Особенности налогового учета ценных бумаг
К ценным бумагам, в частности, относятся акции, облигации и векселя.
Акция - это ценная бумага, дающая ее владельцу право на участие в управлении акционерным обществом или получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов.
Облигация это долговое обязательство в форме ценной бумаги, по которой ее владелец должен получить доход в виде заранее обусловленного процента или дисконта.
Вексель это ценная бумага, удостоверяющая безусловное обязательство векселедателя
(то есть того, кто выдал вексель) или иного плательщика, указанного в векселе, уплатить при наступлении срока определенную сумму векселедержателю (владельцу векселя).
Поступление ценных бумаг
Ценные бумаги отражают в бухгалтерском и налоговом учете по первоначальной стоимости.
Первоначальная стоимость это сумма всех расходов, связанных с их приобретением. Как в бухгалтерском, так и в налоговом учете первоначальная стоимость ценных бумаг формируется в зависимости от того, как они были получены.
Ценные бумаги могут быть:
- куплены у других фирм;
- получены в результате увеличения уставного капитала организации, выпустившей акции;
- получены в качестве вклада в уставный капитал;
- получены безвозмездно.
Покупка
В налоговом учете первоначальная стоимость купленных ценных бумаг формируется по-разному. Некоторые расходы по правилам бухгалтерского учета включаются в их первоначальную стоимость, а по правилам налогового учета нет.
по правилам налогового учета в первоначальную стоимость ценных бумаг не включают:
- стоимость услуг нотариуса, связанных с регистрацией договора, по которому фирма получает право собственности на ценные бумаги;
- проценты по кредитам, полученным для покупки ценных бумаг;
- отрицательные суммовые разницы, связанные с покупкой ценных бумаг.
Услуги нотариуса
Вы можете нотариально заверить договор, по которому к вам переходят права собственности на ценные бумаги. Затраты на оплату услуг нотариуса в бухгалтерском учете включают в первоначальную стоимость ценных бумаг, в налоговом учитывают в составе прочих расходов.
Проценты по кредитам
В бухгалтерском учете проценты по кредитам, полученным для покупки ценных бумаг,
учитывают так:
- проценты, начисленные до оприходования ценных бумаг, включаются в их первоначальную стоимость;
- проценты, начисленные после оприходования ценных бумаг, включаются в состав прочих расходов.
В налоговом учете проценты по любым кредитам учитывают как внереализационные расходы.
Если проценты по кредиту начисляются до оприходования ценных бумаг, то такие бумаги будут числиться в бухгалтерском и налоговом учете по разной стоимости.
Если этого избежать, договориваются с банком, чтобы независимо от того, на какие цели взят кредит, в договоре было записано: "На пополнение оборотных средств".
Тогда можно учесть уплаченные проценты в составе прочих расходов, а значит первоначальная стоимость ценных бумаг в бухгалтерском и налоговом учете будет одинакова.
Поэтому отдельных налоговых регистров по их учету не потребуется. Более того, уплаченные проценты в пределах нормативов вы сразу сможете отнести в уменьшение прибыли.
Тест к контрольной работе по «Налоговому учету»
1. Что не относится к видам учета?
а) Статистический.
б) Оперативно-технический.
в) Налоговый.
Г) Стоимостной.
д) Бухгалтерский.
2. К принципам налогового учета не относится:
а) отнесение налога к конкретному налоговому периоду;
б) непрерывность деятельности предприятия;
в) ведение налогового учета по всем налогам;
г) ведение налогового учета только по налогу на прибыль;
д) все ответы верны.
3. Содержание налогового учета не связано с:
а) реализацией ответственности за нарушение налогового законодательства;
б) классификацией налогов и сборов;
в) осуществлением хозяйственных операций;
г) применением налоговых льгот;
Д) нет верного ответа.
4. К понятиям налогообложения не относятся:
а) объект налогообложения;
б) масштаб налога;
в) первичные документы;
г) ставка налога;