Понятие рейтинга банка, виды рейтингов
В совокупности способов анализа деятельности банка особое место занимают рейтинговые методы, так как они позволяют получить комплексную оценку надежности банка и являются основным инструментом сравнения банков.
Рейтинги результатов деятельности банков дают дополнительную аналитическую информацию для оценки тенденций развития банковской системы и финансовых рисков. В процессе выбора своей стратегии поведения в этой информации нуждаются все участники финансового рынка: банки, их вкладчики и акционеры, биржи, аудиторские фирмы, государственные органы банковского надзора. Первые расчеты банковских рейтингов в Республике Беларусь начали осуществляться с 1996 года Национальным банком, Центром банковских исследований, отдельными коммерческими банками.
Содержание рейтинговой оценки непосредственно зависит от типа разработчика, цели сравнительного анализа, полноты охвата всех сторон деятельности банка, используемых алгоритмов расчета.
Рейтинги можно классифицировать по следующим признакам:
По типу разработчика это может быть внешняя оценка центрального банка либо государственного органа надзора за деятельностью банков, а также аналитических агентств и служб ведущих экономических журналов, банковских объединений и внутренняя оценка самого коммерческого банка.
По составу пользователей – пользователями рейтинговой оценки являются: центральный банк, органы государственного надзора за деятельностью банков; профессиональные участники финансового рынка (банки, биржи, аудиторские фирмы, банковские объединения); непрофессиональные участники (вкладчики, акционеры).
По назначению рейтинговая оценка предназначена для надзора и регулирования банковской деятельности; для выбора банка-партнера; для управления банком.
По степени открытости рейтинги бывают публикуемые в открытой печати и конфиденциальные (не публикуемые в открытой печати, а используемые для внутреннего пользования).
По полноте охвата – это может быть оценка деятельности банка в целом (имидж, объем операций, надежность) и оценка отдельных сторон деятельности банка (прибыльность, ликвидность, платежеспособность). Оценка отдельных сторон деятельности банка представляет наибольший интерес для государственных органов надзора и самих банков. Методики их составления относительно просты. Оценка деятельности банка в целом – это сложный сегмент рейтинговой системы. Главным видом оценок признается рейтинг надежности финансового состояния банка, который представляет собой оценку степени управляемости банковским риском. В данной информации нуждаются все пользователи.
По типу анализа различают экспресс-анализ и развернутый анализ.
По методологии рейтинги бывают: экспертные (объективно-субъективные модели и субъективно-объективные модели) и бухгалтерские. Различие объективно-субъективных и субъективно-объективных моделей обусловлено местом экспертной оценки в рейтинговом процессе, которая осуществляется до этапа формально-математического расчета совокупного показателя или после. Бухгалтерский подход исключает этап участия экспертов, строится строго по математико-статистическим методам,
По используемым математическим методам различают рейтинговые оценки, основанные на методах линейного ранжирования, факторного, кластерного анализа и др. На практике наиболее распространение получили методики рейтинговых оценок, в которых использованы математические методы линейного ранжирования. Их общий недостаток заключается в том, что результативные критерии констатируют состояние дел в прошлом. В то время как высокая динамичность денежно-окредитного рынка увеличивает риски возможных изменений, пользователи соответственно нуждаются в упреждающей информации. Получить ее позволяют динамические рейтинги, которые строятся на основе факторного и кластерного анализов. Дальнейшее совершенствование рейтинговых методов анализа деятельности банков будет развиваться в этом направлении.
По подходам к оценке построение рейтинга возможно на основе анализа системы показателей конкретного банка и сравнения с аналогичными показателями первоклассных банков либо на основе рейтинговой оценки, проводимой надзорными органами.
По типу рейтинга это может быть оценка количественных (объемных) показателей и оценка качественных показателей. Анализ количественных (объемных) показателей позволяет оценить масштабы развития банка и банковской системы в целом, адекватность степени роста банковской индустрии потребностям экономики страны (региона). Основные объемные показатели: сумма активов банка, кредитов, депозитов, собственного капитала, прибыли. Оценка деятельности банков на основе качественных показателей называется оценкой надежности банка.
По методу построения различают следующие оценки: номерную, балльную, индексную. Алгоритм, используемый в номерной системе – вначале формируются группы (сочетания) результирующих значений показателей деятельности банка. На втором этапе каждой группе присваивается определенное место в рейтинге. Алгоритм, используемый в балльной системе – на первом этапе каждому оценочному показателю присваиваются баллы. Затем, исходя из суммы баллов по кредитным организациям, банки упорядочиваются по мере убывания сводной балльной оценки.
Индексный метод предполагает следующие процедуры. За ряд лет (год) определяются индексы каждого оценочного показателя. Затем экспертно устанавливается доля влияния индивидуальных индексов на всю совокупность. Далее осуществляется расчет сводных комбинированных индексов как суммы взвешенных долей индивидуальных индексов. Полученные оценки упорядочиваются в итоговом списке банков. Индексный метод – этот новое направление рейтинговой технологии, его значимость возрастает по мере усиления конкуренции на рынке банковских услуг.
Кроме того, различают международные и национальные рейтинги, в том числе заключения относительно кредитных рисков составляются в иностранной и национальной валюте.
Использование рейтинга способствует формированию стандартов открытости и прозрачности на рынке ссудных капиталов. Рейтинг обеспечивает дифференциацию банков, позволяет идентифицировать своих конкурентов, выявляет наиболее слабых. Для банков важность оценок определяется: в случае высокого рейтинга – эффективностью использования этой информации в рекламных целях для укрепления и расширения рыночной ниши: в случае ухудшения позиции банка в сравнении с другими – для оперативной корректировки стратегии поведения.