Особенности налогового учета ценных бумаг

К ценным бумагам, в частности, относятся акции, облигации и векселя.

Акция - это ценная бумага, дающая ее владельцу право на участие в управлении акционерным обществом или получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов.

Облигация это долговое обязательство в форме ценной бумаги, по которой ее владелец должен получить доход в виде заранее обусловленного процента или дисконта.

Вексель это ценная бумага, удостоверяющая безусловное обязательство векселедателя

(то есть того, кто выдал вексель) или иного плательщика, указанного в векселе, уплатить при наступлении срока определенную сумму векселедержателю (владельцу векселя).

Поступление ценных бумаг

Ценные бумаги отражают в бухгалтерском и налоговом учете по первоначальной стоимости.

Первоначальная стоимость это сумма всех расходов, связанных с их приобретением. Как в бухгалтерском, так и в налоговом учете первоначальная стоимость ценных бумаг формируется в зависимости от того, как они были получены.

Ценные бумаги могут быть:

- куплены у других фирм;

- получены в результате увеличения уставного капитала организации, выпустившей акции;

- получены в качестве вклада в уставный капитал;

- получены безвозмездно.

Покупка

В налоговом учете первоначальная стоимость купленных ценных бумаг формируется по-разному. Некоторые расходы по правилам бухгалтерского учета включаются в их первоначальную стоимость, а по правилам налогового учета нет.

по правилам налогового учета в первоначальную стоимость ценных бумаг не включают:

- стоимость услуг нотариуса, связанных с регистрацией договора, по которому фирма получает право собственности на ценные бумаги;

- проценты по кредитам, полученным для покупки ценных бумаг;

- отрицательные суммовые разницы, связанные с покупкой ценных бумаг.

Услуги нотариуса

Вы можете нотариально заверить договор, по которому к вам переходят права собственности на ценные бумаги. Затраты на оплату услуг нотариуса в бухгалтерском учете включают в первоначальную стоимость ценных бумаг, в налоговом учитывают в составе прочих расходов.

Проценты по кредитам

В бухгалтерском учете проценты по кредитам, полученным для покупки ценных бумаг,

учитывают так:

- проценты, начисленные до оприходования ценных бумаг, включаются в их первоначальную стоимость;

- проценты, начисленные после оприходования ценных бумаг, включаются в состав прочих расходов.

В налоговом учете проценты по любым кредитам учитывают как внереализационные расходы.

Если проценты по кредиту начисляются до оприходования ценных бумаг, то такие бумаги будут числиться в бухгалтерском и налоговом учете по разной стоимости.

Если этого избежать, договориваются с банком, чтобы независимо от того, на какие цели взят кредит, в договоре было записано: "На пополнение оборотных средств".

Тогда можно учесть уплаченные проценты в составе прочих расходов, а значит первоначальная стоимость ценных бумаг в бухгалтерском и налоговом учете будет одинакова.

Поэтому отдельных налоговых регистров по их учету не потребуется. Более того, уплаченные проценты в пределах нормативов вы сразу сможете отнести в уменьшение прибыли.

Тест к контрольной работе по «Налоговому учету»

1. Что не относится к видам учета?

а) Статистический.

б) Оперативно-технический.

в) Налоговый.

Г) Стоимостной.

д) Бухгалтерский.

2. К принципам налогового учета не относится:

а) отнесение налога к конкретному налоговому периоду;

б) непрерывность деятельности предприятия;

в) ведение налогового учета по всем налогам;

г) ведение налогового учета только по налогу на при­быль;

д) все ответы верны.

3. Содержание налогового учета не связано с:

а) реализацией ответственности за нарушение налого­вого законодательства;

б) классификацией налогов и сборов;

в) осуществлением хозяйственных операций;

г) применением налоговых льгот;

Д) нет верного ответа.

4. К понятиям налогообложения не относятся:

а) объект налогообложения;

б) масштаб налога;

в) первичные документы;

г) ставка налога;

Наши рекомендации