Новые технологии, применяемые в торговых системах
Успешный бизнес всё больше зависит от систем автоматизации. Тенденцию эту диктуют и необходимость уменьшения роли «человеческого фактора», и кадровый дефицит, и многочисленные удобства, которые автоматизация дает не только сотрудникам магазина, но и клиентам. Бытовавшее ранее мнение, что автоматизация – это дорогостоящая операция, которую не в состоянии провести небольшие магазины, сегодня сменилось пониманием, что средства, вложенные в развитие торгового предприятия, соизмеримы с его постоянными потерями в результате воровства, пересортицы, порчи товара, ряда других проблем учета и управления персоналом. Поэтому грамотные управленцы предпочитают избегать потерь прибыли, вводя в работу программно-аппаратный комплекс. Если сравнивать с Западом, то у нас уровень автоматизации составляет процентов 10 от европейского. Этому есть как объективные, так и чисто психологические объяснения. С одной стороны, многие элементы автоматизации имеют смысл только тогда, когда в общую цепочку включены и производители, и торговля. Например, завершающееся сейчас внедрение штрих-кодирования заняло у производителей достаточно большое время, и лишь после его широкого распространения стало возможным оснащение складов и магазинов терминалами сбора данных. С другой стороны, многие предприниматели не спешили вкладывать деньги в передовые технологии, пока торговая сеть только складывалась, и было возможным получать прибыль без этого. Сейчас ситуация в корне изменилась и рынок автоматизации переживает настоящий бум.
Современные технологии торговли приносят в регионы крупные сети. Именно конкуренция заставляет всех остальных браться за автоматизацию. Особенно на рынке услуг для торговли и общепита востребованы комплексные предложения: поставка торгового оборудования, товароучетного, бухгалтерского и кассового программного обеспечения, буквально совсем недавно сюда стали включать и системы видеонаблюдения и видеоконтроля, тесно интегрируемые с торговым ПО.
Основные положительные моменты комплексной автоматизации – это качество и скорость.
Среди новых технологий, пользующихся сегодня наибольшим спросом, – терминалы сбора данных и решения на их основе. Например, «убийца очередей» – установленная прямо в зале дополнительная касса, точнее – терминал, где менеджером производится считывание штрих-кодов, упаковка товара в пакет и наклейка на него предварительного чека со штрих-кодом. Кассиру остается только принять деньги. Другое решение на основе терминалов сбора данных – автоматизация труда «передвижных» сотрудников, занимающихся прямыми продажами товаров в торговые точки (van selling), сбором предварительных заказов (pre selling), мерчендайзингом и сбором маркетинговой информации. Их работа всегда была «головной болью» для поставщиков товара.
Еще одним перспективным направлением являются системы видеонаблюдения с цифровой записью. Цифровое изображение известно давно, но само по себе оно не имеет существенных преимуществ перед аналоговым, получаемым на обычной видеокассете. Все равно, какая камера фиксирует факт кражи, если для его обнаружения нужен человек у монитора. При этом кража обнаруживается зачастую при просмотре записи за прошедший день. Однако включенная в состав комплексной системы автоматизации цифровая видеокамера становится мощным средством не только противокражного контроля, но и проверки лояльности персонала. Она может быть настроена на фиксацию конкретных событий и ставить в записи метку для последующего их просмотра. Таким событием может быть, например, сторнирование кассиром денежных сумм: видеокамера покажет, действительно ли при этом у кассы стоял клиент. Вариантов применения таких камер может быть множество. Значительно повышают они и оперативность реагирования на попытки хищения.
Еще одно направление, приобретающее популярность – электронные ценники. Слышали о них многие, а вот применять только начинают. Последняя «бумажка» (по крайней мере, в крупных магазинах) исчезнет, и автоматизация станет действительно комплексной.
Теперь срок массового внедрения новой технологии составляет несколько лет, однако он постоянно сокращается. Например, те же штрих-коды в России внедряли лет пять, со скрипом и под нажимом властей, и только года два назад вышли на практически всеобщее кодирование. Заводам не хотелось лишних хлопот Но сегодня не производитель диктует условия торговле, а наоборот, и двумерные штрих-коды, видимо, войдут в употребление гораздо быстрее. Причиной тому – все возрастающая потребность торговли.
Сегодня автоматизация торговли востребована, поскольку вложения в нее окупаются очень быстро. Дело в том, что автоматизация не устраняет все проблемы сама, а только позволяет это сделать менеджменту компании.