Органы, осуществляющие финансовый контроль
Принцип разделения властей играет важную роль в осуществлении финансового контроля как со стороны органов законодательной, так и со стороны исполнительной власти и определяет его новое содержание. Основы финансового контроля, осуществляемого органами государственной власти., закреплены в Конституции Республики Беларусь, законах и иных нормативных правовых актах.
Субъектами финансового контроля являются особые органы и организации, наделенные контрольными функциями, а также специализированные негосударственные аудиторские организации и аудиторы. Система органон, осуществляющих финансовый контроль, может быть подразделена на органы общей и специальной компетенции. К первым относятся органы, для которых осуществление финансового контроля является не основным видом деятельности: Национальное собрание Республики Беларусь, Президент Республики Беларусь, Правительство и др.
Так, Национальное собрание Республики Беларусь осуществляет контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением издаваемых им нормативных актов, регулирующих отношения в сфере государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения. Также в целях регулирования общегосударственных доходов и расходов Национальное собрание утверждает республиканский бюджет, отчет о его исполнении, нормативы отчислений от общегосударственных налогов и доходов в местные бюджеты, устанавливает республиканские и местные налоги и сборы.
Таким образом, финансовый контроль законодательным органом страны осуществляется при рассмотрении и утверждении государственного прогноза экономического и социального развития народного хозяйства, государственного бюджета по звеньям бюджетной системы, отчетов по его исполнению. Контролируется законность и эффективность использования государственных средств, целесообразность осуществления расходов. Проводится финансовый контроль законодательным органом через комитеты и комиссии, в частности через плановые и бюджетно-финансовые комиссии.
Права и обязанности Президента Республики Беларусь закреплены в Конституции Республики Беларусь и Законе Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь. В ст. 17 Закона определены полномочия Президента. В частности, Президент имеет право отменять акты Правительства Республики Беларусь, непосредственно или через создаваемые им органы осуществлять контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления, приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству. Президент также имеет право издания указов и декретов, В качестве примера деятельности Президента по осуществлению финансового контроля в Республике Беларусь можно привести его Указ «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций». Именно в этом и заключаются полномочия Президента по реализации финансового контроля.
Права Совета Министров Республики Беларусь по осуществлению финансового контроля определены в Законе Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь»
Финансовые органы, возглавляемые Министерствам финансов, контролируют процессы мобилизации и использования бюджетных фондов. Поэтому этот вид финансового контроля называют бюджетным. Бюджетный контроль способствует разработке оптимальной финансовой и бюджетной политики, обеспечивающей максимальный рост поступлений в государственный бюджет и развитие экономики.
Финансовые отделы на местах составляют проект бюджета (например, города) и несут ответственность за его исполнение как по доходам, так и по расходам, за обеспечение необходимыми денежными средствами мероприятий, которые предусматриваются социально-экономическим развитием города, и других мероприятий, финансируемых из бюджета, а также обеспечивают мобилизацию на территории города финансовых ресурсов на общегосударственные потребности.
Деятельность местных финансовых органов по осуществлению финансового контроля можно рассмотреть на примере финансового отдела исполнительного комитета городского Совета депутатов. Основными его задачами являются:
- мобилизация денежных средств и направление их в соответствии с утвержденными планами на финансирование мероприятий по развитию местного хозяйства;
- экономически обоснованное планирование доходов и расходов бюджета города, проведение мероприятий по обеспечению своевременного и полного поступления всех доходов, предусмотренных в бюджете города, и экономного использования бюджетных средств строго по целевому назначению;
- контроль за соблюдением государственной финансовой дисциплины, за исполнением предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися на территории города, финансовых обязательств перед государством.
Финансовый отдел, решая возложенные на него задачи, должен учитывать предложения постоянных комиссий городского Совета депутатов.
