Является ли перечень пп. 38 п. 1 ст. 264 НК РФ исчерпывающим?

В Налоговом кодексе РФ не указано, является ли перечень целей социальной защиты инвалидов, расходы на которые учитываются при определении налоговой базы по прибыли, закрытым.

По данному вопросу есть две точки зрения.

Официальной позиции нет.

Есть примеры судебных решений, в которых указано, что перечень, указанный в пп. 38 п. 1 ст. 264 НК РФ, не ограничивает включение в расходы других затрат, определенных Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

В то же время некоторые авторы считают, что перечень пп. 38 п. 1 ст. 264 НК РФ является закрытым.

Подробнее см. документы

Позиция 1. Перечень пп. 38 п. 1 ст. 264 НК РФ является открытым

Постановление ФАС Поволжского округа от 19.07.2007 по делу N А55-15098/06

Суд указал следующее: перечень, указанный в пп. 38 п. 1 ст. 264 НК РФ, не ограничивает налогоплательщика при осуществлении своей деятельности руководствоваться целями и задачами, определенными его уставом и Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ст. 17 которого определено, что к социальной защите инвалидов относится также и обеспечение инвалидов жилой площадью.

Постановление ФАС Поволжского округа от 25.10.2005 N А57-11116/04-28

Суд отметил, что налогоплательщик учел расходы, связанные с организацией благотворительных обедов и проведением праздников, правомерно на основании пп. 38 п. 1 ст. 264 НК РФ, поскольку данные мероприятия направлены на улучшение материального благосостояния инвалидов, способствуют общению инвалидов и их социальной адаптации. При этом суд учел, что в соответствии с уставом налогоплательщика целями создания организации является защита прав и законных интересов инвалидов.

Позиция 2. Перечень пп. 38 п. 1 ст. 264 НК РФ является закрытым

Книга: Налог на прибыль организаций. Комментарий (постатейный) к главе 25 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 144-ФЗ) (Мурзин В.Е., Писцов Г.И., Рабинович А.М., Романова М.В., Шарова С.В.) ("Издательско-консультационная компания "Статус-Кво 97", 2006)

Авторы отмечают, что целями социальной защиты инвалидов признаются только те, которые перечислены в пп. 38 п. 1 ст. 264 НК РФ. Этот перечень является закрытым.

ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Зависит ли признание расходов на межевание, топографию, инвентаризацию и т.п. от наличия у налогоплательщика свидетельства о праве собственности на земельный участок (пп. 40 п. 1 ст. 264 НК РФ)?

Согласно пп. 40 п. 1 ст. 264 НК РФ расходом признаются платежи за регистрацию прав на недвижимость и землю, сделок с указанными объектами, платежи за предоставление информации о зарегистрированных правах, оплата услуг уполномоченных органов и специализированных организаций по оценке имущества, изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости.

Официальная позиция заключается в том, что затраты на оплату подготовительных работ по приобретению земельного участка (межевания, топографической съемки, получения заключения и разрешения специализированных органов и организаций) учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Есть судебные решения и работа автора, согласно которым указанные расходы признаются и без свидетельства о праве собственности на земельный участок.

Подробнее см. документы

Письмо Минфина России от 15.01.2008 N 03-03-06/2/242

Финансовое ведомство разъясняет, что если подготовительные работы по приобретению земельного участка (межевание, топографическая съемка, получение заключения и разрешения специализированных органов и организаций) произведены в одном периоде, а участок приобретен и оформлен в собственность в другом, то такие расходы учитываются в периоде оплаты таких работ.

Постановление ФАС Московского округа от 14.10.2010 N КА-А41/12363-10 по делу N А41-4774/10

Суд пришел к выводу, что затраты на выполнение работ по топографо-геодезической съемке земельного участка понесены в связи с переходом права собственности на имущественный комплекс и не связаны непосредственно с оформлением прав на земельный участок.

Постановление ФАС Московского округа от 29.03.2007, 05.04.2007 N КА-А41/1914-07 по делу N А41-К2-4509/06

Суд указал, что в соответствии со пп. 40 п. 1 ст. 264 НК РФ оплата услуг по определению границ земельного участка включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией. При этом данная статья не связывает признание расходов по межеванию с наличием свидетельства о праве собственности на земельный участок.

Аналогичные выводы содержит...

Обзор: Новые документы для бухгалтера. Выпуск от 27.06.2007

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 03.03.2009 по делу N А32-23949/2007-45/119

Суд указал, что налогоплательщик правомерно учел в расходах затраты на инвентаризацию земельного участка, на котором расположены принадлежащие ему на праве оперативного управления объекты недвижимости.

Наши рекомендации