Методика проектирования распределительной логистики на предприятии
Возьмем методику разработанную г-ном Тяпухиным А.В. и дополненная в соавторстве с Аникиным Б.А. в работе "Коммерческая логистика". Так ими предложенная целый комплекс вопросов, которые они разбили на три этапа:
1. Предварительный этап.
2. Этап обеспечения деятельности системы (этап дивергенции)
3. Оптимизация системы распределения продукции (этап конвергенции).
На предварительном этапе выделяют следующие виды работ:
- проведение анализа исследования, связанных с выбором типа посредников;
- оформление договора о совместной деятельности с выбранным посредником;
- организация технических, технологических, инвестиционных и интеллектуальных и других видов поддержки деятельности;
- организация контроля посредников и др.
На втором этапе логистической системы является непременным атрибутом функционирования логистической системы распределения. Его содержание определяется исходя из рынка. Она может носить как реактивный, так и спокойный характер. Наиболее чувствительными звеньями являются потребители.
Основой проектирования распределительных товаропроводящих систем на этапе дивергенции служит оценка состояния рынка, выявление позиций предприятий на рынке и определение потенциала в долгосрочной и краткосрочной перспективе. На этапе определения позиций предприятия на рынке следует решить, какую стратегию выбрать. Это может быть стратегия лидера или последователя, но не стоит забывать, что процесс проектирования распределительных товаропроводящих систем для предприятия-лидера несколько отличается от аналогично процесса для предприятия последователя. Лидерство на рынке имеет свои преимущества, которые позволяют действовать в условиях отсутствия конкуренции, создать положительный имидж компании и обеспечить сильную приверженность потребителей /2,с.235/. Но существуют и негативные стороны лидерства, ведь оно требует дополнительных затрат и приобретённые предприятием знания могут быть скопированы последователями. Все эти особенности должны обязательно учитываться при формировании, функционировании и оптимизации распределительных товаропроводящих систем. На этапе определения потенциала предприятия следует учитывать два основных аспекта проектирования:
- отраслевой - отражает особенности распределения в зависимости от таких факторов как, например: уровень доходности отрасли и фазы её развития, сложившаяся конъюнктура, изменения внешней среды, потребности конечных покупателей, перспектив развития спроса и др.
- территориальный отражает: наличие ресурсов для создания и функционирования распределительных товаропроводящих систем, уровень экономического развития региона, удобство обслуживания потребителей, взаимодействие звеньев распределительных товаропроводящих систем с государственными и муниципальными органами и др. Этап определения уровня элементов системы помогает выявить преимущества и недостатки различных типов распределительных товаропроводящих систем в зависимости от номенклатуры продукции и услуг. Заметим, что под уровнем понимается количество ресурсов, перерабатываемых системой. Например, если номенклатура продукции узкая, то при микроуровне элементов системы рынок будет ограничен, зато качество обслуживания высокое, если номенклатура широкая, то предприятие конкурентоспособное, но неэкономичное. Аналогично, при макроуровне элементов системы и узкой номенклатуре предприятие экономичное, но существует угроза насыщения рынка, а при широкой номенклатуре у предприятия есть контроль рынка при отсутствии гибкости / 2с.245/,.
Следующим этапом проектирования распределительных товаропроводящих систем является этап анализа типа систем распределения. Введение этого этапа обусловлено такими причинами как, например: определение оптимальных размеров системы распределения, отвечающих поставленной цели, что в итоге сделает её функционирование более экономичной; оптимизация системы управления распределительными товаропроводящими системами; необходимость комплексного подхода к решению проблем потребителей и посредников и др. Различают два типа систем распределения: гомогенная и гетерогенная системы. Гомогенной системой называется система, элементы которой обладают сходством: перерабатываемых ресурсов, технологических и логистических процессов, реализуемой продукции и услуг, используемого оборудования, профессий и специальностей персонала и др. Основываясь на данном определении можно выявить главные причины гетерогенности распределительных товаропроводящих систем: реализация посредниками дополнительных партий продукции других предприятий в рамках диверсификации их деятельности; малые партии продукции и услуг, реализуемые предприятиями, выступающими в роли дилеров на локальных территориях; наличие разовых поставок уникальных продукции и услуг, проходящих через ограниченное количество каналов товародвижения; выпуск пробных партий продукции и услуг в рамках обновления номенклатуры; слияние и поглощение различных распределительных товаропроводящих систем и др.
