Влияние внешней среды на вас как на личность
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................. 4
Задание 1-40................................................................................................. 9
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ.............................................................. 52
САМООЦЕНКА ДЕЛОВЫХ КАЧЕСТВ РУКОДИТЕЛЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ................................................................................................. 52
Тест 1. Испытай себя: Кто я? Капитан? Рулевой? Пассажир?......... 52
Тест 2. Какая мотивация у вас к успеху............................................ 54
Тест 3. Организованный ли вы человек?.......................................... 56
Тест 4. Ваш стиль общения............................................................... 61
Тест 5. Как вы действуете в условиях конфликта?........................... 65
Тест 6. Определение стратегии дискуссионного поведения............. 67
Тест 7. Умеете ли вести деловое обсуждение.................................... 70
Тест 8. Ваши индивидуальность и темперамент............................... 72
САМООЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ИСКУССТВУ ОБЩЕНИЯ И РЕШЕНИЯ КОНКРЕТНЫХ ДЕЛОВЫХ СИТУАЦИЙ.......................... 76
Тест 1. Какой вы управляющий?...................................................... 76
Тест 2. Навыки управляющего.......................................................... 79
Тест 3. Управленческие действия...................................................... 81
Тест 4. Трудолюбие........................................................................... 82
Тест 5. Удовлетворённость работой................................................. 82
ФИНАНСОВЫЙ РЫЧАГ.......................................................................... 84
Воздействие финансового рычага на доходность собственного
капитала.......................................................................................... 86
Задача 1.............................................................................................. 86
Задача 2.............................................................................................. 88
Задача 3.............................................................................................. 90
Задача 4.............................................................................................. 91
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК....................................................... 92
ВВЕДЕНИЕ
Радикальная перестройка системы управления экономикой, переходящая к социально-рыночной экономике – одна из важнейших проблем в нашей стране. Особое значение эта проблема имеет на уровне предприятия, положение которого в рыночной экономике коренным образом изменилось. Становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты хозяйственной деятельности, предприятие обязано сформировать систему управления, обеспечивающую ему высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке.
Вопросы менеджмента (англ. monagment – управление, заведование, организация) отличаются многообразием, сложностью и неоднозначностью их исследования. Менеджмент имеет много аспектов: экономический, политический, социальный, финансовый, философский, психологический, технический, организационный и др. Каждый из них относительно самостоятелен, в практике ими занимаются разные специалисты. Концептуально различные теории менеджмента связаны между собой целями и направлениями развития предпринимательства.
Понятие «менеджмент» достаточно широко трактуется в мировой литературе по управлению и в практике. Поэтому любое его определение будет неполным. В фундаментальном Оксфордском словаре английского языка, например, термин «менеджмент» определяется как способ (манера) общения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умение и административные навыки, орган управления, административная единица. В одном из словарей иностранных слов «менеджмент» переводится на русский язык следующим образом: управление производством, совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности.
В специальной литературе по управлению этот термин трактуется еще более широко и многосторонне. Между разными вариантами нет противоречий. Они взаимодополняют, конкретизируют друг друга. Это позволяет глубже уяснить сущность и содержание менеджмента, сделать правильный вывод о его общественной значимости и необходимости изучения.
Наиболее часто понятие «менеджмент» трактуется как наука управления, процесс управления, искусство управления, функция управления, органы или аппарат управления, группа людей, управляющих организацией.
При определении сущности и содержания менеджмента он характеризуется прежде всего как интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими посредством постановки целей и разработки способов и методов их достижения.
Менеджмент предполагает выполнение функций, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих поставленным целям. Умение ставить и достигать цели, определяемое как искусство точно знать, что и как предстоит сделать, является основой менеджмента. Подобным искусством обязаны обладать менеджеры, чья деятельность состоит в организации и руководстве работой всего персонала для достижения целей фирмы. Поэтому менеджмент нередко ассоциируется с менеджерами, а также с органами или аппаратом управления.
