Предмет правового регулирования отношений, возникающих в исполнительном производстве
Исполнительное производство – установленный законом порядок принудительной реализации актов юрисдикционных органов, имеющий своей целью обеспечение реальной защиты нарушаемых или оспоренных субъективных материальных прав или охраняемых законом интересов.
Вступивший в законную силу судебный акт арбитражного суда обязателен для всех государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации.
Принудительное исполнение осуществляется службой судебных приставов, которая входит в систему органов Министерства юстиции РФ.
В службу судебных приставов Министерства юстиции РФ входят:
· департамент судебных приставов Министерства юстиции РФ;
· служба судебных приставов Управления военных судов Минюста РФ;
· службы судебных приставов органов юстиции субъектов РФ;
· районные, межрайонные подразделения судебных приставов.
В порядке исполнительного производства исполняются решения судов общей юрисдикции, акты арбитражных судов, а также акты иных несудебных органов.
Исполнению подлежат не все юрисдикционные акты. Решения, выносимые по искам о признании, не подлежат принудительному исполнению по правилам исполнительного производства. Они констатируют наличие или отсутствие правоотношения и реализуются в зависимости от волеизъявления заинтересованных лиц государственными и иными органами и должностными лицами. Не подлежат принудительному исполнению также большинство решений по делам особого производства и решения по ряду категорий дел, возникающих из административно-правовых отношений.
Принудительному исполнению подлежат решения о присуждении, т. е. когда вынесено решение о совершении ответчиком определенных действий или о воздержании от совершения определенных действий. Ответчик может исполнить судебное решение добровольно, но если он почему-либо будет уклоняться от исполнения, то истец вправе потребовать от органов государственной власти принятия к ответчику таких мер, которые привели бы к реализации решения суда. Принятие таких мер происходит в порядке исполнительного производства.
Исполнительное производство – последняя, завершающая стадия гражданского процесса, которой приводятся в исполнение решения суда по делу. Процесс по защите права после вынесения решения и вступления его в законную силу продолжается в форме исполнительного производства.
Исполнительное производство в гражданском процессе характеризуется рядом признаков:
· в гражданских процессуальных правоотношениях обязательным участником является суд;
· имеется диспозитивность, которая определяет механизм движения гражданского процесса. Диспозитивность предполагает, что основным движущим началом гражданского судопроизводства служит инициатива участвующих в деле лиц;
· существует взаимосвязь прав и обязанностей всех субъектов;
· существует урегулированность гражданских процессуальных отношений нормами права;
· носителем властных полномочий является суд;
· существуют основания возникновения правоотношений.
Предмет отрасли исполнительного права составляют отношения, складывающиеся по поводу принудительно-исполнительной деятельности судебного пристава-исполнителя в исполнительном производстве.
Конст. принципы: законности, равноправия сторон, получения юр помощи.
П. исполн. произ-ва: диспозитивный, императивный, неприкосновенности личности должника, законности.
Система состоит из общей части и особенной.
Общая включает задачи ИП, принципы ИП, лица, кот участвуют в ИП-дстве, сроки исполнения юрисдикционных актов.
Особенная часть сост совокупность норм, регламентир. движение, развитие исполнит судопроизводства от возбуждения до окончания дела.
В теории выделяются следующие источники права в формальном смысле:
- нормативно-правовой акт;
- нормативный договор;
- правовой прецедент (судебный или административный прецедент);
- правовой обычай;
- религиозные догмы;
- правовая доктрина;
- принцип права;
- правосознание.