На следующем этапе проектирования определяют виды элементов системы распределения, то есть осуществляется выбор торговых посредников. Обычно выделяют четыре типа торговых посредников в зависимости от того за чей счёт посредник осуществляет свои операции и от чьего имени работает: дистрибьютор; дилер; комиссионер; торговый агент. Анализ типов элементов системы распределения и видов торговых посредников позволяет выделить основные признаки элементов системы распределения, такие как универсальность деятельности дилера и комиссионера, макроуровень дистрибьютора и микроуровень торгового агента. Заметим, что распределительная товаропроводящая система представляет собой сложную по структуре и трудоёмкую по переработке систему, основными звеньями которой, являются потребитель, предприятие-производитель или дилер, которые проектируют эту систему, и посредник /2,с.256/.
Выбор концепции управления системы распределения является одним из этапов дивергенции, и он осуществляется по признаку типа создаваемой товаропроводящей системы. Основными концепциями являются: менеджмент, маркетинг, логистика. Концепция маркетинга формирует конкурентоспособную мезоэкономическую систему распределения продукции, ориентированную на рыночные методы распределения. Реализация концепции логистики - это комплексный подход к управлению хозяйственной деятельностью предприятия, результатом которого стала мезоэкономическая концентрационно - распределительная система. Можно определить ключевые направления реализации ранее описанных концепций, используя два классификационных признака: горизонт планирования - стратегический или оперативный и тип среды - внешняя или внутренняя среда /2,с.265с/.
Предпоследним этапом дивергенции является выбор метода проектирования распределительных товаропроводящих систем. Обычно используют методы определения размеров зон потенциального сбыта, методы определения размеров товарных зон, методы классического и сетевого маркетинга. Чаще всего требуется использование нескольких различных методов или их комбинаций при проектировании распределительных товаропроводящих систем на любом участке логистической цепи. Поэтому на этапе дивергенции нужно определиться с основными направлениями проектирования, учитывая факторы внешней и внутренней среды. Результатом реализации проектирования является формирование внутренней среды распределительных товаропроводящих систем, включающей в себя основные переменные: цели, задачи, структуру, технологию и персонал.
Последний и самый основной является третий этап или этап дивергенции. В отличие от двух предыдущих он имеет большое значение, так как на его основе проектируемая логистическая система приобретает конкретное практическое применение. Авторы выделяю девять этапов, которые осуществляются в определенной последовательности. 1,3,4и 7 являются маркетинговыми, этапы 5,6,8,9 –логистическими, этап 2 –маркетингово-логистическим. В данной работе будет даны характеристики касающихся логистических этапов /2,с.274/.
1. Определение потенциала предприятия.
2. Выявление размеров зон потенциального сбыта продукции и услуг (ЗПСПУ). Зоной потенциального сбыта продукции называется определенная часть географической территории, находящейся в сфере маркетинговых интересов предприятия-поставщика и охватывающей места расположения потенциальных потребителей реализуемой продукции, которые могут иметь экономическую или иную выгоду от ее приобретения у данного предприятия по сравнению с её покупкой у конкурентов. Факторами определения размеров зон потенциального сбыта могут служить: цена приобретения и потребления продукции; качество изготовления продукции и послепродажного обслуживания; потребительские свойства продукции; время обслуживания потребителей и др. Определение зон потенциального сбыта просто необходимо при отсутствии какой-либо информации о потребителях, или установлении равновесной цены, с учётом уровня платёжеспособности потребителей и возможностей предприятия поставщика. Для определения размеров зон используют следующий алгоритм:
1). Выявление организаций конкурентов;
2). Определение совокупности условий формирования зон потенциального сбыта продукции;
3) Анализ условий конкуренции между предприятием и конкурентом;
4) Определение линейного показателя G;
5) Расчет радиус-векторов ti ;
6 Определение конфигурации линии разграничения между предприятием и конкурентом i;
7) Формирование зоны предприятия по параметру j;
8) Формирование совокупности ЗПСПУ по исходным условиям /9,с.11/.
Указанный алгоритм основан на использовании экономико-математических моделей распределения продукции предприятий, имеют определенные погрешности. Так при проектировании ЛСРПУ следует принять во внимание:
- ограниченный характер потребления того или иного продукта. Процесс производства должен учитывать спрос потребителей и своевременно реагировать на спрос предполагает более выгодные условия приобретения и продукции и услуг. Данный процесс отличается повышенной неопределенностью, поскольку предприятие не в состоянии предприятия, где в каком объеме и в какое время возникает потребность его продукции.
- извилистость транспортных коммуникаций и их низкую плотность. Для получения расчетов близким к реальным результатам стоимость транспортной продукции следует умножить на коэффициент извилистости.
- целесообразно осуществлять смешанные перевозки продукции приносят некоторые коммерческие выгоды, но железнодорожно-водные, а также железно-автомобильные перевозки происходит увеличение времени на их выполнение за счет удельной пути следования.
- величина логистических издержек при использовании складов возрастает площадь заключения перевозок уровня канала.
