Классификация по источникам образования
Отвечает на вопрос кому принадлежат и как получены средства.
1. Собственные источники:
- Уставный капитал (УК) – это совокупность в денежном выражении, вкладов учредителей (собственников) в имущество организации при создании организации для обеспечения её деятельности в размерах, определенных учредительными документами. Для АО УК выступает в качестве акций. Для ООО УК выступает в качестве долей. На момент регистрации должно быть 50% УК должно быть оплачено денежными средствами, остальные 50% - обеспечены вкладами.
- Добавочный капитал – возникает в процессе переоценки основных средств в результате безвозмездного получения и в результате дополнительной эмиссии акций.
- Резервный капитал – создаётся из балансовой прибыли за счёт ежегодных отчислений, его величина и размер определены Уставом и учредительными документами.
- Резервы – создаются в организациях для равномерного включения в издержки производства. (Резерв на оплату отпусков, ремонт основных средств и др).
- Нераспределённая прибыль – это чистая прибыль нераспределённая в виде дивидендов, которые могут быть использованы для нового оборота.
- Средства целевого финансирования – это средства, поступившие от других предприятий, государственных и муниципальных органов, предназначенные для осуществления деятельности по направлениям.
2. Заёмные источники:
- Кредиты – их получают в банках или других кредитных учреждениях.
Принципы банковского кредитования:
1. Возвратность кредита.
2. Срочность кредита.
3. Целевое использование кредита.
4. Обеспеченность кредита (Залог имущества, гарант, поручитель).
5. Платность кредита (% - рефинансирование).
- Займы – получают от других юридических и физических лиц, которые не имеют лицензии на кредитование.
- Расчёты и прочая кредиторская задолженность – это суммы задолженности поставщикам за товары, работы и услуги, по выданным векселям, по авансам, полученным, по оплате труда и другие задолженности.
9. Метод бухгалтерского учёта.
Задачи бухгалтерского учета решаются посредством использования различных способов и приемов, совокупность которых называется методом бухгалтерского учета. Он включает отдельные элементы, главными из которых являются:
Документация – это способ получения информации о хозяйственных процессах, она является сплошной. Любой документ должен содержать сущность операции и её количественное выражение.
Оценка – то есть представление объекта учёта в денежном выражении.
Калькуляция – это исчисление в денежном выражении фактической себестоимости объекта.
Счета бухгалтерского учёта – это способ группировки объектов по экономически однородным признакам для наблюдения за их движением. Для каждой группы средств и источников имеется один или несколько счетов.
Двойная запись – это способ взаимосвязанного отражения хозяйственных операций на счетах.
Бухгалтерская отчётность – это система показателей характеризующих условия и результаты хозяйственной деятельности за определённый период.
Инвентаризация – это определение фактического наличия товароматериальных ценностей (ТМЦ).
Баланс – это способ одновременного отражения всех средств и источников на определённую дату в денежном выражении.
Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством РФ.
10. Объекты учёта на этапе снабжения:
- расчётные взаимоотношения с поставщиками и заказчиками;
- дополнительные затраты по заготовлению материальных ценностей;
- фактическая себестоимость заготовительных материальных ценностей.
11. Объекты учёта на этапе производства:
- все затраты связанные с производством продукции;
- фактическая себестоимость готовой продукции.
12. Объекты учёта на этапе реализации:
- расчётные отношения с покупателями и заказчиками;
- учёт дохода от реализации;
- учёт финансового результата (прибыль или убыток).
Кроме объектов учёта непосредственно вытекающих из кругооборота средств в бухгалтерском учёте отражается взаимоотношениями с бюджетом, с работниками организациями, с банками и т.д.
Объекты учёта находятся в постоянном движении на этапах кругооборота одновременно в трех формах:
- денежной;
- товарной;
- производственной.
