Анализ безубыточности многопродуктового производства

Большинство промышленных предприятий имеет широкий ассортимент продукции, поэтому возникает вопрос организации ассортиментной политики в целях получения желаемой прибыли. Те продукты, которые имеют низкую валовую маржу, приносят и низкие прибыли, и могут довести предприятие до убытков в период кризиса.

Пример: Продается 2 вида плакатов :

1) цена – 35 р., закупочная – 21 р.

2) 60 р.

32,2

При анализе безубыточности заранее задается удельный вес каждого продукта в корзине: 1)400 шт., 2) 500 шт.

Для того, чтобы определить Тбез. Для каждого вида плакатов, необходимо рассчитывать средневзвешенную валовую маржу на единицу продукта.

Суммарный объем продаж = 900 шт.

Планируемая суммарная валовая маржа:

1) (35-21) х 400 = 5600 – план.валовая маржа по обычным плакатам.

2) (60-39,2) х 500 = 10400 – по большим плакатам

20,8 – абсолютная валовая маржа на ед.

Σ = 5600+10400=16000

Средневзвешенная валовая маржа = 16000/900=17,78

Тбез. = 7000 / 17,78 = 394 ед.

Тбез по каждому виду плакатов:

1) 394 х (400/900) = 175 ед.

2) 394 – 175 или 394 х (500/900) = 219 ед.

Какому продукту уделять особое внимание? Решение подобного рода оказывает значит. влияние на прибыль.

Предположим, что мы имеем продукты А и Б. Прод.цена А – 0,3 тыс.р., Б – 0,4 тыс.р.

Перемнные затраты – А – 1,12 тыс.р., Б – 0,32 тыс.р.

Валовая маржа: А – 0,18 , Б – 0,08

Коэффициент валовой маржи: А – 60%, Б – 20%

По валовой марже наиболее предпочтителен продукт А (60%). Но нужно учитывать сколько времени требуется на изготовление данного продукта, т.е. фактор –ограничение.

За 1 час можно изготовить: 1шт. А или 3 шт. Б

Производственная мощность предприятия составляет 10 тыс. часов.

Смысл расчетов будет заключаться в том, чтобы обеспечить самую высокую валовую маржу на единицу фактора-ограничения (количество часов).

1 шаг Валовая маржа х на фактор ограничения

А : 0,18 х 1 = 0,18 (1 шт.в час) Б: 0,08 х 3 = 0,24

2 шаг полученная валовая маржа х производственную мощность предприятия

А: 0,18 х 10000 = 18000 шт. Б: 0,24 х 10000 = 2400 шт.

Таким образом, наибольшее предпочтение получит продукт Б (в долгосрочном периоде)

Анализ чувствительности.

Планирование принятия решений с помощью операционного анализа.

На примере фирмы оценить влияние изменения цены, переменных затрат, постоянных затарат и количство продаж на прибыль. Продажная цена 2500 руб, перем-1500р, валовая маржа -100 руб., постоянные -350000 в месяц, количество продаж-400 ед в месяц.

1) Изменение постоянных затрат и объема продаж: ежемесячные объемы продаж-400 ед.(2500*400=1000 000) Менеджер предполагает что увеличение затрат на рекламу на 100 000 руб приведет к увеличению прибыли на 300000 вопрос: следует ли наращивать рекламный бюджет. Валовая маржа нового объема продаж=40% от 1300 000=520 000, текущая валовая маржа = 40% от 1000 000=400 000, прирост дохода над операционной прибылью = 120 000-100 000= 20 000 руб., т.е. рекламный бюджет следует увеличить.) Выбор подхода к расчету не зависит от того, объем продаж фирма имела раньше. при решении используют добавочный анализ, который рассматривает только изменяющиеся статьи нового плана продаж.

2) Изменение переменных затрат и объема продаж. Исходные данные те же. Менеджер планирует экономить на переменных затратах, используя более дешевое сырье. Экономия 250 рублей на ед., но менеджер по сбыту полагает, что некоторое снижение качества приведет к снижению объема продаж до 350 ед. Стоит ли идти на изменения ? 1250*350=437500 , 1000*400= 400000, 437500-400000= 37500.