Во многих определениях менеджмента делается акцент на то, что управление – самостоятельная область знаний, наука, имеющая свой предмет, свои специфические проблемы, методы и способы их решения. При этом подчеркивается важность системных, упорядоченных знаний в данной области.
Широко распространено понимание менеджмента как искусства. Оно базируется на том, что хозяйственные организации представляют собой сложные системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и разнообразные факторы внешней и внутренней среды. Поэтому умение управлять столь сложным механизмом требует высокой профессиональной подготовки.
Менеджмент – это система наиболее общих представлений об организациях, новая «управленческая философия», а не свод готовых рекомендаций. Отсутствие точных предписаний деятельности нередко приводит в замешательство некоторых руководителей российских предприятий, которые уже успели успешно овладеть современными финансовыми инструментами, но в управленческой сфере еще подвержены заблуждениям своих предшественников. В настоящее время менеджмент основывается на следующих постулатах:
• внешняя среда организации чрезвычайно изменчива и подвижна;
• любой сотрудник фирмы – прежде всего личность со своими многообразными и противоречивыми потребностями и лишь в последнюю очередь – «инструмент» для обеспечения прибыли;
• управление – сложнейшая сфера человеческой деятельности, которой следует учиться всю жизнь.
Один из важных «инструментов» менеджмента – системный подход, в соответствии с которым искать истоки проблем, возникающих в работе организации, надо прежде всего за ее пределами, во внешней среде. Многие внутренние проблемы фирм вызываются внешними причинами – несовершенством законодательства, противоречивостью макроэкономических процессов, ненадежностью партнеров, недоверчивостью клиентов, агрессивностью конкурентов. Значимость внешней среды для компании невозможно переоценить. Именно она заставляет искать свою «нишу» в рыночном пространстве, определяет стратегию и тактику, внутреннюю структуру предприятия, направления его развития.
Наиболее характерны для внешней среды современного предприятия – динамичность, многообразие и интеграция.
Структура предприятия всецело зависит от его внешней среды. Оно органически «встроено в рынок» и вынуждено изменяться вместе с ним. Важно поэтому обеспечивать постоянное соответствие структуры фирмы динамичности внешней среды.
Западная экономика отказалась от представлений об организации как механизме, созданном только для добывания прибыли. По мнению зарубежных ученых, любое предприятие – это организм, развивающийся по объективным законам, произвольное нарушение которых ведет к гибели.
К важнейшим законам существования такого организма относятся:
• стремление к выживанию;
• постоянное преобразование, развитие, направленное на приспособление к внешней среде;
• создание и совершенствование своих «органов»;
• поддержание благоприятной внутренней среды;
• целостность его частей и единство целей для них.
Этих законов недостаточно для верной оценки всех сторон деятельности цивилизованного предприятия. Последнее является социальной организацией, т. е. добровольным объединением работников, направленным на удовлетворение их основных интересов.
Менеджмент предполагает выполнение функций: планирования, совершенствования, организации координации, мотивации; осуществляя их менеджеры обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получения высоких результатов, максимальной прибыли, решения социальных проблем коллектива и общества в целом. Отсюда менеджмент – это еще умение достигать поставленные цели за счет эффективного использования труда, интеллекта, мотивов поведения людей, работающих в организации, т. е. это процесс активного воздействия на каждого работника, каждую группу и организацию.
Менеджмент выявляет природу управленческого труда, выясняет связи между причиной и следствием, факторы и условия, при которых совместный труд людей оказывается более полезным и продуктивным. В менеджменте подчеркивается значение систем знаний, позволяющих не только своевременно и качественно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию, рыночную политику организаций, служащих опорой при постановке задач и при осуществлении управленческой практики. Содержанием теории менеджмента являются законы и закономерности целенаправленной деятельности людей в процессе управления.
