного вида продукции.
Использование индексного метода анализа позволяет определить меру влияния каждого фактора на изменение суммы прибыли. Абсолютный прирост суммы прибыли в текущем периоде по сравнению с базисным (∆Пр ) обусловлен:
изменением общей рентабельности предприятия:
∆Пр (R) = (R1 - R0)Z0
изменением суммы затрат:
∆Пр (Z) = (Z1 — Z0)R1 ,
где R1,R0 — общая рентабельность предприятия в отчетном и базисном периодах соответственно;
Z1, Z0 — выраженные в денежной форме текущие затраты на производство и реализацию продукции (себестоимость) в отчетном и базисном периодах соответственно.
∆Пр = ∆Пр (R) + ∆Пр (Z)
Рентабельность капитала характеризует деловую активность предприятия в финансовом отношении и измеряется посредством показателя общей оборачиваемости (возврата) капитала:
Рен. Кап. = В / К
где В — выручка от реализации продукции (работ, услуг);
К — капитал предприятия (основной капитал, материальные оборотные средства, нематериальные активы, фонды обращения).
Общая оборачиваемость капитала может увеличиваться в результате не только ускорения кругооборота имущества предприятия, но и относительного уменьшения капитала в анализируемом периоде, роста цен из-за инфляции.
Нормальным значением для этого коэффициента считается 1:1.