Финансовый отдел горисполкома в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:
- организует работу по составлению проектов бюджетов города, районных бюджетов городского подчинения на основе решений исполкома городского Совета депутатов и указаний вышестоящих финансовых органов;
- составляет проект бюджета города и предоставляет его на рассмотрение исполкому городского Совета депутатов;
- вносит исполкому городского Совета предложения о распределении доходов и расходов городского бюджета между бюджетом города и районными бюджетами городского подчинения; проводит мероприятия по укреплению доходной базы каждого из бюджетов;
- рассматривает проекты сводных смет расходов управлений и отделов исполкома городского Совета депутатов и отдельных учреждений, которые финансируются городским финансовым отделом, по расходам на просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение и другие мероприятия по городскому бюджету, смет затрат на содержание аппарата исполкома Совета депутатов, его управлений и отделов;
- организует и обеспечивает исполнение бюджета города, составляет роспись доходов и расходов городского бюджета, утвержденного городским Советом депутатов, исполняет городской бюджет;
- осуществляет контроль за ходом исполнения районных бюджетов городского подчинения;
- рассматривает бухгалтерские отчеты и балансы управлений и отделов исполкома городского Совета депутатов;
- рассматривает и утверждает сводные сметы специальных средств учреждений, находящихся на городском, районных бюджетах городского подчинения, а также сметы по специальным средствам, которые находятся в непосредственном распоряжении отделов и управлений исполкома городского Совета депутатов;
- обеспечивает проверку правильности составления и утверждения смет бюджетных учреждений и смет на централизованные мероприятия, а также проверку правильности тарификации работников социально-культурных и других учреждений, находящихся на бюджете города, района, и контроль за своевременной выплатой заработной платы работникам этих учреждений;
- осуществляет контроль за правильным и экономным расходованием средств на содержание аппарата управления, соблюдением предельных ассигнований, установленных на эти цели, за действующим порядком утверждения штатов и смет расходов на содержание аппарата управления, а также за соответствием размеров окладов и ставок заработной платы;
- разрабатывает предложения по снижению расходов на содержание аппарата управления предприятий, учреждений, организаций;
- проводит периодические проверки состояния контрольно-ревизионной работы в управлениях и отделах исполкома городского Совета депутатов;
- осуществляет контроль за состоянием бухгалтерского учета и отчетности в бюджетных учреждениях городского подчинения; проводит работу по усовершенствованию, централизации и механизации бухгалтерского учета;
- рассматривает письма (заявления и жалобы) граждан по вопросам, относящимся к компетенции отдела, и принимает по ним необходимые меры;
- обеспечивает проведение в жизнь финансовой политики, анализирует показатели развития экономики города, принимает меры по оздоровлению финансового положения предприятий, учреждений и организаций и осуществляет руководство районными финансовыми отделами по этим вопросам;
- совместно с другими экономическими органами принимает участие в разработке проекта сводных балансов финансовых ресурсов города, на их основе выявляет тенденции развития финансовой базы;
-принимает участие в проведении разгосударствления собственности, изучает влияние этих процессов на изменение финансового положения народного хозяйства;
- анализирует динамику цен в городе, их влияние на финансовые показатели деятельности хозяйства, принимает участие в разработке некоторой части оптовых и розничных цен и тарифов;
— анализирует действующую систему налогообложения предприятий и организаций, доходов граждан, итоги работы по установленным местным налогам и сборам;
- принимает участие в разработке предложений по новым законодательным актам по налогам и другим платежам в бюджет;
- анализирует обоснованность предоставления льгот предприятиям и учреждениям по платежам в бюджет согласно действующему законодательству;
- участвует в работе по созданию рынка ценных бумаг, анализирует его влияние на финансовое положение хозяйства и денежного обращения, проводит регистрацию и учет в обороте ценных бумаг акционерными обществами, коммерческими банками, предприятиями;
- контролирует правильность проведения выплат и возмещений за счет республиканского бюджета, предусмотренных действующими нормативными актами;
- готовит предложения о выпуске в оборот денежно-вещевых лотерей;
- осуществляет практическую помощь финансовым органам города в организации работы по внедрению новых форм хозяйствования;
- устанавливает деловые связи с другими учреждениями и отделами исполкома по вопросам усовершенствования финансового и хозяйственного механизма налогового законодательства, ценообразования.
Высшим специализированным органом финансового контроля, существующим в Республике Беларусь, является Комитет государственного контроля Республики Беларусь, функции и правовые основы деятельности которого закреплены в Законе Республики Беларусь «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь»'.
В соответствии с названным Законом Комитет государственного контроля Республики Беларусь является органом, осуществляющим государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением законов, актов Президента, Парламента, Совета Министров Республики Беларусь и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.
К основным направлениям деятельности Комитета государственного контроля и его территориальных органов относится осуществление государственного контроля за:
1) исполнением республиканского бюджета, соблюдением законодательства в области финансовых и налоговых отношений в системе местных бюджетов и государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов;
2) расходованием средств республиканского и местных бюджетов на содержание государственных органов, сохранностью и использованием государственного имущества;
3) исполнением актов законодательства по вопросам аренды, а также разгосударствления, приватизации и иного отчуждения объектов государственной собственности;
4) соблюдением государственными органами, иными юридическими лицами (в том числе резидентами свободных экономических зон) актов законодательства в области инвестиционной деятельности;
5) законностью использования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями государственных ресурсов;
6) соблюдением государственными органами, банками законодательства, регулирующего использование кредитных и валютных средств;
7) состоянием контрольно-ревизионной работы в государственных органах, а также за проведением проверок (ревизий) иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
8) финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, представительств и учреждении Республики Беларусь, действующих за рубежом и финансируемых за счет средств республиканского бюджета;
9) соблюдением законодательства в области получения, расходования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях, а также за сбором и сдачей их лома и отходов в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь;
10) соблюдением законодательства при использовании черных и цветных металлов, соблюдением порядка сбора, учета, хранения, использования, реализации и переработки черных и цветных металлов, их лома и отходов;
11) исполнением Национальным банком Республики Беларусь и иными банками, страховыми и небанковскими финансовыми организациями законодательства, регулирующего отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения;
12) соблюдением участниками рынка ценных бумаг, а также Национальным банком Республики Беларусь и иными юридическими лицами, осуществляющими деятельность по регулированию этого рынка, законодательства при выпуске, размещении и обращении ценных бумаг,
13) поставкой товаров для государственных нужд;
14) соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями законодательства, определяющего правила торговли и обслуживания населения, порядок формирования цен на товары (работы, услуги) и дисциплину цен при реализации товаров (работ, услуг), качество изготавливаемых и реализуемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг), их безопасность для жизни, здоровья и имущества потребителей, защиту потребительского рынка и прав потребителей;
15) исполнением государственными органами, иными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями законодательства, регулирующего порядок осуществления внешнеэкономической деятельности, а также за законностью использования государственных средств при осуществлении внешнеэкономических операций;
16) соблюдением законодательства при осуществлении валютных операций на территории Республики Беларусь.
