Финансовые рынки развитых стран
Изучаемые вопросы
Особенности финансовых рынков развитых стран.
Теоретические положения
Для развитых рынков характерна хорошо отлаженная система государственного надзора и регулирования на финансовых рынках. Так, например, в Великобритании регулирования операций на финансовых рынках осуществляет Управление финансовых услуг (ФСА). Этот институт, созданный в конце 90-х годов ХХ в., объединил девять прежних регулирующих и саморегулирующих организаций, осуществляющих надзор за банками, операциями на рынке ценных бумаг, страхованием и инвестиционным менеджментом. Он имеет право расследовать, наказывать и подвергать штрафным санкциям руководителей компаний финансового сектора за совершенные ими правонарушения. Под контролем ФСА находится примерно 10 тыс. юридических лиц. Основой государственного регулирования деятельности финансовых рынков служит Закон о финансовых рынках и услугах.
В Австралии государственное регулирование деятельности структур финансовых рынков осуществляют два ведомства: Australian Securities and Investment Commissio, обеспечивающее регулирование и надзор за сферами ценных бумаг и инвестиционных трастов, защиту инвесторов во всех финансовых сферах, включая отношения страховых компаний и банков с клиентами, и Australian Prudential Regulation Futhority, которое обеспечивает установление пруденциальных стандартов и надзор в отношении кредитных организаций, страховых компаний, НПФ.
В Швеции надзор за кредитными организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, инвестиционными фондами, страховыми компаниями осуществляет Swedish Financial Supervision.
В США действует исключительно разнообразная структура контроля. За коммерческими банками контроль осуществляют три специализированных института. В сфере операций с ценными бумагами и производными инструментами также есть несколько контролирующих органов, существуют и специальные органы надзора за страховыми организациями.
Становление и развитие финансового рынка РФ
Изучаемые вопросы
Развивающиеся финансовые рынки. Основные институты финансового рынка России. Этапы формирования финансового рынка России. Ресурсы иностранных финансовых рынков. Проблемы развития финансового рынка России. Государственное регулирование финансового рынка.
Теоретические положения
Развивающиеся финансовые рынки характеризуются:
- отсутствием стабильности. Курсы ценных бумаг, процентные ставки имеют тенденцию к достаточно резким и частым колебаниям;
- большим числом рисков по сравнению с рисками, традиционно существующими на развитых рынках. Это политические риски (включая риски изменения экономического курса), риски введения валютных ограничений, риски увеличения налогового бремени, риски проведения приватизации, незаконного захвата собственности и многие другие;
- отсутствием развитой системы страховых рисков. Широко практикующиеся на развитых рынках инструменты, такие, как операции своп, фьючерсы, форварды, опционы, способствующие минимизации риска, на развивающихся рынках или совсем отсутствуют, или находятся только в стадии становления. Это значительно уменьшает возможности минимизировать риски и повышает риски, которые несут участники операции на развивающихся финансовых рынках, увеличивая их потери при наступлении неблагоприятного события;
- недостаточно развитой инфраструктурой;
- становлением законодательной базы, регулирующей операции на рынке;
- отсутствием отлаженной системы;
- низкой ликвидностью и надежностью большинства ценных бумаг, функционирующих на фондовом рынке;
- отсутствием доверия со стороны продавцов средств, к функционирующим на рынке финансовым посредникам;
- незначительными объемами предлагаемых к продаже финансовых ресурсов, что ставит национальные развивающиеся рынки в зависимости от притока капитала с мирового рынка;
- низкой эффективностью финансового рынка;
- стадией создания системы государственного надзора и регулирования на финансовых рынках, что еще больше увеличивает уровень риска проведения операций на развивающихся финансовых рынках;
- трудностью доступа резидентов на финансовые рынки других стран.
Российский финансовый рынок является типичным развивающимся рынком. По количественным характеристикам финансовый рынок РФ полностью оформился уже к середине 90-годов ХХ в. В 1997г. в РФ действовали 48 фондовых бирж и фондовых отделов товарных и валютных бирж, оборот по всем видам фондовых ценностей составил 1400,7 трлн. неденоминированных рублей. Функционировали более 500 инвестиционных фондов, 1800 банков и примерно столько же страховых компаний. После 1992 года стали активно создаваться НПФ, число которых приближалось к 300. Более 40 млн россиян стали акционерами.
