Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий

1. Фирменное наименование - средство индивидуализации юридического лица (коммерческой организации).

Исключительное право возникает в момент регистрации в налоговом органе. Исключается в момент исключения из госреестра.

1. ЮЛ - одно наименование.

2 части: организационо-правовой структуры и произвольной части.

Фирменное наименование и товарный знак выполняют одинаковую функцию: реклама, гарантия качества.

Но фирменное наименование нельзя передавать по договору.

2. Товарный знак, знак обслуживания (в правовом плане они равны).

Исключительное право на товарный знак возникает в результате государственной регистрации - подаётся заявка самостоятельно или через патентного поверенного.

Право на подачу заявки принадлежит ФЛ или ЮЛ лицу.

Охранный документ - свидетельство. Действует 10 лет с правом бесконечного продления.

Организация может иметь несколько товарных знаков. Стоимость товарного знака оценивается как двойной товарооборот.

С помощью товарного знака можно охранять объекты авторского прав, смежных прав, доменное имя в сети интернет. Обладатель товарного знака проставлять знак R в кружочке.

ВИДЫ: словесный изобразительный комбинированный

Свидетельство на товарный знак выдаётся, если заявленное обозначение является новым в отношении данного класса товаров.

ВОИС разработал МКТУ (международная классификация товаров и услуг).

Правообладатель ОБЯЗАН использовать ТЗ. Конкурент после 3 лет вправе требовать через палату по патентным спорам аннулирования ТЗ.

РАСПОРЯЖЕНИЕ ТЗ.

ТЗ может быть передан на основании:

- договора об отчуждении

- лицензионного договора: простая исключительная лицензия.

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТОВАРНЫЙ ЗНАК - обозначение, которое используется несколькими ЮЛ, добровольно объединившимися в едиными качественными характеристиками.

ОБЩЕИЗВЕСТНЫЙ ТОВАРНЫЙ ЗНАК - обозначение как уже зарегистриованное так и не зарегистрированное. Решение принимает Роспатент на основании ходатайства заявителя, в которому прикладывается обоснование, что данное обозначение широко известно среди покупателей данного вида.

Действует бессрочно в отношении всех 45 классов.

3. НАИМЕНОВАНИЕ МЕСТА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА,

Мадридское соглашение о пресечении ложных и вводящих в заблуждение наименований на товарах"

НМПТ современное или историческое, географическое, наименование места, в которой производится товар, особые свойства которого определяются природными условиями или людскими качествами.

Принадлежит всем ФЛ или ЮЛ производящим товар в данной местности с едиными качественными характеристиками.

Не охраняется в качестве наименования места обозначение, которое широко использовалось за пределами данной местности (ярославский сыр).

Исключительное право на наименование места возникает в результате гос. регистрации - подаётся заявка в Роспатент, охранный документ - свидетельство. 10 лет с правом бесконечного продления.

Незаконное использование средств индивидуализации - товарного знака, наименования места - контрафакция.

Содержание исключительного права на все средства индивидуализации:

- использовать на товарах, этикетках, упаковках, в рекламе, на бланках документов (в доменном имени) товарный знак.

Наименование места нельзя передать по лицензионному договору.

КОММЕРЧЕСКОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ - СИ предприятия ЮЛ. 1 Юл - 1 КО. Юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий

Не подлежат обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.

Можно передать по договору коммерческой концессии.

Действие – по всей территории РФ.

Договоры по передаче прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий. Договор коммерческой концессии.

ДОГОВОР ОБ ОТЧУЖДЕНИИ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ПРАВА.

Правообладатель передает пользователю все исключительные права на весь срок действия. Договор об отчуждении мб как возмездным, так и безвозмездным.

ЛИЦЕНЗИОННЫЙ ДОГОВОР

по лицензионному договору ( в отличие от договора об отчуждении, лицензиар (продавец) передаёт лицензиату (покупателю) конкретный способ использования произведения на конкретный срок, на конкретной территории.

На одно произведение может быть заключено несколько лицензионных договоров. Лицензионные договоры бывают 3 видов:

1. Исключительная лицензия - лицензиар передаёт права только 1 лицу.

