Нормативная база формирования учетной политики
Формирование учетной политики
Учетная политика компании формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе положения ПБУ 1/2008 и утверждается руководителем организации. При этом утверждается:
o рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитичеческие счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета (в малых организация допускается применять рабочий план счетов с усеченным их количеством, которое полностью покрывает потребности бухгалтерского учета);
o формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
o порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
o способы оценки активов и обязательств;
o правила документооборота и технология обработки учетной информации;
o порядок контроля за хозяйственными операциями;
o другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Учетная политика формируется на бумажном носители и подлежит сдаче в налоговую инспекцию.
Сроки формирования учетной политики
Учетная политика во вновь созданной организации должна быть разработана и утверждена в срок не позднее 90 дней с момента государственной регистрации юридического лица. принятая учетная политика во вновь созданной организации считается действующей с момента государственной регистрациии общества.
Учетная политика действующих организаций принимается на неопределенный срок и может быть изменена. При внесении изменений в учетную политику они начинают действовать либо с момента изменения налогового и бухгалтерского законодательства, либо с начала года (в зависимости от типа изменений).
Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны от ранее применяемых или вводятся в организации впервые.
Раскрытие учетной политики
Организация должна раскрывать принятые способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. К способам ведения бухгалтерского учета, принятым в формировании учетной политики общества и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся способы:
o аммортизации основных средств, нематериальных и иных активов;
o оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции;
o признания выручки от продажи продукции, товаров, работ, услуг и др.
На выбор и обоснование учетной политики влияют следующие факторы:
1.организационно-правовая форма организации (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, муниципальное унитарное предприятие и др.);
2.отраслевая принадлежность и вид деятельности (производство, строительство, сельское хозяйство, услуги и др);
3.масштабы деятельности организации (объем производства и реализации продукции, численность работающих, стоимость имущества организации и т.д.);
4.управленческая структура организации и структура бухгалтерии;
5.финансовая стратегия организации (например, увеличение себестоимости продукции для уменьшения налога на прибыль и др.);
6.материальная база (наличие технических средств регистрации информации, компьютерной техники и т.д.);
7.степень развития информационной системы в организации, в том числе управленческого учета;
8.уровень квалификации бухгалтерских кадров и др
Нормативная база формирования учетной политики
Формирование учетной политики общества и ведение бухгалтерского учета осуществляются в соответствии с нормативными документами, имеющими разный стату. Одни из них обязательны к применению (Федеральный закон "О бухгалтерском учете", положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии). В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде следующей системе:
o 1-ый уровень: законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, регламентирующие прямо или косвенно порядок ведения бухгалтерского учета в организации (Гражданский, Налоговый кодексы, Федеральный закон "О бухгалтерском учете", Постановление Правительства РФ от 06.03.1998 года №283 "О программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными учетными стандартами финансовой отчетности" и др;
o 2-ой уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;
o 3-ий уровень: методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина России и др. ведомств;
o 4-ый уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самой организации (определяют особенности организации и особенности учета в ней. К основным документам в организации относятся: приказ об учетной политике, формы первичных учетных документов, утвержденных руководителем, графики документооборота, рабочий план счетов бухгалтерского учета, формы внутренней отчетности, утвержденные руководителем).