Унитарное предприятие – понятие, правовое регулирование, создание и деятельность
Статья 113(ГК). Унитарное предприятие
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
Устав унитарного предприятия должен содержать помимо сведений, указанных в пункте 2 статьи 52 настоящего Кодекса, сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования, за исключением казенных предприятий.
В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.
2. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
3. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.
4. Органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен.
5. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.
6. Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
В соответствии с ГК РФ особенности организационно-правовой формы любого унитарного предприятия таковы:
отнесение его к категории коммерческих юридических лиц (п. 2 ст. 50, ст. 113), говорящее, в свою очередь, о том, что основной целью его деятельности должно быть извлечение прибыли (п. 1 ст. 50);
отсутствие права собственности на закрепленное за ним имущество (п. 1 ст. 113), неделимость имущества унитарного предприятия и невозможность распределения его по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия (п. 1 ст. 113);
нахождение имущества государственного или муниципального унитарного предприятия в государственной либо муниципальной собственности и принадлежность такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 2 ст. 113);
ответственность унитарного предприятия по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и исключение ответственности по обязательствам собственника его имущества (п. 5 ст. 113);
содержание в уставе унитарного предприятия, помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК, сведений о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования (п. 1 ст. 113);
содержание в фирменном наименовании унитарного предприятия указания на собственника его имущества (п. 3 ст. 113);
назначение руководителя унитарного предприятия в качестве органа управления собственником либо органом, уполномоченным собственником, и подотчетность им.
ГК РФ закрепляет также основные особенности правового статуса двух видов унитарных предприятий - унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения (ст. 114), и казенного предприятия (унитарного предприятия), основанного на праве оперативного управления (ст. 115).
По действующему гражданскому законодательству только унитарные предприятия являются коммерческими организациями со специальной правоспособностью.
Хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы обладают общей правоспособностью и вправе осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, если иное не определено учредительными документами
В законодательстве логичным следствие
Лишь учреждение унитарных предприятий подвергнуто регламентации в той части, которая касается экономических оснований для их создания: наряду с основной целью создания и деятельности обозначены иные. Причем назвать эти цели "дополнительными" достаточно сложно: юридическое лицо, создаваемое для их достижения, далеко не всегда может преследовать извлечение прибыли в качестве основной цели.
Случаи, в которых могут быть созданы унитарные предприятия, закреплены в п. 4 ст. 8 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон об унитарных предприятиях). Хотя в названной структурной части Закона не используется указание на то, что речь идет именно о целях создания юридического лица, это не меняет существа дела.
Цели создания унитарных предприятий, наделенных имуществом на праве хозяйственного ведения, с точки зрения законодателя отличаются от целей создания казенных предприятий. Однако, забегая вперед, отметим: анализ соответствующих случаев позволяет утверждать, что фактически унитарные предприятия, созданные с одними и теми же целями, могут быть наделены разными правовыми титулами на переданное им имущество: "Ни ГК РФ, ни Закон об УП (п. 4 ст. 8) не содержат четких критериев при ответе на вопрос, в каких случаях предприятие должно быть основано на праве хозяйственного ведения, а в каких оно должно быть казенным. Отсюда следует, что выбор вида предприятия по логике законодателя - вопрос не столько "права", сколько "факта", который во многих случаях может быть решен индивидуально (или произвольно)" ели создания, ко
Цели создания унитарных предприятий, закрепленные в Законе (161-ФЗ) :
1. Необходимость производства отдельных видов продукции, изъятых из оборота или ограниченно оборотоспособных, является целью создания унитарных предприятий, призванной показать их исключительность в отечественной системе юридических лиц.
Необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена как цель создания унитарного предприятия, основана на особом свойстве данной категории юридических лиц - способности обладать имуществом исключительно на ограниченных (по терминологии законодателя - "вещных") правах.
3. Необходимость осуществления деятельности в целях решения социальных задач - самое общее основание создания унитарных предприятий. "Социальная задача" - категория весьма неопределенная, особенно если учитывать, что любая правовая норма регулирует общественные (социальные) отношения.