3. Сегментирование рынка по выгодам потребителей. Сегментирование рынка – разбиение рынка на четкие группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться отдельные товары и/или комплексы маркетинга. Сегментация рынка может позволить компании учесть индивидуальные требования клиентов, создать систему распределения, учитывающую эти требования и максимизировать прибыль на единицу продукции, а не совокупные доходы, поскольку происходит сегментация на один сегмент. Она также позволяет фирме с небольшими ресурсами эффективно конкурировать с фирмами больших размеров на специализированных рынках и разработать комплекс мероприятий по ее адаптации к изменяющимся рыночным условиям. Следует учитывать, что размеры зон потенциального сбыта продукции и сегментов рынка между собой не совпадают, так как зоны потенциального сбыта служат основой для определения географических сегментов рынка и не отражают психографических, поведенческих и демографических принципов сегментирования рынка [2,с.345]. При проектировании распределительных систем нужно стремиться к обеспечению минимальных затрат на выполнение логистических операций, размер затрат зависит от количества доводимой до потребителя продукции и расстояния её транспортировки. Понятно, что чем больше количество доводимой продукции, тем больше размер географического сегмента рынка, увеличение который требует больших затрат на транспортировку. 4. Определение физических и юридических лиц в промышленности. 5. Определение количества прямых и эшелонированных каналов. На сегодняшний день разработан ряд методов определения количества мест расположения торговых посредников. К ним относятся:
1). Метод минимальных совокупных затрат на движение ресурсов. Алгоритм определения количества каналов предприятия:
а) выделяют зону потенциального сбыта предприятия площади и определение ее размеров;
б) выявляют реальную потребность продукции N в пределах выделенной зоны;
в) рассчитать индекс рассеяния по формуле:
(1)
где i –индекс рассеяния;
Тпр – приведенный радиус;
N – число продукции.
г) рассчитывают оптимальный радиус перемещения
д) определяем оптимальный размер площади W к площади регионального дистрибьютора Wопт;
е) определяем количество каналов распределения:
2). Метод оптимизации времени обслуживания потребителей. Основа составляет теория массового обслуживания. Сущность метода заключается в определении потока как марковского потока с заданием параметров:
- затраты производителя и потребителя:
- длительность работы торгового посредника;
- средняя скорость транспорта.
3). Метод предельной цены продукции. Основан на решении таковой логистической задачи "покупать или производить".
6. Определение длины и ширины каналов распределения. Процесс определения рынка связан с изучением потребности покупателя продукции.
а). Исследование потребностей покупателей отдельных видов продукции и их платежеспособного спроса.
б). Разработка моделей предпочтения потребностей.
в). Выявление размеров зон потенциального сбыта различных типов и видов продукции.
г) определение оптимального ассортимента продукции пересечения и объединения зон потенциального сбыта продукции.
- определение размеров зоны прямого сбыта продукции промышленного предприятия.
- определение размеров зоны косвенного сбыта продукции промышленного предприятия. Определение размеров сбыта продукции торгового посредника и места расположения торгового посредника.
д) определение канала распределения.
Авторы предполагают использовать следующую формулу:
(2)
где n – длина канала распределения
μр – отношение производственной себестоимости к себестоимости розничной продукции;
μо – отношение производственной себестоимости к себестоимости оптовой продукции;
r – рентабельность продукции.
Из этой формулы видно, что себестоимости распределения продукции ниже себестоимости производства и оптимальная реализация продукции в расчете на единицу продукции.
7.Определение организационных, финансовых и правовых аспектов распределения. 8. Определение набора функций и количества привлекаемых к сотрудничеству логистических посредников. Создание системы обеспечивает благоприятные перспективы для снижения затрат в логистической системе, например, за счет повышения коэффициента пробега транспортных средств и использования и грузоподъемности. Существенный резерв оптимизации систем распределения - специализация ее отдельных звеньев на операциях, обеспечивающих движение ресурсов. Проблема разграничения функций торговых посредников в системе распределения достаточно сложна. В первую очередь это утверждение справедливо в отношение зоны риска, т.е. торговых посредников, контактирующих и в перспективе распространяющихся на зоне потенциального сбыта торговых посредников конкурирующих логистической системы. Поэтому целесообразно предоставление данным посредникам ряда льгот со стороны не только торгового или промышленного предприятия, но и всех остальных звеньев, функционирующих в системе.
9.Планирование логистических операций и функций, выполняемых в системе логистики. Это предполагает ведение мониторинга деятельности распределительной логистики и регулирование договорных отношений между ее звеньями в зависимости от изменения факторов внешней среды. Важность данного этапа проектирования. Логистическая система распределения продукции объективно вытекает из анализа возможных вариантов поставок ресурсов /9,с.14/.