Бюджетная система и бюджетное устройство
Бюджетная система У- совокупность гос и местных бюджетов, построенная с учетом экономич отношений гос и админ территор устройств, урегулированная нормами права. Принципы построения системы: единство, сбалансированность (доходы соотв расходам); самостоятельность, полноты, обоснованность, эффективность (все участники должны стремитьься достичь цели, потратив минимум бюдж средств), целевое использование бюджетных средств, справедливость, публичность, прозрачность, ответственность участников бюджетного процесса. Составные части бюджета: общий фонд (содержит доходы, за исключением тех, кот зачисляются в спец фонд, расходы за счет поступлений в общий фонд, т.е. за счет этого этого фонда финансирование гос-ва и тер.громад); специальный (содержит бюджетное назначение за счет конкретно- определ источников поступления (грамоты, подарки на конкр цену) – речь идет о предметно-целевом опред. бюджетн средств).
34 .. Бюджетная классификация - единое систематизированное группирование доходов, расходов (в том числе кредитование за вычетом погашения) и финансирования бюджета по признакам экономической сущности, функциональной деятельности, организационного устройства и
другим признакам в соответствии с законодательством Украины и международными стандартами. Бюджетная классификация используется на всех стадиях бюджетного процесса, в ходе составления, рассмотрения, утверждения бюджетов всех уровней и их выполнения. На основе бюджетной классификации осуществляется бюджетное планирование и составление отчетности о выполнении бюджета. Она играет важную организационную и юридическую роль в осуществлении контроля за финансовой деятельностью субъектов бюджетного процесса. Организационная роль бюджетной классификации заключается в следующем:
а) дает возможность сравнивать показатели Государственного бюджета и местных бюджетов;
б) создает условия для рассмотрения бюджетов всех уровней и их экономического анализа;
в) облегчает осуществление контроля за исполнением бюджета, своевременностью и полнотой поступления средств и их использованием по целевому назначению;
г) упрощает возможности синтетического и аналитического учета доходов и расходов в бюджетных учреждениях.
1. Бюджетная классификация Украины применяется для осуществления контроля за финансовой деятельностью органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, других распорядителей бюджетных средств, проведения необходимого анализа в разрезе доходов, а также организационных, функциональных и экономических категорий расходов, обеспечения общегосударственной и международной сравнимости бюджетных показателей. 2. С целью достижения целостности бюджетных категорий доходов и расходов и для обеспечения взаимосвязи между функциональными назначениями и экономическим характером расходов бюджета Министр финансов Украины утверждает бюджетную классификацию, а также изменения к ней и информирует об этом в обязательном порядке Верховную Раду Украины. 3. Бюджетная классификация имеет следующие составные части: 1) классификация доходов бюджета; 2) классификация расходов (в том числе кредитование за вычетом погашения) бюджета; 3) классификация финансирования бюджета, 4) классификация долга.
35. Державний бюджет України: його доходи та видатки.
Государственный бюджет Украины - важная составляющая государственных финансов. За счет государственного бюджета осуществляется аккумуляция финансовых ресурсов и их использование для выполнения функций государства, которые заложены в Конституции Украины и других нормативно-правовых и законодательных актах. Государственные расходы - это часть финансовых отношений, обусловленная использованием централизованных и децентрализованных доходов государства. Состоят государственные расходы из прямых расходов государства, осуществляемых через систему бюджетных и внебюджетных фондов, и расходов государственных предприятий, организаций, учреждений. Так, расходы государственного бюджета - это лишь часть государственных расходов.
Доходы и расходы бюджета - это объективные категории, каждая из которых имеет специфическое общественное назначение: доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы - удовлетворяют общегосударственные нужды. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования бюджетного фонда краини.Видаткы бюджета - это экономические отношения, возникающие по поводу распределения средств бюджетного фонда государства.
Формой проявления этих отношений являются конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с количественной и качественной стороны. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, а количественная - их величину.Капитальни расходы, связанные с инвестированием бюджетных средств в основные фонды и нематериальные активы, с созданием государственных запасов и резервов.
36. Поняття програмно-цільового методу в бюджетному праві.
Программно-целевые методы - это методы планирования, программирования и эффективной организации процесса решения проблем и достижения целей. Они предусматривают последовательный переход от выявления проблем, потребностей и целей к определению процесса их реализации, его технологической насыщенности и, соответственно, ресурсных запросов. Наибольший эффект они обеспечивают в рамках стратегического планирования - при наличии комплексных, взаимоувязанных целей и процессов, жестких ресурсных ограничений, когда традиционные планово-координационные методы не срабатывают. Программно-целевой метод в бюджетном процессе - это система планирования и управления бюджетными средствами в среднесрочной перспективе, ориентированной на взаимосвязь между уровнем финансирования каждой отдельной программы и ожидаемыми результатами от реализации.