3) Изменение постоянных затрат , продажной цены и объема продаж. В целях стимулирования роста продаж, менеджеры собираются снизить цену на 200 рублей на ед, и увеличить затраты на рекламу на 15000 мес. Одновременная реализация этих мероприятий должна привести к увеличению объема продаж на 50 %. Стоит ли предпринимать эти действия. Валовая маржа для нового объема продаж= 600*800= 480000, тек =400 000, добавочная маржа=80 000., убыток в размере 70 000 рублей. Вывод : такое решение принимать нельзя.

4) Изменение переменных затрат , постоянных затрат и объема продаж. Менеджер по сбыту решает перевести торовый персонал на комиссионное вознаграждение, т. е. платить 150 рублей с проданной единицы вместо оклада 60 000 рублей. При этом он уверен , что объем продаж вырастет на 15 % . следует ли приниать такое решение?постоянные = 290 000 рублей, переменные = ..., валовая маржа нового объема продаж= 1000-150= 850 рублей, новый объем продаж= 460, вал маржа= 391 000руб, тек вал маржа= 400 000, добавочная маржа=- 9 000 рублей. -9 000+60 000=51 000.

5) Изменение продажных цен. Текущий объем=400 ед., фирма готова сотрудничать с оптовиками, продавая по 150 ед , за приемлемую цену. Какую цену надо назначить , если фирма желает увеличить прибыль на 30 000 рублей. 30000:150= 200 рублей. Цена= 1700 рублей. В данном случае мы не включаем в рассчет постоянные затраты, потому, что эти продажи фирма будет производить выше своей точки безубыточности. Постоянные затраты после этой точки уже покрыты, и цена должна быть такой, чтобы покрывать переменные затраты и обеспечивать получение желаемой прибыли. Если продажи проходили бы до точки безубыточности, то цена назначалась иначе. Наличие убытков говорит о ом, что часть затрат не покрыта продажами, следовательно, нужно назначить такую цену на этот объем продаж, которая включала бы часть постоянных затрат , которые не покрыты продажами, переменные затраты и желаемую прибыль. Переменные затраты=1500, убытки= 60 000 руб., желаемая прибыль 200 рублей. Итого цена= 2100 рублей.

25.Оценка производственного риска организации

Производственный риск — это риск, в большей степени обусловленный отраслевыми особенностями бизнеса, т.е. структурой активов, в который фирма решила вложить свой капитал. Достаточно очевидно, что производство основных продуктов питания, без которых не может прожить человек и спрос на которые сравнительно легко предсказуем, гораздо менее рисковый бизнес по сравнению с пошивом ультрамодной обуви, хотя, возможно, и не такой прибыльный. Производственный риск определяется многими факторами: региональные особенности, конъюнктура рынка, национальные традиции, инфраструктура и т.п. К примеру, очевидно, что при прочих равных условиях оценки риска вложения средств в организацию производства зонтиков от дождя в Великобритании и на Ближнем Востоке принципиально различаются ввиду неодинаковости климатических условий.

Риск, обусловленный структурой источников, называется финансовым. В этом случае речь уже не идет о том, куда вложены денежные средства, а о том, из каких источников получены средства и каково соотношение этих источников.

В данном случае важен, прежде всего, вопрос о том, как соотносятся между собой собственный и заемный капиталы. С позиции финансового риска компания, осуществляющая свою деятельность лишь за счет собственных средств, и компания, 90% совокупного капитала которой представляют собой банковские кредиты, диаметрально различаются.

Количественная оценка риска и факторов, его обусловивших, осуществляется на основе анализа вариабельности прибыли. В терминах финансов взаимосвязь между прибылью и стоимостной оценкой затрат активов или фондов, понесенных для получения данной прибыли, характеризуется с помощью показателя «леверидж».

Производственный леверидж количественно характеризуется соотношением между постоянными и переменными расходами в общей сумме и вариабельностью показателя «прибыль до вычета процентов и налогов». Именно этот показатель прибыли позволяет выделить и оценить влияние изменчивости операционного левериджа на финансовые результаты деятельности фирмы.

Если доля постоянных расходов велика, то даже незначительное изменение объемов производства может привести к существенному изменению прибыли, поскольку постоянные расходы компания вынуждена нести в любом случае, производится продукция или нет.

Чем выше уровень производственного левериджа, тем выше производственный риск компании.

Наши рекомендации