Активно создавалась и нормативная база. Гражданский кодекс РФ определил нормативные основы финансовой аренды (лизинга), доверительного управления, финансирования под уступку денежного требования (основы факторинга). Обновилось банковское законодательство, ужесточились требования, предъявляемые к страховым компаниям, активно создавалась система аудита.
После кризиса 1998 г. финансовый рынок РФ претерпел очень серьезные, количественные и качественные изменения. Среди покупателей финансовых ресурсов значительно возросла доля предприятий и организаций, и снизилась доля государства.
В условиях недостатка финансовых ресурсов исключительно большое значение имеет доступ российских заемщиков к иностранным финансовым рынкам. В середине 90-х годов приток средств с мирового финансового рынка начал набирать темпы. Одному из первых рамочная кредитная линия была открыта в конце октября 1995 г. АвтоВАЗбанку под инвестиционные проекты. Первая на европейском финансовом рынке сделка по предоставлению синдицированного, не обеспеченного кредита российскому банку была заключена осенью 1995 г. Тогда консорциум западных банков из семи европейских государств предоставил Мосбизнесбанку кредит на «общие цели» в размере 20 млн долл. под ставку ЛИБОР = 5,5%.
Кредиты предоставлялись и международными кредитными институтами типа Мирового банка или Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Несколько позднее российские банки стали активно размещать на западных рынках свои долговые ценные бумаги. Первые еврооблигации коммерческих банков разместил на международных финансовых рынках СБС-Агро. Бумаги выпущены в начале июля 1997г. На сумму 250 долл. Еврооблигации размещены на три года по ставке трехгодичных облигаций Федерального казначейства США = 4,25 базисных пункта (плата за риск).
Следующим вышел на международные рынки Альфа-банк, он привлек в середине июля 1997 г. 175 млн долл. США на тех же условиях. ОНЭКСИМ-банк разместил свои евробонды буквально на другой день. Объем выпуска составил 200 млн долл. США, а купонный доход – текущую доходность трехлетних казначейских обязательств США = 4%.
После финансового кризиса 1998г. в РФ доверие иностранных кредиторов к российским заемщикам было подорвано. Некоторые заемщики смогли восстановить это доверие только в 2001-2003 гг. Другие были вынуждены признать себя банкротами.
Укрепление финансового положения РФ в начале ХХI в. привело к тому, что для решения проблемы недостатка финансовых ресурсов российские организации вновь начали активно привлекать средства на мировом финансовом рынке. Эксперты Всемирного банка подсчитали, что в 2005 г. российские компании заимствовали из-за рубежа 40 млрд долл., далеко опередив другие страны с развивающимися рынками, в том числе и Китай, занимающий второе место – 18,5 млрд долл. В 2004 г. Россия также была на первом месте (13,6 млрд долл.), но ее отрыв от находящейся на втором месте Бразилии (9,8 млрд долл.) был не столь значительным.
Основную роль в приросте российских частных займов сыграли госкомпании. «Газпром» привлек необеспеченный синдицированный кредит на более чем 13 млрд долл., чтобы приобрести «Сибнефть», а «Роснефтегаз» занял у западных банков 7,5 млрд долл. На покупку 10,74% акций «Газпрома».
В связи с тем, что многие российские компании увеличили капитализацию, улучшили структуру, доверие западных инвесторов к ним возросло, и они могут получить кредиты на мировом рынке. Если еще два года назад занимать средства на Западе смогли позволить только банки из первой двадцатки, то теперь такое право получили и следующие 30 банков. Аналогичные возможности получили и небанковские крупные организации.
Помимо банковских кредитов российские компании выпустили в 2005г. облигаций на 16,3 млрд долл. По этому показателю Россия также находится на первом месте среди стран с развивающимися финансовыми рынками. Российские компании активно привлекают средства мирового финансового рынка и путем выпуска акций.
Несмотря на бурное развитие российского финансового рынка, действие целого ряда негативных тенденций, господствующих на нем еще с момента его создания, сохраняется. К таким негативным моментам, в первую очередь, относятся следующие:
1. Недостаток ресурсной базы. Важную роль в качестве первичных продавцов финансовых ресурсов на рынках принадлежит коммерческим структурам, которые, осуществляя хозяйственную деятельность, накапливают полученную прибыль, амортизацию, создают различные резервные фонды, а также население.
