Корпоративные конфликты и имидж компании

Существо конфликта можно определить как отсутствие согласия между двумя и более сторонами. Каждая из участвующих в конфликте сторон делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цели, и мешает другой стороне делать то же самое. Конфликты обычно ассоциируются с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, напряжением и другими эмоционально-негативными явлениями. Классификация конфликтов:

· по способу разрешения конфликты делятся на антагонистские и компромиссные;

· в зависимости от природы возникновения выделяют конфликты социальные, организационные, эмоциональные и личностные;

· по степени выраженности различают открытые и скрытые конфликты;

· в зависимости от количества вовлеченных участников конфликты делятся на внутриличностные, межгрупповые и межличностные.

Основанием корпоративного конфликта является противоречие между интересами субъектов корпоративных отношений. Субъектами корпоративных конфликтов выступают участники корпоративных отношений, а объектом в основном являются права собственности на акции компании и права, вытекающие из акций.

Причины возникновения корпоративных конфликтов:

1) Информационная закрытость компаний.

2) Отсутствие эффективного механизма привлечения управляющих к ответственности

3) Слабый внутренний контроль за состоянием корпоративного управления в компании

Системы внутреннего контроля (называемого еще внутренним аудитом) необходимы как акционерам, так и директорам компании для контроля за действиями менеджеров. Следует учитывать, что российское законодательство предусматривает обязательное наличие в корпорациях такого самостоятельного органа внутреннего контроля как ревизионная комиссия, функция ревизионной комиссии – контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества.

4)Слабый судебный контроль за корпоративными спорами

Типология современных корпоративных конфликтов :

Первый критерий – оценка корпоративных конфликтов по широте охвата им корпоративных отношений:

1. «внутренние» корпоративные конфликты, в которых участвуют классические участники акционерных отношений – или корпоративных отношений в узком смысле; это совладельцы компании и ее ведущие менеджеры;

2. «внешние» корпоративные конфликты, участниками которых являются потенциальные инвесторы и соискатели должности единоличного исполнительного органа, а также различные стейкхолдеры.

Второй критерий – группировка корпоративных конфликтам по их конкретным участникам, использующая как базу первую классификацию.

«Внутренние» корпоративные конфликты представлены следующими группами:

1. Конфликты между различными группами акционеров

2. Конфликты между акционерами и дирекцией предприятия

3. Конфликты между менеджментом – администрацией предприятия и сплоченным трудовым коллективом;

4. Конфликты между арбитражным управляющим предприятия, находящегося на ранних стадиях процедуры банкротства, и акционерами компании.

В класс «внешних» корпоративных конфликтов входят следующие группы:

1. Конфликты в формате «контрольные и надзорные государственные органы против акционерной компании в целом»,

2. Различные версии недружественных поглощений

3. Конфликты между государством в целом как активным участником рынка капитала и компанией.

4. Конфликты между жителями населенного пункта, в котором предприятия является «опорным» работодателем и налогоплательщиком, и дирекцией компании.

5. Противоборство общественных объединений, пропагандирующих социально – значимые цели, реализации которых препятствует данная компания (экологические организации, пацифистские движения) и компанией, которая данных целей не признает.

Третий критерий – группировка корпоративных конфликтов по их основному предмету.

Определение типа возникшего корпоративного конфликта является очень важным звеном в цепочке его последующего урегулирования.
Пути регулирования и предотвращения корпоративных конфликтов.

Говоря о регулировании конфликтов, следует отметить, что важное значение в управлении конфликтом, особенно корпоративным, предметом которого является право собственности, имеют нормы права.

Важным аспектом также является предотвращение корпоративных конфликтов. Достичь этого можно следующими путями:

· законодательно ужесточить ответственность за нарушения законодательства в области корпоративного управления;

· повысить правовую культуру субъектов корпоративных отношений;

· совершенствовать механизм государственного регулирования в сфере корпоративного управления;

· повысить результативную деятельность советов директоров акционерных компаний;

· подготовить кадры управляющих и членов совета директоров акционерных компаний;

· повысить знания в области корпоративного права работников прокуратуры, правоохранительных органов.