Структура и содержание бухгалтерского учета
Основой построения баланса является классификация хозяйственных средств организации, которые представлены по двум направлениям:
- по составу и размещению – актив баланса;
- по источникам их формирования и целевому назначению – пассив баланса.
«Баланс» в переводе с латинского языка означает «двух чашечные весы» и употребляется как символ равновесия, равенства, поэтому в нем должно присутствовать обязательное равенство итогов – в балансе: сумма всех статей актива, должна быть, равна сумме всех статей пассива.
Левая часть называется актив (от латинского слова aktivus – деятельный), где отражаются действующие финансовые ресурсы. В активе содержатся все средства организации. Правая часть – пассив (от латинского слова passivus –недеятельный), где отражена структура ресурсов организации и содержит все источники организации.
На каждую группу и подгруппу отводится одна или несколько строк, которые называются статьями баланса. Каждая строка заполняется трижды –оказывается отчетная дата отчетного периода, предыдущий год и год, предшествующий предыдущему. Данные предыдущего и предшествующего предыдущему годов не меняются в течение года, они переписываются. Для удобства чтения статей баланса, статьи объединяются в разделы. Актив состоит из двух разделов, пассив из 3-х. Итог всех средств и источников – баланс (Валюта баланса).
Главное – это равенство между балансами двух сторон. Валюта актива должна быть равна валюте пассива.
Актив. Раздел I. Внеоборотные активы – содержит «Нематериальные
активы», «Результаты исследований и разработок», «Нематериальные поисковые активы», «Материальные поисковые активы», «Основные средства», «Доходные вложения в материальные ценности», «Финансовые вложения», «Отложенные налоговые активы», «Прочие внеоборотные активы».
По строке «Основные средства» отражают стоимость: земельных участков и объектов природопользования; зданий, машин, оборудования и других основных средств; незавершенного строительства.
По строке «Доходные вложения в материальные ценности» отражают стоимость: имущества для передачи в лизинг; имущества, предоставляемое по договору проката.
По строке «Финансовые вложения» показывают: инвестиции в дочерние,
зависимые общества, другие организации; займы, предоставленные организациям на срок более 12 месяцев; Прочие финансовые вложения. Раскрытия в бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, пользователей недр заполняются строки «Нематериальные поисковые активы», «Материальные поисковые активы».
Материальными поисковыми активами признаются поисковые затраты, относящиеся в основном к приобретению (созданию) объекта, имеющего материально-вещественную форму. К материальным поисковым активам, как правило, относятся используемые в процессе поиска, оценки месторождений полезных ископаемых и разведки полезных ископаемых:
а) сооружения (система трубопроводов и т.д.);
б) оборудование (специализированные буровые установки, насосные
агрегаты, резервуары и т.д.);
в) транспортные средства.
К нематериальным поисковым активам, как правило, относятся:
а) право на выполнение работ по поиску, оценке месторождений полезных ископаемых и (или) разведке полезных ископаемых, подтвержденное наличием соответствующей лицензии;
б) информация, полученная в результате топографических, геологических и геофизических исследований;
в) результаты разведочного бурения;
г) результаты отбора образцов;
д) иная геологическая информация о недрах;
е) оценка коммерческой целесообразности добычи.
Под отложенным налоговым активом понимается та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к уменьшению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.
При составлении бухгалтерской отчетности организации предоставляется право отражать в бухгалтерском балансе сальдированную (свернутую) сумму отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства, кроме случаев, когда законодательством РФ о налогах и сборах предусмотрено раздельное формирование налоговой базы. Отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства отражаются в бухгалтерском балансе соответственно в качестве внеоборотных активов и долгосрочных обязательств.
Актив. Раздел II. Оборотные активы. Содержит оборотные средства,
«Запасы», «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», «Дебиторскую задолженность», «Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов», «Денежные средства и денежные эквиваленты» и «Прочие оборотные активы».