2. Узость внутреннего предложения ресурсов.
3. Чрезмерная концентрация собственности, торговой активности на ограниченной группе финансовых инструментов (семь – десять акций генерируют более 90% торгов), а также сверхконцентрация в столице внутренних денежных ресурсов страны (более 60%) и финансовых институтов (40 – 80%), финансовых ресурсов в Москве; очень незначительная доля акционерных капиталов, находящихся в свободном обращении; олигополия в структуре финансовых посредников и институциональных инвесторов (в различных сегментах внутреннего рынка доминируют по восемь – десять игроков).
4. Слабость финансовой позиции институтов финансового рынка, их небольшая капитальная база, неспособная абсорбировать крупные риски.
5. Неспособность рынка обеспечить честность и справедливость ценообразования. Практика проведения финансовых операций с использованием служебной информации.
6. Исключительно высокий уровень риска.
7. Государственное регулирование финансового рынка в РФ осуществляет несколько структур. Рынок кредитов, обслуживаемый кредитными организациями, организует Центральный банк Россия, который устанавливает правила осуществления расчетов в РФ и проведение банковских операций: лицензирует кредитные организации, регулирует и контролирует деятельность кредитных организаций, организует валютное регулирование и валютный контроль.
ФСФР разрабатывает основные направления развития рынка ценных бумаг, разрабатывает и утверждает единые требования к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами, устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, нормы допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности, лицензирует различные виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также приостанавливает или аннулирует указанные лицензии, ФСФР также лицензирует негосударственные пенсионные фонды, компании, управляющие паевыми инвестиционными фондами.
Государственное регулирование осуществляет и Федеральная служба страхового надзора, которая лицензирует страховые организации; выполняет надзор за финансовым состоянием страховщиков; разрабатывает методические и нормативные документы в области страхования.
В системе регулирования РФ негосударственные структуры – объединения профессиональных участников – еще не играют такой важной роли, как на развитых рынках. Наиболее активно функционируют на рынке ценных бумаг саморегулируемые организации (СРО) – добровольные объединения профессиональных участников рынка на некоммерческой основе, действующие в рамках существующего законодательства.
Саморегулируемые организации могут принимать форму ассоциации, профсоюзных союзов, профессиональных общественных организаций.
Рынок финансовых услуг – сфера деятельности финансовой организации на территории РФ или ее части, определяемая исходя из места предоставления финансовой услуги потребителям. Под недобросовестной конкуренцией на рынке финансовых услуг Закон понимает действия финансовых организаций, направленные на приобретение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству РФ и обычаям делового оборота и причинившие или могущие причинить убытки другим финансовым организациям – конкурентам на рынке финансовых услуг – либо нанести ущерб их деловой активности.
Законом не допускаются и признаются недействительными соглашения любой формы или действия, которые могут иметь своим результатом ограничение конкуренции на рынке финансовых услуг. Не подлежат запрету соглашения по унификации стандартов деятельности финансовых организаций, проведение совместных исследований, совместная закупка технических средств, для осуществления основной деятельности или использование единых программ.
Создание объединений финансовых организаций осуществляется только после получения предварительного согласия федерального антимонопольного органа в порядке, предусмотренном Законом.
Контрольные вопросы по теме 14
1. Каким образом участники финансового рынка влияют на его эффективность?
2. Кто и почему приобретает финансовые обязательства на финансовых рынках?
3. В чем состоят достоинства и недостатки прямого и опосредованного финансирования?
4. В чем состоит экономическая роль брокеров, дилеров и инвестиционных банков?
5. Объясните, каким образом финансовое посредничество влияет нарост эффективности финансовой системы.
6. Объясните суть выражения: «Финансовые обязательства относятся одновременно к чьим-то активам и чьим-то пассивам».
7. Каковы главные функции и где лежит граница раздела между денежными рынками и рынками капитала?
8. Каким образом рынки капитала повышают эффективность функционирования экономики?
9. Каковы экономические причины возникновения рынков денежных средств?
10. Чем финансовые компании отличаются от банков, кредитных союзов и сберегательных институтов?
11.В чем состоит основное различие между открытыми и закрытыми инвестиционными фондами и почему инвестиционные фонды открытого типа более широко распространены?