С точки зрения предупреждения и регулирования корпоративных конфликтов важное значение имеет Кодекс корпоративного поведения. Как отмечается в Кодексе, предупреждение и урегулирование корпоративных конфликтов в обществе в равной мере позволяет обеспечить соблюдение и охрану прав акционеров и защитить имущественные интересы и деловую репутацию акционерного общества, что связано в первую очередь с имиджем общества, что, в свою очередь, является важным фактором для потенциальных инвесторов. Как предупреждению, так и урегулированию корпоративных конфликтов способствует точное и безусловное соблюдение обществом законодательства, а также добросовестное и разумное поведение во взаимоотношениях с субъектами корпоративных отношений.

Сама по себе эффективность работы по предупреждению и урегулированию корпоративных конфликтов предполагает, прежде всего, максимально полное и скорейшее выявление таких конфликтов в случае, если они возникли или могут возникнуть в обществе, и четкую координацию действий всех органов общества.

Выявление и учет корпоративных конфликтов рекомендуется возложить на секретаря общества. Он осуществляет регистрацию поступивших от акционеров обращений, писем и требований, дает им предварительную оценку и передает в тот орган общества, в компетенцию которого входит рассмотрение данного корпоративного конфликта.

Кодексом также определяется наиболее оптимальный порядок работы органов общества по урегулированию корпоративных конфликтов.

· единоличный исполнительный орган от имени общества осуществляет урегулирование корпоративных конфликтов по всем вопросам, принятие решений по которым не отнесено к компетенции иных органов общества.

· совет директоров общества осуществляет урегулирование корпоративных конфликтов по вопросам, относящимся к его компетенции. С этой целью совет директоров может образовать из числа своих членов специальный комитет по урегулированию корпоративных конфликтов.

Основной задачей органов общества в процессе урегулирования корпоративного конфликта является поиск такого решения, которое, будучи законным и обоснованным, отвечало бы интересам как общества, так и акционера.

В случае необходимости между обществом и акционером может быть подписано соглашение об урегулировании корпоративного конфликта.

Причины корпоративных конфликтов в АО «Энрон» (США) и шахта «Воргашарская» (Россия).

I. Невозможность проведения АО “Шахта “Воргашорская”” дополнительной эмиссии акций.

После проведения дополнительной эмиссии акций АО “Шахта “Воргашорская”” доля акций ФАРП уменьшилась с 9% до 0,5%. Таким образом, эмитентом были нарушены требования законодательства об акционерных обществах о необходимости сохранения государственной доли при проведении дополнительной эмиссии акций.

II. Нарушения прав владельцев привилегированных акций АО “Шахта “Воргашорская”” при проведении общего собрания акционеров

III. Нарушения законодательства о ценных бумагах при принятии Советом директоров АО “Шахта “Воргашорская”” решения о дополнительном выпуске акций.

IV. Несоответствия законодательству Проспекта эмиссии дополнительных акций АО “Шахта “Воргашорская””.

V. Нарушения законодательства при приобретении акций АО “Шахта “Воргашорская”” иностранными инвесторами.

Неправомерные действия органов управления ОАО «Шахта «Воргашорская», (крупнейшая в Европе компания по добыче угля) по увеличению уставного капитала привели к развитию следующих корпоративных конфликтов: между управленцами компании и совладельцами компании (акционерами). между владельцами обыкновенных акций и владельцами привилегированных акций. между акционерами крупных пакетов акций и миноритарными акционерами. между акционерным обществом и государством в целом.

Причины корпоративных конфликтов в «Энрон»

-Неправомерные действия управленцев компании, которые привели к нарушению прав государства, акционеров, инвесторов и работников компании: руководство корпорации разработало схему, предназначенную для сокрытия от акционеров и инвесторов истинного положения дел в финансах компании (ведение двойной отчетности, завышение прибыли на 586 млн. долл., создание оффшорных компаний и товариществ, на которые сбрасывались убытки компании, в связи с этим корпорация не уплатила 400млн. долл. в виде налогов, а работники-акционеры потеряли 26 млрд. долл. на акциях и более 850 млн. долл. на пенсионных счетах.

- Противоречие интересов между топ-менеджерами компании и всеми другими субъектами корпоративных отношений.

-Нарушение прав миноритарных акционеров в отношении транспорентности информации.

-Несовершенство законодательства.

Наши рекомендации