Подбор и изучение литературных источников и нормативных актов по теме курсовой работы

Студенту, после выбора тему курсовой работы, необходимо подобрать и изучить литературные источники, нормативно-законодательный материал и фактические данные по теме исследования.

Подбор и изучение литературы для выполнения курсовой работы является одним из важных этапов работы студента. Литература по теме курсовой работы может быть подобрана студентом при помощи предметных и алфавитных каталогов библиотек. Для этих целей должны быть использованы каталоги книг, указатели журнальных статей, специальные библиографические справочники, тематические сборники литературы, периодически выпускаемые отдельными издательствами, электронные издания и др.

При выполнении курсовой работы студенту необходимо использовать следующие нормативные документы:

­1) законы Российской Федерации по учетно-финансовым, контрольно-аудиторским и экономическим вопросам;

­2) указы Президента РФ и РБ по указанным вопросам;

­3) постановления исполнительных органов власти РФ и РБ по указан-ным вопросам;

­4) инструктивные и методические материалы Министерства финансов и других ведомств по теме исследования.

При выполнении курсовой работы необходимо изучить монографии, учебники, учебные пособия, справочники, а также статьи, публикуемые в журналах "Бухгалтерский учет", "Главбух ", "Бухгалтерская (финансовая) отчетность", "Учет в сельском хозяйстве", "Помощник сельскому бухгалтеру", "Новое в бухгалтерском учете и отчетности", ""Деньги и кредит", "Экономист", "Вопросы экономики", "Эксперт", "Деловая жизнь", "Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий" и др., в газетах "Экономика и жизнь", "Финансовая газета", "Финансовая Россия", "Российская газета", "Экономические новости" и др., а также используя справочно-правовые системы «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс».

Работу над литературными источниками следует начинать с изучения правовых актов РФ, учебников, учебных пособий, а также монографий. Затем изучаются статьи в журналах. Наряду с указанными литературными источниками могут быть использованы сборники научных трудов и статей и материалы научных конференций ВУЗов РФ.

Изучение литературных источников сопровождается выписками, конспектированием, ксерокопированием, сканированием. Выписки из текста делают дословно, в виде цитаты. При этом выбирают наиболее важные, весомые высказывания, основные идеи, которые необходимо процитировать в выпускной работе. После каждой цитаты, заимствованного высказывания должна приводиться ссылка на автора и источник. Поэтому при выписке цитат и конспектировании следует делать ссылки, в соответствии со Стандартом организации, действующим в БГАУ (далее по тексту СТО-2010г.).

Сбор конкретного материала является одним из наиболее ответственных этапов подготовки курсовой работы. Качественное выполнение курсовой работы во многом зависит от того, насколько правильно своевременно и в полном объеме подобран материал.

Поэтому студентам необходимо собирать нужную информацию, отраженного в первичных и сводных документах, регистрах бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности за анализируемый период (за последние три года).

Основное содержание разделов курсовой работы

Введение (1-2стр.) предполагает вступление к изложению материала. Во введении, раскрывая тему, автор работы обосновывает ее актуальность и новизна темы исследования.

Кроме того, определяются цель и задачи курсовой работы, которые предстоит решить в соответствии с поставленной целью. Это обычно делается в форме перечисления: изучить…, описать…, установить…, выявить…, дать…, и т.п.

В разделе «Теоретические основы (аспекты) учета …» (до 10 стр.) следует осветить состояние изученности вопроса, с учетом новых достижений науки и передового опыта, только по теме исследования (учет и отчетность). Необходимо кратко охарактеризовать основное содержание опубликованных в печати наиболее значимых работ по теме (монографий, брошюр, статей и т.д.), постараться выявить нерешенные вопросы по теме исследования за последние 3 года.

В подразделе 1.1 «Нормативное регулирование темы исследования»рассматриваются действующие законодательные и нормативные акты, инструктивные и методические материалы, положения и правила (стандарты), а также теоретические аспекты, относящиеся к теме работы. В ней целесообразно осветить состояние проблемы, обзор существующих теоретических материалов и практических разработок в исследуемой области, анализ законодательных актов и правовых норм, специальные литературы, нормативных материалов, методологий и методик.

Во втором подразделе 1.2 «Теоретические аспекты (по теме исследования)» необходимо охарактеризовать различные точки зрения экономистов, опубликованных в печати (научных трудах, монографиях, брошюрах, статьях и т.д.).

Студент может полемизировать с авторами работ, ссылаясь на труды других авторитетных исследователей или на свои экспериментальные данные. Здесь целесообразно осветить историю изучаемого вопроса, разработанность проблемы, данные науки и передового опыта, как в стране, так и за рубежом, а также показать роль и значение дальнейшего его изучения и исследования.

Рассмотрев и сопоставив взгляды на проблему различных авторов, студент формулирует и дает обоснование своих взглядов по обсуждаемым в них вопросам.

Во втором разделе «Организационно-правовая и экономическая характеристика объекта исследования» (до 10 стр.) приводятся сведения об организационно-правовой форме хозяйствующего субъекта. Студенту необходимо изучить Устав организации, нормативные документы по образованию и её функционированию, также необходимо ознакомиться с организационной структурой управления, функциями отдельных подразделений, составом и видами их деятельности.

В подразделе 2.1 «Организационная структура и правовой статус организации» необходимо привести краткую историю развития организации; организационно-правовую форму; юридический статус; местонахождение исследуемого объекта; виды деятельности объекта; некоторые основные показатели; аспекты, наиболее выгодно характери­зующие организации; организационную и производственную структуру объекта; цели объекта и существующие ограничения на его деятельность.