По строке «Запасы» отражают стоимость: сырья, материалов и других аналогичных ценностей; затрат в незавершенном производстве (издержек обращения); готовой продукции, товаров для перепродажи и товаров отгруженных; расходов будущих периодов.
По строке «Дебиторскую задолженность» показывают Покупатели и заказчики; Векселя к получению; Задолженность дочерних и зависимых обществ;
Задолженность участников (учредителей) по вкладам в уставный капитал; Авансы выданные; Прочие дебиторы.
По строке «Финансовые вложения (за исключением денежных) эквивалентов» отражают Займы, предоставленные организациям на срок менее 12 месяцев; Собственные акции, выкупленные у акционеров; Прочие финансовые вложения.
По строке «Денежные средства и денежные эквиваленты» отражают величину денежных средств на Расчетных и Валютных счетах; Прочие денежные средства.
Пассив. Раздел III. Капитал и резервы. Содержит собственные источники –«Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей)»,
«Собственные акции, выкупленные у акционеров», «Переоценка внеоборотных активов», «Добавочный капитал (без переоценки)», «Резервный капитал», «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
По строке «Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей)» отражают Уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Минимальный уставный капитал открытого общества должен составлять не менее тысячекратной, а закрытого общества - не менее стократной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату государственной регистрации общества. Уставный капитал ООО составляется из номинальной стоимости долей его участников. Размер уставного капиталаобщества должен быть не менее чем десять тысяч рублей.
1. Уставным фондом государственного или муниципального предприятия
определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия.
2. Уставный фонд государственного или муниципального предприятия может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку. Размер уставного фонда государственного или муниципального предприятия определяется в рублях.
3. Размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем пять тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия.
Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия.
По строке «Собственные акции, выкупленные у акционеров» отражают стоимость собственных акций, выкупленные акционерным обществом у акционеров для последующей перепродажи или аннулирования. По строке «Добавочный капитал (без переоценки)» показывают сумму разницы между продажной и номинальной стоимостью акций, вырученной в процессе формирования уставного капитала акционерного общества (при учреждении общества, при последующем увеличении уставного капитала) за счет продажи акций по цене, превышающей номинальную стоимость.
По строке «Переоценка внеоборотных активов» отражают прирост стоимости внеоборотных активов, выявляемый по результатам переоценки их, - в корреспонденции со счетами учета активов, по которым определился прирост стоимости. По строке «Резервный капитал» отражают Резервы, образованные в соответствии с законодательством; Резервы, образованные в соответствии с учредительными документами.
Пассив. Раздел IV. Долгосрочные обязательства. Содержит «Заемные средства», «Отложенные налоговые обязательства», «Оценочные обязательства», «Прочие обязательства».
По строке «Заемные средства» показывают Кредиты и Займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты. Оценочное обязательство – это обязательство организации с неопределенной величиной и (или) сроком исполнения. (Приказ Минфина на РФ от 13 декабря 2010 г. N 167н «Об утверждении Положение по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010)».
Пассив. Раздел V. Краткосрочные обязательства. Содержит «Заёмные средства» (менее 1 года), «Кредиторскую задолженность», «Доходы будущих периодов», «Оценочные обязательства», «Прочие обязательства».
По строке «Заемные средства» отражают Кредиты и Займы, подлежащие погашению в течении 12 месяцев после отчетной даты.
По строке «Кредиторскую задолженность» показывают величину задолженности Поставщикам и подрядчикам; стоимости Векселей к уплате; Задолженность перед дочерними и зависимыми обществами; Задолженность перед персоналом организации; Задолженность перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами; Задолженность участникам (учредителями) по выплате доходов; Авансы полученные; Прочие кредиторы.
По строке «Доходы будущих периодов» отражаются доходы, полученные (начисленные) в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, а также предстоящие поступления задолженности по недостачам, выявленным в отчетном периоде за прошлые годы, и разницах между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и стоимостью ценностей, принятой к бухгалтерскому учету при выявлении недостачи и порчи.