Бухгалтерские проводки
Процедура определения счетов, затрагиваемых данной хозяйственной операцией, и последующего отражения в этих счетах суммы произведенной операции называется бухгалтерской проводкой – сумма операции как бы проводится от счета к счету.
Бухгалтерская проводка составляется только на основании финансовых документов.
Для составления бухгалтерской проводки по какой-либо хозяйственной операции необходимо:
· Определить сущность происходящих в результате операции изменений в хозяйственных средствах предприятия;
· По «Плану счетов» выбрать счета, по дебету и кредиту которых должна быть записана сумма данной хозяйственной операции.
Процедура определения номеров счетов, дебет и кредит которых затрагиваются данной операцией, называется корреспонденцией счетов.
Взаимосвязь между дебетом одного и кредитом другого счета, возникшая в результате двойной записи на них хозяйственной операции, называется корреспонденцией счетов.
Счета, между которыми такая взаимосвязь возникла, называются корреспондирующими.
Бухгалтерские записи (проводки) по количеству затрагиваемых ими счетов подразделяют на простые и сложные.
Простыми принято называть такие бухгалтерские проводки, в которых корреспондируют только два счета – один по дебету, другой – по кредиту.
Пример 1. Остаток невыданной заработной платы возвращен из кассы на расчетный счет в сумме 800 руб. Бухгалтерская запись будет следующей:
Дебет сч. 51 «Расчетный счет» 800 руб.
Кредит сч. 50 «Касса» 800 руб.
Д «50» К Д «51» К
Сн Сн
+(ув.) - (ум..) +(ув.) - (ум.)
Сложными называют проводки, в которых один счет по дебету корреспондируют с несколькими счетами по кредиту или наоборот.
Пример 2. Отпущены в основное производство материалы на 500 руб., Инвентарь и хозяйственные принадлежности- 100 руб. Бухгалтерская проводка будет следующей:
Дебет счет 20 «Основное производство» 600 руб.
Кредит счет 10 «Материалы» 500 руб.
Кредит субсчет 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» 100 руб.
Эту сложную запись можно представить в виде двух простых:
1. Дебет счет 20 «Основное производство» 500 руб.
Кредит счет 10 «Материалы» 500 руб.
2. Дебет счет 20 «Основное производство» 100 руб.
Кредит субсчет 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» 100 руб.
Бухгалтерские проводки осуществляются только на основании документов, в которых зафиксирована хозяйственная операция, и отражаются в особых учетных регистрах (журналах-ордерах, Главной книге, карточках).Бухгалтерские записи регистрируются в хронологической последовательности.
Балансовые счета – счета, предназначенные для учета хозяйственных средств и источников их формирования, а также привлеченных им в оборот. Балансовые счета отражаются в бухгалтерском балансе и имеют двухзначный шифр в плане счетов бухгалтерского учета.
Предприятия могут пользоваться арендованными средствами, т.е. средствами, не принадлежащими предприятию. Для отражения и контроля за этими средствами применяются забалансовые счета.
Забалансовые счета – счета, предназначенные для учета хозяйственных средств, не принадлежащих предприятию, но находящиеся у него в ограниченном пользовании, а также средства, взятые предприятием на ответственное хранение.
Средства, учитываемые на забалансовых счетах, в итоги баланса не включаются и отражаются за балансом. Забалансовые счета имеют трехзначный шифр.