В подразделе 2.2 «Экономическая характеристика организации» по данным бухгалтерского учета и годовой отчетности необходимо дать оценку основных показателей ее деятельности, провести анализ основных производственных, экономических показателей и показателей экономической эффективности производства (приложение Б). Эти вопросы должны быть проиллюстрированы таблицами, схемами, характеризующими состав и структуру основных производственных фондов, оборотных средств, кадрового потенциала организации. В данном разделе следует рассмотреть основные показатели эффективности использования производственных ресурсов и финансовых результатов деятельности организации за отчетный период (3 года).

В подразделе 2.3 «Анализ финансового состояния» следует провести анализ финансовых показателей с использованием прикладных программ «Audit Expert» , «Excel» или путем применения online инструментария, сформировать основные выводы, позволяющие оценить финансово-хозяйственную деятельность изучаемой организации.

В третьем разделе «Современное состояние бухгалтерского учета по теме курсовой работы» (до 25 стр.) должны быть раскрыты вопросы организации бухгалтерского учета и отчетности по теме исследования в изучаемой организации.

Работая над подразделом 3.1 «Состояние учетно-аналитической работы в организации», следует изучить организацию учетно-финансовой работы, особенности учетной политики организации, применяемые формы бухгалтерского учета и распределение должностных обязанностей учетного персонала. Следует привести структуру бухгалтерского аппарата. Основным является выявление недостатков в организации учетно-аналитической работы в исследуемой организации.

При изложении подраздела 3.2 «Первичный учет» необходимо обратить внимание на содержание и порядок заполнения, приема, проверки и обработки документов первичного учета в организации, определить пути рациональной организации системы первичного учета, которые предполагают исключение излишних данных (реквизитов и показателей), не используемых в процессе их дальнейшей обработки. Необходимо определить перечень применяемых в практической деятельности организации первичных документов и проследить порядок движения документов от их составления или получения со стороны до сдачи в архив, т.е. маршрут движения документов. Каждый документ движется по установленному маршруту, переходя от одной инстанции к другой, на каждой из этих инстанций осуществляются строго определенные функции. Анализируя организацию первичного учета, необходимо выявить его преимущества или недостатки.

В подразделе 3.3 «Аналитический и синтетический учет» следует изучить порядок отражения и обобщения хозяйственных операций, согласно теме курсовой работы за последние 3 года. Необходимо уточнить принятые на практике варианты отражения данных о хозяйственных операциях на счетах синтетического учета с последующей детализацией в аналитических счетах и субсчетах. Целесообразным является рассмотрение конкретных ситуаций, возникающих в процессе синтетического учета организации (конкретные примеры по отражению отдельных объектов имущества и его источников). Критически изучив признаки (позиции) группировки и обобщения учетной информации, студент должен определить возможности и целесообразность расширения аналитических и промежуточных (субсчетов) счетов. Правильное установление степени детализации информации синтетического счета необходимо для усиления контроля, улучшения управления хозяйственной деятельностью исследуемого предприятия.

Для иллюстрации необходимо использовать схемы бухгалтерских проводок с цифровым материалом за последние 3 года (Приложение В).

Результатом исследования является выявление недостатков в организации учета по теме курсовой работы, на основе которого выполняется следующий подраздел 3.4 Пути совершенствования учета по теме курсовой работы.

Завершающим этапом курсовой работы является формулирование выводов и предложений, которое отражается под названием «Заключение» (до 2 стр.). В заключении отражается итог проделанной студентом работы. В данном разделе курсовой работы излагаются обобщения, выводы по результатам проведенного исследования и даются рекомендации по улучшению учета или отчетности.

Библиографический список содержит краткое библиографическое описание использованных источников и свидетельствует о степени изученности темы автором.

Все источники в библиографическом списке располагаются в следующей последовательности:

- нормативно-правовые акты (Законы, Постановления, Указы и т.д.);

- источники на русском языке в алфавитном порядке авторов или названий (если автор на титульном листе не указан);

- источники на иностранных языках.

Нумерация библиографического списка литературы – сплошная от первого до последнего названия.

Литературные источники располагают и нумеруют арабскими цифрами с точкой в следующей последовательности:

1) Конституция РФ;

2) Федеральные конституционные законы;

3) Федеральные законы (в т.ч. Кодексы);

4) Указы Президента РФ;

5) Постановления Правительства РФ;

6)Инструкции министерств и ведомств РФ;

7) Нормативно-правовые акты субъектов РФ (Конституции, Уставы, за­коны, Указы, распоряжения, постановления и т.д.);

8) Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

Эти документы должны располагаться по юридической силе, а внутри каждой выделенной группы документов - в хронологическом порядке. После нормативно-правовых актов перечисляют учебники, учебные пособия, спра­вочные пособия и другие источники, которые были использованы при выполнение курсовой работы.

Обязательным требованием является приложение годового отчета организации, являющейся объектом курсового исследования на последнюю отчетную дату. В приложениях обычно размещаются таблицы большого формата, исходные данные, громоздкие расчеты, описания алгоритмов и программ задач, решаемых на ЭВМ и т.п.

Каждое приложение начинается с новой страницы и должно иметь заголовок. В середине листа пишут слово "Приложение" и указывают его обозначение.

Приложения целесообразно начинать с их перечня с указанием номе­ров страниц (нумерация сквозная). В тексте основных разделов должны быть ссылки на соответствующие Приложения, а сами Приложения следует рас­полагать в порядке появления ссылок на них. При наличии более одного Приложения указывают его обозначение.

Наши рекомендации