Государственный долг и методы управления им

Государственный кредит тесно связан с государственным долгом. Государственный долг – это сумма задолженности по обязательствам государства перед физическими и юридичес­кими лицами: резидентами, иностранными государствами, международными организациями и т.д.

В Республике Бела­русь государственный долг делится на внутренний и внешний. Под государственным внутренним долгом понимаются долговые обязательства Правительства Республики Бела­русь перед юридическими и физическими лицами на опре­деленный момент времени (начало года). Займы админис­тративно-территориальных единиц и получаемые им кре­диты к государственному долгу не относятся. Гарантиями государства по возврату долга служат имущество и другие активы, находящиеся в республиканской собственности. Национальное собрание Республики Беларусь ежегодно утверждает лимит прироста внутреннего государственного долга по отношению к ВВП.

Под внешним государственным долгом понимается общая сумма основного долга Республики Беларусь и ее резиден­тов по внешним государственным займам по состоянию на определенный момент времени (иностранные кредиты; зай­мы, получаемые от размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг). Основными целями внешних займов являются: покрытие дефицита республи­канского бюджета; пополнение валютных резервов страны; реализация инвестиционных проектов и государственных программ в соответствии с приоритетными направления­ми развития экономики Республики Беларусь. Различают также капитальный и текущий государственный долг. Ка­питальный государственный долг - это сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства на оп­ределенную дату, включая начисленные проценты, подле­жащие уплате. Текущий государственный долг - это расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обяза­тельствам государства и погашению обязательств, срок оп­латы которых наступил в отчетном периоде. Общая сумма государственного долга является показателем состояния финансов государства. Причинами возникновения госу­дарственного долга могут быть: недостаток финансовых ресурсов в национальной и иностранной валюте, вызванный неэффективной маркетинговой политикой предприятий по сбыту своей продукции, высокой себестоимостью продук­ции, убыточной деятельностью предприятий и т.д. Источни­ком возвращения государственного кредита и процентов по нему являются налоги.

Управление государственным долгомсостоит в совокупности мероприятий государства по вы­плате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий выпуска новых государственных ценных бумаг. Осущест­вляет управление государственным долгом в Республике Беларусь Правительство Республики Беларусь; долгом местных Советов депутатов - местные исполнительные и распорядительные органы власти. При этом используются различные методы регулирования государственного долга:

- новация - соглашение между заемщиком и кредитором по замене существующего обязательства другим обязательством;

- рефинансирование - погашение прежнего займа путем выпуска новых займов;

- конверсия - изменение первоначальных условий зай­ма, его доходности;

- унификация - объединение нескольких займов в один и обмен их на облигации нового займа;

- консолидация - изменение сроков действия уже выпу­щенных государственных займов, как правило, в сторону увеличения;

- отсрочка погашения займа, при которой прекращается выплата доходов;

- аннулирование государственного долга – применяется государством в случае его несостоятельности; изменении политического режима, не желающего принимать на себя финансовые обязательства предыдущих властей.

Конверсия, унификация, консолидация осуществляются только для внутренних займов; новации и отсрочка погаше­ния обязательств могут применяться для внешних займов по согласованию с кредиторами. Может проводиться также реструктуризация долга, т.е. перенос на более поздние сро­ки платежей по долгу. Эффективное управление государс­твенным долгом является важнейшим инструментом ус­корения социально-экономического развития Республики Беларусь.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите общие и отличительные признаки государ­ственного и банковского кредита.

2. Охарактеризуйте основные функции государствен­ного кредита.

3. Чем предопределяется необходимость использова­ния государственного кредита?

4. Что такое государственный долг и по каким признакам он классифицируется?

5. Назовите основные этапы управления государствен­ным долгом.

6. Какие меры могут использоваться в управлении го­сударственным долгом?

7. Охарактеризуйте роль контроля в управлении госу­дарственным долгом.

Наши рекомендации