Влияние внешней среды на вас как на личность

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................. 4

Задание 1-40................................................................................................. 9

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ.............................................................. 52

САМООЦЕНКА ДЕЛОВЫХ КАЧЕСТВ РУКОДИТЕЛЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ................................................................................................. 52

Тест 1. Испытай себя: Кто я? Капитан? Рулевой? Пассажир?......... 52

Тест 2. Какая мотивация у вас к успеху............................................ 54

Тест 3. Организованный ли вы человек?.......................................... 56

Тест 4. Ваш стиль общения............................................................... 61

Тест 5. Как вы действуете в условиях конфликта?........................... 65

Тест 6. Определение стратегии дискуссионного поведения............. 67

Тест 7. Умеете ли вести деловое обсуждение.................................... 70

Тест 8. Ваши индивидуальность и темперамент............................... 72

САМООЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ИСКУССТВУ ОБЩЕНИЯ И РЕШЕНИЯ КОНКРЕТНЫХ ДЕЛОВЫХ СИТУАЦИЙ.......................... 76

Тест 1. Какой вы управляющий?...................................................... 76

Тест 2. Навыки управляющего.......................................................... 79

Тест 3. Управленческие действия...................................................... 81

Тест 4. Трудолюбие........................................................................... 82

Тест 5. Удовлетворённость работой................................................. 82

ФИНАНСОВЫЙ РЫЧАГ.......................................................................... 84

Воздействие финансового рычага на доходность собственного

капитала.......................................................................................... 86

Задача 1.............................................................................................. 86

Задача 2.............................................................................................. 88

Задача 3.............................................................................................. 90

Задача 4.............................................................................................. 91

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК....................................................... 92

ВВЕДЕНИЕ

Радикальная перестройка системы управления экономикой, переходящая к социально-рыночной экономике – одна из важнейших проблем в нашей стране. Особое значение эта проблема имеет на уровне предприятия, положение которого в рыночной экономике коренным образом изменилось. Становясь объектом товар­но-денежных отношений, обладающим экономической самосто­ятельностью и полностью отвечающим за результаты хозяйствен­ной деятельности, предприятие обязано сформировать систему управления, обеспечивающую ему высокую эффективность ра­боты, конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке.

Вопросы менеджмента (англ. monagment – управление, заве­дование, организация) отличаются многообразием, сложностью и неоднозначностью их исследования. Менеджмент имеет много аспектов: экономический, политический, социальный, финансо­вый, философский, психологический, технический, организаци­онный и др. Каждый из них относительно самостоятелен, в прак­тике ими занимаются разные специалисты. Концептуально различные теории менеджмента связаны между собой целями и направлениями развития предпринимательства.

Понятие «менеджмент» достаточно широко трактуется в ми­ровой литературе по управлению и в практике. Поэтому любое его определение будет неполным. В фундаментальном Оксфор­дском словаре английского языка, например, термин «менедж­мент» определяется как способ (манера) общения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умение и админи­стративные навыки, орган управления, административная еди­ница. В одном из словарей иностранных слов «менедж­мент» переводится на русский язык следующим образом: управ­ление производством, совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффек­тивности производства и его прибыльности.

В специальной литературе по управлению этот термин трак­туется еще более широко и многосторонне. Между разными вариантами нет противоречий. Они взаимодополняют, конкрети­зируют друг друга. Это позволяет глубже уяснить сущность и содержание менеджмента, сделать правильный вывод о его об­щественной значимости и необходимости изучения.

Наиболее часто понятие «менеджмент» трактуется как наука управления, процесс управления, искусство управления, функ­ция управления, органы или аппарат управления, группа людей, управляющих организацией.

При определении сущности и содержания менеджмента он характеризуется прежде всего как интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специали­сты формируют организации и управляют ими посредством по­становки целей и разработки способов и методов их достиже­ния.

Менеджмент предполагает выполнение функций, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих поставленным целям. Умение ставить и дос­тигать цели, определяемое как искусство точно знать, что и как предстоит сделать, является основой менеджмента. Подобным искусством обязаны обладать менеджеры, чья деятельность со­стоит в организации и руководстве работой всего персонала для достижения целей фирмы. Поэтому менеджмент нередко ассо­циируется с менеджерами, а также с органами или аппаратом управления.