Комитету государственного контроля и его территориальным органам предоставлено право устанавливать и поддерживать непосредственные связи с контрольными органами других государств и международными организациями, заключать с ними соглашения.
Систему органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь образуют Комитет государственного контроля и его территориальные органы - комитеты государственного контроля областей и города Минска.
По решению Президента Республики Беларусь территориальные органы Комитета государственного контроля могут создаваться в городах и районах Республики Беларусь.
Другим специализированным контролирующим органом, который находится в системе Министерства финансов Республики Беларусь, является Главное контрольно-ревизионное управление Министерства финансов (далее -ГКРУ). Его деятельность регламентирована Постановлением Совета Министров Республики Беларусь «Вопросы Министерства финансов Республики Беларусь».
Основными задачами ГКРУ являются: осуществление контроля за соблюдением министерствами и другими органами государственного управления, предприятиями, организациями, учреждениями и исполнительными комитетами всех уровней финансово-бюджетного законодательства, за целевым и эффективным использованием ими средств, в том числе в иностранной валюте, выделенных из бюджета по всем направлениям и видам расходов, внебюджетных средств, а также за законностью совершаемых ими финансово-хозяйственных операций; проверка работы финансовых органов республики по организации составления и исполнения бюджета; проведение ревизий исполнения смет на содержание бюджетных учреждений; анализ действующей в республике системы ведомственного контроля за использованием государственных материальных и денежных ресурсов.
К специализированным органам государственного финансового контроля относится и Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, которое является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику, осуществляющим регулирование и управление в сфере налогообложения, контроля за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий (далее - алкогольной продукции и табачных изделий) и координирующим деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления.
Основными задачами Министерства по налогам и сборам являются:
1. Осуществление контроля в пределах своей компетенции за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, декларированием физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств, обеспечением правильного исчисления, полной и своевременной уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей (далее - налоги) в бюджет, государственные целевые бюджетные и государственные внебюджетные фонды (далее-бюджет).
2. Осуществление контроля за производством и оборотом алкогольной продукции и табачных изделий.
3. Учет исчисленных и уплаченных (взысканных) налогов в бюджет.
4. Разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства и организации работы налоговых органов.
5. Осуществление функций агентов валютного контроля в пределах своей компетенции.
6. Предупреждение, выявление и пресечение нарушений в сфере законодательства о налогах и предпринимательстве в пределах своей компетенции.
7. Подготовка налоговых соглашений с другими государствами, осуществление связей с их налоговыми службами, изучение опыта их работы.
8. Принятие нормативных правовых актов о порядке исчисления и уплаты (взыскания) налогов в бюджет.
Таким образом, практически все функции, права и обязанности Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и налоговых органов на местах сконцентрированы в области контроля.
В Республике Беларусь существуют и другие государственный органы, осуществляющие финансовый контроль. Например, Государственный таможенный комитет (осуществляет контроль за перемещением валютных средств через таможенную границу страны), Национальный банк (осуществляет контроль за соблюдением установленных правил денежного обращения, расчетов, валютных операций и т. д.), МВД Республики Беларусь (осуществляет контроль в рамках своих полномочий по проверке деятельности субъектов хозяйствования) и др. Более подробно рассмотреть компетенцию этих органов не позволяет объем данной работы.
Завершая рассмотрение вопросов об органах, осуществляющих финансовый контроль, целесообразно сделать следующие выводы:
- субъектами финансового контроля являются особые государственные органы и организации, наделенные контрольными функциями, а также специализированные негосударственные аудиторские организации и аудиторы;
- система органов, осуществляющих финансовый контроль, может быть подразделена на органы общей и специальной компетенции;
- к органам общей компетенции следует отнести органы, для которых осуществление финансового контроля является не основным видом деятельности. К ним относятся Национальное собрание Республики Беларусь, Президент Республики Беларусь и Правительство и др.;
- к органам специальной компетенции относятся: Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь; Комитет государственного контроля Республики Беларусь; Главное контрольно-ревизионное управление Министерства финансов Республики Беларусь; Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь; Государственный таможенный комитет Республики Беларусь; Национальный банк Республики Беларусь; МВД Республики Беларусь и др.
Преподаватель: