Деловая игра
«Анализ труда и заработной платы»
Деловую игру проводит на основании знаний, полученных на лекционных и практических занятиях по ранее приведенным темам и по дисциплине «Теория экономического анализа» с использованием метлики комплексном) экономического анализа и методов его проведения.
Цель занятия:
• закрепить знания студента о влиянии факторов на состав и структуру персонала предприятия; использование рабочего времени и годовую производительность труда; формирование фонда заработной платы и его оценка на финансовые результаты деятельности организации;
• способствовать нормированию практических навыков и умений, направленных на обоснование управленческих решений по улучшению использования груда и его оплаты;
• научить экономически грамотно излагать мысли, правильно делать выводы по результатам расчетов, отстаивать свои позиции и взгляды на определенные экономические процессы и явления;
• показать роль бухгалтера, экономиста, менеджера в проведении анализа и принятии управленческих решений по повышению эффективности использования трудовых ресурсов.
Этапы игрового комплекса:
1. Организационный (5 мни). Преподаватель отмечает отсутствующих, проверяет подготовленность к занятиям, сообщает тему и цель занятия, излагает сценарий и критерии оценки знаний студентов.
Между студентами распределяются роли (выбор ролей специалистов фирмы по желанию студентов). Преподаватель раздает задания, аналитические материалы и знакомите методическими указаниями.
2. Практическая работа. Все участники игры делают расчеты в соответствии с заданиями самостоятельно. В качестве заданий предложены табл. 4, 6, 14, 15, 18, 19 с исходными данными по конкретной организации и форма №1 «бухгалтерский баланс». В процессе игры определяют количественное влияние факторов на результативные показатели, устанавливают причины изменений, фиксируют выводы, рассчитывают резервы по повышению эффективности использования трудовых ресурсов и разрабатывают мероприятия по их реализации.
Преподаватель контролирует последовательность выполнения заданий и время на решение практических ситуаций, методически их направляет и указывает на логическое мышление.
3. Заключительный. Расчеты и выводы предоставляются преподавателю, обсуждаются результаты решения практических ситуаций и проведение деловой игры. Преподаватель отмечает лучшие ответы и рекомендации по повышению эффективности использования труда и его оплаты.
Участники деловой игры:
арбитр (преподаватель);
эксперты (3 чел.);
директор фирмы (1 чел.);
главный бухгалтер (2 чел.);
экономический отдел (6 чел.):
• экономист по труду — кадры (2 чел.);
• экономист по снабжению (обеспеченности ресурсами — 2 чел.);
• экономист производственного отдела (2 чел.); финансово-учетный отдел (8 чел.):
• бухгалтер по оплате труда (2 чел.);
• бухгалтер по расчетам с поставщиками и покупателями (2 чел.);
• бухгалтер по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами (2 чел.);
• финансист (2 чел.);
менеджер по управлению и организации производства (2 чел.); юрист (2 чел.);
работники предприятия (занятые в основном производстве, подсобных производствах и промыслах, торговле, ЖКХ и др.).