Во многих определениях менеджмента делается акцент на то, что управление – самостоятельная область знаний, наука, имею­щая свой предмет, свои специфические проблемы, методы и способы их решения. При этом подчеркивается важность сис­темных, упорядоченных знаний в данной области.

Широко распространено понимание менеджмента как искусст­ва. Оно базируется на том, что хозяйственные организации пред­ставляют собой сложные системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и разнообразные факторы внешней и внутренней среды. Поэтому умение управлять столь сложным механизмом требует высокой профессиональной подготовки.

Менеджмент – это система наиболее общих представлений об организациях, новая «управленческая философия», а не свод гото­вых рекомендаций. Отсутствие точных предписаний деятельности нередко приводит в замешательство некоторых руководителей рос­сийских предприятий, которые уже успели успешно овладеть со­временными финансовыми инструментами, но в управленческой сфере еще подвержены заблуждениям своих предшественников. В настоящее время менеджмент основывается на следующих постулатах:

• внешняя среда организации чрезвычайно изменчива и подвижна;

• любой сотрудник фирмы – прежде всего личность со своими многообразными и противоречивыми потребностями и лишь в последнюю очередь – «инструмент» для обеспечения прибыли;

• управление – сложнейшая сфера человеческой деятельнос­ти, которой следует учиться всю жизнь.

Один из важных «инструментов» менеджмента – системный подход, в соответствии с которым искать истоки проблем, возникающих в работе организации, надо прежде всего за ее пределами, во внеш­ней среде. Многие внутренние проблемы фирм вызываются вне­шними причинами – несовершенством законодательства, проти­воречивостью макроэкономических процессов, ненадежностью партнеров, недоверчивостью клиентов, агрессивностью конкурен­тов. Значимость внешней среды для компании невозможно пере­оценить. Именно она заставляет искать свою «нишу» в рыноч­ном пространстве, определяет стратегию и тактику, внутреннюю структуру предприятия, направления его развития.

Наиболее характерны для внешней среды современного пред­приятия – динамичность, многообразие и интеграция.

Структура предприятия всецело зависит от его внешней сре­ды. Оно органически «встроено в рынок» и вынуждено изме­няться вместе с ним. Важно поэтому обеспечивать постоянное соответствие структуры фирмы динамичности внешней среды.

Западная экономика отказалась от представлений об организации как механизме, созданном только для добывания прибыли. По мнению зарубежных ученых, любое предприятие – это организм, развивающийся по объективным законам, произвольное нарушение которых ведет к гибели.

К важнейшим законам существования такого организма относятся:

• стремление к выживанию;

• постоянное преобразование, развитие, направленное на при­способление к внешней среде;

• создание и совершенствование своих «органов»;

• поддержание благоприятной внутренней среды;

• целостность его частей и единство целей для них.

Этих законов недостаточно для верной оценки всех сторон деятельности цивилизованного предприятия. Последнее являет­ся социальной организацией, т. е. добровольным объединением работников, направленным на удовлетворение их основных ин­тересов.

Менеджмент предполагает выполнение функций: планирования, совершенствования, организации координации, мотивации; осуще­ствляя их менеджеры обеспечивают условия для производительно­го и эффективного труда занятых в организации работников и по­лучения высоких результатов, максимальной прибыли, решения социальных проблем коллектива и общества в целом. Отсюда ме­неджмент – это еще умение достигать поставленные цели за счет эффективного использования труда, интеллекта, мотивов поведения людей, работающих в организации, т. е. это процесс активного воздействия на каждого работника, каждую группу и организацию.

Менеджмент выявляет природу управленческого труда, выяс­няет связи между причиной и следствием, факторы и условия, при которых совместный труд людей оказывается более полезным и продуктивным. В менеджменте подчеркивается значение систем знаний, позволяющих не только своевременно и качественно уп­равлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию, рыночную по­литику организаций, служащих опорой при постановке задач и при осуществлении управленческой практики. Содержанием тео­рии менеджмента являются законы и закономерности целенаправ­ленной деятельности людей в процессе управления.