Учет особенностей характеров людей, работающих в организациях и с организациями, требует не только использования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях. Каждый работник – индивид, имеющий свою систему ценностей, мотивов к труду и т. д. Поэтому менеджмент призван развивать личностные качества менеджеров и работников, их способности накапливать новые знания и применять их в практической деятельности. Чтобы люди, функционирующие в организации, направляли свои усилия на достижение ее целей, менеджеры обязаны постоянно взаимодействовать с ними, создавать условия для наиболее полного раскрытия потенциала работников.
Развитие менеджмента прежде всего эволюционный процесс, которому присущи непрерывность и чуткая реакция на изменения, происходящие в экономике, в системе социально-экономических отношений.
Понятие и сущность менеджмента меняются в соответствии с развитием человеческого общества, приобретают новые черты и особенности. Роль менеджмента, отношение к нему существенно трансформируются.
Задача настоящего сборника – помочь будущим менеджерам не только усвоить знания в области менеджмента и сопряженных с ним экономических и социальных наук, не только сформировать и укрепить определенные навыки, но и проанализировать, оценить и развить личностные качества, необходимые для эффективной работы.
Задание № 1
Каждый человек должен планировать свою жизнь, свое будущее. Без этого его действия теряют целенаправленность, спонтанны. В странах с развитой рыночной экономикой жизненный план составляется во время обучения в школе. В России подобное планирование пока не привилось. В то же время значение жизненного плана трудно переоценить. Особенно он важен для менеджеров и руководителей. Постарайтесь разработать для себя жизненный план, хорошо его продумать, скорректировать при необходимости и неуклонно выполнять. Тогда, без сомнения, вы многого добьетесь. Далее приводится пример такого плана.
ЖИЗНЕННЫЙ ПЛАН
Некоторые черты вашего характера и цель жизни в будущем
Ваши представления о будущем и основная мечта__________________________
_____
_____
_____
_____
_____
_____
Как бы вы изложили сведения о себе человеку, которого не знаете?___________
_____
_____
_____
_____
_____
_____
Друзья написали бы о вас так же? Чтобы сказали о вас они?_________________
_____
_____
_____
_____
_____
_____
Назовите трех человек которые оказали на вас наибольшее влияние:
1.____
2.____
3.____
Определите направленность влияния каждого из них:
1.____
2.____
3.____
Назовите ваши любимые виды общественной деятельности и хобби:
1.____
2.____
3.____
Перечислите три вещи, которые доставили вам наибольшее удовольствие за последний месяц:
1.____
2.____
3.____
Назовите три ваших любимых занятия:
1.____
2.____
3.____
Назовите три ваших нелюбимых занятия:
1.____
2.____
3.____
Охарактеризуйте кратко общую цель вашей жизни:
_____
_____
_____
_____
Влияние внешней среды на вас как на личность
Какие события, происходящие в мире или ближайшем окружении, волнуют вас?
1.____
2.____
3.____
Какие перемены, происходящие вокруг вас, могут повлиять на вашу жизнь?
1.____
2.____
3.____
Назовите ваши основные сильные стороны:
1.____
2.____
3.____
Назовите ваши основные слабые стороны:
1.____
2.____
3.____
Перечислите ряд неудач, которые вы испытали в жизни:
1.____
2.____
3.____
Почему вы считаете, что в этих случаях вы были далеки от успеха?
1.____
2.____
3.____
Мешают ли вам эти неудачи в сегодняшней жизни?
1.____
2.____
3.____
Какова ваша работа?
Разместите по приоритетам (от 1 до 8) ваши целевые установки на службе:
_____ удовлетворение ожиданий начальника;
_____ престиж и положение;
_____ уверенность в завтрашнем дне;
_____ возможность независимо мыслить и действовать;
_____ более высокая зарплата, увеличение льгот или и той другое;
_____ признание руководством вашей исполнительности;
_____ продвижение по службе;
_____ личный рост и развитие.
Что вам больше всего нравится в вашей работе?
1.____
2.____
3.____
Насколько, по вашему мнению, вы используете свой потенциал на работе?
_____
_____
_____