Программно-целевой метод предусматривает, что любые бюджетные расходы должны быть направлены на цели, соответствующие средне-или долгосрочной стратегии развития территориальной общины или страны в целом. Он является инструментом, который обеспечивает планирование бюджета на средне срочную перспективу и переход от контроля за целевым использованием бюджетных средств в сочетание контроля за фактическими результатами от предоставления гражданам бюджетных услуг.
37.Місцеві бюджети: види, склад доходів і видатків. К местным бюджетам относятся бюджет Автономной Республики Крым, областные, районные бюджеты, бюджеты органов в городах и бюджеты местного самоуправления (статьи 2, 5). Местные бюджеты могут состоять из общего и специального фонда, деление на которые в случае необходимости определяется законом о Государственном бюджете Украины. В состав расходов общего фонда местного бюджета входит резервный фонд, средства которого выделяются на основании решения местных государственных администраций, исполнительными органами местного самоуправления. В специальный фонд местного бюджета входит бюджет развития, детализация поступлений и расходов которого осуществляется в ст. 71 Бюджетного ко-декса. Расходы местных бюджетов, имея общие принципы регулирования, дифференцируются в зависимости от типа местного бюджета. Расходы местных бюджетов в соответствии с ч. 7 ст. 64 делятся на две части:
а) расходы, связанные с выполнением делегированных законом полномочий органов исполнительной власти. Они определяются функциями государства и передаются на места для исполнения с соответствующей детализацией. Эти расходы учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов, регулируются государством, и обеспечивает их выполнение соответствующими ресурсами;
б) расходы, связанные с выполнением собственных полномочий местного самоуправления, направляемых на реализацию полномочий местных органов и учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов.
38. Сутність та методи бюджетного регулювання
Бюджетное регулирование можно определить как предоставление средств из общегосударственных источников, закрепленных за бюджетом высших уровней, бюджетам нижестоящих уровней с целью сбалансирования их на уровне, необходимом для осуществления соответствующих полномочий, выполнение планов экономического и социального развития на определенной территории. Причем разграничение доходов в процессе бюджетного регулирования осуществляется с учетом определенных факторов, а именно экономического, социального и экологического состояния соответствующих территорий страны. В процессе бюджетного регулирования применяются следующие методы: процентные отчисления от территориальных поступлений общегосударственных налогов и сборов по нормативам, устанавливаемым ежегодно советом высшего уровня, дотации, субвенции, субсидии, которые сегодня можно определить одним словом - трансферты. их перечень и размеры определяются в каждом году отдельно в законе о Государственном бюджете Украины и решении о местном бюджете на текущий рик.Субвенция - это форма финансовой помощи государства местным органам, которая предоставляется с целью обеспечения ими реализации конкретных мероприятий или программ при долевого финансирования. Субсидия - форма финансовой помощи, предоставляемой государством, юридическим лицом или частным лицом, другим лицам (юридическим или физическим), а также другим государствам и имеет конкретный целевой характер.
39. Бюджетний цикл та бюджетний період. Бюджетный период - срок, в течение которого действует принятый бюджет. Согласно статье Бюджетного кодекса Украины бюджетный период для всех бюджетов, составляющих бюджетную систему Украины, составляет один календарный год, начинающийся 1 января каждого года и заканчивается 31 декабря того же года. Непринятие Верховной Радой Украины закона о Государственном бюджете Украины к 1 января соответствующего года не является основанием для установления другого бюджетного периода. Согласно Конституции Украины бюджетный период для Государственного бюджета Украины при особых обстоятельствах может быть другим, чем календарный год. Особыми обстоятельствами, при которых Государственный бюджет Украины может быть утвержден на другой, чем календарный год, бюджетный период, являются:
-Введение военного положения;
-Объявления чрезвычайного положения в Украине; В случае утверждения Государственного бюджета Украины на другой, чем календарный год, бюджетный период местные бюджеты должны быть утверждены на такой же период. Бюджетный цикл - это цикл, Который представляет собой совокупность действий субъектов бюджетирования по составлению финансового плана, оперативному анализу и контролю его исполнения, а также по пересмотру и корректировке отдельных бюджетных статей. Бюджетный цикл можно подразделить на два основных этапа. Это этап подготовки к процессу бюджетирования и непосредственно сам этап бюджетирования.