Тема 3. Корпоративные конфликты
Отсутствие баланса интересов между субъектами корпоративных отношений может стать причиной корпоративных конфликтов.
По мнению Э.А. Уткина, существо конфликта можно определить как отсутствие согласия между двумя и более сторонами.
Известный конфликтолог Л. Козер предлагал понимать под конфликтом «борьбу за ценности и претензии на определенный социальный статус, власть и недоступные для всех материальные блага».
Основанием корпоративного конфликта является противоречие между интересами субъектов корпоративных отношений. Субъектами корпоративных конфликтов выступают участники корпоративных отношений. Объектом корпоративного конфликта в основном являются права собственности на акции компании и права, вытекающие из акций.
Полярность интересов участников конфликта, различное отношение их к ценностям и нормам общественной жизни, разнообразие объектов и предметов противоборства приводят к тому, что конфликты могут носить самый разнообразный характер. Исходя из этого, в целях выбора адекватного метода реагирования, диагностики и управления корпоративным конфликтом многообразие конфликтов условно можно подразделить на следующие четыре типа:
1. Конфликт отношений крупных (мажоритарных) и мелких (миноритарных) акционеров.
2. Конфликт внутренних акционеров (инсайдеров) и внешних акционеров (аутсайдеров).
3. Конфликт менеджмента (без акций или с небольшим пакетом) и акционеров.
4. Конфликт сторонних «инициаторов недружественных поглощений» и акционеров.
Внутри рассмотренных типов корпоративных конфликтов выделяют следующие разновидности:
1. Нарушение норм законодательства связаны с неумышленным нарушением норм и процедур корпоративного права, воспринимаемым акционерами как посягательство на их интересы.
2. Поглощения-конфликты, возникающие в процессе попытки группы акционеров (стороннего инвестора) установить контроль над предприятием.
3. Конфликты по поводу дивидендов – конфликты между крупными и мелкими акционерами по поводу использования прибыли предприятия.
4. Конфликты с менеджерами – конфликты между акционерами и менеджерами акционерного общества по поводу эффективности управления компанией и добросовестности действий менеджеров.
5. Конкуренция-конфликты, направленные на подрыв финансового состояния и конкурентоспособности акционерного общества.
6. Корпоративный шантаж – конфликты с участием миноритарных акционеров, направленные на побуждение акционерного общества или его крупных акционеров выкупить у миноритариев принадлежащие им пакеты акций по цене, превышающей их рыночную стоимость, или выплатить отступное для прекращения конфликта.
Выявлены также наиболее распространенные действия со стороны корпорации, приводящие к нарушению прав акционеров:
1. Дополнительная эмиссия акций, размещение которой ведется среди ограниченного круга акционеров (часто сопровождается оплатой по ценам ниже рыночных или активами, не имеющими достаточной потребительной стоимости для данной компании).
2. Обособление стратегических активов компании путем их перевода (часто с помощью реорганизованных мероприятий, учреждения обществ) на неподконтрольные акционерам фирмы.
3. Размывание пакетов акций с целью получения группой аффилированных лиц контрольного пакета.
4. Проведение дополнительной эмиссии на сумму, значительно превышающую уставный капитал, без предоставления акционерам права преимущественного выкупа.
5. Продажа крупных пакетов акций без проведения необходимой процедуры согласования с акционерами.
6. Проведение консолидации акций, направленной на вымывание мелких акционеров.
Перечисленные действия нарушают основной смысл акционирования как механизма, посредством которого деньги при покупке акций принимают форму прямых инвестиций в развитие производства.
Проанализировав все многообразие конфликтов, можно подвести итог, что проблемы корпоративного управления в основном связаны с тем, что один из собственников приобретает преимущества, вытекающие не из его имущественных прав, а из управленческих функций.
Наиболее распространенным способом регулирования корпоративных конфликтов является правовое регулирование (нормы права), оказывающее:
- информационное воздействие (норма предполагает индивидуальный вариант поведения, одобряемый государством, и предупреждает о последствиях того или иного поступка);
- ценностное воздействие (норма декларирует ценности, признаваемые обществом и государством);
- принудительное воздействие (норма обладает силой принуждения в отношении тех, кто игнорирует ее требования).
Предотвращение корпоративных конфликтов предполагает:
- законодательное ужесточение ответственности за правонарушения;
- повышение правовой культуры субъектов корпоративных отношений;
- совершенствование механизма государственного регулирования в сфере корпоративного управления;
- повышение результативной деятельности советов директоров акционерных компаний;
- подготовка квалифицированных управляющих и членов совета директоров акционерных компаний;
- повышений знаний в области корпоративного права работников прокуратуры, правоохранительных органов.
С точки зрения предупреждения и регулирования корпоративных конфликтов особое значение имеет Кодекс Корпоративного поведения, предполагающий, что любое разногласие или спор между обществом и его акционером, которые возникли в связи с участием акционера в обществе, либо выявившееся противоречие между предпринимательскими и иными интересами общества и интересами его акционеров (конфликт интересов) по своей сути представляет собой корпоративный конфликт, так как затрагивает или может затронуть отношения внутри общества. Согласно Кодексу выявление и учет корпоративных конфликтов рекомендуется возложить на секретаря общества (осуществляет регистрацию поступивших от акционеров обращений, писем и требований, дает им предварительную оценку); в филиалах и представительствах общества организация подобной работы может быть возложена на лица, их возглавляющие.
Кодексом предусматривается, что компетенция органов общества по рассмотрению и урегулированию корпоративных конфликтов должна быть четко разграничена в соответствии с их компетенцией в принятии решений по тем или иным вопросам между единоличным исполнительным органом общества и совет директоров общества
Основной задачей органов общества в процессе урегулирования корпоративного конфликта является поиск решения (законного и обоснованного), удовлетворяющего интересы, как общества, так и акционера. В случае необходимости между обществом и акционером может быть подписано соглашение об урегулировании корпоративного конфликта.
В случае возникновения корпоративного конфликта между акционерами общества лицо, исполняющее функции единоличного исполнительного органа общества или комитет при совете директоров, вправе предложить акционерам услуги общества в качестве посредника при урегулировании конфликта.
С согласия акционеров, являющихся сторонами в корпоративном конфликте, в качестве посредника при его урегулировании может выступать единоличный исполнительный орган общества, а также совет директоров общества или комитет совета директоров по урегулированию конфликтов посредствам:
- предоставления, относящиеся к конфликту информацию и документов;
- разъяснения норм акционерного законодательства и положения внутренних документов общества;
- рекомендаций;
- подготовки проектов документов об урегулировании конфликта для их подписания акционерами;
- принятия обязательств перед акционерами в той мере, в какой это может способствовать урегулированию конфликта.