В отличие от договора об отчуждении у правообладателя сохраняются права.

2. Неисключительная лицензия - автор передаёт исключительное право (конкрентое использование) нескольким лицам. (конкуренция! автору выгодно, лицензиату нет).

При выборе формы лицензионного договора действует принцип свободы договора.

3. Обёрточная лицензия - опыт США при продаже программного продукта. Для его распространения нужно заключить лицензионный договор. На практике это сложно "обёрточная" лицензия. По упаковку вкладывается лицензионный договор в котором указывается обладатель исключительных прав и запрещается тиражирование продукта. Покупая программу и вскрывая упаковку, покупатель тем самым выражает своё согласие с условиями приобретения программы.

Лицензионный договор и договор об отчуждении заключается на готовое произведение. Если произведение надо создать то с ним заключается договор авторского заказа (ДАЗ)

ДОГОВОР АВТОРСКГО ЗАКАЗА В приложении он должен содержать условия, требования к создаваемому произведению. Мб предусмотрен аванс автору. Основным условие ДАЗ является срок, в течение которого произведение должно быть создано. Если срок не указан - договор считает незаключенным. По уважительной причине срок мб увеличен на 1/4 или расторгнут заказчиком.

В ДАЗ следует предусмотреть отчуждение исключительного права заказчику.

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОГОВОР. В договоре с издательством дб предусмотрен срок, в течение которого произведение будет опубликовано. Если срок не указан, договор ничтожен. При распоряжении исключительным правом на произведение, договор составляется исходя из принципа свободы договора. Но каждая организация может разработать свой вариант договора.

КОММЕРЧЕСКАЯ КОЦЕССИЯ (франчайзинг)— предприниматель включается в систему деловой активности, которую образовал другой предприниматель.

3 группы отношений:

· промышленная коммерческая концессия, предусматривающая производство товаров

· сбытовая коммерческая концессия, предусматривающая продажу товаров

· коммерческая концессия на обслуживание, которая предусматривает оказание услуг.

По договору, 1 сторона — правообладатель обязуется предоставить другой стороне — пользователю за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав.

Предмет: комплекс исключительных прав:

- исключительное право на товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение, ноу-хау (секреты производства), патенты на изобретения, промышленные образцы, деловая репутация и коммерчески опыт.

Стороны договора: исключительно предприниматели.

Является долгосрочным.

Заключаемые франчайзером договоры со всеми пользователями — одинаковые условия. Обычно в договоре предусматривается условие о содействии пользователю в приобретении оборудования, стандартизированной мебели, рекламных средств, что существенно снижает затраты пользователя.

Форма — письменная. Подлежит гос регитрации в Федеральной службе по интеллектуальной собственности.

Подлежит также госрегистрации изменение и расторжение договора.

Срок – несущественное условие. У пользователя есть преимущественное право на заключение Д на новый срок. (3 года не заключать договор)

Пользователь должен поддерживать деловую репутацию, поэтому в договоре всегда право контроливать пользователя. Несоблюдение установленных требование может повлечь прекращение договрных отношений.

Плата : первый взнос и обычно % от суммы продаж товара.

Согласно ГК, вознаграждение может выплачиваться пользователем в форме фиксированных разовых платежей или периодических платежей, в форме отчислений от выручки, наценки на оптовую цену или иной формой.

Величина вознаграждения может быть уменьшена, например, если изменено коммерческое обозначение, истёк срок действия исключительного права, или право прекратилось.

По общему правилу, субконцессии нет, но договором мб предусмотрена обязанность пользователя предоставить право пользования определёнными правами.

Ответственность: правообладатель несёт субсидиарную ответственность по предъявленным требования, связанными с недостатками товаров, работ или услуг.

Прекращение:

- Если срок не определён – любая из сторон вправе отказаться, уведомив другую сторону за 6 месяцев.

- В случае банкротства

- при прекращении исключительных прав.

Применяются общие положения о лицензионных договорах.

Наши рекомендации