Учет особенностей характеров людей, работающих в органи­зациях и с организациями, требует не только использования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях. Каждый работник – индивид, имеющий свою систе­му ценностей, мотивов к труду и т. д. Поэтому менеджмент призван развивать личностные качества менеджеров и работни­ков, их способности накапливать новые знания и применять их в практической деятельности. Чтобы люди, функционирующие в организации, направляли свои усилия на достижение ее целей, менеджеры обязаны постоянно взаимодействовать с ними, созда­вать условия для наиболее полного раскрытия потенциала ра­ботников.

Развитие менеджмента прежде всего эволюционный процесс, которому присущи непрерывность и чуткая реакция на измене­ния, происходящие в экономике, в системе социально-экономи­ческих отношений.

Понятие и сущность менеджмента меняются в соответствии с развитием человеческого общества, приобретают новые черты и особенности. Роль менеджмента, отношение к нему существен­но трансформируются.

Задача настоящего сборника – помочь будущим менеджерам не только усвоить знания в области менеджмента и сопряжен­ных с ним экономических и социальных наук, не только сформи­ровать и укрепить определенные навыки, но и проанализировать, оценить и развить личностные качества, необходимые для эф­фективной работы.

Задание № 1

Каждый человек должен планировать свою жизнь, свое будущее. Без этого его действия теряют целенаправленность, спонтанны. В странах с развитой рыночной экономикой жизненный план составляется во время обучения в школе. В России подобное планирование пока не привилось. В то же время значение жизненного плана трудно переоценить. Особенно он важен для менеджеров и руководителей. Постарайтесь разработать для себя жизненный план, хорошо его продумать, скорректировать при необходимости и неуклонно выполнять. Тогда, без сомнения, вы многого добьетесь. Далее приводится пример такого плана.

ЖИЗНЕННЫЙ ПЛАН

Некоторые черты вашего характера и цель жизни в будущем

Ваши представления о будущем и основная мечта__________________________

_____

_____

_____

_____

_____

_____

Как бы вы изложили сведения о себе человеку, которого не знаете?___________

_____

_____

_____

_____

_____

_____

Друзья написали бы о вас так же? Чтобы сказали о вас они?_________________

_____

_____

_____

_____

_____

_____

Назовите трех человек которые оказали на вас наибольшее влияние:

1.____

2.____

3.____

Определите направленность влияния каждого из них:

1.____

2.____

3.____

Назовите ваши любимые виды общественной деятельности и хобби:

1.____

2.____

3.____

Перечислите три вещи, которые доставили вам наибольшее удовольствие за последний месяц:

1.____

2.____

3.____

Назовите три ваших любимых занятия:

1.____

2.____

3.____

Назовите три ваших нелюбимых занятия:

1.____

2.____

3.____

Охарактеризуйте кратко общую цель вашей жизни:

_____

_____

_____

_____

Влияние внешней среды на вас как на личность

Какие события, происходящие в мире или ближайшем окружении, волнуют вас?

1.____

2.____

3.____

Какие перемены, происходящие вокруг вас, могут повлиять на вашу жизнь?

1.____

2.____

3.____

Назовите ваши основные сильные стороны:

1.____

2.____

3.____

Назовите ваши основные слабые стороны:

1.____

2.____

3.____

Перечислите ряд неудач, которые вы испытали в жизни:

1.____

2.____

3.____

Почему вы считаете, что в этих случаях вы были далеки от успеха?

1.____

2.____

3.____

Мешают ли вам эти неудачи в сегодняшней жизни?

1.____

2.____

3.____

Какова ваша работа?

Разместите по приоритетам (от 1 до 8) ваши целевые установки на службе:

_____ удовлетворение ожиданий начальника;

_____ престиж и положение;

_____ уверенность в завтрашнем дне;

_____ возможность независимо мыслить и действовать;

_____ более высокая зарплата, увеличение льгот или и той другое;

_____ признание руководством вашей исполнительности;

_____ продвижение по службе;

_____ личный рост и развитие.

Что вам больше всего нравится в вашей работе?

1.____

2.____

3.____

Насколько, по вашему мнению, вы используете свой потенциал на работе?

_____

_____

_____

Наши рекомендации